Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии на тему
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-praktikum_dlya_vospitateley.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Семинар – практикум для педагогов:
«Эффективные приёмы развития связной речи
детей дошкольного возраста»
Учитель –логопед
Ястребова И.Н.
г. Советский, 2016 г.
Цель: обобщение материала по применению различных методов и приёмов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников.
Задачи:
1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.
2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.
3. Активизировать деятельность педагогов.
Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Дошкольник, вступаю во взрослую жизнь, не перестаёт задавать вопросы «Почему?», «Где?», «Когда?». Наша задача научить ответить на них грамотно и содержательно, научить воспитанников самостоятельно рассказывать об окружающем, передавая свои эмоции и настроение.
Назовите задачи по развитию связной речи (воспитатели называют задачи по развитию связной речи).
Мы приглашаем Вас на деловую игру, где вспомним все о связной речи, постараемся решить проблемные задачи, вспомним педагогические технологии.
- Разминка
Вопросы:
1. Что такое связная речь? (Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.)
2. Назовите характерные особенности связной речи: содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится), точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); логичность (последовательное изложение мыслей), ясность (понятность для окружающих); правильность, чистота, богатство (разнообразие).
3. Какие социальные функции выполняет связная речь? (установление связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.)
4. Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития речевой и познавательной активности? (Игра.)
5. Назовите основную функцию связной речи? (коммуникативная)
6. В каких формах осуществляется связная речь? (диалогическая и монологическая)
7. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)
8. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)
9. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
10. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
11. Ведущий прием, в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)
12. Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
13. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи для каждого возраста? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
- «Дискуссионная».
К какому виду рассказов отнесем эти занятия?
1 ребенку предложили описать игрушечную машину, которую он держит в руках (рассказ по восприятию)
2 ребенку предложили описать мишку, который играл с ними на музыкальном занятии, а теперь остался сидеть в музыкальном зале (рассказ из личного опыта)
3 ребенку попросили описать мишку, которого он бы сделал сам, если бы был игрушечником (рассказ по воображению (творческий).
Лучше всего навыки связной речи вырабатываются у дошкольника при свободном общении с взрослыми, а также в творческих и логических играх, где ребенок излагает то, о чем он думает, с использованием доступного ему словарного запаса. И чем больше Вы общаетесь с ребенком, тем легче ему связно выражать свои мысли вслух.
Методы развития связной речи:
На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:
- Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собою, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
- Рассказ по серии сюжетных картинок – научит ребенка понимать сюжет произведения и устанавливать причинно-следственные связи.
- Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой, а также способствует развитию фантазии.
- Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также о явлениях, запечатленных на ней художником. Для красоты и динамичности рассказа рекомендуется вводить живых персонажей и предложить ребенку проявить фантазии и рассказать о действиях этих персонажей.
- Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.
- Творческий рассказ. Дает возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.
- Метод «микрофон» – это также разновидность группового обсуждения определенной проблемы, что дает возможность каждому ребенку высказаться. Можно использовать метод «микрофон» в дидактических играх «Закончи предложение», «Цепочка», «Круг комплиментов» и другие.
- Метод «синквейна»
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть
В чем же его эффективность и значимость?
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- «Творческая»
- СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН (игрушка, время года)
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития связной речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре-практикуме для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»
Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство?Но порой заинтересовать ребенка не ...
Семинар – практикум для педагогов. тема: «Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста разнообразным видам деятельности »
laquo;Чтобы переварить знания, надопоглощать их с аппетитом»Анатоль Франц...
Семинар-практикум с педагогами и родителями “Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
Экономическое воспитатение в детском саду....
Семинар-практикум для педагогов по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста. часть 2
Во 2 части цикла семинаров-практикумов, мы познакомимся с такими методами коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, как арт-терапия и релаксация. Прежде чем педагоги будут использ...
Семинар-практикум для педагогов« Профилактика плоскостопия у детей младшего дошкольного возраста»
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента отражается на формирование подрастающего организма. Какие же средства и способы можно использовать по профи...
Семинар-практикум с педагогами и родителями “Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум с педагогами и родителями“Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: повысить компетентность педагогов и родителей по вопросу экономическо...
Семинар-практикум для педагогов "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум на тему:«Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Цель:-Приобщение педагогов к проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста.-П...