Волкова Н. А. Я-человек. Речевые игры для детей 5-7 лет
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Я – Человек». Лексическая тема «Части тела человека и животных». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Тема недели «Я - Человек».

Лексическая тема «Части тела человека и животных».

Направление «Речевое развитие».

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий

и поистине волшебный русский язык”.

Константин Георгиевич Паустовский

Содержание.

Раздел

Деятельность

Задачи.

Звуковая

культура речи

Занимательная игра

«У колодца».

Обогащать бытовой словарь детей. Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "ц". Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать.  Развивать память детей.

Формирование словаря детей

Речевая ситуация «Такие разные».

Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Развивать сообразительность, быстроту мышления.

Речевая игра «Узнай по описанию».

Обогащать речь детей существительными, обозначающими части тела человека. Расширять знания детей о частях тела человека.

Речевая ситуация «Похожие слова».

Упражнять детей в подборе слов со сходным значением. Расширять знания детей о частях тела человека.

Речевая ситуация «Что умеют наши глазки?»

Обогащать речь детей глаголами, обозначающими зрение. Расширять знания детей о глазах человека.

Речевая игра «Назови одним словом».

Способствовать овладению детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Расширять знания детей о частях тела человека.

Занимательная беседа

«Слова-близнецы. Кисть».

Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Совершенствовать умение детей составлять предложения. Развивать детскую любознательность.

Пальчиковая игра «Дружные пальчики».

Обогащать речь существительными, обозначающими части тела человека. Напомнить детям названия пальцев рук. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев.

Пальчиковая игра «Что нет у меня?»

Обратить внимание детей на части тела животных, которых нет у человека. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук, силу и гибкость пальцев детей.

Развитие грамматического строя речи. Словоизменение.

Речевая игра «Один – два – много».

Упражнять в умение согласовывать существительные с числительными. Обогащать речь существительными, обозначающими названия частей тела человека.

Речевая игра «Изменяем слова».

Упражнять детей в изменение глаголов по лицам, в согласование слов в предложение.  Поддерживать интерес детей к частям тела человека.

Раздел

Деятельность

Задачи.

Развитие грамматического строя речи. Словообразование.

Речевая игра «Большие и маленькие».

Упражнять детей в словообразовании существительных с помощью суффиксов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими части тела человека.

Ситуация общения «Пять органов чувств. Вкус».

Расширять знания детей об органах чувств человека и их значением для человека. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от наречий.

Ситуация общения «Пять органов чувств. Зрение».

Помочь детям осознать возможности использования органов чувств для познания окружающего мира. Упражнять детей в словообразовании.

Ситуация общения «Пять органов чувств. Слух».

Расширять знания детей об органах чувств человека и их значением для человека. Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных.

Ситуация общения «Пять органов чувств. Обоняние».

Расширять знания детей об органах чувств человека. Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных, прилагательные от существительных.

Ситуация общения «Пять органов чувств. Осязание».

Расширять знания детей об органах чувств человека. Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных, подбирать существительные к прилагательному.

Ситуация общения «Приставки разговорные».

Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Развивать мышление. Поддерживать интерес детей к словообразованию.

Речевая игра «Ласковые слова».

Упражнять детей в словообразовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развитие грамматического строя речи. Говорим правильно.

Речевая игра «Хвастунишки».

Помочь детям правильно употреблять наречия в сравнительной степени. Продолжать работу по обогащению словаря детей.

Развитие грамматического строя речи. Предложения.

Речевая ситуация «Сравним человека и животных».

Формировать умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Развивать внимание, мышление.  Напомнить детям различия частей тела человека и животных.

Расширение кругозора

Словесная игра «Загадки. Человек».

Расширять знания детей о частях тела человека. Формировать умение детей узнавать части тела человека по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию.

Интеллектуальная разминка «Человек».

Закреплять знания детей о человеческом организме. Обогащать речь существительными, обозначающими названия частей тела человека. Развивать слуховое внимание детей, логическое мышление.

Развитие свободного общения детей с взрослыми и детьми

Игровая ситуация «Интервью».

«Расскажи о своём друге».

Поощрять желание детей делиться с педагогом своим мнением. Формировать умение строить высказывания. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Звуковая культура речи

Занимательная игра «В краю Скороговория».

«У колодца».

Задачи. Обогащать бытовой словарь детей. Закреплять умение детей отчётливо произносить согласный звук "ц". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать.  Развивать память детей.

Игра.

1 этап. Знакомство со скороговоркой.

— Дети, я вас приглашаю в удивительную край Скороговория. В этом краю все любят говорить скороговорки. Напомните мне, пожалуйста, что такое скороговорки? (ответы детей).

Скороговорки – это небольшие стихотворения, предложения, которые нужно запомнить, а затем правильно и быстро произнести. Скороговорки – значит скоро, быстро говорить.  Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно скороговорку.

        Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

Мóлодец у молодицы

попросил воды напиться.

— Дети, какие слова вам незнакомы? (ответы детей).

— Дети, мóлодец – молодой мужчина, парень. Молодица – это молодая женщина, девушка. Мóлодец у молодицы что попросил? (ответы детей).

Мóлодец у молодицы

попросил воды напиться.

— Дети, скороговорку можно произнести, меняя силу голоса, его громкость.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает желающим детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

— Восхитительно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

Совет педагогу. Детям, которые обычно кричать в группе, предложите произнести скороговорку тихо, шёпотом. Детям, которые отвечают на вопросы взрослых тихо, еле слышно, проговорить скороговорку громко.

2 этап. Школа актёрского мастерства.

        Педагог читает скороговорку.

Мóлодец у молодицы

попросил воды напиться.

— Дети, сегодня у нас Школа актёрского мастерства. Мы с вами проговорим нашу скороговорку с разной интонацией. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию. Предлагает желающим детям произнести скороговорку, как актёры, меняя интонацию: удивлённо (вопросительная интонация), радостно (восклицательная интонация). Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

3 этап. Ритмический рисунок.

Педагог читает скороговорку.  

Мóлодец у молодицы

попросил воды напиться.

— Дети, сегодня мы познакомимся с ритмом нашей скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки.  Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова и звуки.

Мóлодец у молодицы

попросил воды напиться.

Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки, делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки. Затем педагог повторяет игру, ускоряя ритм.

4 этап. Конкурс чтецов.

Педагог читает скороговорку.

Мóлодец у молодицы

попросил воды напиться.

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю я.

Мóлодец у молодицы

попросил воды напиться.

Педагог произносит скороговорку быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку.  Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.

5 этап.  Соревнование. 

Педагог читает скороговорку.

Мóлодец у молодицы

попросил воды напиться.

— Дети, сегодня у нас соревнование «Кто быстрее проговорит скороговорку».  Соревноваться будем парами, время засекаем по секундомеру. Дети, пожалуйста, не забывайте, скороговорку нужно произнести не только быстро, но и чётко, проговаривая все слова и звуки. Дети, скороговорку запоминаем, быстро, скоро повторяем.

Мóлодец у молодицы

попросил воды напиться.

Желающие дети произносят скороговорку, педагог засекает время, оценивает чёткость произношения звуков. В конце соревнования подводится итог, выбирается победитель.

Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день с каждым ребёнком.

Формирование словаря детей

Речевая ситуация «Такие разные».

Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Расширять знания детей о частях тела человека. Развивать сообразительность, быстроту мышления.

Разговор.

— Части тела человека такие разные, непохожие друг на друга. Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о них. Я начну предложение, а вы подберёте слово наоборот, противоположное по смыслу, и закончите предложение.

Дети отвечают хором.

Лексический материал:

  • Тело может быть старое или … – (молодое).
  • Плечи узкие – … (широкие).
  • Ноги бывают медленные или … – (быстрые).
  • Руки слабые или … – (сильные).
  • Живот голодный или … – (сытый).
  • Шея длинная или … – (короткая).
  • Голова глупая или … – (умная).
  • Волосы редкие или – … (густые).
  • Волосы короткие или – … (длинные).
  • Уши большие или – … (маленькие).
  • Лоб узкий или … – (широкий).
  • Глаза весёлые или … – (грустные).
  • Нос кривой или … – (прямой).
  • Щёки румяные – … (бледные).
  • Рот большой или … – (маленький).
  • Зубы больные или … – (здоровые). 
  • Лицо злое или … – (доброе).

Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, старое – молодое.

— Великолепно, дети! Слова правильно подобрали, наоборот моему слову сказали.

Речевая игра «Узнай по описанию».

Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими части тела человека. Расширять знания детей о частях тела человека.

Игра. 

— Дети, в игру «Узнай по описанию» играем, часть тела человека называем.

Игровые правила:

  • описание запоминаем, что это, угадаем;
  • рассказ не перебиваем, когда спросят – отвечаем.

Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором. Если ответы разные, педагог называет правильный ответ и поощряет детей, которые ответили правильно.

— Дети, внимание! Начинается игра, слушайте внимательно меня.

Лексический материал.

  • Думает, решает, согласно кивает –… (голова).
  • Растут, вьются, кудрявятся –… (волосы).
  • Смотрят, видят, наблюдают – … (глаза).
  • Слушают, слышат, различают –… (уши).
  • Вдыхает, выдыхает, дышит –… (нос).
  • Откусывают, жуют, иногда болят – … (зубы).
  • Обнимают, поднимают, несут –… (руки).
  • Шагают, бегают, прыгают – … (ноги).
  • Прикасаются, ощупывают, трогают – … (пальцы).
  • Наклоняется, выпрямляется, поворачивается –… (туловище).

— Потрясающе, дети! Части тела назвали, по описанию узнали.

Речевая ситуация «Похожие слова».

Задачи. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением. Расширять знания детей о частях тела человека.

Разговор. 

— Дети, похожие слова подбираем, словарь свой обогащаем.

        Дети отвечают хором. Если дети называют другой синоним, можно уточнить: «А как ещё можно сказать?».

Лексический материал.

  • Наши ноги шагают, это значит … (идут).
  • Наши ноги мчаться, это значит … (бегут).
  • Наши ноги скачут, это значит … (прыгают).
  • Наши руки кидают, это значит … (бросают).
  • Наши руки малюют, это значит … (рисуют).
  • Наша голова мыслит, это значит … (думает).
  • Наш рот произносит, это значит … (говорит).
  • Наш рот ест, это значит … (кушает).
  • Наше настроение радостное, это значит … (весёлое).
  • Все мы в детском саду товарищи, это значит … (друзья).

При необходимости педагог подсказывает слово, повторяя синонимы: шагают – идут.

— Очаровательно, дети! Слова похожие назвали, словарь свой обогащали.

Речевая ситуация «Что умеют наши глазки?»

Задачи. Обогащать речь детей глаголами, обозначающими зрение. Расширять знания детей о глазах человека.

Разговор. 

Дети, что умеют наши глаза, что они делают? (видеть, смотреть, подсматривать, рассматривать, глядеть, подглядывать, разглядывать, переглядываться, любоваться, наблюдать, следить, изучать, читать, щуриться, моргать ...).

Педагог повторяет слова, которые сказали дети и добавляет свои.

Дети, наши глаза видят, наблюдают, следят, изучают, щурятся, моргают. Дети, покажите мне, пожалуйста, как глаза щурятся? Дети выполняют задание.

— А как ваши глаза моргают? Дети выполняют задание.

— Дети, наши глаза очень внимательны, они с удовольствием за всем наблюдают. Не поворачивая головы, посмотрите, пожалуйста, вокруг. Как это сделать?  (предложения детей).

— Посмотрите, пожалуйста, глазами вверх – вниз, влево – вправо. Педагог показывает. Дети выполняют задание.

— Дети, глаза умеют следить. Покажите мне, пожалуйста, указательный палец на правой руке. Следите глазами за своим указательным пальцем.  Поднесите палец к своему носу. Внимательно следите за пальцем глазами. Протяните, пожалуйста, руку вперёд. Продолжайте следить за пальцем глазами. К носу – вперёд. К носу – вперёд. К носу – вперёд.  Педагог показывает. Дети выполняют задание.

— Замечательно, дети! Упражнения выполняли, глаза тренировали.

Умеют глаза, и грустить, и смеяться,

Умеют они чудесам удивляться:

Цветущей ромашке и мотылькам,

Белым корабликам – облакам,

Радуге, будто пришедшей из сказки –

Всё замечают зоркие глазки.

Наталья Кнушевицкая

Речевая игра «Назови одним словом».

Задачи. Способствовать овладению детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Расширять знания детей о частях тела человека.

Игра. 

— Дети, в игру «Назови одним словом» играем, обобщающее слово называем.

Игровое правило.

  • хором отвечаем, одно слово называем.

Дети отвечают хором. Если ответы разные, педагог называет правильный ответ и поощряет детей, которые ответили правильно.

Лексический материал.

  • Лоб, глаза, нос, рот, щёки – что это?  – … (лицо).
  • Волосы, затылок, уши, лицо – что это?  – … (голова).
  • Губы, зубы, язык, нёбо – что это?  – … (рот).
  • Кисть, пальцы, ладонь, локоть – что это?  – … (рука).
  • Пальцы, пятка, ступня, колено – что это?  – … (нога).
  • Спина, грудь, живот, бока – что это?  – … (туловище).

— Отлично, дети! Общее слово подобрали, о частях тела человека рассказали.

Занимательная беседа

«Секреты русского языка».

 «Слова-близнецы. Кисть».

(С детьми 6-7 лет).

Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Совершенствовать умение детей составлять предложения. Развивать детскую любознательность.

Материал к деятельности: Картина «Кисть».

Беседа.

— Дети, мы говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).

— Дети, секреты русского языка отгадаем, что-то новое узнаем. Отгадайте, пожалуйста, загадку. Кисть в кисть взял, кистью кисть нарисовал. (Предположения детей).

Педагог показывает картинку «Кисть».

  Художник кистью руки взял кисть, инструмент для рисования, и нарисовал кисть рябины. Дети, слово «кисть» – многозначное слово, это слова-близнецы. Слова-близнецы произносятся одинаково, но обозначают разные, но похожие друг на друга, значения. Кисть – это что-то собранное вместе. Ладонь собрала в кисть пять пальчиков. Веточка собрала в кисть ягоды. Для кистей маляра и художника собрали щетинки, вместе связали. Можно собрать вместе в пучок нитки или шнурки и получится кисть для украшения шали или знамени.

— Дети, придумайте предложение, чтобы всем понятно было, о какой кисте вы рассказываете. Дети выполняют задание.

        Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.

  • Если долго рисовать, кисть руки может устать.
  • Художник выбирает кисти мягкие, тонкие, а маляр жёсткие, широкие.
  • Мама положила в вазу кисть винограда.
  • Мы украсили скатерть красивыми кистями.

— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-близнецах не забывайте, слово «кисть» поясняйте.

Пальчиковая игра «Дружные пальчики».

Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими части тела человека. Напомнить детям названия пальцев рук. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.

Игра.

— Дети, пальцы в кулачки сжимаем, игру начинаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Раз, два, три, четыре, пять.

Поочерёдно разгибаем пальцы, начиная с большого пальца, на правой и левой руке одновременно.

Пальцы левая рука      Пальцы левая рука

Вышли пальчики гулять.

Покажем ладони обеих рук

 с разжатыми пальцами.

ПИ Капуста (2)

Друг друга встречают,

Дружно играют.

Соединяем пальцы правой и левой руки.

Разводим пальцы в стороны.

Дом

Мизинец

с мизинцем.

Парное касание мизинцев.

Большой

с большим.

Парное касание больших пальцев.

Безымянный 

с безымянным.

Парное касание безымянных пальцев.

Указательный 

с указательным.

Парное касание указательных пальцев.

Средний

со средним.

Парное касание средних пальцев.

 

Вот какие наши ручки,

Лихо пляшут у ребят.

Поочерёдно поднимаем и

опускаем кисти рук.

пальчики шагают

Вот какие наши ручки,

Веселятся и шалят!

Хлопки пальцами, не разъединяя основание ладоней.

хлопки пальцами

— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, слова чётко повторяли.

Пальчиковая игра «Что нет у меня?»

Задачи. Обратить внимание детей на части тела животных, которых нет у человека. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук, силу и гибкость пальцев детей.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, в пальчиковую игру играем, тайну раскрываем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Что нет у меня?

Руки вниз и в стороны,

пожимаем плечами.

Рожек, как у козлёнка.

Рожек, как у козлёнка.

Показываем рожки.

Клюва, как у цыплёнка.

Клюва, как у цыплёнка.

Большой и указательный пальцы соединяем, остальные пальцы распрямляем вверх.

Сначала на левой руке,

затем на правой руке.

клюв леваяклюв правая

Ушек, как у зайчика.

Ушек, как у зайчика.

Пальцы зажаты в кулак, указательный и средний вверх – «ушки».

Сначала на левой руке,

затем на правой руке.

уши леваяуши%20правая

Крыльев, как у орла.

Крыльев, как у орла.

Скрещиваем руки в запястьях,

растопыриваем пальцы обеих рук.

И конечно хвоста!

Двигаем указательным пальчиком правой руки из стороны в сторону.

— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, что у нас нет узнали.

Развитие грамматического строя речи

Словоизменение

Речевая игра «Один – два – много».

(Индивидуально или подгруппа детей до 14 человек).

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия частей тела человека.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.  

— Дети, в «Один – два – много» играем, слова изменяем.

Игровые правила.

  • Цветок даю, часть тела назову.
  • Части тела называй, один, два, много считай.
  • Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя части тела, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

  • Глаз – … (один глаз, два глаза, много глаз).
  • Нос – … (один нос, два носа, много носов).
  • Лоб – … (один лоб, два лба, много лбов).
  • Рот – … (один рот, два рта, много ртов).
  • Зуб – … (один зуб, два зуба, много зубов).
  • Палец – … (один палец, два пальца, много пальцев).
  • Локоть – … (один локоть, два локтя, много локтей).
  • Голова – … (одна голова, две головы, много голов).
  • Спина – … (одна спина, две спины, много спин).
  • Рука – … (одна рука, две руки, много рук).
  • Нога – … (одна нога, две ноги, много ног).
  • Ухо – … (одно ухо, два уха, много ушей).
  • Плечо – … (одно плечо, два плеча, много плеч).
  • Колено – … (одно колено, два колена, много коленей).

— Прелестно, дети! Части тела человека считали, слова правильно изменяли.

Речевая игра «Изменяем слова».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).

Задачи. Упражнять детей в изменение глаголов по лицам, в согласование слов в предложение.  Поддерживать интерес детей к частям тела человека.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.  

— Дети, в игру «Я, ты, он, она…» играем, слова изменяем.

Игровые правила:

  • Цветок даю, слово назову.
  • Задание выполняй.
  • Цветок ведущему возвращай.

— Дети, предложение «Мыть лицо и руки». Новое слово добавляем, слово «мыть» изменяем.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя местоимения. Дети составляют предложение с местоимением. При необходимости педагог подсказывает второе слово, ребёнок повторяет предложение правильно.

Лексический материал.

  • Я – … Я мою лицо и руки.
  • Ты – … Ты моешь лицо и руки.
  • Он – … Он моет лицо и руки.
  • Мы – … Мы моем лицо и руки.
  • Вы – … Вы моете лицо и руки.
  • Они – … Они моют лицо и руки.

Мойте руки и плоды,

Чтобы не было беды!

Есть такие вирусы,

Вирусы-вредилусы.

Попадут ребёнку в рот –

Заболит от них живот.

Вот какие вирусы,

Вирусы-вредилусы!

Илья Обыдённый

— Замечательно, дети! Слово изменяли, новое предложение сочиняли.

Развитие грамматического строя речи

Словообразование

Речевая игра «Большие и маленькие».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).

Задачи. Упражнять детей в словообразовании существительных с помощью суффиксов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими части тела человека.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

Дети, все люди разные, одни большие, другие маленькие. И части тела у людей можно назвать по-разному. Например, слово язык. Маленький язык мы назовём язычок. Большой язык назовём язычище. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Игровые правила:

  • Слово дарю, цветок подаю.
  • Слово измени, маленькое и большое назови.
  • Цветок мне верни.

        Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя слово, дети изменяют слово. При необходимости педагог подсказывает слово. Ребёнок повторяет правильно.

        Лексический материал.

  • Голова — … (головушка, головище).
  • Лоб — ... (лобик, лобище).
  • Нос — ... (носик, носище).
  • Рот — ... (ротик, ротище).
  • Губы — ... (губки, губище).
  • Зубы — ... (зубки, зубище).
  • Брови — ... (бровки, бровище).
  • Бок — ... (бочок, бочище).
  • Рука — ... (рученька, ручище).
  • Нога — ... (ноженька, ножище).

        

— Чудесно, дети! По-другому сказали, части тела человека назвали.

Ситуация общения «Пять органов чувств. Вкус».

Задачи. Расширять знания детей об органах чувств человека и их значением для человека. Помочь детям осознать возможности использования органов чувств для познания окружающего мира. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от наречий. Развивать внимание детей. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Беседа.

Пять органов чувств нам помогают,

Окружающий мир изучают.

Зрение – глаза за миром наблюдают.

Слух – уши звуки различают.

Обоняние – нос запахи обоняет.

Вкус – язык вкусы определяет.

Осязание – кожа, реальный мир осязает.

Пять органов чувств информацию собирают,

Решения принять помогают.

— Дети, у человека есть помощники, органы чувств. Они помогают человеку изучать окружающий мир, собирать информацию, принимать решения. Сегодня мы с вами поговорим о вкусе. Вкус – это свойства, качество пищи. Дети, как вы думаете какой орган чувств нам дарит вкус? (ответы детей).

— Хоть он ростом невелик, для человека важен язык. Он не только звуки произносить помогает, но и вкус пищи ощущает. Дети, какой вкус расскажите, слово подскажите. Например, если на языке у нас терпко, мы говорим, что вкус пищи? – терпкий.

        Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

  • Сладко — … (сладкий).
  • Кисло — … (кислый).
  • Солёно — … (солёный).
  • Горько — … (горький).
  • Вкусно — … (вкусный).
  • Сочно — … (сочный).
  • Ароматно — … (ароматный).
  • Пряно — … (пряный).
  • Медово — … (медовый).
  • Приятно — … (приятный).
  • Нежно — … (нежный).
  • Восхитительно — … (восхитительный).

— Восхитительно, дети! Вкус изучали, слова правильно подбирали.

Язык нам помогает,

Вкус пищи определяет.

Язык свой, дети, оберегайте,

Что попало в рот не толкайте.

Ситуация общения «Пять органов чувств. Зрение».

Задачи. Расширять знания детей об органах чувств человека и их значением для человека. Помочь детям осознать возможности использования органов чувств для познания окружающего мира. Упражнять детей в словообразовании.

Беседа.

Пять органов чувств нам помогают,

Окружающий мир изучают.

Зрение – глаза за миром наблюдают.

Слух – уши звуки различают.

Обоняние – нос запахи обоняет.

Вкус – язык вкусы определяет.

Осязание – кожа, реальный мир осязает.

Пять органов чувств информацию собирают,

Решения принять помогают.

— Дети, у человека есть помощники, органы чувств. Они помогают человеку изучать окружающий мир, собирать информацию, принимать решения. Сегодня мы с вами поговорим о зрении. Зрение это умение видеть. Дети, как вы думаете какой орган чувств нам дарит зрение? (ответы детей).

Глаза за миром наблюдают, всё что видят, изучают. Глаза различают цвета. Дети какие цвета окружающего мира вы можете назвать. (Ответы детей).

— Глаза человека тоже разного цвета. Если у человека коричневые (карие глаза), то говорят, он кареглазый.  Дети, сложное слово подберите, два слово объедините.

Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

  • Чёрные глаза — … (черноглазый).
  • Серые глаза — … (сероглазый).
  • Синие глаза — … (синеглазый).
  • Голубые глаза — … (голубоглазый).
  • Зелёные глаза — … (зеленоглазый).

— Глаза различают форму предмета. Дети, слово поберите, какая форма скажите.

Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

  • Предмет похож на круг, форма — … (круглая).
  • Предмет похож на овал, форма — … (овальная).
  • Предмет похож на квадрат, форма — … (квадратная).
  • Предмет похож на треугольник, форма — … (треугольная).

— Глаза различают величину предмета, расстояние. Дети слово подберите, наоборот моему слову скажите.         Дети отвечают хором.

Лексический материал.

  • Большой или — … (маленький).
  • Высоко или — … (низко).
  • Далеко или — … (близко).

— Восхитительно, дети! Зрение изучали, слова правильно подбирали.

Ситуация общения «Пять органов чувств. Слух».

Задачи. Расширять знания детей об органах чувств человека и их значением для человека. Помочь детям осознать возможности использования органов чувств для познания окружающего мира. Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных.

Беседа.

Пять органов чувств нам помогают,

Окружающий мир изучают.

Зрение – глаза за миром наблюдают.

Слух – уши звуки различают.

Обоняние – нос запахи обоняет.

Вкус – язык вкусы определяет.

Осязание – кожа, реальный мир осязает.

Пять органов чувств информацию собирают,

Решения принять помогают.

— Дети, у человека есть помощники, органы чувств. Они помогают человеку изучать окружающий мир, собирать информацию, принимать решения. Сегодня мы с вами поговорим о слухе. Слух – это умение слышать и различать звуки. Дети, как вы думаете какой орган чувств нам дарит слух? (ответы детей).

— Органы слуха, чуткие два уха, слушать звуки обожают, интонации различают. Звуки бывают разные. Дети, как звучит звук расскажите, слово подскажите. Например, мелодичный звук звучит как? – мелодично.

        Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

  • Высокий — … (высоко).
  • Низкий — … (низко).
  • Звонкий — … (звонко).
  • Глухой — … (глухо).
  • Громкий — … (громко).
  • Тихий — … (тихо).
  • Далёкий — … (далеко).
  • Близкий — … (близко).
  • Весёлый — … (весело).
  • Печальный — … (печально).
  • Мягкий — … (мягко).
  • Твёрдый — … (твёрдо).
  • Ритмичный — … (ритмично).
  • Монотонный — … (монотонно).
  • Минорный — … (минорно).
  • Мажорный — … (мажорно).

— Здóрово, дети! Слух изучали, слова правильно подбирали.

Ситуация общения «Пять органов чувств. Обоняние».

Задачи. Расширять знания детей об органах чувств человека и их значением для человека. Помочь детям осознать возможности использования органов чувств для познания окружающего мира. Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных, прилагательные от существительных.

Беседа.

Пять органов чувств нам помогают,

Окружающий мир изучают.

Зрение – глаза за миром наблюдают.

Слух – уши звуки различают.

Обоняние – нос запахи обоняет.

Вкус – язык вкусы определяет.

Осязание – кожа, реальный мир осязает.

Пять органов чувств информацию собирают,

Решения принять помогают.

— Дети, у человека есть помощники, органы чувств. Они помогают человеку изучать окружающий мир, собирать информацию, принимать решения. Сегодня мы с вами поговорим об обонянии. Обоняние – это умение различать запахи. Дети, как вы думаете какой орган чувств нам дарит обоняние? (ответы детей).

— Различать умеет нос запах мёда, запах роз. Дети, какой запах расскажите, слово подскажите. Например, запах восхитительный пахнет как? – восхитительно.

        Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

  • Приятный — … (приятно).
  • Аппетитный — … (аппетитно).
  • Ароматный — … (ароматно).
  • Неприятный — … (неприятно).
  • Чудесный — … (чудесно).

— Дети, закрыв глаза, по запаху мы можем определить, чем нас угощают. Например, у мёда запах медовый.

        Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

  • Шашлык — … (шашлычный).
  • Грибы — … (грибной).
  • Лимон — … (лимонный).
  • Фрукты — … (фруктовый).
  • Ягоды — … (ягодный).
  • Чеснок — … (чесночный).
  • Цветок — … (цветочный).

— Очаровательно, дети! Обоняние изучали, слова правильно подбирали.

Ситуация общения «Пять органов чувств. Осязание».

Задачи. Расширять знания детей об органах чувств человека и их значением для человека. Помочь детям осознать возможности использования органов чувств для познания окружающего мира.  Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных, подбирать существительные к прилагательному.

Беседа.

Пять органов чувств нам помогают,

Окружающий мир изучают.

Зрение – глаза за миром наблюдают.

Слух – уши звуки различают.

Обоняние – нос запахи обоняет.

Вкус – язык вкусы определяет.

Осязание – кожа, реальный мир осязает.

Пять органов чувств информацию собирают,

Решения принять помогают.

— Дети, у человека есть помощники, органы чувств. Они помогают человеку изучать окружающий мир, собирать информацию, принимать решения. Сегодня мы с вами поговорим об осязании.  Осязание – это умение ощущать мир. Дети, как вы думаете какой орган чувств нам дарит осязание? (ответы детей).

Кожа всё тело человека покрывает, окружающий мир воспринимает Дети, что ощущает кожа расскажите, слово подскажите. Например, кожа лица ощущает морозный воздух, значит на улице как? – морозно.

        Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

  • Холодный — … (холодно).
  • Прохладный — … (прохладно).
  • Свежий — … (свежо).
  • Тёплый — … (тепло).
  • Жаркий — … (жарко).
  • Ветреный — … (ветрено).
  • Сырой — … (сыро).

— Дети, я вам расскажу, что чувствует кожа ладоней, а вы назовёте, к чему прикасаются руки, чтобы почувствовать…

        Отвечают все дети поочерёдно.

Лексический материал.

  • Колючий — … (ёжик, кактус …).
  • Мягкий — … (котёнок, игрушка, …).
  • Холодный — … (лёд, снег ...).
  • Горячий — … (кружка с чаем, тарелка с супом …).
  • Лёгкий — … (листок, карандаш …).
  • Тяжёлый — … (стул, кубик …).

— Чудесно, дети! Осязание изучали, слова правильно подбирали.

Ситуация общения «Приставки разговорные».

Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Развивать мышление. Поддерживать интерес детей к словообразованию.

Разговор. 

— Дети, в некотором царстве, в речевом государстве, жили да были приставки. Приставки маленькие, незаметные! Слова у них не получаются! Вот они и пристают к другим словам. Да не просто пристают, а ещё и впереди слова встают. Поиграем вместе с приставками, пристанем к словам. Я вам подскажу, какая приставка к слову пристаёт, а вы новое слово с приставкой придумаете. Итак, увидели приставки слово «говорить», и стали к нему приставать.

Педагог называет приставку, а дети слово с приставкой.

Лексический материал.

  • Приставка на- … наговорить.
  • Приставка пере- … переговорить.
  • Приставка раз- … разговорить.
  • Приставка за- … заговорить.
  • Приставка об- … обговорить.
  • Приставка по- … поговорить.
  • Приставка от- … отговорить.
  • Приставка у- … уговорить.
  • Приставка при- … приговорить.

— Удивительно! Вместе с приставками слово «говорить» по-новому зазвучало, новым смыслом наполнилось. Другу на меня наговорили, мы с другом переговорили, я его разговорила, заговорила, вопросы с другом обговорила, о дружбе с другом поговорили, от поездки его отговорила, дома остаться уговорила. Всегда дружно жить мы с ним приговорили.

— Дети, приставки пристали к слову «прыгнуть».  Слово с приставкой назовите, новый смысл слову подарите. (Перепрыгнуть, запрыгнуть, спрыгнуть, отпрыгнуть, подпрыгнуть).

Педагог называет слова, которые не назвали дети.

— Превосходно, дети! Приставки к слову правильно подобрали, слова новые сочиняли.

Речевая игра «Ласковые слова».

 (Индивидуально или подгруппа детей до 14 человек).

Задачи. Упражнять детей в словообразовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Закреплять знания детей о частях тела человека.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

Дети, ласковое слово подбираем, ласково части тела называем.

Игровые правила.

  • Слово назову, цветок подарю.
  • Слово измени, ласково скажи.
  • Цветок мне верни.

        Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя слово, дети повторяют слово ласково. При необходимости педагог подсказывает слово. Ребёнок повторяет правильно.

        Лексический материал.

  • Лоб — ... (лобик).
  • Нос — ... (носик).
  • Рот — ... (ротик).
  • Живот — ... (животик).
  • Губы — ... (губки).
  • Зубы — ... (зубки).
  • Брови — ... (бровки).
  • Язык — ... (язычок).
  • Бок — ... (бочок).
  • Пальцы — ... (пальчики).
  • Ресницы — ... (реснички).
  • Щека — ... (щёчка).
  • Рука — ... (ручка).
  • Нога — ... (ножка).

        

— Волшебно, дети! По-другому сказали, части тела ласково назвали.

Развитие грамматического строя речи

Говорим правильно

Речевая игра «Хвастунишки».

Задачи. Помочь детям правильно употреблять наречия в сравнительной степени. Продолжать работу по обогащению словаря детей.

Игра.

— Дети, жили-были хвастунишки, весёлые ребятишки.  Всё-то они лучше да быстрее делают. Хвастунишки, на вопросы отвечают, слово правильно подбирают.

Игровое правило. Хором слово называем, на вопрос «как?» отвечаем.

        Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончание слов. При необходимости педагог подсказывает слово, дети повторяют слово правильно. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

  • Моя кисть руки рисует красиво, а ваша как? — … (красивее).
  • Мои ноги бегают быстро, а ваши как? — … (быстрее).
  • Мои ноги идут медленно, а ваши как? — … (медленнее).
  • Мои ноги прыгают высоко, а ваши как? — … (выше).
  • Я пою звонко, а вы как? — … (звонче).
  • Я пою громко, а вы как? — … (громче).
  • Я рассказываю интересно, а вы как? — … (интереснее).

— Очаровательно, дети! На вопрос правильно отвечали, слова нужные подобрали.

Развитие грамматического строя речи

Предложения

Речевая ситуация «Сравним человека и животных».

(с детьми 6-7 лет).

(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).

Задачи. Формировать умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Развивать внимание, мышление.  Напомнить детям различия частей тела человека и животных.

Игровой материал: волшебный цветок.

Разговор.  

Дети, человека и животных изучаем, отличия отмечаем. Я предложения начинаю, о животном сообщаю. Вы предложение повторите, «а у человека…» сравните.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, произнося предложение. Дети выполняют задание и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети произносили обе части сложносочинённого предложения.

 

Лексический материал.

  • У кошки лапы, … (а у человека ноги).
  • У птицы клюв, … (а у человека нос).
  • У птицы на теле перья, … (а у человека кожа).
  • У кошки на голове шерсть, … (а у человека волосы).
  • У собаки морда, … (а у человека лицо).
  • У кошки есть хвост, … (а у человека нет хвоста).

— Чудесно, дети! Человека и животных сравнили, различия объяснили.

Расширение кругозора

Словесная игра «Загадки. Человек».

Задачи. Расширять знания детей о частях тела человека. Формировать умение детей узнавать части тела человека по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Игра.

Дети, о «Человеке» загадки отгадаем, части тела человека вспоминаем.

Игровые правила:

  • внимательно слушаем загадку;
  • пока загадку читают, молчим;
  • хором отвечаем, ответ называем.

Туловище украшает,

Мысли умные скрывает,

Самая главная она,

Человеческая …голова.

Черты его разнообразны,

У всех людей разные.

Похоже на овальное яйцо

Человеческое лицо.

Голову вращает,

Поднимает, опускает,

От украшений хорошея,

Человеческая … шея.

Их не сеют, не сажают,

Они сами вырастают.

Голову украшают,

От холода защищают,

Разноцветные полосы

Человеческие … волосы.

Широкий иль узкий,

Высокий иль низкий,

Умные мысли скрывает,

Думы думать помогает.

Если почувствуешь озноб

Руку положи на … лоб.

Есть у каждого лица, 

Два красивых озерца.

Они за миром наблюдают,

Всё что видят, изучают.

Иногда омывает слеза

Человеческие глаза.

Ловко работают карандашом,

Ложкой, вилкой и ножом.

Дружные ручные братцы

Человеческие … пальцы.

Чтобы звуки говорить,

Чтобы пищу проглотить,

Есть у нас красивый грот

Называется он … рот.

Вкус пищи ощущает,

Звуки произносить помогает,

Хоть он ростом невелик,

Для человека важен … язык.

Во рту два ровных белых ряда,

По утрам их чистить надо.

Они прячутся за губы

Белоснежные … зубы.

Сестрицы бравые,

Левая и правая,

Любят разные дороги

Человеческие … ноги.

Мелкую работу выполняют,

Тяжести поднимают,

Не знают скуки

Ловкие … руки.

Растёт на лице бугорок,

Дует через него ветерок.

Воздухом нас обогащает,

Запахи разные ощущает.

Запах мёда, запах роз

Различать умеет … нос.

Справа и слева от лица

Живут два брата – близнеца.

Слушать звуки обожают,

Интонации различают.

Это органы слуха –

Чуткие два …уха.

— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, части тела человека назвали.

Интеллектуальная разминка «Человек».

Задачи. Закреплять знания детей о человеческом организме. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия частей тела человека. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.

Беседа.

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.

Вопросы.

  • Самая умная часть тела? (голова).
  • Самая быстрая часть тела? (ноги).
  • Самая ловкая часть тела? (руки).
  • Ходить – ноги, а бросать – ... (руки).
  • Спереди – грудь, а сзади – … (спина).
  • Сколько у вас рук? (две).
  • Одна рука правая, другая – … (левая).
  • Сколько у вас ног? (две).
  • Одна нога левая, другая – … (правая).
  • На голове много чего? (волос).
  • На голове по бокам два чутких … (уха).
  • На лице два зорких … (глаза).
  • Чем мы видим? (глазами).
  • Чем мы слышим? (ушами).
  • Чем мы дышим? (носом).
  • Чем мы едим? (ртом).
  • Что соединяет туловище и голову? (шея).
  • Что соединяет две части руки? (локоть).
  • Что соединяет две части ноги? (колено).
  • Сколько пальцев на одной руке? (пять).
  • Сколько пальцев на одной ступне? (пять).
  • Какая часть тела запахи различает? (нос).
  • Какая часть тела за всем наблюдает? (глаза).
  • Какая часть тела говорить помогает? (рот).
  • Какая часть тела звуки различает? (уши). 
  • Что во рту определяет вкус пищи? (язык).
  • Что во рту измельчает, перетирает пищу? (зубы).
  • Зубы – жевать, уши – ... (слышать).
  • Перчатка – рука, сапог – ... (нога).
  • Бежать – стоять, кричать – ... (молчать).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!!!

Развитие свободного общения детей с взрослыми и детьми

Игровая ситуация «Интервью».

«Расскажи о своём друге».

Задачи. Поощрять желание детей делиться с педагогом своим мнением. Формировать умение строить высказывания. Продолжать развивать речь детей как средство общения.

Игровой материал. Микрофон или диктофон.

Разговор.

Педагог подходит к ребёнку. (Желательно подходить к детям, которые не адекватно себя ведут: агрессивное поведение, по отношению к другим детям или ребёнок сидит в одиночестве, ничем не занят или грустит).

— Разрешите представиться, я корреспондент журнала «Колобок» (назвать своё имя отчество). Я хотела бы взять у Вас интервью. Вы не возражаете, если я запишу наш разговор на диктофон? (ответ ребёнка).

— Нашим читателям интересно узнать, есть ли у Вас друзья.  Опишите, пожалуйста, внешний вид вашего друга (подруги). (Рассказ ребёнка).

— Что бы Вы хотели рассказать о своём друге (подруге)? (рассказ ребёнка).

В процессе разговора педагог задаёт наводящие вопросы, помогает подбирать слова, строить высказывания.

— Замечательно! Ваш рассказ увлекательный. Я думаю, наши читатели с удовольствием прочитают Ваше интервью.

Желательно, что бы в группе действительно было печатное издание для родителей, где публиковались интервью, рассказы, стихи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н. А. Ягоды. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Ягоды». Картотека речевых игр....

Волкова Н. А. Грибы. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Грибы». Картотека речевых игр....

Волкова Н. А. Овощи. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Овощи». Картотека речевых игр...

Волкова Н. А. Фрукты. Речевые игры для детей 5-7 лет

Лексическая тема «Фрукты». Картотека речевых игр...

Волкова Н. А. Домашние животные. Речевые игры для детей 5-7 лет.

Лексическая тема «Домашние животные и их детёныши»....

Волкова Н. А. Дикие животные. Речевые игры для детей 5-7 лет

Тема недели «Кто как готовится к зиме». Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши»....

Волкова Н. А. Зимующие птицы. Речевые игры для детей 5-7 лет

Тема недели «Зимующие птицы». Лексическая тема «Зимующие птицы»....