"Мнемотехника-как эффективное средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
проект по развитию речи (старшая группа)

Мирскова Жанна Мухтаровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Чебурашка» города Когалыма

ПРОЕКТ

«Мнемотехника – как эффективное средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

(Формирование речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста)

Автор проекта:

Мирскова Жанна Мухтаровна

г. Когалым, 2021-2022 уч. год

Содержание

Пояснительная записка

4

Паспорт проекта

5

Содержание проекта

6

План реализации проекта

8

Сотрудничество с семьями воспитанников

12

Продукт проекта

12

Наши достижения

13

Материально - техническое обеспечение

13

Список литературы

13

Приложение

15

Пояснительная записка

«Если ребёнок молчит,

покажите ему картинку,

и он заговорит.»

К.Д. Ушинский

Введение

В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации.  А главное – изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые вызовы, новые ситуации. Это заставляет нас перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому. Именно поэтому во всем мире в дошкольном образовании реализуются идеи образования для устойчивого развития ребенка.

Речь ребенка становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов. Все это подтверждает необходимость появления области «Коммуникация», которая направлена «на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 В настоящее время существуют различные технологии для развития речемыслительной деятельности детей. Одна из таких технологий является мнемотехники, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.   

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность создания проекта

 Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие речи и формирование навыков общения — одна из главных задач детского сада.

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

  • маленький словарный запас
  • неумение согласовывать слова в предложении
  • нарушение звукопроизношения
  • плохое развитие связной речи
  • несформированность психических процессов
  • несовершенство различных видов мышления.

Поэтому передо мной встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Педагогическая целесообразность: овладение способами и приёмами познавательной деятельности позволяет ребёнку научиться самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике. Особенно важно то, что в значительной мере сокращается время обучения: происходит оптимизация и рационализация основных психических процессов, развитие у детей творческого, нетрадиционного видения мира.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Цель реализации проекта:

В соответствии с целью проекта определены задачи:

Образовательные:

  • Способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях. Активизировать словарный запас.
  • Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
  • Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; формировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники

Развивающие:

  • Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей.
  • Развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
  • Развивать умение работать по образцу.
  • Развивать творческие способности детей, родителей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
  • Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, память. Грамматический строй речи, звуковую культуру.

Воспитательные:

  • Привлекать детей и родителей к помощи по созданию мнемотаблиц.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Увеличение знаний детей об окружающем мире с помощью мнемотехнике.
  • Появление желания пересказывать тексты, придумывать интересные истории, загадки.
  • Формировать умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивать и пересказывать при помощи мнемотаблиц;
  • Появление интереса к заучиванию стихов и составлению рассказов.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Получение  родителями представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц.
  • Использование в образовательном процессе воспитателями и родителями методики работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.

Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Мнемокарточки, мнемоцепочки, мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. На занятиях применяются как дидактический материал, который  позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными образовательными задачами.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Направление реализации проекта:

  • Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  • Взаимосвязь с родителями.

Классификация проекта:

  • тип проекта: групповой
  • по целевой установке – развитие связной речи детей с использованием мнемотехники
  • вид проекта: творческий, исследовательский, практико-ориентированный  

Сроки реализации: долгосрочный (ноябрь 2021 – март 2022 года)

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана  с « 01»   ноября  2021г.  по «31»  марта 2022 г.

№ п/п

Этапы

Сроки реализации

Содержание   работы

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Сентябрь -Октябрь 2021г.

  • сбор информации по данной теме; изучение методической литературы;
  • подбор стихотворений, загадок, потешек, чистоговорок и рассказов для составления мнемотаблиц к ним;
  • подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемоквадрата, мнемотаблиц);
  • обсуждение проекта вместе с родителями, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей;
  • составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год.

2.

Практический этап

Ноябрь 2021г.-Март 2022г.

  • составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы;
  • изготовление игр и наглядных пособий для детей;
  • заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов;
  • консультации для родителей по теме проекта.

3.

Обобщающе - результативный этап

Ноябрь 2021г.-Март 2022г.

  • заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц;
  • разучивание чистоговорок, потешек;
  • придумывание загадок;
  • составление рассказов с опорой на мнемотаблицы;
  • самостоятельное составление коротких описательных рассказов.

4.

Презентация проекта

Март 2022г.

  • составление по подгруппам детей знакомых сказок по мнемодорожке, пробовать самим схематически придумывать рисунок, как загадку;
  • оценка результатов работы.

Методы работы.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Приложение К3П3.2 

Верно. 

Руководитель МОУ СОШ №4 СП МДОУ детского сада №6 г.Маркса      Перспективное планирование игр по ТРИЗ технологии для детей 

среднего возраста на 2018-2019 г.

Приложение К3П3.2 

Верно. 

Руководитель МОУ СОШ №4 СП МДОУ детского сада №6 г.Маркса      

Перспективное планирование

 по мнемотехнике

для детей старшего дошкольного возраста

на 2021-2022 учебный год (с ноября по май)

Месяц

Содержание

Задача

Ноябрь

Знакомство с мнемоквадратами. Игра «Скажи по другому» (синонемы).

Расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Знакомство с элементами  схем, символами. Составление словосочетаний по цепочке из опорных схем и символов. Составление и зарисовка мнемоквадратов, мнемодорожек.

Расширить ассоциативное мышление и воображение.

Мнемоквадраты (предлог). Упражнение «Где находится?». Схематическое изображение предлогов (на, за, над, под, около, между, в, от, к, с и т.п.).

Учить использовать в речи предлоги пространственного расположения предметов. Познакомить со схематичным изображением предлогов. Активизация словаря. Закрепление навыков звукопроизношения.

Мнемоквадраты (цвет, форма, величина). Игры «Что бывает такого цвета, формы, величины?».

Закрепить знание основных цветов и их оттенков, форму предметов, величину. Закрепить умение согласовывать слова в словосочетании.

Игра «Какая сказка спряталась».

 Рассказать сказку с опорой на мнемотаблицу.

Мнемоквадраты  (антонимы). Схематическое изображение антонимов. Игра «Подбери картинку».

Учить правильно употреблять в речи антонимы. Составлять словосочетания. Активизация словаря.

Работа с мнемодорожками по теме «Времена года. Осень».

Формирование  умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнедорожки и  мнемотаблицы.

Декабрь

Работа по мнемотаблице: пересказ  по теме «Зима».

Совершенствовать умение обобщать и систематизировать представления о зиме, как времени года, ее приметах, активизировать словарь по теме.

Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке.

Способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря.

Заучивание стихотворения «1,2,3,4,5….».

Учить запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц.

Проговаривание скороговорок с помощью мнемодорожки.

Продолжать упражнять в чётком произношении  чистоговорок.

 Пересказ сказки «Рукавичка».

 

Способствовать умению пересказывать содержание сказки точно, последовательно, выразительно; (использование для пересказа готовые мнемотаблицы).

Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц «Расскажи – ка.

Учить детей составлять описательный рассказ, ориентируясь на схему. Развивать навыки грамматически правильной связной речи. Активизировать словарь. Закрепление навыков звукопроизношения.

Пересказ рассказов «Косточка» использованием

мнемосхем.

Учить последовательно передавать содержание короткого опираясь на схему. Развивать грамматически правильной речи.

Разучивание стихотворения «Повар».

Обогащение активизация словаря. Закрепление навыков грамматически правильной речи.

Январь

Заучивание стихотворения «Хлеб».

Учить запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц.

Отгадывание загадок по мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря.

Пересказ сказки «Маша и медведь» по составленной мнемотаблице.

Познакомить детей с простейшей мнемотаблицей  и научить составлять пересказ с опорой на нее, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Составление описательных рассказов помощью мнемотаблиц.

Учить детей составлять описательный рассказ, ориентируясь на схему. Развивать грамматически правильной речи. Активизировать словарь.

Заучивание стихотворения «Снегири»

Использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы.

Февраль

Пересказ сказки «Петушок и бобовое зернышко» с помощью мнемотаблицы.

Познакомить детей с простейшей мнемотаблицей и научить составлять пересказ с опорой на нее, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Составление загадок с помощью мнемотаблиц.

Учить детей самостоятельно придумывать символы, составляя с помощью воспитателя таблицу с элементами мнемотехники.

Описательные рассказы по лексической теме «Дикие животные»

Учить составлять описательный рассказ с использованием мнемотаблицы.

Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» по составленной мнемотаблице.

Продолжать учить составлять пересказ с опорой на нее, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Заучивание пальчиковой гимнастики «Дом».

Развитие памяти, внимания и образного мышления. Развитие мелкой моторики.

Описательные рассказы по лексическим теме «Мебель»

 Учить составлять описательный рассказ с использованием мнемотаблицы. Упражнять в образовании относительных и качественных прилагательных.

Март

Заучивание стихотворения Т.Дмитриев «Весна пришла».

Использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы; интонационно выразительно передавать любование картиной весенней природы при чтении наизусть стихотворения.

Заучивание стихотворения «Подарок маме».

Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц. закреплять и уточнять знания детей о женском дне 8 Марта.

Работа с мнемодорожками по теме «Времена года. Весна».

Повышение уровня любознательности и речевой активности детей. Учить детей составлять рассказ с использованием мнемотаблиц, закрепить знания детей о приметах весны.

Заучивание пальчиковой гимнастики «Белка».

Развитие памяти, внимания и образного мышления. Развитие мелкой моторики.

Пересказ сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.

Познакомить детей с простейшей мнемотаблицей и научить составлять пересказ с опорой на нее, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Итоговое занятие «Рисуем сказку» с использованием мнемотехники.

Закрепить умение детей составлять сказку с опорой на мнемотаблицу. Формировать умение последовательно передавать содержание короткого опираясь на схему.

Сотрудничество с семьями воспитанников.

Для достижения положительных результатов в речевом развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах дошкольной организации. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательно – образовательного процесса. Для информации родителей оформляются информационно – наглядный материал,  проводятся семинары - практикумы, консультации, индивидуальные беседы. Эти формы работы повышают интереса родителей  к проблеме развития связной речи посредством  приемов  мнемотехники.

Формы работы с родителями

Сроки выполнения

Анкетирование «Правильно ли говорит Ваш ребенок».

Ноябрь

Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы мнемотаблицами.

Ноябрь

Заучивание стихотворения о зиме (вместе с детьми рисуют мнемодорожку к стихотворению).

Декабрь

Составление совместно с детьми мнемодорожек по весенним приметам.

Январь

Лэпбук «Мнемотехника в помощь мамам и папам».

Февраль

Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям сказки.

Март

Продукт проекта:

  • Картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям.
  • Мнемоквадраты.
  • Мнемопоговорки, мнемозагадки.
  • Дидактические игры по мнемотехнике.
  • Презентация проекта: «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности».

Наши достижения

Развитие речи детей дошкольного возраста, в том числе связной речи – важнейшая задача всех педагогов ДОУ. Современные методы и технологии должны присутствовать во всех видах совместной образовательной деятельности с воспитанниками. Результатами организации в нашей группе занятий по речевому развитию с использованием мнемотехнологий стали:

·        Повысился уровень владения речью как средством общения и культуры.

·        Обогатился и стал активнее словарный запас детей.

·        Вырос показатель развития монологической и диалогической речи детей.

·        Повысился уровень развития речевого творчества детей.

Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.

Материально - техническое обеспечение

Оборудование и инструменты:

- мнемотаблицы, мнемодорожки, мнемоквадрат;

-листы; карточки, картинки;

-карандаши;

-художественные произведения;

-экран, для показа видео и мультимедийных материалов.

Список литературы:

  • Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.- М., 2009.
  • Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.,2005.
  • Малетина Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004. №6. – С. 64 – 68.
  • Чохонелидзе, Н. Учим стихи по картинкам. — 2006.
  • Белоусова, С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников.- 2005.
  • Белоусова, Л. Е. Весёлые встречи — 2003.
  • Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – СПб., 2000.
  • Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. – С. 54 — 59.
  • Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. – С. 59 – 62.
  • Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. – С. 16 – 21.

Интернет-ресурсы:

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит.             К.Д. Ушинский...

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи  детей дошкольного возраста»...

Статья "Синквейн - эффективная технология развития связной речи детей дошкольного возраста

Статья знакомит с технологией "Синквейн", как с ней работать и ее плюсы в развитии речи детей....

Опыт работы по теме: "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Обобщенный опыт работы с детьми второй младшей группы,используя в педагогической деятельности мнемотехнику как средство развития связной речи....

План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» на 2019-2022 уч.гг....

Углубленная работа «Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».«Если ребенок мол...