Волкова Н. А. Дикие животные. Речевые игры для детей 5-7 лет
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «Кто как готовится к зиме». Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n._a._dikie_zhivotnye._rechevye_igry_dlya_detey_5-7_let.docx | 300.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Тема недели «Кто как готовится к зиме».
Лексическая тема
«Дикие животные и их детёныши».
Направление «Речевое развитие».
“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий
и поистине волшебный русский язык”.
Константин Георгиевич Паустовский
Содержание.
Раздел | Деятельность | Задачи. |
Звуковая культура речи | Занимательная игра «Ёж и уж». | Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "ж". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей. |
Занимательная игра «Лиса хороша». | Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с – ш". | |
Самомассаж пальцев рук «Мишка и шишка». | Закреплять правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ш". Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. | |
Формирование словаря детей | Речевая ситуация «Кто как готовится к зиме». | Обогащать речь детей существительными, названиями животных. Расширять знания детей о животном мире. Развивать память детей. |
Речевая ситуация «Какой…?» | Обогащать речь прилагательными, характеризующими животных. Поддерживать интерес детей к животным. | |
Ситуация общения «Узнай животное по описанию». | Расширять знания детей о диких животных. Формировать умение детей узнавать диких животных по описанию. Обогащать речь прилагательными, характеризующими внешний вид животных. | |
Речевая ситуация «Лесные жители». | Формировать умение детей подбирать прилагательные с противоположным значением, антонимы. Поддерживать интерес детей к животным. | |
Пальчиковая игра «Дикие животные». | Обогащать речь существительными, обозначающими названия диких животных. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Поддерживать интерес детей к жизни животных. | |
Пальчиковая игра «В лесу». | Обогащать речь существительными, обозначающими названия диких животных. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к жизни животных. | |
Пальчиковая игра «Кто спит зимой?» | Обогащать речь детей глаголами. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук, силу и гибкость пальцев детей. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к жизни животных. |
Раздел | Деятельность | Задачи. |
Развитие грамматического строя речи. Словоизменение. | Речевая игра «У кого кто». | Упражнять в умение согласовывать существительные с числительными. Обогащать речь существительными, обозначающими названия детёнышей диких животных. |
Речевая игра «Десять бурых медведей». | Упражнять в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. | |
Занимательная игра «Собираем детёнышей диких животных». | Закрепить представления детей о собирательных числительных. Помочь детям правильно употреблять собирательные числительные. Упражнять детей в умение образовывать родительный падеж множественного числа существительных. | |
Ситуация общения «Чьё жилище?» | Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с притяжательными прилагательными. Поддерживать интерес детей к диким животным. | |
Развитие грамматического строя речи. Словообразование. | Речевая игра «Лесная семья». | Упражнять детей в образовании однокоренных слов. Обогащать природоведческий словарь детей. |
Речевая ситуация «В лесу». | Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных. | |
Речевая ситуация «Волшебный звук "у"». | Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Развивать мышление. | |
Речевая ситуация «Назови животное ласково». | Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес детей к диким животным. | |
Ситуация общения «Расскажем о животных». | Формировать умение образовывать сравнительную степень имён прилагательных. Поддерживать интерес детей к диким животным. | |
Развитие грамматического строя речи. Говорим правильно. | Речевая игра «Спор лисиц». | Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Продолжать работу по обогащению словаря детей. |
Развитие грамматического строя речи. Предложения. | Ситуация общения «Маленькие слова в лесу». | Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Обогащать речь детей существительными, названиями животных. Поддерживать интерес детей к диким животным. |
Расширение кругозора | Словесная игра «Лесные загадки». | Формировать умение детей узнавать диких животных по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. |
Интеллектуальная разминка «Дикие животные». | Закрепить знания детей о диких животных. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать слуховое внимание, сообразительность, логическое мышление. | |
Развитие свободного общения детей с взрослыми и детьми | Игровая ситуация «Репортёр в осеннем лесу». | Формировать умение детей вести диалог; быть доброжелательным и корректным собеседником. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения. |
Звуковая культура речи
Занимательная игра «В краю Скороговория».
«Ёж и уж».
Задачи. Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "ж". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Развивать память детей.
Игра.
Понедельник. Знакомство со скороговоркой.
— Дети, по Скороговории гуляем, удивительное замечаем…
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.
У ежа – ежата,
у ужа – ужата.
Не живут ужи,
там, где есть ежи.
— Дети, помогите мне, пожалуйста, прочитать скороговорку, договаривайте предложение.
У ежа – …,
у ужа – ….
Не живут …,
там, где есть ….
— Дети, произнесём скороговорку, меняя силу голоса, его громкость.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова и звуки.
— Чудесно, дети! Скороговорку запоминали, чётко повторяли.
Совет педагогу. Детям, которые обычно кричать в группе, предложите произнести скороговорку тихо, шёпотом. Детям, которые отвечают на вопросы взрослых тихо, еле слышно, проговорить скороговорку громко.
Вторник. Школа актёрского мастерства.
Педагог читает скороговорку.
У ежа – ежата,
у ужа – ужата.
Не живут ужи,
там, где есть ежи.
— Дети, сегодня у нас Школа актёрского мастерства. Мы с вами проговорим нашу скороговорку с разной интонацией. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация), весело (восклицательная интонация). Предлагает детям по очереди произнести скороговорку. Каждый ребёнок получает своё задание: произнести скороговорку радостно или сердито, удивлённо или грустно. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.
— Замечательно, дети! Как актёры выступали, скороговорку чётко читали.
Среда. Ритмический рисунок.
Педагог читает скороговорку.
У ежа – ежата,
у ужа – ужата.
Не живут ужи,
там, где есть ежи.
— Дети, сегодня мы познакомимся с ритмом нашей скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова и звуки.
Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки, делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки. Затем педагог повторяет игру, ускоряя ритм.
— Здóрово, дети! Ритм измеряли, скороговорку чётко повторяли.
Четверг. Конкурс чтецов.
Педагог читает скороговорку.
У ежа – ежата,
у ужа – ужата.
Не живут ужи,
там, где есть ежи.
— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку три раза подряд. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю конкурс чтецов я.
Педагог произносит скороговорку три раза подряд быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку по три раза подряд. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.
— Потрясающе, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.
Пятница. Соревнование.
Педагог читает скороговорку.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Не живут ужи, там, где есть ежи.
— Дети, сегодня у нас соревнование «Кто быстрее проговорит скороговорку». Соревноваться будем парами, время засекаем по секундомеру. Дети, пожалуйста, не забывайте, скороговорку нужно произнести не только быстро, но и чётко, проговаривая все слова и звуки. Дети, скороговорку запоминаем, быстро, скоро повторяем.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Не живут ужи, там, где есть ежи.
Желающие дети произносят скороговорку, педагог засекает время, оценивает чёткость произношения звуков. В конце соревнования подводится итог, выбирается победитель.
— Отлично, дети! Скороговорку быстро читали, чётко звуки все сказали.
Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день с каждым ребёнком.
Занимательная игра «Лиса хороша».
Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с – ш". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Игровой материал: картинка «Лиса хороша».
Игра.
Педагог обращает внимание детей на картинку «Лиса хороша».
— Дети, в край Чистоговория приглашаю, чистоговорку сочинить предлагаю. Я чистоговорку начинаю, вы заканчивайте словом «лиса». Слово по смыслу подбираем, правильно изменяем.
Педагог читает чистоговорку по строчкам, не договаривая последнее слово в предложении. Дети хором называют последнее слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки в слове.
- Сы-сы-сы, сы-сы-сы – вы не видели … лисы.
- Ши-ши-ши, ши-ши-ши – лисы наши хороши.
- Са-са-са, са-са-са – вот идёт … лиса.
- Ша-ша-ша, ша-ша-ша – лисья шёрстка хороша.
- Су-су-су, су-су-су – не обижу я … лису.
- Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я рукой ей помашу.
- Се-се-се, се-се-се – расскажу вам о … лисе.
- Ше-ше-ше, ше-ше-ше – лисы добрые в душе.
— Отлично, дети! Слово правильно изменяли, чистоговорку сочинить мне помогали. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.
Педагог читает чистоговорку по одному предложению. Дети повторяют хором или поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили все звуки.
- Сы-сы-сы, сы-сы-сы – вы не видели лисы.
- Ши-ши-ши, ши-ши-ши – лисы наши хороши.
- Са-са-са, са-са-са – вот идёт лиса.
- Ша-ша-ша, ша-ша-ша – лисья шёрстка хороша.
- Су-су-су, су-су-су – не обижу я лису.
- Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я рукой ей помашу.
- Се-се-се, се-се-се – расскажу вам о лисе.
- Ше-ше-ше, ше-ше-ше – лисы добрые в душе.
— Восхитительно, дети! Чистоговорку запоминали, слова чётко повторяли.
— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Лиса хороша».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.
Педагог читает чистоговорку и показывает движения. Дети произносят текст вместе с педагогом и выполняют движения.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы – вы не видели лисы. | Кулачки, ударяют друг о друга. Руки в виде бинокля перед глазами. |
Ши-ши-ши, ши-ши-ши – лисы наши хороши. | Хлопки в ладоши. Руки в стороны. |
Са-са-са, са-са-са – вот идёт лиса. | Кулачки, ударяют друг о друга. Руки на пояс. Ходьба на месте. |
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – лисья шёрстка хороша. | Хлопки в ладоши. Обнять себя руками. |
Су-су-су, су-су-су – не обижу я лису. | Кулачки, ударяют друг о друга. Руки в стороны – руки к груди. |
Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я рукой ей помашу. | Хлопки в ладоши. Правая рука вверх, помахать рукой. |
Се-се-се, се-се-се – расскажу вам о лисе. | Кулачки, ударяют друг о друга. Руки вперёд, ладони вверх. |
Ше-ше-ше, ше-ше-ше – лисы добрые в душе. | Хлопки в ладоши. Руки прижать к груди. |
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Замечательно, дети! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали.
По желанию детей игра повторяется.
Самомассаж пальцев рук «Мишка и шишка».
Задачи. Закреплять правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ш". Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к животным леса.
Игра.
— Дети, разучим текст «Мишка и шишка» для массажа рук – разминалка. Как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (ответы детей).
Самомассаж здоровье укрепляет,
Жизненную силу повышает.
— Дети, массируем подушечки пальцев рук. Поставим большой палец левой руки на ноготь большого пальца правой руки. Остальные пальчики левой руки, прижимают его подушечку снизу, разминая её. И так массажируем все пальчики. Читаем текст и разминаем пальцы рук. Педагог показывает движения.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения разминаем один палец.
Педагог читает текст, выделяя голосом слова со звуком «ш», и показывает движения. Дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.
Текст | Движения | |
Левой рукой массаж правой руки. | ||
Мишка косолапый по лесу идёт, | Большой палец. | |
Шишки собирает, песенку поёт. | Указательный палец. | |
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб. | Средний палец. | |
Мишка рассердился, и ногою — топ! | Безымянный палец. | |
Не пойду я больше по лесу гулять! | Мизинец. | |
Правой рукой массаж левой руки. | ||
Не пойду я больше шишки собирать! | Большой палец. | |
Холодно зимой по лесу гулять, | Указательный палец. | |
Лучше я в берлоге буду сладко спать! | Средний палец. | |
Мишка косолапый спит и видит сны. | Безымянный палец. | |
Сладко спать в берлоге будет до весны. | Мизинец. |
— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, чётко слова произносить не забывали.
Формирование словаря детей
Речевая ситуация «Кто как готовится к зиме».
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Обогащать речь детей существительными, названиями животных. Расширять знания детей о животном мире. Развивать память детей.
Разговор.
— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать, кто как готовится к зиме.
- Кто зимой засыпает, зиму во сне пережидает?
(Медведи, ежи, летучие мыши, хомяки, барсуки, бурундуки, лягушки).
- Кто к зиме линяет, цвет шубки меняет?
(Зайцы, белки, ласки, песцы, горностаи).
- Кто нас покидает, в тёплые края улетает?
(Стрижи, ласточки, иволги, жаворонки, соловьи, грачи, кукушки, журавли, утки, гуси, лебеди, чайки).
- Кто к зиме тёплым пухом и оперением утепляется?
(Воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы, снегири, свиристели, дятлы, поползни, щеглы).
Педагог называет зверей и птиц, которых не назвали дети.
— Замечательно, дети! Животных вспоминали, кто как готовится к зиме узнали.
Речевая ситуация «Какой…?»
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими животных. Поддерживать интерес детей к животным.
Разговор.
— Дети, сегодня мы с вами расскажем о животных красивыми словами, отвечающими на вопрос «какой?»
Лексический материал.
- Медведь, какой? – большой, бурый, коричневый, пушистый, злой, сердитый…
- Волк, какой? – серый, злой, голодный, сильный…
- Лиса, какая? – рыжая, пушистая, хитрая, ловкая …
- Заяц, какой? – белый, серый, пушистый, трусливый, маленький, быстрый…
- Белка, какая? – рыжая, пушистая, ловкая, маленькая, весёлая…
- Ёж, какой? – маленький, серый, колючий, сердитый, умный….
Педагог к каждому слову называет прилагательные, которые не назвали дети.
— Чудесно, дети! Слова красивые называли, про животных интересно рассказали.
Ситуация общения «Узнай животное по описанию».
(с детьми 6-7 лет).
Задачи. Формировать умение детей узнавать диких животных по описанию. Обогащать речь прилагательными, характеризующими внешний вид животных. Расширять знания детей о диких животных.
Игра.
— Дети, загадки отгадаем, диких животных по описанию узнаем. Рассказ о животном не перебиваем, когда спросят – отвечаем.
Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.
— Дети, внимание!
Лексический материал.
- Животное грызун, мелкое, пушистое, рыжее, трудолюбивое, ловкое. (Белка).
- Животное серое, быстрое, ловкое, злое, зимой голодное, хищное. (Волк).
- Животное мелкое, серое, всеядное, колючее. (Ёж).
- Животное пушистое, то серое, то белое, быстрое, трусливое. (Заяц).
- Животное хищное, пушистое, длиннохвостое, рыжее, ловкое, хитрое. (Лисица).
- Животное травоядное, рогатое, копытное, крупное, лесной великан. (Лось).
- Животное крупное, бурое, лохматое, сильное, грозное, косолапое. (Медведь).
- Животное травоядное, рогатое, копытное, быстрое, пятнистое. (Олень).
— Прелестно, дети! Диких животных по описанию узнали, правильно назвали.
Речевая ситуация «Лесные жители».
Задачи. Формировать умение детей подбирать прилагательные с противоположным значением, антонимы. Поддерживать интерес детей к животным.
Разговор.
— Дети, Незнайка о диких животных рассказ составил, да всё перепутал. Незнайкин рассказ проверяйте, если нужно исправляйте.
Лексический материал:
— Все считают, что в лесу
- Мышка самая большая – … (маленькая).
- Заяц самый храбрый – … (трусливый).
- Лиса самая простодушная – … (хитрая)
- Волк самый добрый – … (злой).
- Медведь самый слабый – … (сильный).
- Лось самый низкий – … (высокий).
Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, большая – маленькая.
— Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, наоборот сказали.
Пальчиковая игра «Дикие животные».
Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия диких животных. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Игра.
— Дети, в пальчиковую игру играем, диких животных вспоминаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, договаривают названия детёнышей животных.
Дети, в лес шагаем, Диких животным изучаем. | «Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке. | |
У рыси – рысята. | Парное касание мизинцев. | |
У волчицы … волчата. | Парное касание безымянных пальцев. | |
У лисицы … лисята. | Парное касание средних пальцев. | |
У медведицы … медвежата. | Парное касание указательных пальцев. | |
У тигрицы … тигрята. | Парное касание больших пальцев. | |
У оленухи – оленята, | Парное касание мизинцев. | |
У зайчихи – … зайчата, | Парное касание безымянных пальцев. | |
У ежихи – … ежата, | Парное касание средних пальцев. | |
У лосихи – … лосята, | Парное касание указательных пальцев. | |
У бобрихи – … бобрята. | Парное касание больших пальцев. | |
Диких животных не пугаем, | Погрозим указательным пальцем правой руки. | |
От браконьеров защищаем. | Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. |
— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, детёнышей диких животных назвали.
Пальчиковая игра «В лесу».
Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия диких животных. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей, гибкость пальцев детей. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к лесным животным.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, в лесу гуляем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия диких животных.
Мальчик – пальчик, где ты был? | Покажем большой палец на правой руке, остальные пальцы сжаты в кулак. | |
Долго по лесу бродил. | Поочерёдно поднимаем и опускаем кисти рук. | |
Встретил я | Протягиваем вперёд правую руку с открытой ладонью, широко раздвинув пальцы. | |
медведя, волка, зайца, ёжика в иголках. | На каждое слово – животное поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев правой руки, начиная с указательного пальца, к большому пальцу. | |
(Дети проговаривают названия диких животных). | ||
Встретил | Протягиваем вперёд левую руку с открытой ладонью, широко раздвинув пальцы. | |
белку и лисицу, лося и куницу. | На каждое слово – животное поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев левой руки, начиная с указательного пальца, к большому пальцу. | |
(Дети проговаривают названия диких животных). | ||
Долго по лесу бродил, Между ёлок я ходил. | Покажем ладони обеих рук. Покачаем ладони вправо-влево. |
— Восхитительно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, диких животных назвали.
Пальчиковая игра «Кто спит зимой?»
Задачи. Обогащать речь детей глаголами. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук, силу и гибкость пальцев детей. Формировать умение детей управлять своими движениями. Поддерживать интерес детей к жизни животных.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, кто спит зимой, узнаем. Пальцы в кулачки сжимаем, игру начинаем. Движения, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ за мной повторяйте.
Педагог читает текст, выделяя голосом, глаголы, и показывает движения. Дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя фразы.
Педагог | Пальчиковая игра. | Дети | |
Раз, два, три, четыре, пять. | Поочерёдно разгибаем пальцы, начиная с большого пальца, на правой и левой руке одновременно. | Раз, два, три, четыре, пять. | |
В зимний лес идём гулять: | Покажем ладони обеих рук. Покачаем ладони вправо-влево. | В зимний лес идём гулять: | |
Заяц, волк, лиса не спят, | На каждое слово сжимаем пальцы обеих рук в кулачки и резко разжимаем. | Заяц, волк, лиса не спят, | |
А медведи – все храпят: | Наклоним голову, положим ладошку под щёку, спим. | А медведи – все храпят: | |
Ёжик в норочке сопит | Соединяем пальцы правой и левой руки. | Ёжик в норочке сопит | |
И барсук всю зиму спит... | Разводим пальцы в стороны. | И барсук всю зиму спит... | |
Кто зимой впадает в сон – | Соединяем пальцы в "замок". | Кто зимой впадает в сон– | |
Из игры выходит вон! Натали Самоний | «Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке. | Из игры выходит вон! |
— Великолепно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, диких животных назвали.
Развитие грамматического строя речи
Словоизменение
Речевая игра «У кого кто».
(Индивидуально или подгруппа детей до 12 человек).
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия детёнышей диких животных. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, о диких животных многое мы знаем, у кого кто, вспоминаем. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры.
- Цветок даю, дикое животное назову.
- Детёнышей называй, один, два, много считай.
- Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя животных, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал.
- У медведей – … (один медвежонок, два медвежонка, много медвежат).
- У волков – … (один волчонок, два волчонка, много волчат).
- У лисиц – … (один лисёнок, два лисёнка, много лисят).
- У зайцев – … (один зайчонок, два зайчонка, много зайчат).
- У белок – … (один бельчонок, два бельчонка, много бельчат).
- У лосей – … (один лосёнок, два лосёнка, много лосят).
- У ежей – … (один ежонок, два ежонка, много ежат).
- У оленей – … (один оленёнок, два оленёнка, много оленят).
- У бобров – … (один бобрёнок, два бобрёнка, много бобрят).
- У барсуков – … (один барсучонок, два барсучонка, много барсучат).
- У тигров – … (один тигрёнок, два тигрёнка, много тигрят).
- У рысей – … (один рысёнок, два рысёнка, много рысят).
— Чудесно, дети! Детёнышей диких животных считали, слова правильно изменяли.
Речевая игра «Десять бурых медведей».
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных и прилагательных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к диким животным
Игровой материал: флажок.
Игра.
Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение, выделяя голосом нужное слово.
Спит медведь в своей берлоге,
Не будите по тревоге,
Коль проснётся рано он,
Будет очень, очень зол.
Ведь зимой привык он спать,
Лапу тёплую сосать,
Лишь когда придёт весна,
Мишке будет не до сна.
Антонина Тесленко
— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, лес посещаем. Мы с вами играем в игру «Десять бурых медведей». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры:
- число со словами называй, флажок товарищу передай;
- счёт продолжай, следующее число называй;
- когда «десять бурых медведей» посчитаем, присели, засыпаем.
— Дети, игру начинаем, бурых медведей считаем.
Педагог начинает счёт: «Один бурый медведь». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два бурых медведя», и так далее до слов «Десять бурых медведей». Всё дети вместе с педагогом приседают, ладошки под щёку, спять, затем встают.
Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.
— Чудесно, дети! Бурых медведей считали, числа не пропускали.
Памятка для педагога.
При существительных мужского и среднего рода, зависящих от числительных два, три, четыре, в современном языке ставится, как правило, в форме родительного падежа множественного числа.
Занимательная игра с детьми 6-7 лет
«Секреты русского языка».
«Собираем детёнышей диких животных».
Задачи. Закрепить представления детей о собирательных числительных. Помочь детям правильно употреблять собирательные числительные. Упражнять детей в умение образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Разговор.
— Дети, мы говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Секрет открываю, запомнить предлагаю. О взрослых животных мы скажем: «семь медведей», «шесть волков», «пять лис». О детёнышах животных можно сказать и семь, и семеро. Дети, детёнышей животных собираем, по-разному их считаем.
Педагог контролирует, чтобы дети в ответе использовали собирательное числительное. Если ребёнок, называет количественное числительное, то педагог уточняет: «А как можно по-другому сказать?»
Лексический материал.
- Жили-были волчица и два волчонка. Сколько у волчицы волчат? (Двое волчат).
- Медведица и три медвежонка. Сколько у медведицы медвежат? (Трое медвежат).
- Лиса и четыре лисёнка. Сколько у лисы лисят? (Четверо лисят).
- Белка и пять бельчат. Сколько у белки бельчат? (Пятеро бельчат).
- Зайчиха и шесть зайчат. Сколько у зайчихи зайчат? (Шестеро зайчат).
- Ежиха и семь ежат. Сколько у ежихи ежат? (Семеро ежат).
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными.
— Потрясающе, дети! Детёнышей диких животных собрали, слова правильно назвали.
Ситуация общения «Чьё жилище?»
(Индивидуально или подгруппа детей до 11 человек).
Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с притяжательными прилагательными. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Разговор.
— Дети, кто строит дома, жилища для животных в лесу? (ответы детей).
— Животные сами строят себе жилища, кто как умеет. И жилища у них называются по-разному. Дети в путешествие приглашаю, жилища животных изучить предлагаю. На вопрос отвечаем, слова правильно изменяем.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетание, правильно согласовывали прилагательные с существительным, чётко проговаривали окончание прилагательного.
Лексический материал.
- Чей след ведёт к берлоге? … медвежий след.
- Чья берлога? … медвежья берлога.
- Чей рыжий хвост виден из-за куста? … лисий хвост.
- Чей след ведёт к норе? … лисий след.
- Чья нора? … лисья нора.
- Чей след ведёт к логову? … волчий след.
- Чьё логово? … волчье логово.
- Чей рыжий хвост мелькнул на верхушке дерева? … беличий хвост.
- Чьё дупло? … беличье дупло.
- Чьи длинные уши видны из-за куста? … заячьи уши.
- Чей след ведёт к кустам? … заячий след.
— Дети, у зайца нет своего жилища, он спит под любым кустом.
— Восхитительно, дети! О жилищах животных рассказали, слова правильно изменяли.
Развитие грамматического строя речи
Словообразование
Речевая игра «Лесная семья».
(Индивидуально или подгруппа детей до 8 человек).
Задачи. Упражнять детей в образовании однокоренных слов. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, у диких животных есть семьи, мамы и папы и их дети, детёныши. Лесные семьи перечисляем, кого как зовут вспоминаем. Самец – папа, самка – мама, один детёныш и много детёнышей. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры:
- цветок даю, семью назову;
- самец, самка, один детёныш, много детёнышей назови,
- цветок ведущему верни
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя семью, дети перечисляют животных. Педагог контролирует, чтобы дети назвали все слова. При необходимости педагог подсказывает как правильно произнести слово, ребёнок повторяет слово правильно.
Лексический материал.
- Медвежья семья – это … медведь, медведица, медвежонок, медвежата.
- Волчья семья – это волк, волчица, волчонок, волчата;
- Лисья семья – это … лис, лисица, лисёнок, лисята;
- Заячья семья – это … заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата;
- Семья ежей – это … ёж, ежиха, ежонок, ежата.
- Барсучья семья – это … барсук, барсучиха, барсучонок, барсучата.
- Семья лосей – это … лось, лосиха, лосёнок, лосята.
- Тигриная семья – это … тигр, тигрица, тигрёнок, тигрята.
— Потрясающе, дети! Лесную семью назвали, всех зверей в семью собрали.
Речевая ситуация «В лесу».
Задачи. Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Разговор.
— Дети, по лесу гуляем, как животные разговаривают замечаем.
Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен, контролирует, чтобы дети правильно произносили наречия.
Лексический материал.
— В лесу слышны…
- Нежное мурлыкание тигрицы. Тигрица мурлыкала как? – ... нежно.
- Тихое мяуканье рысят. Рысята мяукали как? – ... тихо.
- Сердитое хрюканье кабана. Кабан хрюкал как? – ... сердито.
- Пронзительное верещание зайца. Заяц верещал как? – … пронзительно.
- Задорное мычание оленей. Олени мычали как? – ... задорно.
- Громкое цоканье белки. Белка цокала как? – ... громко.
- Грозное рычание медведя. Медведь рычал как? – ... грозно.
- Тоскливый вой волка. Волк выл как? – ... тоскливо.
- Тихое фырчанье ежа. Ёж фырчал как? – ... тихо.
- Звонкое тявканье лисицы. Лисица тявкала как? – ... звонко.
- Весёлое пение птиц. Птицы пели как? – ... весело.
— Чудесно, дети! По лесу гуляли, слова правильно подбирали.
Речевая ситуация «Волшебный звук "у"».
Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Развивать мышление.
Разговор.
— Дети, в некотором царстве, в речевом государстве, жили да были приставки. Приставки маленькие, незаметные! Слова у них не получаются! Вот они и пристают к другим словам. Да не просто пристают, а ещё и впереди слова встают. Дети, играем с приставкой у– . Приставку к слову добавляем, новое слово получаем.
Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен, контролирует, чтобы дети чётко произносили приставку.
Лексический материал.
- шёл — ... (ушёл)
- лететь — ... (улететь)
- бежать — ... (убежать)
- плыть — ... (уплыть)
- ползти — ... (уползти)
- мчаться — ... (умчаться)
— Великолепно, дети! Звук «у» добавляли, новые слова сочиняли.
Речевая ситуация «Назови животное ласково».
(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).
Задачи. Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, в народе говорят: «Ласковое слово и животное понимает». Мы с вами диких животных вспоминаем, ласково называем.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя словосочетания, дети повторяют словосочетание ласково. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетаниями, при необходимости педагог подсказывает слово, дети повторяют словосочетание.
Лексический материал.
- Хитрая лиса – … Хитренькая лисонька.
- Рыжая белка – … Рыженькая белочка.
- Серый заяц – … Серенький зайчик.
- Глупая мышь – … Глупенькая мышка.
- Умный ёж – … Умненький ёжик.
- Пушистая белка – … Пушистенькая белочка.
— Волшебно, дети! Слова изменяли, животных ласково назвали.
Ситуация общения «Расскажем о животных».
(Индивидуально или подгруппа детей до 8 человек).
Задачи. Формировать умение образовывать сравнительную степень имён прилагательных. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети о животных рассказать мне, пожалуйста, помогите, предложение повторите, последнее слово немного измените.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, начиная предложение, дети заканчивают предложение. Педагог контролирует, чтобы дети повтори всё предложение, подобрали нужное слово, чётко произносили окончание слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет предложение полностью.
Лексический материал.
- Волк сильный, а медведь... (сильнее).
- Волчий хвост длинный, а лисий... (длиннее).
- Мышка быстрая, а заяц ... (быстрее).
- Олень высокий, а лось…(выше).
- Лисья нора глубокая, а барсучья ... (глубже).
- Лисий хвост пушистый, а беличий… (пушистее).
- Лиса красивая, а олень … (красивее).
- Беличьи зубки острые, а волчьи…(острее).
— Замечательно, дети! О животных рассказали, слова правильно изменяли.
Развитие грамматического строя речи
Говорим правильно
Речевая игра «Спор лисиц».
(Индивидуально или подгруппа детей до 11 человек).
Задачи. Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Продолжать работу по обогащению словаря детей.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, поспорили как-то раз две лисицы. Одна кричит: «Я добрая». Другая отвечает: «Я ещё добрее». В игру играем, спор лисиц изображаем. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры.
- Слово назову, цветок даю.
- Слово измени, ещё лучше скажи.
- Лисицу восхваляй, цветок мне возвращай.
— Внимание! Игра начинается.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя слово, дети изменяют слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончание слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал:
- смелая — ... (ещё смелее),
- рыжая — ... (ещё рыжее),
- пушистая — ... (ещё пушистее),
- лохматая — ... (ещё лохматее),
- красивая — ... (ещё красивее),
- умная — ... (ещё умнее),
- ласковая — ... (ещё ласковее),
- весёлая — ... (ещё веселее),
- резвая — ... (ещё резвее),
- игривая — ... (ещё игривее),
- смирная — ... (ещё смирнее),
- сильная — ... (ещё сильнее),
- быстрая — ... (ещё быстрее),
- чудесная — ... (ещё чудеснее),
— Замечательно, дети! Лисицам помогали, слова правильно сказали.
Развитие грамматического строя речи
Предложения
Ситуация общения «Маленькие слова в лесу».
(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).
Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Обогащать речь детей существительными, названиями животных. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Игровой материал: волшебная палочка.
Разговор.
— Дети, мы с вами говорим слова. Слова, что-то называют, или что-то объясняют. Вспомните, пожалуйста, слова – названия диких животных. (Ответы детей).
— Но есть в русском языке маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Например, маленькое слово в подсказывает, что животное находится внутри чего-то. Дети, я назову два слова, а вы составите предложение, соединив слова маленьким словом в. Кто где? На кого волшебной палочкой покажу, от того ответ услышать я хочу.
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в.
Лексический материал.
- Белка – дупло. (Белка в дупле).
- Лиса – нора. (Лиса в норе).
- Волк – логово. (Волк в логове).
- Медведь – берлога. (Медведь в берлоге).
- Бобр – хатка. (Бобр в хатке).
- Птица – гнездо. (Птица в гнезде).
— Отлично, дети! О животных рассказали, маленькие слова нам помогали.
Расширение кругозора
Словесная игра «Лесные загадки».
Задачи. Формировать умение детей узнавать диких животных по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Игра.
— Дети, в «Лесные загадки» играем, правила не нарушаем.
Игровые правила:
- внимательно слушаем загадку;
- пока загадку читают, молчим;
- хором отвечаем, домашнее животное называем.
Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка). | Все время по лесу он рыщет, Он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щёлк, Кто скажите это – … (Волк). |
Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами. На игольницу похож Маленький колючий... (Ёж). | В тайге живёт Любит ягоды и мёд, Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Может рыкнуть и взреветь Этот дикий зверь... (Медведь). |
Спокойно траву щипает, А от хищников быстро убегает. Пятнистый, благородный, Длинноногий, грациозный, Носить рога ему не лень, А зовётся он … (Олень). | Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий, Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. В лесу крупнее зверя не нашлось Раз он – сохатый, значит – … (Лось). |
Хвост красивый распушила И готовится к игре, Затаилась, подскочила... Да и скрылась вдруг в норе! (Лисица). | Зимой белый, А летом серый. Длинные ушки, Быстрые лапки. Кто это? (Заяц). |
— Белки, волки, ежи, медведи, олени, лоси, лисицы, зайцы – это… дикие животные.
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, диких животных по описанию узнали.
Интеллектуальная разминка «Дикие животные».
Задачи. Закрепить знания детей о диких животных. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
- Собака – домашнее животное, волк – ... (дикое животные).
- У волка – волчонок, у зайца – ... (зайчонок).
- У оленя и лося – ноги, а у волка и зайца …. (лапы).
- Сколько лап у зверей? … (четыре).
- У птиц – перья, у зверей – ... (шерсть).
- Волк – логово, медведь – ... (берлога).
- Лисица – тявкает, медведь – …. (рычит).
- Белка – грызун, волк – … (хищник).
- Заяц – безрогий, лось – … (рогатый).
- Птица – гнездо, белка – … (дупло).
- Дупло внутри дерева, нора – … (в земле).
- Бурундук летом гуляет, зимой – … (спит).
- Кто летом серый, зимой белый? … (заяц).
- Зимой животным не тепло, а – … (холодно).
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный? … (волк).
- Волк – большой, заяц – … (маленький).
- У лисы хвост длинный, а у зайца … (короткий).
- У лисицы – шерсть, у ежа – … (колючки).
- Лисица зимой мышкует, а ёж – … (спит).
- Какое животное строит плотины? … (бобр).
- Кого больше в лесу: диких животных или зайцев? … (диких животных).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!!!
Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.
Развитие свободного общения детей с взрослыми и детьми
Игровая ситуация «Репортёр в осеннем лесу».
Задачи. Формировать умение детей вести диалог; быть доброжелательным и корректным собеседником. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения. Расширять знания детей о жизни животных в осеннем лесу.
Игровой материал. Микрофоны или диктофоны, игрушки диких животных леса.
Игра.
— Дети, нам нужно для нашего сайта подготовить материал «Кто как в лесу готовится к зиме». Срочно требуются репортёры. Репортёр, или корреспондент, – это человек, который собирает нужный материал для газеты, телевидения или сайта. Репортёр задаёт вопросы и внимательно слушает ответы, всё запоминает, репортаж составляет. Дети, кто хочет стать репортёром? Желающие дети поочерёдно получают диктофон.
— Репортёры, не забывайте о секретах этикета.
- Посмотрим собеседнику в глаза, улыбнёмся и доброжелательно обратимся.
Например, Уважаемая заяц, можно у вас спросить? Или, господин медведь, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос.
- Задаём, вопрос.
Тайну вопросительных предложений вспоминаем. Вопросительное предложение мы произносим, повышая голос, делая логическое ударение на вопросительное слово.
- Внимательно, не перебивая, выслушаем ответ.
- Вежливо поблагодарим за ответ.
— Репортёры, вон на той полянке я видела диких животных леса.
Дети поочерёдно задают вопросы тому или иному животному. Педагог отвечает от имени животного. Если ребёнок неправильно построил вопрос, или предложение не полное, педагог объясняет, что вопрос не понятен, нужно задать его по-другому. Педагог поощряет детей, которые с интересом слушают ответы.
В дальнейшем за животных может отвечать тот или иной ребёнок.
Педагог в конце игры предлагает репортёрам составить репортаж и записывает его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Дикие животные. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры для детей в картинках. Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....
Волкова Н. А. Ягоды. Речевые игры для детей 5-7 лет
Лексическая тема «Ягоды». Картотека речевых игр....
Волкова Н. А. Домашние животные. Речевые игры для детей 5-7 лет.
Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»....
Волкова Н. А. Я-человек. Речевые игры для детей 5-7 лет
Тема недели «Я – Человек». Лексическая тема «Части тела человека и животных»....
Волкова Н.А. Дикие животные. Читаем детям 5-7 лет.
Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....
Волкова Н. А. Зимующие птицы. Речевые игры для детей 5-7 лет
Тема недели «Зимующие птицы». Лексическая тема «Зимующие птицы»....
Речевые игры для детей 5-7 лет на тему "Домашние и дикие животные"
Подборка речевых игр и упражнений составлена в рамках изучения лексических тем "Домашние животные" и "Дикие животные"...