Речевые игры для детей 5-7 лет на тему "Домашние и дикие животные"
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Подборка речевых игр и упражнений составлена в рамках изучения лексических тем "Домашние животные" и "Дикие животные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_igry_dom_i_dikie_zhiv.docx | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
Подборка игр и упражнений
для развития речи для детей 5-7 лет
на тему «Домашние и дикие животные»
Автор:
Т.Л.Махначева,
учитель-логопед,
высшая
квалификационная
категория
2024 г.
«Один-много» (домашние животные)
Цель: развитие навыка словоизменения.
Кот – коты, много котов
Кошка – кошки, много кошек
Собака – собаки, много собак
Пёс – псы, много псов
Лошадь – лошади, много лошадей
Конь – кони, много коней
Свинья – свиньи, много свиней
Коза – козы, много коз
Овца – овцы, много овец
Кролик – кролики, много кроликов
Корова – коровы, много коров
«Назови детёнышей» (домашние животные)
Цель: развитие навыка словообразования
У кошки – котёнок, котята
У собаки – щенок, щенята
У свиньи – поросёнок, поросята
У лошади – жеребёнок, жеребята
У овцы – ягнёнок, ягнята
У козы – козлёнок, козлята
У крольчихи – крольчонок, крольчата
У коровы – телёнок, телята
«Подбери признаки» (домашние животные)
Цель: обогащение и активизация словаря, развитие навыка согласования существительного с прилагательным
Кот какой? - пушистый, ласковый, игривый, весёлый, добрый…
Корова какая? - большая, ласковая, добрая, бодливая, рогатая…
Пёс какой? – добрый, верный, кусачий, игривый, спящий…
Лошадь какая? – сильная, добрая, красивая, трудолюбивая, терпеливая…
Свинья какая – розовая, грязная, толстая, смешная…
Кролик какой? – молчаливый, ушастый, пушистый, маленький
Коза какая – рогатая, бородатая, ласковая, бодливая, белая…
Овца какая – кучерявая, кудрявая, теплая, мягкая, добрая…
«Кто как голос подаёт?» (домашние животные и птицы)
Цель: обогащение глагольного словаря
Кошка – мяукает, мурлычет Лошадь – ржёт
Собака – лает, рычит Корова – мычит
Свинья – хрюкает Овца – блеет
Утка – крякает Гусь – гогочет
Петух – кукарекает
Курица – квохчет, кудахчет
«Назови ласково» (домашние животные и птицы)
Цель: развитие навыка словообразования
Кот – котик кошка – кошечка
Собака – собачка пёс – пёсик
Овца – овечка баран – барашек
Коза – козочка козёл – козлик
Лошадь – лошадка свинья – свинка
Корова – коровушка бык – бычок
Утка – уточка петух – петушок
Курица - курочка
«Чей хвост? Чья голова» (домашние животные и птицы)
Цель: развитие навыка словообразования притяжательных прилагательных
У кошки – кошачий хвост, кошачья голова
У собаки – собачий хвост, собачья голова
У лошади – лошадиный хвост, лошадиная голова
У коровы – коровий хвост, коровья голова
У козла – козлиный хвост, козлиная голова
У овцы – овечий хвост, овечья голова
У кролика – кроличий хвост, кроличья голова
У утки – утиный хвост, утиная голова
У гуся – гусиный хвост, гусиная голова
У петуха – петушиный хвост, петушиная голова
У курицы – куриный хвост, куриная голова
У индюка – индюшиный хвост, индюшиная голова
«Кто где живёт?» (домашние животные и птицы)
Цель: развитие навыка словоизменения, закрепление формы предложного падежа существительных, обогащение словаря
Можно использовать картинки с изображением домашних животных и птиц (корова, кролик, свинья, собака, курица, петух…)
Корова живёт – в коровнике.
Собака живёт - в будке (конуре).
Свинья живёт – в свинарнике.
Курицы живут – в курятнике.
Лошади и кони живут – в конюшне.
Кролики живут – в крольчатнике.
«Подбери словечко» (домашние животные)
Цель: закрепление умения детей подбирать к существительному слова-действия.
Кот (что делает?) умывается, мурлычет, лакает, мяукает, крадётся, царапается…
Собака (что делает?) лает, рычит, воет, грызёт, бегает, прыгает…
Корова (что делает?) мычит, жуёт, ходит, лакомится…
Лошадь (что делает?) смотрит, везёт, жуёт, бежит, цокает, скачет…
Свинья (что делает?) хрюкает, ест, чавкает, валяется, трётся…
«Назови семью» (домашние животные и птицы)
Цель: развитие навыка словообразования, обогащение словаря.
Папа – бык, мама – корова, детёныш – телёнок.
Папа – баран, мама – овца, детёныш – ягнёнок.
Папа – козёл, мама – коза, детёныш – козлёнок
Папа – пёс, мама – собака, детёныш – щенок
Папа – кот, мама – кошка, детёныш – котёнок
Папа – кролик, мама – крольчиха, детёныш – крольчонок
Папа – конь, мама – лошадь, детёныш – жеребёнок
Папа – петух, мама – курица, птенец – цыплёнок
Папа – индюк, мама – индейка, птенец - индюшонок
Папа – гусь, мама – гусыня, птенец – гусёнок.
«У кого есть?» (домашние животные и птицы)
Цель: развитие мышления, навыка словоизменения
У кого есть лапы? – у кошки, у собаки, у кролика
У кого есть рога? - у коровы, у козы, у барана
У кого есть шерсть? – у собаки, у кошки, у лошади, у кролика…
У кого есть перья? – у петуха, у курицы, у индюка, у гуся…
У кого есть клюв? – у курицы, у петуха, у утки, у гуся…
У кого есть копыта? – у свиньи, у козы, у лошади, у коровы, у овцы..
У кого есть грива? – у лошади
У кого есть пятачок? – у свиньи
У кого есть крылья? – у петуха, у курицы, у утки, у индюка…
«Кто лишний?» (домашние животные и птицы)
Цель: развивать логическое мышление, учить
связному монологическому высказыванию, закреплять обобщающие понятия
«дикие животные» и «домашние животные».
Лошадь, собака, волк, кролик
Курица, утка, индюк, кролик
Цыпленок, утёнок, петух, индюшонок
Овца, свинья, кошка, лиса
Индюк, кот, кролик, собака
Овца, корова, кот, коза
Котёнок, утёнок, крольчонок, ягнёнок
«Сосчитай до пяти» (домашние животные и птицы)
Цель: развитие навыка согласования существительного с прилагательным и числительным
Один пушистый кот, два пушистых кота,…пять пушистых котов
Одна бодливая корова, две бодливых коровы,… пять бодливых коров
Одна рогатая коза, две рогатых козы,… пять рогатых коз
Один игривый пёс, два игривых пса,… пять игривых псов
Одна сильная лошадь, две сильных лошади,… пять сильных лошадей
Один важный гусь, два важных гуся, … пять важных гусей
Один сердитый индюк, два сердитых индюка,… пять сердитых индюков
«Составь предложение» (домашние животные и птицы)
Цель: учить составлять предложения, используя предложенные слова, развивать навык словоизменения и согласования слов в предложении. Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места.
Поле, лошадь, по, скакать
Грызть, кролик, вкусная, морковка
Петух, громко, забор, кукарекать, на, красивый
Клубок, пушистая, играть, кошка, с
Охранять, пёс, сторожевой, дом
Овечка, пастись, луг, на, кудрявая
«Составь предложение» (дикие животные)
Цель: учить составлять предложения, используя предложенные слова, развивать навык словоизменения и согласования слов в предложении.
Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места.
Наблюдать, хитрая, мышка, лиса, за
Убегать, волк, серый, от, заяц
Мёд, медведь, лакомиться, косолапый, сладкий
Болото, сохатый, по, идти, лось
Дупло, проворная, прятаться, белка, в
Рысь, прыгать, ловкая, на, дерево
«Один-много» (дикие животные)
Цель: развитие навыка словоизменения.
Лиса – лисы, много лис
Заяц – зайцы, много зайцев
Медведь – медведи, много медведей
Ёж – ежи, много ежей
Белка – белки, много белок
Барсук – барсуки, много барсуков
Бобр – бобры, много бобров
Кабан – кабаны, много кабанов
Мышь – мыши, много мышей
Рысь – рыси, много рысей
«Назови детёнышей» (дикие животные)
Цель: развитие навыка словообразования
У лисы – лисёнок, лисята
У волка – волчонок, волчата
У медведя – медвежонок, медвежата
У белки – бельчонок, бельчата
У мыши – мышонок, мышата
У бобра – бобрёнок, бобрята
У барсука – барсучонок, барсучата
У кабана – кабанёнок, кабанята
У лося – лосёнок, лосята
У оленя – оленёнок, оленята
«Подбери признаки» (дикие животные)
Цель: обогащение и активизация словаря, развитие навыка согласования существительного с прилагательным
Волк какой – злой, серый, голодный, быстрый, сильный, зубастый…
Заяц какой – трусливый, ушастый, длинноухий, белый, серый, пушистый, быстроногий…
Лиса какая – рыжая, хитрая, пушистая, красивая, осторожная…
Медведь какой – огромный, бурый, косолапый, лохматый, добрый…
Белка какая – быстрая, прыткая, рыжая, проворная, запасливая…
Мышь какая – маленькая, серая, юркая…
Лось какой – большой, сильный, сохатый, рогатый…
«Назови семью» (дикие животные)
Цель: развитие навыка словообразования, обогащение словаря.
Папа - медведь, мама - медведица, детеныш - медвежонок.
Папа - волк, мама - волчица, детеныш - волчонок.
Папа - еж, мама - ежиха, детеныш - ежонок.
Папа - заяц, мама - зайчиха, детеныш - зайчонок.
Папа - лис, мама - (лисица, детеныш - лисёнок
Папа – кабан, мама – кабаниха, детёныш – кабанёнок
Папа – барсук, мама – барсучиха, детёныш – барсучонок
Папа – лось, мама лосиха, детёныш – лосёнок
Папа – бобр, мама – бобриха, детёныш – бобрёнок
Папа – олень, мама – олениха, детёныш – оленёнок
«Кто где живет?» (дикие животные)
Цель: развитие навыка словоизменения, закрепление формы предложного падежа существительных, обогащение словаря
Можно использовать картинки с изображением диких животных (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.).
Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. Бобр живёт … в хатке под водой. Мышка живёт … в норке.
«Чей хвост? Чья голова» (дикие животные)
Цель: развитие навыка словообразования притяжательных прилагательных
У медведя – медвежий хвост, медвежья голова
У зайца – заячий хвост, заячья голова
У лисы – лисий хвост, лисья голова
У волка – волчий хвост, волчья голова
У барсука – барсучий хвост, барсучья голова
У белки – беличий хвост, беличья голова
У мыши – мышиный хвост, мышиная голова
У ежа – ежиный хвост, ежиная голова
«Подбери словечко» (дикие животные)
Цель: закрепление умения детей подбирать к существительному слова-действия.
Медведь (что делает?) спит, переваливается, косолапит, охотится, лакомится…
Волк (что делает?) бежит, гонится, охотится, убегает, догоняет, воет…
Лиса (что делает?) бежит, ловит, выслеживает, принюхивается…
Заяц (что делает?) убегает, трясётся, боится, прыгает, прячется, хрустит…
Белка (что делает?) прыгает, скачет, грызёт, прячет…
«У кого есть?» (дикие животные)
Цель: развитие мышления, навыка словоизменения
У кого есть лапы? – у медведя, у волка, у лисы…
У кого есть рога? – у лося, у оленя
У кого есть шерсть? – у волка, у белки, у лисы, у зайца, у медведя…
У кого есть длинный пушистый хвост? – у белки, у лисы
У кого есть иголки? – у ежа
У кого есть копыта? – у лося, у оленя
У кого длинные уши? – у зайца
«Кто лишний?» (дикие животные)
Цель: развивать логическое мышление, учить
связному монологическому высказыванию, закреплять обобщающие понятия
«дикие животные» и «домашние животные».
Лиса, корова, волк, белка
Лось, олень, мышь, кролик
Лисёнок, крольчонок, волчонок, бельчонок
Рысь, бобрёнок, барсучонок, лисёнок
Медведь, олень, волк, лиса
«Сосчитай до пяти» (дикие животные)
Цель: развитие навыка согласования существительного с прилагательным и числительным
Одна рыжая лиса, две рыжих лисы,… пять рыжих лис
Один сохатый лось, два сохатых лося,… пять сохатых лосей
Один трусливый заяц, два трусливых зайца, … пять трусливых зайцев
Один косолапый медведь, два косолапых медведя, … пять косолапых медведей
Одна проворная белка, две проворных белки,… пять проворных белок
Один голодный волк, два голодных волка,… пять голодных волков
Одна серая мышка, две серых мышки,… пять серых мышек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»
цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...
Публикации Конспект занятия для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Дикие животные"
В данном конспекте используется технология по пересказу стихотворных текстов, а предлагается также слайдовое сопровождение занятия...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему: «Дикие животные»
- Здравствуйте ребята! Послушайте внимательно мои загадки!Не барашек и не кот,Носит шубу круглый год.Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц)Пышный хвост торчит с верхушки,Что за ...
Конспект занятия по речевой деятельности в средней группе "Расскажем Красной шапочке о диких животных"
Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми средней группы (4-5лет) в дошкольной образовательной организации. В данном конспекте проходит интеграция образовательных областе...
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР, 3 уровнем речевого развития в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животные наших лесов. «Чудеса в волшебном лесу».
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животнвые наших лесов....
План-конспект по речевому развитию речи в подготовительной к школе группе "Как дикие животные к зиме готовятся"
Цель: продолжать формировать представления детей о жизни диких животных в зимний период.Задачи:- продолжать знакомить с дикимии животными, как они приспосабливаются к зимним условиям обитания,- формир...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе с использованием дидактических игр "Дикие животные"
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе с использованием дидактических игр "Дикие животные"...