Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)
Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_ppk.pptx | 385.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого-педагогический консилиум ( ППк ) организуется в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии. Целью ППк является создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого – педагогического сопровождения.
Задачи ПП к : выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; р азработка рекомендаций по организации психолого – педагогического сопровождения воспитанников ; консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; контроль за выполнением рекомендаций ППк .
Основные принципы психолого - педагогического сопровождения ребенка. 1. Принцип семейной центрированности – специалисты ППк взаимодействует не только с ребёнком, но и с семьёй. 2. Принцип партнёрства – деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй. 3. Принцип междисциплинарного взаимодействия – работа с клиентами осуществляется специалистами разных областей знаний о ребёнке и семье, действующими в рамках технологии профессионального взаимодействия. 4. Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ППк и включении их семьи в программу обслуживания. 5. Принцип открытости – ППк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.
6. Принцип конфиденциальности – информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ППк , не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи. 7. Принцип уважения личности ребёнка – специалисты ППк принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития. 8. Принцип уважения к личности родителя – уважая личность родителя, специалисты ППк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания. 9. Принцип профессиональной ответственности – специалисты ППк ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка. 10. Принцип информированного согласия – добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ППк даёт родителям достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.
Документация ПП к Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк ; Положение о ППк ; График проведения плановых заседаний ППк на учебный год; Журнал учета заседаний ППк и воспитанников, прошедших ППк ; Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума; Протоколы заседания ППк ; Карта развития воспитанника, получающего психолого-педагогическое сопровождение; Журнал направлений воспитанников на ТПМПК .
Для организации деятельности ППк в ДОУ оформляются : - приказ заведующего о создании ППк с утверждением состава ППк ; положение о ППк , утвержденное заведующим ДОУ. Порядок хранения и срок хранения документов ППк : • ответственность за хранение документов (заключений, протоколов, личных карт развития и т.д.) несет председатель ППк ; • документы находятся в кабинете председателя ППк , выдача индивидуальных карт и других документов производится председателем ППк под роспись и на время, необходимое для ознакомления с содержанием документа, но не более, чем на один рабочий день; • по истечении срока хранения документы подлежат уничтожению.
Формы организации пп К Первичное заседание – проводится при зачислении ребенка в группу сразу по завершении первичных обследований у всех специалистов. Цель – определение особенностей развития воспитанника, возможных условий и форм его обучения, необходимого психологического, логопедического и иного сопровождения педагогического процесса. Плановые консилиумы – проводятся не реже одного раза в полугодие. Цель – оценка динамики обучения и коррекции, внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников. Промежуточное заседание – проводится по завершению промежуточных обследований. Цель - отслеживание динамики индивидуального развития ребенка в процессе коррекционно – развивающей деятельности, внесение , в случае необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу, изменение формы, режима или программы обучения, назначение дополнительных обследований.
Внеплановые консилиумы (срочные) – проводятся при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития воспитанника; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанника в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанника, педагогических и руководящих работников; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. Цель – решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, а также внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности. Итоговое заседание – проводится в связи с переходом воспитанника на новую ступень обучения или в связи с завершением коррекционной работы. Цель – оценка статуса ребенка на момент окончания обучения: приобретённые знания, степень социализации, состояние эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций; рекомендации для педагогов, которые будут работать с воспитанником в дальнейшем.
Основные области деятельности специалистов ПП к Председатель ППк : ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ППк , планирование деятельности ППк , координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эффективности . Воспитатель (по необходимости): определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций психолога, логопеда (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.). Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, отслеживание динамики речевого развития, разработка рекомендаций другим специалистам и родителям по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.
Учитель – дефектолог ( по необходимости): динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия, дифференциации сходных состояний нарушений развития, отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка; Педагог-психолог : психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция , психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики.
План подготовки ребенка к представлению на ПП к 1. Анализ первичной информации: - Изучение анамнеза. - Изучение педагогического представления на ребёнка. - Изучение сведений о социальных условиях жизни ребёнка. 2. Формирование диагностической гипотезы. 3. Определение условий обследования ( время, место, допустимость обследования в присутствии нескольких специалистов, с участием родителей или без них). 4. Коллегиальное обследование. .
Организация деятельности ПП к 1. Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с согласия родителей (законных представителей) и на основании договора между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников. 3. По данным обследования каждым специалистом ППк составляется заключение и разрабатываются рекомендации. 2. Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка и на заседание ППк предоставляется следующая документация: - договор между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников; - Педагогическое представление на ребенка (по необходимости); - Представление педагога - психолога , составленное по результатам обследования особенностей развития ребенка; представление учителя – логопеда, составленное по результатам обследования ребенка ; учителя - дефектолога, тьютора (по необходимости); - запись воспитанника в журнал учета заседаний ППк и воспитанников, прошедших ППк ; .
4. Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется при первичной диагностике. Обследуется общий уровень развития ребенка, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства. Плановая диагностика результативности коррекционно- развивающей работы специалистов ППк проводится в середине и конце учебного года (январь, май). 5. На заседаниях ППк обсуждаются результаты диагностической, корреционно - развивающей работы; даются рекомендации по оптимизации педагогической деятельности, по вопросам всесторонней помощи детям нуждающихся в психолого - педагогическом сопровождении. 6. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя. 7. Периодичность проведения заседаний ППк определяется реальным запросом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на комплексное всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и (или) состояниями декомпенсации; плановые ППк проводятся не реже одного раза в квартал. 8. Председатель ППк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ППк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседаний ППк .
9. На заседаниях ППк все специалисты, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ППк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов. 10. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей) воспитанников в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование в ППк и ТПМПК. 11. В случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании воспитанника, ППк ДОУ готовит документы на ТПМПК.
Порядок проведения ПП к 1 . ППк проводится под руководством председателя . 2 . Каждый специалист ППк готовит своё представление на ребенка. 3 . Последовательность представлений специалистов определяется председателем ППк . 4 . Заключения всех специалистов является равнозначным для ППк . 5. На основании заключений всех специалистов составляется коллегиальное заключение ППк .
6. Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно – развивающей работы, утвержденные ППк , является обязательными для специалистов, работающих с ребенком. 7. Результаты ППк доводятся до сведения родителей (иных законных представителей). 8.Протокол ППк оформляется не позднее чем через 2 дня после его проведения и подписывается председателем ППк . 9 . На плановом ППк на основании устных представлений специалистов, непосредственно работающих с ребенком в карты развития вносятся сведения об изменении в состоянии ребенка в процессе реализации рекомендаций, и составляется краткое обобщенное письменное заключение и перечень корректировок , внесенных в рекомендации.
Алгоритм работы ПП к 1. Подготовка диагностических данных, аналитически обобщенных материалов по обозначенной теме каждым специалистом ППк отдельно . 2. Информационный обмен специалистов ППк . 4 . Разработка представлений о предполагаемых результатах коррекционной работы (задачи ). 7. Формы, объем, сроки работы по сопровождению воспитанника каждым специалистом ППк . 5. Методы работы, которые соответствуют поставленным задачам. 9. Оформление документации. 8 . Формы, объем консультационной работы с педагогами, родителями. 3. Определение сути проблемы ребенка (диагноз). 6. Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания ).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ
Представляю опыт работы организации деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ...
Организация работы психолого - педагогического консилиума в коррекционном ДОУ
В нашем дошкольном учреждении 4 коррекционных группы для детей с нарушением интеллекта. У 80 % воспитанников оформлена инвалидность. Все воспитанники ДОУ представлены на психолого-медико-п...
Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"
Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...
Организации работы психолого педагогического консилиума
ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ1. Документация ППк2. Протокол заседания психолого-педагогического консилиума МДОБУ детского сада №843....
Организация работы психолого-педагогического консилиума ДОО по раннему выявлению детей с ТНР и коррекции речевого развития.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из главных составляющих воспитания и обучения детей, т. к. от ее развития, связности, правильно...
Организация деятельности психолого-педагогического консилиума в дошкольной организации
На современном этапе наиболее приемлемой и распространенной формой организации психолого-педагогического сопровождения в ДОУ является психолого-педагогический консилиум.Психолого-педаго...
Приказ об организации деятельности психолого - педагогического консилиума
Приказ об организации деятельности психолого - педагогического консилиума...