Волкова Н. А. Домашние животные. Речевые игры для детей 5-7 лет.
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n._a._domashnie_zhivotnye._rechevye_igry_dlya_detey_5-7_let.docx | 704.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Тема недели «Животный мир».
Лексическая тема
«Домашние животные и их детёныши».
Направление «Речевое развитие».
“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий
и поистине волшебный русский язык”.
Константин Георгиевич Паустовский
Содержание.
Раздел | Деятельность | Задачи. |
Звуковая культура речи | Занимательная игра «Щенки». | Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "щ". Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. |
Занимательная игра «Оса и коза». | Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "з – с". | |
Игровая ситуация «Щеночек». | Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "щ" и "ч". | |
Формирование словаря детей | Ситуация общения «Рассказ о кошке». | Обогащать речь детей глаголами. Расширять знания детей о кошке. |
Ситуация общения «Рассказ о щенке». | Обогащать речь детей глаголами. Расширять знания детей о собаке. | |
Словесная игра «Узнай животное по описанию». | Обогащать речь прилагательными, характеризующими внешний вид животных. Формировать умение детей узнавать домашних животных по описанию. | |
Пальчиковая игра «Домашние животные». | Обогащать речь существительными, обозначающими названия домашних животных. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. | |
Самомассаж пальцев рук «Коровушка». | Закреплять правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ш". Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. | |
Развитие грамматического строя речи. Словоизменение. | Речевая игра «У кого кто». | Упражнять в умение согласовывать существительные с числительными. Обогащать речь существительными, обозначающими названия детёнышей животных. |
Речевая игра «Наши домашние животные». | Упражнять в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Обогащать речь детей существительными. | |
Речевая ситуация «Серый кот». | Упражнять детей в изменение существительных по падежам. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. | |
Речевая ситуация «Кошачьи прятки». | Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с притяжательными прилагательными. | |
Занимательная игра «Собираем детёнышей домашних животных». | Дать представление о собирательных числительных. Помочь детям правильно употреблять собирательные числительные. Упражнять детей в умение образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поддерживать интерес детей к домашним животным. |
Раздел | Деятельность | Задачи. |
Развитие грамматического строя речи. Словообразование. | Речевая ситуация «На ферме». | Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных. Поддерживать интерес детей к домашним животным. |
Ситуация общения «Неугомонный щенок». | Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поддерживать интерес детей к словообразованию. | |
Речевая игра «Ласково животное назови». | Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес детей к домашним животным. | |
Развитие грамматического строя речи. Говорим правильно. | Речевая игра «Спор о собаках». | Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Продолжать работу по обогащению словаря детей. |
Занимательная игра «Неизменяемое слово "пони"». | Формировать представление детей о неизменяемых словах. Помочь детям правильно употреблять несклоняемые существительные. Поощрять стремление детей говорить правильно. | |
Развитие грамматического строя речи. Предложения. | Ситуация общения «Писатели о лошади». | Формировать умение детей распространять предложения с помощью определений. Обогащать словарь детей прилагательными. |
Разговор-размышление «Домашние животные, кто лишний?» | Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. | |
Речевая ситуация «Сравним корову и кошку». | Формировать умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Развивать внимание, мышление. | |
Расширение кругозора | Словесная игра «Фермерские загадки». | Закрепить знания детей о домашних животных. Формировать умение детей узнавать домашних животных по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. |
Интеллектуальная разминка «Домашние животные». | Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о домашних животных. Обогащать природоведческий словарь детей. | |
Развитие свободного общения детей с взрослыми и детьми | Игровая ситуация «Интервью». «Расскажи о своём домашнем любимце». | Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Формировать умение строить высказывания. Продолжать развивать речь детей как средство общения. |
Развитие связной речи детей. Диалог. | Занимательная беседа «Клуб Почемучек». «Учимся задавать вопросы». | Совершенствовать диалогическую речь детей. Формировать умение детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами, соблюдая интонационную выразительность. Развивать познавательный интерес детей, любознательность. Поддерживать интерес детей к домашним животным. |
Звуковая культура речи
Занимательная игра «В краю Скороговория».
«Щенки».
Задачи. Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "щ". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Развивать память детей.
Игра.
Понедельник. Знакомство со скороговоркой.
— Дети, по стране Скороговория гуляем, удивительное замечаем…
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
— Дети, два щенка как щиплют щётку в уголке? (ответы детей).
— Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Дети, два щенка щека к щеке что делают? (ответы детей).
— Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Дети, два щенка щека к щеке щиплют что в уголке? (ответы детей).
— Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Дети, два щенка щека к щеке щиплют щётку где? (ответы детей).
— Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
— Дети, произнесём скороговорку, меняя силу голоса, его громкость.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова и звуки.
— Чудесно, дети! Скороговорку запоминали, чётко повторяли.
Совет педагогу. Детям, которые обычно кричать в группе, предложите произнести скороговорку тихо, шёпотом. Детям, которые отвечают на вопросы взрослых тихо, еле слышно, проговорить скороговорку громко.
Вторник. Школа актёрского мастерства.
Педагог читает скороговорку.
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
— Дети, сегодня у нас Школа актёрского мастерства. Мы с вами проговорим нашу скороговорку с разной интонацией. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация), весело (восклицательная интонация). Предлагает детям по очереди произнести скороговорку. Каждый ребёнок получает своё задание: произнести скороговорку радостно или сердито, удивлённо или грустно. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.
— Замечательно, дети! Как актёры выступали, скороговорку чётко читали.
Среда. Ритмический рисунок.
Педагог читает скороговорку.
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
— Дети, сегодня мы познакомимся с ритмом нашей скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова и звуки.
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки, делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки. Затем педагог повторяет игру, ускоряя ритм.
— Здóрово, дети! Ритм измеряли, скороговорку чётко повторяли.
Четверг. Конкурс чтецов.
Педагог читает скороговорку.
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку три раза подряд. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю конкурс чтецов я.
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
Педагог произносит скороговорку три раза подряд быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку по три раза подряд. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.
— Потрясающе, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.
Пятница. Соревнование.
Педагог читает скороговорку.
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
— Дети, сегодня у нас соревнование «Кто быстрее проговорит скороговорку». Соревноваться будем парами, время засекаем по секундомеру. Дети, пожалуйста, не забывайте, скороговорку нужно произнести не только быстро, но и чётко, проговаривая все слова и звуки. Дети, скороговорку запоминаем, быстро, скоро повторяем.
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
Желающие дети произносят скороговорку, педагог засекает время, оценивает чёткость произношения звуков. В конце соревнования подводится итог, выбирается победитель.
— Отлично, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.
Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день с каждым ребёнком.
Занимательная игра «Оса и коза».
Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "з – с". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Игровой материал: картинка «Оса и коза».
Игра.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Оса и коза».
— Дети, в стране Звуков есть край Чистоговория. В этом краю все любят говорить чистоговорки. Как вы думаете, что такое чистоговорки? (предположения детей).
— Чистоговорки – это небольшие стихотворения, которые нужно запомнить, а затем правильно, чисто произнести. Сегодня мы с вами придумаем чистоговорку о козе и осе. Дети, оса – это кто? (ответы детей).
— Коза – это кто? (ответы детей).
— Оса – насекомое, а коза – домашнее животное. Дети, помогите мне, пожалуйста, чистоговорку сочинить. Я чистоговорку начинаю, вы заканчивайте словом «оса» или «коза». Слово по смыслу подбираем, правильно изменяем.
Педагог читает чистоговорку по строчкам, не договаривая последнее слово в предложении. Дети хором называют последнее слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки в слове.
- Се-се-се, се-се-се – расскажу вам об …осе.
- Зе-зе-зе, зе-зе-зе – расскажу вам о … козе.
- Су-су-су, су-су-су – я увидела … осу.
- Зу-зу-зу, зу-зу-зу – я увидела … козу.
- Са-са-са, са-са-са – меня догоняет … оса.
- За-за-за, за-за-за – меня догоняет … коза.
- Сы-сы-сы, сы-сы-сы – убегаю от … осы.
- Зы-зы-зы, зы-зы-зы – убегаю от … козы.
— Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, чистоговорку сочинить мне помогали. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.
Педагог читает чистоговорку по одному предложению. Дети повторяют хором или поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили все звуки.
- Се-се-се, се-се-се – расскажу вам об осе.
- Зе-зе-зе, зе-зе-зе – расскажу вам о козе.
- Су-су-су, су-су-су – я увидела осу.
- Зу-зу-зу, зу-зу-зу – я увидела козу.
- Са-са-са, са-са-са – меня догоняет оса.
- За-за-за, за-за-за – меня догоняет коза.
- Сы-сы-сы, сы-сы-сы – убегаю от осы.
- Зы-зы-зы, зы-зы-зы – убегаю от козы.
— Здóрово, дети! Чистоговорку запоминали, слова чётко повторяли.
— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Оса и коза».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.
Педагог читает чистоговорку и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом и повторяют чистоговорку.
Се-се-се, се-се-се – расскажу вам об осе. | Кулачки, ударяют друг о друга. Руки в стороны. |
Зе-зе-зе, зе-зе-зе – расскажу вам о козе. | Хлопки в ладоши. Руки вперёд, ладони вверх. |
Су-су-су, су-су-су – я увидела осу. | Кулачки, ударяют друг о друга. Руки в виде бинокля перед глазами. |
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – я увидела козу. | Хлопки в ладоши. Пальцами показываем рожки на голове. |
Са-са-са, са-са-са – меня догоняет оса. | Кулачки, ударяют друг о друга. Руки в стороны, взмахи вверх, вниз. |
За-за-за, за-за-за – меня догоняет коза. | Хлопки в ладоши. Руки к щекам, наклоны головы вправо-влево. |
Сы-сы-сы, сы-сы-сы – убегаю от осы. | Кулачки, ударяют друг о друга. Бег на месте. |
Зы-зы-зы, зы-зы-зы – убегаю от козы. | Хлопки в ладоши. Бег на месте. |
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Замечательно, дети! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали.
По желанию детей игра повторяется.
Игровая ситуация «Щеночек».
Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "щ" и "ч". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.
Игровой материал: картинка «Щеночек».
Игра.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Щеночек».
— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Дети, кто знает, что такое чаща? (ответы детей).
— Чаща – это густой, труднопроходимый лес. Дети, чистоговорку запоминаем, в словах звуки "ч" и "щ" различаем.
Щеночек в чащу дощечку тащит.
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.
— Дети, кто в чащу дощечку тащит? (ответы детей).
— Щеночек в чащу дощечку тащит. Дети, щеночек куда дощечку тащит? (ответы детей).
— Щеночек в чащу дощечку тащит. Дети, щеночек в чащу что тащит? (ответы детей).
— Щеночек в чащу дощечку тащит. Щеночек в чащу дощечку что делает? (ответы детей).
Щеночек в чащу дощечку тащит.
— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звук "щщщ"? (ответы детей).
— В каком слове мы слышим звук "щщщ" в начале слова? (щеночек).
— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звук "ччч"? (ответы детей).
— В каком слове мы слышим звук "ччч" в начале слова? (чащу).
— Дети, в каких словах чистоговорки мы слышим звуки "щщ" и "чч"? (ответы детей).
— Удивительно, дети! В словах: щеночек, в чащу, дощечку – мы слышим звук "щщ" и звук "чч".
Педагог читает чистоговорку ещё раз, и предлагает желающим детям повторить его.
Раз, два, три!
Чистоговорку повтори!
Щеночек в чащу дощечку тащит.
Дети читают чистоговорку, педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Очаровательно! Дети, звуки "ч" и "щ" правильно произносите, чётко слова говорите.
Формирование словаря детей
Ситуация общения «Рассказ о кошке».
Задачи. Обогащать речь детей глаголами. Расширять знания детей о кошке.
Разговор.
Педагог читает стихотворение, выделяя голосом глаголы.
Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком виляла,
Деток созывала.
— Где мои ребятки,
Серые котятки?
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам.
Нина Найдёнова
— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о кошке. Я начинаю, предложение, а вы подбираете нужное слово. Слова отвечает на вопрос: что кошка делает?
Дети отвечают хором. Если глагол сказали не все дети, педагог просит повторить: «Скажем все вместе, что делает кошка». При необходимости, педагог подсказывает слово, и просит детей, повторить его.
Лексический материал.
- Кошка на окошке … (сидит),
- на лежанке … (лежит),
- глазки закрыла, … (спит).
- Встала кошка, молоко … (лакает),
- мясо кошка … (ест).
- Мяу – мяу, кошка громко … (мяукает),
- мур-мур-мур, кошка ласково … (мурлычет),
- фыр-фыр, кошка сердито … (фырчит),
- ш-ш-ш, кошка сердито … (шипит).
- Мышка, кошка за мышкой … (бежит),
- птичка, кошка на дерево … (залезает),
- собака, кошка на забор прыг, … (прыгает).
— Замечательно, дети! О кошке рассказали, слова правильно подобрали.
Ситуация общения «Рассказ о щенке».
Задачи. Обогащать речь детей глаголами. Расширять знания детей о собаке.
Разговор.
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Зубы острые,
Шёрстка пёстрая.
Гав! Гав!
— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о щенке, детёныше собаки. Я начинаю, предложение, а вы подбираете нужное слово. Слова отвечает на вопрос: что щенок делает?
Дети отвечают хором. Если глагол сказали не все дети, педагог просит повторить: «Скажем все вместе, что делает щенок». При необходимости, педагог подсказывает слово, и просит детей, повторить его.
Лексический материал.
- Щенок на лежанке… (лежит),
- щенок крепко … (спит).
- Глазки открывает, в игры … (играет),
- быстро … (бегает).
- высоко … (прыгает).
- Устал щенок, воду … (лакает),
- Косточку … (грызёт).
- Тяв-тяв-тяв, весело щенок … (тявкает),
- гав-гав-гав, громко щенок … (лает).
- р-р-р, сердито щенок … (рычит).
- На охране щенок, он дом … (охраняет),
- Защитник щенок, он хозяев … (защищает).
— Прекрасно, дети! О щенке рассказали, слова правильно подобрали.
Словесная игра «Узнай животное по описанию».
(с детьми 6-7 лет).
Задачи. Расширять знания детей о домашних животных. Формировать умение детей узнавать домашних животных по описанию. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими внешний вид животных.
Игра.
— Дети, в игру играем, домашних животных по описанию узнаем.
Игровые правила:
- описание запоминаем, домашнее животное угадаем;
- рассказ не перебиваем, когда спросят – отвечаем.
Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.
— Дети, внимание! Начинается игра, слушайте внимательно меня.
Лексический материал.
- Животные большие, рогатые, длиннохвостые, кормилицы и поилицы, дают людям молоко. (Коровы).
- Животные большие, выносливые, длинноногие, пышногривые, красивые, грациозные, перевозят людей и грузы. (Лошади).
- Животные огромные, длинноногие, короткогривые, двугорбые или одногорбые, густошёрстные, перевозят людей и грузы, дают людям молоко и шерсть. (Верблюды).
- Животные небольшие, длинноухие, короткогривые, упрямые, перевозят людей и грузы, дают людям молоко. (Ослы).
- Животные небольшие, густошёрстные, короткохвостые, дают людям шерсть. (Овцы).
- Животные небольшие, рогатые, бородатые, густошёрстные, дают людям молоко и шерсть. (Козы).
- Животные большие и маленькие, длинношерстные и короткошёрстные, добрые и злые, дом охраняют, людей защищают. (Собаки).
— Прелестно, дети! Домашних животных по описанию узнали, правильно назвали.
Пальчиковая игра «Домашние животные».
Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия домашних животных. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей.
Игра.
— Дети, в пальчиковую игру играем, домашних животных вспоминаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, договаривают названия детёнышей животных.
Дети, на ферму шагаем, Домашних животным изучаем. | «Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке. | |
У верблюдицы верблюжонок. | Парное касание мизинцев. | |
У овцы … ягнёнок. | Парное касание безымянных пальцев. | |
У лошади … жеребёнок. | Парное касание средних пальцев. | |
У ослицы … ослёнок | Парное касание указательных пальцев. | |
У коровы … телёнок. | Парное касание больших пальцев. | |
Дальше гуляем, животных изучаем. | «Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке. | |
У кролика – крольчата, | Парное касание мизинцев. | |
У козы – … козлята, | Парное касание безымянных пальцев. | |
У свиньи – … поросята, | Парное касание средних пальцев. | |
У собаки – … щенята, | Парное касание указательных пальцев. | |
У кошки – … котята. | Парное касание больших пальцев. | |
Домашних животных оберегаем, Кормить не забываем. | На каждое слово сжимаем пальцы обеих рук в кулачки и резко разжимаем. |
— Чудесно, дети! Пальчиками играли, детёнышей домашних животных назвали.
Самомассаж пальцев рук «Коровушка».
Задачи. Закреплять правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ш". Познакомить детей с новым массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями. Воспитывать любовь детей к домашним животным.
Игра.
— Дети, разучим массаж пальцев рук, разминалка. Как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (ответы детей).
Самомассаж здоровье укрепляет,
Жизненную силу повышает.
— Дети, массируем подушечки пальцев рук. Поставим большой палец левой руки на ноготь большого пальца правой руки. Остальные пальчики левой руки, прижимают его подушечку снизу, разминая её. И так массажируем все пальчики. Читаем текст потешки «Коровушка» и разминаем пальцы рук. Педагог показывает движения.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения разминаем один палец.
Педагог читает текст, выделяя голосом слова со звуком «ш», и показывает движения. Дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.
Текст | Движения | |
Левой рукой массаж правой руки. | ||
Уж как я мою коровушку люблю. | Большой палец. | |
Уж как я мою коровушку люблю. | Указательный палец. | |
Уж как я-то ей крапивушки нажну. | Средний палец. | |
Кушай вволюшку, коровушка моя, | Безымянный палец. | |
Ешь ты досыта, Бурёнушка моя. | Мизинец. | |
Правой рукой массаж левой руки. | ||
Уж как я мою коровушку люблю. | Большой палец. | |
Уж как я мою коровушку люблю. | Указательный палец. | |
Сытно пойло я коровушке налью. | Средний палец. | |
Чтоб сыта была коровушка моя, | Безымянный палец. | |
Что бы сливочек бурёнушка дала | Мизинец. |
— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, чётко слова произносить не забывали.
Развитие грамматического строя речи
Словоизменение
Речевая игра «У кого кто».
(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).
Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия детёнышей домашних животных. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
У коровы есть сынок – А к свинье свой пятачок Тянет поросёнок. Сын лошадки бьёт копытцем – Появился у ослицы Серенький ослёнок… К маме-кошке сели ближе | У собаки – сын щенок, И зовут его Дружок… У козы – козлёночек, У овцы – ягнёночек… Всем на свете малышам, Даже птичкам и зверям, Мама добрая нужна, С ней беда им не страшна! Вера Баранова |
— Дети, о домашних животных многое мы знаем, у кого кто, вспоминаем.
Игровые правила.
- Цветок даю, домашнее животное назову.
- Детёнышей называй, один, два, много считай.
- Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя животных, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал.
- У лошади – … (один жеребёнок, два жеребёнка, много жеребят).
- У коровы – … (один телёнок, два телёнка, много телят).
- У верблюдицы – … (один верблюжонок, два верблюжонка, много верблюжат).
- У козы – … (один козлёнок, два козлёнка, много козлят).
- У овцы – … (один ягнёнок, два ягнёнка, много ягнят).
- У ослицы – … (один ослёнок, два ослёнка, много ослят).
- У свиньи – … (один поросёнок, два поросёнка, много поросят).
- У собаки – … (один щенок, два щенка, много щенят (щенков)).
- У кролика – … (один крольчонок, два крольчонка, много крольчат).
- У кошки – … (один котёнок, два котёнка, много котят).
— Чудесно, дети! Детёнышей домашних животных считали, слова правильно изменяли.
Речевая игра «Наши домашние животные».
(Индивидуально или подгруппа детей до 12 человек).
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия домашних животных. Поддерживать интерес к домашним животным.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, в игру играем, домашних животным вспоминаем.
Игровые правила:
- Цветок даю, животное назову.
- Животных перечисляй, твой, мой, наши называй.
- Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя домашнее животное, дети составляют словосочетания с местоимениями. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали местоимения с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал.
- Щенок – … (твой щенок, мой щенок, наши щенки).
- Кошка – … (твоя кошка, моя кошка, наши кошки).
- Поросята – … (твои поросята, мои поросята, наши поросята).
- Конь – … (твой конь, мой конь, наши кони).
- Корова – … (твоя корова, моя корова, наши коровы).
- Ягнята – … (твои ягнята, мои ягнята, наши ягнята).
- Верблюд – … (твой верблюд, мой верблюд, наши верблюды).
- Собака – … (твоя собака, моя собака, наши собаки).
- Козлята – … (твои козлята, мои козлята, наши козлята).
- Ослёнок – … (твой ослёнок, мой ослёнок, наши ослята).
- Коза – … (твоя коза, моя коза, наши козы).
- Жеребята – … (твои жеребята, мои жеребята, наши жеребята).
— Великолепно, дети! Домашних животных перечисляли, слова правильно изменяли.
Речевая ситуация «Серый кот».
(Индивидуально или подгруппа детей до 5 человек).
Задачи. Упражнять детей в изменение существительных по падежам. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к домашним животным.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Разговор.
Что за прелесть мой Мурлыка,
Мой любимый серый кот!
Как он весело играет,
Как он песенки поёт!
Шерсть его мягка, как бархат,
Глазки точно угольки,
И как все его движенья
Грациозны и легки!
И за то люблю Мурлыку
Больше всех игрушек я,
Всюду с ним мы неразлучны,
Как товарищи-друзья!
Л. Чарская
— Дети, а вы любите кошек? (ответы детей).
— Расскажем о Мурлыке. Я предложение начинаю, вы предложение повторяете и заканчиваете его, словами «серый кот». Но не забывайте, слова нужно изменять, по смыслу подбирать. Отвечает тот, у кого цветок.
Педагог произносит начало предложения и протягивает цветок ребёнку. Ребёнок повторяет предложение полностью, и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко выговаривали окончания слов. При необходимости, повторяет фразу правильно, подчёркивая окончания.
Лексический материал.
- У нас живёт кто? – … У нас живёт серый кот.
- Мы любим кого? – … Мы любим серого кота.
- Мы даём молоко кому? – … Мы даём молоко серому коту.
- Мы гордимся кем? – … Мы гордимся серым котом.
- Мы рассказываем всем о ком? – … Мы рассказываем всем сером коте.
— Спасибо, дети! О сером коте рассказали, слова правильно изменяли.
Речевая ситуация «Кошачьи прятки».
(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).
Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с притяжательными прилагательными. Поддерживать интерес детей к домашним животным.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Разговор.
— У одной старушки в деревянные избушки жили были кошки. Кошки со старушкой в прятки играли, но подсказки оставляли. Дети, старушке помогаем, части тела называем, слово «кошачий» добавляем, если нужно, слово изменяем.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетание, правильно согласовывали прилагательные с существительным, чётко проговаривали окончание прилагательного.
Лексический материал.
- На шкафу мы видим голову. Чья голова? … кошачья голова.
- Под столом мы видим хвост. Чей хвост? … кошачий хвост.
- Из-под дивана видны лапки. Чьи лапки? … кошачьи лапки.
- Из-за шторы выглядывает глаз. Чей глаз? … кошачий глаз.
- За табуреткой мы видим уши. Чьи уши? … кошачьи уши.
- Из-под подушки видно туловище. Чьё туловище? … кошачье туловище.
- Из-под тазика выглядывает нос. Чей нос? … кошачий нос.
— Восхитительно, дети! Словосочетания составляли, слово правильно изменяли.
Занимательная игра «Секреты русского языка».
«Собираем детёнышей домашних животных».
Задачи. Дать детям представление о собирательных числительных. Помочь детям правильно употреблять собирательные числительные. Упражнять детей в умение образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поддерживать интерес детей к домашним животным.
Разговор.
Возле леса на опушке,
Где цветы, как жар, горят,
Жили в маленькой избушке
Ровно семеро козлят.
Не одни, конечно, с мамой –
Рассудительной Козой:
Самой умной, доброй самой,
Самой нежной и родной.
Галина Ильина
— Дети, мы говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Дети, вспомните, пожалуйста, сколько козлят было у мамы козы в сказке «Волк и козлята»? (ответы детей).
— Дети, как правильно сказать: у козы семь козлят или у козы семеро козлят? (предположения детей).
— О взрослых животных мы скажем: «семь собак», «шесть кошек». О детёнышах животных можно сказать и семь, и семеро. Дети, детёнышей животных собираем, по-разному их считаем.
Дети отвечают хором или поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети в ответе использовали собирательное числительное. Если ребёнок, называет количественное числительное, то педагог уточняет: «А как можно по-другому сказать?»
Лексический материал.
- Жили-были лошадь и два жеребёнка. Сколько у лошади жеребят? (Двое жеребят).
- Корова и три телёнка. Сколько у коровы телят? (Трое телят).
- Собака и четыре щенка. Сколько у собаки щенят? (Четверо щенят).
- Кошка и пять котят. Сколько у кошки котят? (Пятеро котят).
- Овца и шесть ягнят. Сколько у овцы ягнят? (Шестеро ягнят).
- Коза и семь козлят. Сколько у козы козлят? (Семеро козлят).
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными.
— Потрясающе, дети! Детёнышей собрали, слова правильно назвали.
Развитие грамматического строя речи
Словообразование
Речевая ситуация «На ферме».
(Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек).
Задачи. Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных. Поддерживать интерес детей к домашним животным.
Разговор.
— Дети, я расскажу вам о ферме, о домашних животных, а вы мне поможете рассказать, подскажите слово.
Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен, контролирует, чтобы дети правильно произносили наречия.
Лексический материал.
— Дети, по ферме я гуляла, звуки изучала. На ферме слышны…
- Нежное мурлыкание кошки. Кошка мурлыкала как? – ... нежно.
- Тихое мяуканье котят. Котята мяукали как? – ... тихо.
- Сердитое хрюканье свиньи. Свинья хрюкала как? – ... сердито.
- Пронзительное верещание поросят. Поросята верещали как? – … пронзительно.
- Задорное ржание жеребят. Жеребята ржали как? – ... задорно.
- Громкое мычание коров. Коровы мычали как? – ... громко.
- Весёлое мычание телят. Телята мычали как? – ... весело.
- Печальное блеяние ягнят. Ягнята блеяли как? – ... печально.
- Монотонное блеяние овец. Овцы мычали как? – ... монотонно.
- Звонкий лай собаки. Собака лаяла как? – ... звонко.
— Чудесно, дети! По форме гуляли, слова правильно подбирали.
Ситуация общения «Неугомонный щенок».
Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поддерживать интерес детей к словообразованию.
Разговор.
— Дети, помогите мне, пожалуйста, составить рассказ о неугомонном щенке с помощью слова «бегал». Только не забудьте, что слово можно сказать по-разному. Вы готовы? (ответы детей).
Педагог рассказывает, делая паузы, когда дети должны подсказать слово. Дети отвечают хором или поочерёдно. Если ответом несколько, педагог повторяет фразу с правильным словом. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен, контролирует, чтобы дети чётко произносили приставку.
Лексический материал.
- Щенок по двору ... (бегал).
- Ко мне ... (подбежал).
- От меня ... (убежал).
- На крыльцо... (взбежал).
- В дом ... (вбежал).
- Из дома ... (выбежал).
- До будки ... (добежал).
- За будку ... (забежал).
- Будку вокруг ... (оббежал).
- От будки ... (отбежал).
- Двор ... (перебежал).
- Снова ко мне ... (подбежал).
— Превосходно, дети! О щенке рассказали, слово «бегал» по-разному называли.
Речевая игра «Ласково животное назови».
(Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек).
Задачи. Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес детей к домашним животным.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, в народе говорят: «Ласковое слово и животное понимает». Мы с вами домашних животных вспоминаем, ласково называем.
Игровые правила.
- Животное назову, цветок подарю.
- Словосочетание измени, ласково скажи.
- Цветок мне верни.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя словосочетания, дети повторяют словосочетание ласково. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетаниями, при необходимости педагог подсказывает слово, дети повторяют словосочетание.
Лексический материал.
- Пушистая кошка — ... (пушистенькая кошечка).
- Умная собака — ... (умненькая собачка).
- Хитрая коза — ... (хитренькая козочка).
- Белая овца — ... (беленькая овечка).
- Быстрый жеребёнок — ... (быстренький жеребёночек).
- Добрый телёнок — ... (добренький телёночек).
- Весёлый поросёнок — ... (весёленький поросёночек).
- Красивый котёнок — ... (красивенький котёночек).
- Серый козлёнок — ... (серенький козлёночек).
— Волшебно, дети! По-другому сказали, животных ласково назвали.
Развитие грамматического строя речи
Говорим правильно
Речевая игра «Спор о собаках».
Задачи. Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Продолжать работу по обогащению словаря детей.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, в игру играем, спор изображаем.
Игровые правила.
- Слово назову, цветок даю.
- Слово измени, ещё лучше скажи.
- Собаку восхваляй, цветок мне возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя слово, дети изменяют слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончание слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал.
- Моя собака крупная — ... (ещё крупнее),
- чёрная — ... (ещё чернее),
- пушистая — ... (ещё пушистее),
- лохматая — ... (ещё лохматее),
- красивая — ... (ещё красивее),
- послушная — ... (ещё послушнее),
- умная — ... (ещё умнее),
- смелая — ... (ещё смелее),
- добрая — ... (ещё добрее),
- ласковая — ... (ещё ласковее),
- весёлая — ... (ещё веселее),
- резвая — ... (ещё резвее),
- игривая — ... (ещё игривее),
- смирная — ... (ещё смирнее),
- сильная — ... (ещё сильнее),
- быстрая — ... (ещё быстрее),
- чудесная — ... (ещё чудеснее),
- верная — ... (ещё вернее),
- преданная — ... (ещё преданнее).
— Очаровательно, дети! О собаках рассказали, сравнение подобрали.
Занимательная игра «Секреты русского языка».
«Неизменяемое слово "пони"».
Задачи. Формировать представление детей о неизменяемых словах. Помочь детям правильно употреблять несклоняемые существительные. Поощрять стремление детей говорить правильно.
Игра.
— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много слов. Слова в нашем языке можно изменять. Дети, помогите мне, пожалуйста, изменить слово «конь».
Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончание слова «конь».
Лексический материал.
- Есть у нас кто? … (конь). (Есть у нас конь).
- У нас нет кого? … (коня). (У нас нет коня).
- Мы даём кому? … (коню). (Мы даём коню).
- Мы видим, кого? … (коня). (Мы видим коня).
- Мы гордимся кем? … (конём). (Мы гордимся конём).
- Мы думаем о ком? … (о коне). (Мы думаем о коне).
— Молодцы! Слово «конь» правильно изменяли. Дети, я напомню вам секрет! В русском языке есть неизменяемые слова. Вот, например, слово «Пони». Пони – это маленькая лошадь. Дети, слово «пони» не изменяем, всегда одинаково повторяем.
Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети не изменяли слово.
Лексический материал.
- Есть у нас кто? … (пони). (Есть у нас пони).
- У нас нет кого? … (пони). (У нас нет пони).
- Мы даём траву кому? … (пони). (Мы даём траву пони).
- Мы видим, кого? … (пони). (Мы видим пони).
- Мы гордимся кем? … (пони). (Мы гордимся пони).
- Мы думаем о ком? … (о пони). (Мы думаем о пони).
— Дети, секрет не забывайте, слово «пони» не изменяйте.
Развитие грамматического строя речи
Предложения
Ситуация общения «Писатели о лошади».
Задачи. Формировать умение детей распространять предложения с помощью определений. Обогащать словарь детей прилагательными.
Разговор.
— Дети, кто такие писатели? (ответы детей).
— Писатель – это человек, который рассказывает о разных событиях, делиться своими мыслями с читателями. А помогают ему в этом слова. Мы с вами сегодня писатели. Придумываем красивые слова, чтобы наш рассказ был интересным.
Предложение. По лугу бежала лошадь.
- К слову «луг» придумаем красивые слова? (зелёный, большой, весенний, летний, деревенский, бескрайний).
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
- Подберём красивые слова о цвете шерсти лошади? (Чёрная, белоснежная, гнедая. рыжая, серая, вороная)
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
- Назовём красивые слова о внешнем виде лошади? (Красивая, грациозная, статная, стройная, белогривая, длинногривая, тонконогая).
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
- Расскажем красивыми словами о силе, быстроте, физическом состоянии лошади? (Выносливая, быстрая, резвая, смирная, спокойная).
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
— Предложение "По лугу бежала лошадь" украшаем, красивые слова добавляем. Например, По заливному лугу бежала цирковая лошадь.
— Дети, повторите, пожалуйста, предложение "По лугу бежала лошадь". Но не забудьте украсить предложение красивыми словами.
Дети произносят распространённые предложения. Педагог контролирует, чтобы дети не повторяли предыдущие предложения, а использовали свои определения.
— Замечательно, дети! Вы превосходно справились с этим заданием.
Разговор-размышление
«Домашние животные, кто лишний?»
Задачи. Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать.
Разговор.
— Дети, я сейчас назову вам домашних животных, а вы назовите животное, не похожее на всех других названных, и объясните, почему это животное непохоже. Кошка, корова, лошадь, коза, овца – кто лишний? (ответы детей).
— Я согласна с вами, кошка лишняя, А почему она лишняя, чем она не похожа на других домашних животных? (ответы детей).
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением, использовали союз «потому что», помогает строить высказывание.
— А почему кошка ещё лишняя? (ответы детей).
Если ребёнок указывает признак, который есть у других животных. Педагог поясняет, что это признак, есть у того или иного животного. Педагог контролирует, чтобы дети назвали все варианты различий, при необходимости задаёт наводящие вопросы.
— Подводим итог! Кошка, корова, лошадь, коза, овца.
- Лишняя кошка, потому что она ест мясо, а остальные домашние животные траву.
- Лишняя кошка, потому что она живёт в доме, а остальные домашние животные в хлеву.
- Лишняя кошка, потому что она маленькая, а остальные животные большие.
- Лишняя кошка, потому что у кошки лапы, а остальных животных ноги.
— Дети, в кто лишний и почему в этой цепочке: корова, лошадь, коза? (ответы детей).
— А кто думает по-другому? (ответы детей).
— Итак, лошадь лишняя, потому что у ней нет рогов, а у коровы и козы есть.
- Коза лишняя, потому что корова и лошадь, высокие, а коза не высокое животное.
— Здóрово, дети! Отличия правильно назвали, лишнее животное отыскали.
Речевая ситуация «Сравним корову и кошку».
(Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек).
Задачи. Формировать умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Развивать внимание, мышление. Поддерживать интерес детей к домашним животным.
Игровой материал: картины «Корова и кошка», волшебный цветок.
Разговор.
— Дети, корову и кошку изучаем, отличия отмечаем. Я сравнение начинаю, вы предложение повторите, отличие назовите.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, произнося предложение. Дети выполняют задание и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети произносили обе части сложносочинённого предложения.
Лексический материал.
- Корова большая, а кошка… маленькая.
- Корова коричневая, … а кошка чёрная.
- У коровы шерсть короткая, а у кошки … длинная.
- У коровы рога, … а кошка безрогая.
- У коровы ноги, … а у кошки лапы.
- Корова ест траву, … а кошка мясо.
- У коровы телята, … а у кошки котята.
- Корова живёт в коровнике, … а кошка в доме.
- Корова мычит, … а кошка мяукает.
— Чудесно, дети! Корову и кошку сравнили, предложение правильно повторили.
Расширение кругозора
Словесная игра «Фермерские загадки».
Задачи. Закрепить знания детей о домашних животных. Формировать умение детей узнавать домашних животных по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей.
Игра.
— Дети, в «Фермерские загадки» играем, правила не нарушаем.
Игровые правила:
- внимательно слушаем загадку;
- пока загадку читают, молчим;
- хором отвечаем, домашнее животное называем.
«М-е-е!» – позовёт, Бородою потрясёт. Молоком угощает, Тёплой шерстью одаряет. Длинные рога, хитрые глаза. А зовут её…... (коза). | Кто быстрее ветра мчится, Пыль из-под копыт клубится. С человеком очень дружит И ему надёжно служит, По хозяйству помогает. В сани он её впрягает, У кого так шёрстка гладка? Это к нам бежит … (лошадка). |
Кто даёт нам молочка, Маслица и творожка, С виду, правда, чуть сурова, А зовут её … (корова). | |
Мал да удал, Характер упрям, Среди полей и горных сёл Тянет тележку… (осёл). | |
Защищать должна я дом. Всё обнюхаю кругом. Лаю, если где-то драка, Потому, что я … (собака). | С гибкой шеей и горбатый, С тёплой шерстью рыжеватой Везти поклажу – его труд, А зовут его – … (верблюд). |
В сарае, в клетке он живёт, Морковку сладкую грызёт. Ох и острые же зубки, Он всегда в пушистой шубке, Длинноухий, хвост как нолик. Все узнали! Это… (кролик). | Длинношерстна, Травоядна, C людьми живёт, Шерсть тёплую даёт. Очень смирная она, А зовут её … (овца). |
Он с ветвистыми рогами И со стройными ногами. Людям помогает, Детей катает, На морозе целый день, Гуляет северный … (олень). | Вместо носа – пятачок, Вместо хвостика – крючок, Розовая спинка На спине щетинка. Подскажите мне друзья – Как зовут её – … (свинья). |
— Лошади, коровы, верблюды, северные олени, ослы, овцы, козы, свиньи, кролики, кошки, собаки – это…домашние животные.
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, домашних животных по описанию узнали.
Интеллектуальная разминка «Домашние животные».
Задачи. Закрепить знания детей о домашних животных. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
- Овца, свинья, коза – это … (домашние животные).
- У овцы – ягнёнок, у коровы – ... (телёнок).
- Пчела даёт мёд, а корова – ... (молоко).
- У коровы и лошади – ноги, а у кошки и собаки …. (лапы).
- У свиньи – щетина, у кошки …. (шерсть).
- Кошка рыбу ест, а молоко …. (лакает).
- Мурлычет, шипит, фырчит, мяукает кто – …. (кошка).
- Дом собаки называется …. (конура, будка).
- Собака мясо ест, а кость …. (грызёт).
- Дом коров называется …. (коровник).
- Рычат, гавкают, тявкают, лают – …. (собаки).
- Что есть у коровы и козы, но нет у лошади? …. (рога).
- Овца блеет, а корова …. (мычит).
- Дом овец называется …. (овчарня).
- Лошадь ржёт, а свинья …. (хрюкает).
- Дом коней и лошадей называется …. (конюшня).
- У лошади жеребята, а у свиньи …. (поросята).
- Дом свиней называется …. (свинарник).
- За овощами ухаживает овощевод, а за домашними животными … (животновод).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!!!
Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.
Развитие свободного общения детей с взрослыми и детьми
Игровая ситуация «Интервью».
«Расскажи о своём домашнем любимце».
Задачи. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Формировать умение строить высказывания. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Игровой материал. Микрофон или диктофон.
Разговор.
Педагог подходит к ребёнку. (Педагог подходит к тем детям, у которых есть домашние животные).
— Разрешите представиться, я корреспондент журнала «Колобок» (назвать своё имя отчество). Я хотела бы взять у Вас интервью. Вы не возражаете, если я запишу наш разговор на диктофон? (ответ ребёнка).
— Нашим читателям интересно узнать, есть ли у Вас домашние животные. Что бы Вы хотели рассказать о своём домашнем любимце. (Рассказ ребёнка).
В процессе разговора педагог задаёт наводящие вопросы, помогает подбирать слова, строить высказывания.
— Очаровательно! Ваш рассказ очень интересный. Я думаю, наши читатели с удовольствием прочитают Ваше интервью.
Желательно, что бы в группе действительно было печатное издание для родителей, где публиковались интервью, рассказы, стихи детей.
Развитие связной речи детей. Диалог.
Занимательная беседа «Клуб Почемучек».
«Учимся задавать вопросы».
Задачи. Совершенствовать диалогическую речь детей. Формировать умение детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами, соблюдая интонационную выразительность. Развивать познавательный интерес детей, любознательность. Поддерживать интерес детей к домашним животным.
Беседа.
— Дети, приглашаю вас вступить в клуб «Почемучек». В этом клубе только самые любознательные и наблюдательные дети, те кто хотят всё знать. Вы согласны? (ответы детей).
— Как вы считаете, что должен уметь настоящий Почемучка? (предположения детей).
— Почемучка очень внимательный, за всем наблюдает и умеет правильно задать вопрос. Дети, вспомним слова, с которых начинаются вопросы? (ответы детей).
— Почему? – это главное слово Почемучек. Но можно начать вопрос со слов: сколько, зачем, что, кто, где, когда. Дети, я открою вам тайну вопросительных предложений. Вопросительное предложение мы произносим, повышая голос, делая логическое ударение на вопросительное слово. Например,
Педагог произносит вопросительные предложения с нужной интонацией, выделяя голосом вопросительные слова.
- Почему домашних животных называют домашними?
- Сколько лап у лошади?
- Отчего кошки не летают?
- Зачем корове рога?
- Что едят лошади зимой?
- Кто опасен для домашних животных?
- Когда собака опасна?
— Дети, а теперь попробуйте вы составить вопросительное предложение.
Дети поочерёдно составляют вопросительные предложения. Педагог отвечает на вопросы детей.
— Вопросы вы составляете хорошо, а отвечать на них умеете? (ответы детей).
— Почемучки, ответьте пожалуйста на мои вопросы.
Педагог повторяет свои вопросы поочерёдно, на каждый вопрос, дети отвечают. Педагог выслушивает мнение каждого ребёнка. Затем говорит правильный ответ, и отмечает тех детей, кто ответил правильно.
- Почему домашних животных называют домашними? (Домашние животные живут в доме или возле дома человека).
- Сколько лап у лошади? (У лошади нет лап, у неё ноги).
- Отчего кошки не летают? (У кошки нет крыльев).
- Зачем корове рога? (Защищать себя и телят от волков)
- Что едят лошади зимой? (Лошади зимой едят овёс и сено).
- Кто опасен для домашних животных? (Хищники, волки).
- Когда собака опасна? (Когда находится рядом с щенками, когда кушает, на цепи, бездомная).
— Замечательно! Дети, вы интересные собеседники, мне приятно с вами беседовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Домашние животные. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексические темы «Домашние животные и их детёныши», «Дикие и домашние животные»....
Волкова Н. А. Ягоды. Речевые игры для детей 5-7 лет
Лексическая тема «Ягоды». Картотека речевых игр....
Волкова Н.А. Домашние животные. Читаем детям 5-7 лет.
Тема недели «Животный мир». Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»....
Волкова Н. А. Я-человек. Речевые игры для детей 5-7 лет
Тема недели «Я – Человек». Лексическая тема «Части тела человека и животных»....
Волкова Н. А. Дикие животные. Речевые игры для детей 5-7 лет
Тема недели «Кто как готовится к зиме». Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....
Волкова Н. А. Зимующие птицы. Речевые игры для детей 5-7 лет
Тема недели «Зимующие птицы». Лексическая тема «Зимующие птицы»....
Волкова Н.А. Домашние животные. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.
ОО Познание. Ознакомление с природой. Домашние животные....