Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «Чтение сказки «Про зайца – длинные уши…» Д.Мамина-Сибиряка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Борисова Ирина Сергеевна

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: ознакомление  детей с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка  через чтение сказки «Сказка про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Программное содержание: познакомить детей с творчеством писателя, с его сказкой, помочь давать правильную оценку главному персонажу, обогащать словарь, развивать речь, упражнять в правильном употреблении сложноподчиненных предложений, закреплять знания об особенностях жанра сказки, упражнять в подборе синонимов (при объяснении фразеологизмов, учить замечать средства художественной выразительности, развивать интерес к художественной литературе; закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, закреплять ранее приобретенные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по чтению художественной литературы

в подготовительной к школе группе

Тема: «Чтение сказки «Про зайца – длинные уши…» Д.Мамина-Сибиряка»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: ознакомление  детей с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка  через чтение сказки «Сказка про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Программное содержание: познакомить детей с творчеством писателя, с его сказкой, помочь давать правильную оценку главному персонажу, обогащать словарь, развивать речь, упражнять в правильном употреблении сложноподчиненных предложений, закреплять знания об особенностях жанра сказки, упражнять в подборе синонимов (при объяснении фразеологизмов, учить замечать средства художественной выразительности, развивать интерес к художественной литературе; закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, закреплять ранее приобретенные навыки.

Предварительная работа: чтение сказок о животных, рассматривание иллюстраций в книге про храброго зайца, словарная работа: «забавно», «кубарем прокатился»; объяснить, почему зайца называют «косой».

Материалы и оборудование: портрет писателя, игрушка-заяц, книга «Аленушкины сказки», пластилин, доски для лепки, салфетки.

Планируемые результаты: дети знакомы с творчеством писателя Д.Мамина-Сибиряка  через чтение сказки «Сказка про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Структура занятия

I

Вводная часть

 

3 мин

II

Основная часть

25 мин

1

Чтение сказки

«Про храброго зайца…»

5 мин

2

Беседа

О прочитанном

5 мин

3

Физкультминутка

«Зайка серенький сидит»

3 мин

4

Игра

«Скажи по-другому»

3 мин

5

Упражнение

«На что похоже?»

4 мин

6

Лепка

«Морковка»

5 мин

III

Заключительная часть

2  мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Ответы детей.)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц.)

- Правильно, дети, это заяц.  (Показывает зайца.)

- Как мы назовем маленьких зайцев? (Зайчик, заинька, заюшка, зайчишка, зайчонок.)

- А как мы назовем больших зайцев? (Заяц, зайчище, зайчиха.)

- Как в заячьей семье называют папу? А маму? А деток? (Заяц, зайчиха, зайчата.)

- А какие у зайчиков уши? (Длинные.)

- А хвостик? (Короткий.)

- Как вы думаете, заяц смелый или трусливый? (Трусливый.)

- Кого боится заяц? (Волка, лису.)

- Как спасается заяц от своих врагов? (Убегает.)

-Кто может назвать сказки, одним из персонажей которых является заяц? («Колобок»«Теремок»«Заюшкина избушка»«Заяц –хваста»«У страха глаза велики» и др.)

- Каким показан заяц в этих сказках? Как о нем можно сказать? (Слабый, маленький, трусливый, пугливый.)

- Про кого мы сегодня будем читать? (Про зайца.)

II. Основная часть

1. Чтение сказки

-Послушайте сказку, в которой заяц является главным героем. Она называется «Сказка про храброго зайца…». А написал ее Дмитрий Наркисович Мамин–Сибиряк (показ портрета). Наиболее известен его сборник «Аленушкины сказки». Это была любимая книга автора, потому что сказки он сочинял для своей больной дочери Аленушки. Дмитрий Наркисович растил и воспитывал ее один, без матери и рассказывал ей сказки перед сном.

-Давайте вместе повторим название сказки, чтобы нам лучше запомнилось описание храброго зайца.

Чтение сказки.

2. Беседа

-Понравилась вам сказка? Что вам особенно запомнилось?

-Каким был зайчишка, когда был маленьким? (Трусливым, пугливым.)

- На что он был похож? С чем его тогда можно было сравнить?

-Расскажите, как хвастал заяц, когда вырос.

-А как случилось, что все зайцы поверили в храбрость зайца?

-Что вы можете сказать о герое сказки? Какой он? Если трусливый, почему? Если храбрый, почему?

- А действительно ли заяц был храбрым? (На самом деле он так и остался трусишкой.)

-А если бы он снова встретился с волком, поступил бы он так же, как в этот раз, как вы думаете? (Наверное, нет, в первый раз у него вышло это случайно, он сам испугался.)

- Почему же тогда писатель назвал свою сказку «Сказка про храброго зайца»? (Он наоборот, хотел показать, что заяц трусишка и хвастунишка к тому же.)

- Да, хвастливость его подвела

- Ребята, а вам было жалко зайца? В какой момент? Почему?

- Вспомните, какими разными словами автор говорит о том, как собирались зайцы на полянку послушать хвастунишку: маленькие зайчата сбежались, старые зайчихи приплелись. Подумайте, почему именно так сказал писатель? Можно ли было так сказать: сбежались старые зайчихи? Почему нет?

- Как вы думаете, какими словами можно сказать о том, как шли на полянку взрослые зайцы? (Важно, не спеша, солидно.)

- А как зайца –хвастуна слушали другие зайцы? (Они над ним смеялись, все думали, что он смешной и глупый.)

- А как описывается веселье зайцев? (Молодые зайчата хихикнули, старушки –зайчихи засмеялись, старые зайцы улыбнулись.)

3. Физкультминутка «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит,

Вот так, вот так, и ушами шевелит!

(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть!

(Дети хлопают ладошку об ладошку).

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!

Скок - скок — скок - скок, надо зайке поскакать!

(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)

Кто - то зайку напугал, зайка прыг и убежал.

Игра повторяется два раза.

4. Игра «Скажи по –другому» 

«Задал стрекача» - когда та говорят? (очень быстро, стремительно побежал)

 «Душа в пятки ушла» - очень сильно испугался

 «Гонится по пятам» - догоняет, уже очень близко

«Выбился из сил» - очень устал бежать, нет больше сил

«Замертво свалился под куст» -не мог больше двигаться, упал и лежал не шевелясь, как мертвый.

5. Упражнение «На что похоже?»

Воспитатель предлагает одному ребенку изобразить сначала хвастливого зайца, затем перепуганного. Ребенок должен выражать образ мимикой и жестами, а остальные дети –  разгадывать.

6. Лепка

- Ребята, хотите порадовать зайчиков? (Ответы детей.)

- Ребята, а что любят кушать зайцы? (Морковку.)

- А может мы слепим много морковок и отправим наше угощение  зайчикам в лес? (Ответы детей.)

Дети лепят морковку.

- Молодцы, ребята, у нас получилось много морковок, всем зайчикам хватит! Зайчики будут очень довольны!

III. Заключительная часть

- А вы запомнили, как называлась сказка, которую мы с вами читали?

- Кто написал эту сказку?

- Кто вам понравился в сказке? Почему?

- Кто вам не понравился? Почему?

- Ребята, как вы думаете, хвастаться хорошо или плохо?

- Хотите еще раз посмотреть иллюстрации к этой сказке?

Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование "Чтение художественной литературы" (подготовительная к школе группа )

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выд...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» (подготовительная к школе группа)

Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: пересказ сказки «У страха глаза велики»

Цель: Учить детей пересказывать  сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений....

Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Чтение сказки «Воробьишко» Максима Горького.

Задачи: Помочь детям понять смысл и идею произведения. Учить внимательно слушать литературное произведение. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к художественной л...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «В гостях у сказки»

Программное содержание. Задачи:Образовательные: Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. Продолжать работу над предложением и его словес...