Составление описательного рассказа по картине « Белка».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Описание – особый вид связной речи. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskaza_po_kartine_belka.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Составление описательного рассказа по картине « Белка».
/старшая группа/.
Цель: Составление описательного рассказа с опорой на схему.
Задачи:
Обучающая: Обучение составления небольшого связного рассказа по схеме, используя имеющиеся знания.
Развивающие:
Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи.
Развитие логического мышления, внимания.
Обогащение словаря ( белка, бельчата, дупло, кисточки, озорные, шустрые).
Воспитательные: Воспитывать желание бережного отношение к объектам живой природы.
Предварительная работа:
Рассматривание предметных картин «Белки», чтение рассказа И.Соколова-Микитова «Белки», загадывание загадок, работа по схемам.
Предметно- практическая среда: картина «Белка», мнемотаблица.
Организационный этап.
Воспитатель вносит завернутую картину, рассматривает, пытаясь прилечь внимание детей.
Что же интересное здесь находится. Как вы думаете, что это может быть?.......Письмо? Игра? Подарок? Картина?
Деятельностный этап.
- Ребята, это картина, а что на ней нарисовано я не скажу, а загадаю загадку. Попробуйте отгадать.
- Это кто с высоких сосен
В ребятишек шишку бросил?
Воспитатель: воспитатель показывает картину детям.
-Ребята, кто изображен на картине? /белка/
Воспитатель: что есть у белки ? голова, туловище, лапы, хвост.
Воспитатель: какая голова у белки? голова вытянутая,
Что ещё есть на голове? носик черный, черные глазки, ушки.
Воспитатель: какой формы уши? треугольной формы с кисточками наверху.
Воспитатель: какие глаза, на что они похожи? глазки черные, похожи на шарики, пуговки.
Воспитатель: какая шерстка у белки? рыжая, пушистая, мягкая и теплая.
Воспитатель: Правильно, а что еще можно рассказать про белку, какая она? большая, пушистая, веселая.
Воспитатель: А что делает белка? сидит на пеньке
Воспитатель: А что любят кушать белки? Орехи, грибы.
Воспитатель: А как называется домик где живут белки? дупло
Воспитатель: А какое время года изобразил художник? лето
Воспитатель: Почему вы так решили? на ветках зеленые листья, шубка у белки рыжая.
Физкультминутка
В лесной глуши на елке жили-были два бельчонка, жили дружно, не тужили И с зарядкою дружили | (потянулись) |
Изображали кенгуру | (прыжки на двух ногах) |
За уши лапками хватались | ( руки к ушам) |
Вправо-влево наклонялись | ( наклоны в сторону ) |
Дружно хлопали в ладошки | ( хлопают ) |
И тянулись словно кошки | ( потянулись ) |
Ножками топали | ( притопы ) |
Глазками хлопали | ( поморгать ) |
Головками кружили | ( повороты головы ) |
Друг за другом вслед ходили | ( ходьба на месте) |
-Ребята, а кто из вас хочет рассказать про белку? А что бы вам было легче, я хочу предложить вам схему.( Воспитатель показывает схему).Заслушиваются рассказы 3 детей.
(при необходимости исправляем речевые ошибки совместно со всеми детьми).
Очень хорошо у вас получается.
Напомните мне, как у белки называется малыш? Бельчонок.
А теперь давайте поиграем.
Игра: «У кого какой малыш ».
Я называю взрослого животного, а вы называете малыша.
Белка- бельчонок
Заяц- зайчонок
Волк-волчонок
Лиса- лисёнок
Ёж-ежонок
Олень-оленёнок
Мышь-мышонок
Тигр-тигрёнок
Как много вы знаете о животных. Это очень хорошо
Заключительный этап.
Большое спасибо ребята.
Вспомните, что мы сегодня делали?
Вы сегодня постарались, составили интересные рассказы. Все они получились разные, но про одну картину. А что вам было трудно делать? А что понравилось больше всего?
На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски «Белкины друзья». Кто мне назовёт животных, с кем бы белка могла в лесу дружить?
Правильно. Это заяц, ёжик, разные птички , мышка. Вот мы с вами и раскрасим картинки этих животных.
Анализ НОД по речевому развитию в логопедической группе.
Тема: Составление описательного рассказа по картине « Белка».
/старшая группа/.
Представленный конспект построен на основе предыдущих НОД и совместных действий воспитателя и детей; соответствие возрастным особенностям; поддерживались мотивация и интерес.
Для достижения цели были использованы следующие методы и приёмы: наглядный метод (иллюстрации, картинки); словесный метод (ответы на вопросы, рассказы детей); приём эмоциональной заинтересованности (загадка, картинка); игровой приём (игра «У кого какой малыш», «Физкультминутка»).
НОД обеспечивает осуществление совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность детей.
Длительность НОД соответствовала гигиеническим нормам САНПиНа для детей 5-6 лет.
Пособия достаточного размера, эстетически оформлены, их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На протяжении НОД у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками в ходе НОД, что позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. В процессе НОД осуществлялась индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы), создавались условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.
НОД состояла из трёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Вводная часть, организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Вторая часть состояла из беседы по картинке ,дидактической игры, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности. Для мобилизации интеллектуальных возможностей детей и снятия их общего утомления была проведена физкультминутка.
В заключительной части НОД был подведён итог деятельности, методом анализа выполненных заданий.
Проведение НОД по ФЭМП в логопедической группе – пробное
Тема: «В гостях у сказки» (средняя группа).
Цель: Ознакомление детей со способами построения сериационного ряда.
Задачи:
- Познакомить со способами сравнения величины по двум признакам. Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины и располагать их в определенной последовательности. Продолжать формировать представления о том, что геометрические фигуры могут быть разных размеров.
- Способствовать развитию зрительного восприятия (глазомера).
- Воспитывать навыки сотрудничества, умение договариваться.
Образовательная среда:
- предметно - практическая среда: наборы геометрических фигур разных размеров; по 5 полосок разной длины на каждого ребенка.
- характер общения: совместно - индивидуальная форма работы.
Ход занятия
1.Вводно – мотивационная часть.
Ребята, а вы любите ходить в гости? Вы хотите сходить в гости в сказку? (показываю иллюстрацию сказки «Маша и медведь»). В гости, к какой сказке мы отправимся?
2.Основная часть.
Пришла Маша в гости к медведю. Он предложил ей нарисовать рыбку. Взяла Маша карандаши из коробки, а они лежат в беспорядке. Что же делать? Давайте поможем Маше навести порядок. Возьмите коробочки, достаньте карандаши (полоски). Какие карандаши по размеру (длине)? Да, они разные. Что можно сделать? Как навести порядок? Разложите карандаши перед собой и выберите самый длинный и положите его в коробку. Сколько у нас осталось карандашей? Из этих 4 выберите тоже самый длинный и положите рядом с первым карандашом. Правильно ли мы сделали? А теперь сколько карандашей? Из этих 3 выберите самый длинный и положите рядом со вторым. Давайте, посмотрим, правильно ли мы сделали? Сколько осталось карандашей? Из этих 2 выберите самый длинный и положите рядом с третьим. Сколько осталось карандашей? И какой он по размеру? Молодцы, вы помогли Маше навести порядок !Давайте с вами посчитаем все карандаши.
Ребята, смотрите какие геометрические фигуры у нас стоят на столе. Давайте их назовем. Они все одинаковые по размеры? Чем отличаются? А цветом они разные? Назовите цвета геометрических фигур. Ребята, мишка захотел с вами поиграть и передал мне вот такой волшебный мешок. Давайте попробуем на ощупь определить, какая фигура у вас в руках!
Игра « Волшебный мешочек»
ШАР Воздушный мячик надуваю. Его как мячик я катаю. Бросаю вверх, опять ловлю. На форму я его смотрю. Он круглый, как и плоский круг. Но кругу он объёмный друг. Такой же формы апельсин, Арбуз, и мяч, и мандарин. Фигуру, что могу катать, Я буду шаром называть. | КОНУС Этот красный колпачок Носит гномик-старичок. Конусом зовут колпак. А на что похож он так? Да на нос у Буратино! Посмотрите на картину. Так похож он на пакет для орехов и конфет. На ворону, на сачок. Что ещё назвать ты мог? |
КУБ Принёс нам ящик почтальон – Посылку мне и брату. Ящик – куб, в нём шесть сторон, Все стороны – квадраты. | ЦИЛИНДР Цилиндром меня называют, друзья. Похож на стаканчик с мороженым я. Похож на колонку в старинном соборе, Похож на бревно и на столбик в заборе |
Молодцы! Мишке очень понравилось с вами играть.
3.Рефлексивная часть.
Ребята! Мишка очень рад, что мы побывали у него в гостях, но нам пора возвращаться обратно в группу. Но перед этим давайте нарисуем для мишки подарки.
Карандаш нам надо взять, начнём для Мишки рисовать…
Нарисуем пирожок. Кушай, Мишенька, дружок.
Гребешок – 4 зуба – сделали его из дуба.
Ты, Мишутка, причешись, нам скорее покажись.
А вот это леденец! Угощайся, молодец!
Нарисуем - ка, ребята, мы для Мишеньки лопату.
Пусть землю он копает, мышцы укрепляет.
Вы сегодня все молодцы, справились со всеми заданиям.
Анализ НОД по ФЭМП в логопедической группе .
Тема: «В гостях у сказки» (средняя группа).
Занятие состояло из нескольких этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материала. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
- словесный (беседа, вопросы к детям);
- практический (рисование на крупе);
- игровой (игра «волшебный мешочек»);
и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, беседа.
Занятие осуществлялось в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. избежать утомляемости детей.
Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы: групповая и индивидуальная.
В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Заметила , что необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь.
Проведение НОД по речевому развитию в логопедической группе.
Тема: «Игрушки» (старшая группа).
Цель: совершенствование лексико-грамматических категорий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах из которых они сделаны; формирование обобщающего понятия – игрушки; уточнение и расширение словаря по теме «Игрушки»; совершенствовать грамматический строй речи (образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами); учить образовывать прилагательные с существительными;
Коррекционно – развивающие: развитие связной речи, мышления, внимания, памяти; способствовать развитию мелкой моторики; учить четко, проговаривать слова, строить правильно предложение; развивать элементарные математические представления; развитие общей моторики.
Воспитательные: воспитание умения выполнять задание до конца; воспитывать умение слушать своих товарищей.
Оборудование: разнообразные игрушки, предметные картинки с изображением игрушек.
Ход нод.
1. Организационный момент.
(Воспитатель встречает детей, организует приветствие, предлагает им встать около стульчиков.)
- Ребята, сядет тот, кто назовет ласково своих товарищей сидящих с вами по соседству. Например: Лизу можно назвать Лизонька, а Андрея - Андрейка. (Дети произносят ласковые имена товарищей и садятся.)
- Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу.
2. Психогимнастика.
- Дети, отгадайте загадку:
“Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет”. (Мячик.)
-Изобразите, с помощью губ и щек, какой мячик бывает?(Дети изображают)
-Каким станет мяч, попавший под колесо машины?
-Изобразите, как вы огорчитесь, увидев разорванный мячик?
-Изобразите, как вы обрадуетесь, когда родители купят вам новый, разноцветный, красивый мяч?
3. Сообщение темы.
- Ребята! Хотите побывать в стране игрушек? Я вас туда приглашаю!
Все его игрушки убежали. Ребята, давайте поищем игрушки (ответы
детей)
4. Пальчиковая гимнастика “Игрушки” (Работа над темпом и ритмом речи.)
– Но сначала нужно нам, наши пальчики размять.
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино (Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
5. Развитие лексико-грамматических категорий. Образование относительных прилагательных.
Ребята пойдёмте искать с вами пропавшие игрушки?
Дети находят игрушки в игровом уголке, берут по игрушке и подходят к столу.
Игра «Из чего сделана игрушка?»
-Что ты нашел? (Утку.) Из чего она сделана? (Из пластмассы)
- Значит утка, какая? (Пластмассовая утка.)
Каждый называет свою игрушку и говорит, из чего она сделана (Матрешка, машина, пирамида, лиса, ….)
Молодцы ребята! Я очень рада что вы нашли игрушки, но оказывается, в стране игрушек все игрушки поссорились друг с другом и перестали дружить. Все из-за того, что игрушки не смогли найти себе хозяев. Выберите себе игрушку, а затем мы расскажем, чья эта игрушка.
Игра «Чья игрушка?»
Каждый ребенок выбирает себе по игрушке. Один ребенок встает и показывает, а остальные дети рассказывают, чья теперь эта игрушка.
( -У Димы самолет. Это Димин самолет. - У Алины кукла. Это Алинина кукла.)
В стране игрушек полный порядок. Ребята у каждого из вас по игрушке. Игрушкам очень нравится, когда их называют ласково.
Игра «Назови ласково» Образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
Кукла – …(куколка)
Машина – …(машинка)
Мяч – …(мячик)
Матрёшка – …(матрёшечка)
Пирамида – …(пирамидка)
Мишка – …(Мишенька)
Собака – …(собачка)
Заяц – …(зайчик)
Самолёт – …(самолётик)
Паровоз – …(паровозик)
6. Динамическая пауза
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
7.Игра «Один -много». Детям предлагается ответить на вопросы.
Кукла – куклы
Машина – машины
Мяч – мячи
Матрёшка – матрёшки
Пирамида – пирамидки
Мишка – мишки
Собака – собаки
Заяц – зайцы
Самолёт – самолёт
Паровоз – паровозы
III. Итог занятия.
Давайте вспомним - О чем мы с вами говорили? Чем занимались? Что нового узнали? Что понравилось?
Анализ НОД по речевому развитию в логопедической группе.
Тема: «Игрушки» (старшая группа).
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.
Занятие динамичное, оно включает несколько приемов, которые предусматривают быструю смену деятельности.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. На занятии использовала следующие методы и приёмы: демонстрация игрушек, словесные (пояснение, беседа). Они встречались на каждом этапе занятия. Использование здоровьесберегающих технологий, смена видов деятельности дало возможность избежать перегрузки детей. Создание проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (внимательно слушать задания, проявлять выдержку). Поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживая у детей интерес к занятию на протяжении всего времени. Структура занятия соблюдена, итог подведен. Материал усвоен детьми. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Проведение НОД по ФЭМП в логопедической группе.
Тема: «Прогулка по городу».
Цель: Развитие навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
закреплять умение отсчитывать предметы по заданному числу;
развивать навык порядкового и количественного счета в пределах 10;
совершенствовать умение устанавливать размерные отношения между предметами разной длины;
систематизировать предметы, располагая их в возрастающем порядке, отражая в речи отношения между ними;
формировать умение ориентироваться в пространстве;
закреплять знание названий и последовательности дней недели; совершенствовать умение анализировать форму знакомых предметов, соотносить ее с геометрическими фигурами;
упражнять в создании изображения предметов из геометрических фигур разной величины с опорой на рисунок.
Коррекционно-развивающие:
развивать логическое мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве и на плоскости.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать выдержку и уважение к сверстникам, любовь к родному городу.
Оборудование: геометрические фигуры, рисунки с изображением основных достопримечательностей Красноярск, карточки с изображением разных предметов, рисунок машины из геометрических фигур, белые полоски разной длинны, большого размера; силуэты домов на каждого ребенка, голубые и желтые прямоугольники; разноцветные треугольники разной величины, круги, овалы для плоскостного конструирования.
Ход НОД.
1.Воспитатель: - Гостей и жителей города приглашаем на прогулку по Красноярску . Все желающие принять участие в прогулке подходят к экскурсоводу. Помогите мне, пожалуйста, сосчитать количество экскурсантов в нашей группе. (В нашей группе 12 человек).
2.Перед нами городская площадь. Как интересно оформлен асфальт на площади. Ребята, что вы видите на асфальте? (На полу в обручах лежат геометрические фигуры). - Сейчас я раздам вам картинки с изображением разных предметов. По моей команде каждый должен встать в тот обруч , фигура которого соответствует по форме его предмету.
- Саша , на какую геометрическую фигуру ты встал? Почему? (Я встал на круг, потому что у меня на картинке нарисован мяч. Он круглой формы.) Воспитатель опрашивает всех детей.
3.А теперь давайте оглядимся вокруг и разберемся, кто, где находится .
Гена, кто находится слева от тебя?
Настя, кто находится справа от тебя?
Андрей, где находится Ваня? и т.д.
4. А теперь подойдите к столам.Что вы видите на столах? (дома)
- Сейчас вы будете строителями. Чего не хватает в домах? (Окон) Вот и смонтируем окна. Окнами у нас будут …прямоугольники. Сначала будем монтировать окна на верхнем этаже. Итак, смонтируйте, пожалуйста, шесть голубых окон на верхнем этаже.
- Настя сколько у тебя окон на верхнем этаже? (На верхнем этаже шесть окон).
- А теперь очередь нижнего этажа. Расположите на нем желтых окон на одно больше, чем голубых на верхнем этаже.
-Дима, сколько окон на нижнем этаже? (На нижнем этаже 7 окон).
Это больше или меньше, чем на верхнем этаже? Как проверить? (Нужно приложить желтые окна к голубым).
- Каких окон больше желтых или голубых?
Каких окон меньше голубых или желтых? (Желтых окон больше, чем голубых).
- Какое число больше семь или шесть? (Число 7 больше чем число 6).
На сколько? (Число 7 больше чем число 6 на один).
Каких окон меньше шесть или семь? На сколько?
- Как уровнять количество голубых и желтых окон? (добавить или убрать)
- По сколько стало окон?(поровну, по семь)
Затем уравниваем количество окон вторым способом.
- Итак, в нашем городе прибавилось еще несколько домов. А теперь время поиграть .
5.Игра называется «Дни недели». Воспитатель распределяет между детьми дни недели. Дети гуляют по группе. - Неделя, стройся! Дети перечисляют дни недели. - Игорь, какой ты день недели? За каким днем недели идет среда? Среда, которая по порядку? (Среда третий по порядку день недели). Настя, а ты какой день недели? Перед каким днем недели идет пятница? Пятница, какой по порядку день недели? (Пятница пятый по порядку день недели). Пройдет воскресенье, за ним наступит какой день недели? И т. д.
А теперь сделаем глубокий вдох и на длительном выдохе назовем все дни недели.
7. Ну что отдохнули? А теперь посмотрите внимательно, чего не хватает на улицах города? (машин) Значит, теперь будем конструировать машины. Придвиньте подносы с геометрическими фигурами. Из чего вы будете конструировать автомобили? Обратите внимание на рисунок. Какой автомобиль вы видите? (Я вижу грузовой автомобиль).
- Из каких по величине треугольников сделан кузов? (Из одного большого треугольника и двух поменьше). Из каких треугольников сконструирована кабина? ( Кабина собрана из маленьких треугольников). Обратите внимание, как детали расположены по отношению друг к другу. Приступайте к работе. Итак, машины готовы. Скоро они поедут по улицам города!
Ребята вам понравилось гулять по нашему городу? Что было для вас самое интересное? Самое лёгкое? В чем вы почувствовали затруднение?.Давайте оставим наш чудо город и немного поиграем с ним.
Анализ НОД по ФЭМП в логопедической группе.
Тема: «Прогулка по городу».
Занятие осуществлялось на основании конспекта. Конспект составила на основании методического пособия Колесниковой Е.В. «Математика для детей 5-6 лет», в соответствии с возрастными особенностями детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Организационный прием «Сколько нас» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений между воспитателем и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают смену деятельности. Начало занятия было направлено на то, чтобы заинтересовать детей и включить в деятельность каждого дошкольника.
Порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько? Какое число больше ( меньше)? На сколько больше ( меньше) число?
Использовались игры на ориентировку в пространстве , знание геометрических фигур и дней недели.
Использование физкультминутки в середине занятия помогло детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение. Дети зарядились положительными эмоциями.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте занятия я старалась использовать разнообразные и интересные задания, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Я считаю, что поставленные мною программные задачи в ходе занятия были решены.
Проведение НОД по художественно-эстетическому развитию.
"Городецкая роспись" (старшая группа).
Цель: Изображение городецкой росписи на трафаретах-игрушках.
Задачи.
Обучающая: учить детей изображать элементы городецкой росписи.
Развивающая: развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме.
Воспитательная: Воспитывать уважение к народным промыслам, уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе.
Предметно-практическая среда:
Два образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске;
выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров;
краска-гуашь ( синяя, белая, зелёная, красная); кисточка; картонная заготовка разделочной доски.
Ход занятия:
Вводно – мотивационный этап:
«К нам сюда скорее просим.
Заходи, честной народ!
Веселее, не зевайте,
Всех вас ярмарка зовёт!
Ярмарка! Ярмарка!
Русская ярмарка!
Кто на ярмарку придёт.
Что захочет – всё найдёт!»
Дети, у каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Берега здесь высокие, овражистые. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других - Иваном-Травником. Но везде его справляли летом, в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни начинается созревание, и считалось , что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали.
И каждый старался в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папоротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего - лишь какой-то час. Каков из себя тот цветок? Никто точно не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом.
Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папоротника – это ведь цветок счастья. Вот и решили самые отважные мастера села Городец изобразить этот цветок на своих предметах быта: прялках, деревянной посуде, мебели, а затем продавали их на ярмарках.
Деятельностный этап:
Воспитатель: Ребята, а хотите себя почувствовать настоящими мастерами Городецкой росписи?
Воспитатель достает заготовки из картона( разделочные доски).
Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.
«Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать».
Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы:
Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья);
Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).
Воспитатель: Дети, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.
Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки” (красные – на розовых бутонах, синие – на голубых). Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.
Воспитатель: Дети, обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.
- Как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? ( крупные листья- рисуется контур и закрашивается, маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти).
- Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет?
(в белую краску добавить немного красной.).
А как получить голубой цвет? (в белую краску добавить немного синей).
Воспитатель: А давайте немного поиграем.
Физкультурная минутка:
«Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим».
Ну а теперь давайте приступим крисованию наших волшебных цветов.
Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.
– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, мы можем рисовать.
Самостоятельная работа детей.
В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.
Заключительный этап:
Воспитатель: Все постарались, украсили доски. Они получились очень красивые.
В конце занятия проводится выставка детских работ, для рассматривания и анализа. Воспитатель предлагает детям отметить: «Что из услышанного сегодня им было известно?»
«Что новое узнали в ходе занятия?»
«Что еще хотели бы узнать по теме Городецкой росписи?»
Анализ занятия по декоративному рисованию "Городецкая роспись".
(старшая группа)
Содержание занятия соответствует программе данной возрастной группы, изобразительным возможностям детей. Для реализации каждой задачи были подобраны интересные и занимательные приёмы, обучающие наглядные пособия, которые активизировали и стимулировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В водной части занятия дети слушали
стихотворение, которое способствовало повышению интереса к занятию.
Детям был предложен познавательный материал про село Городец, его мастеров. Я старалась направлять детей на самостоятельность и поддерживала их положительный эмоциональный настрой.
После сообщения темы (украшение доски ) были уточнены способы и последовательность рисования, а также способы получения голубой и розовой красок. Дети активно участвовали в беседе, отвечали на вопросы, подготовили пальчики к работе (проведена пальчиковая гимнастика).
В практической части дети самостоятельно смешивали краски, получая голубой и розовый цвет. Сначала они действовали очень не уверенно, не решались начать рисовать, но поддержка и одобрение со стороны воспитателя помогли справиться с нерешительностью. Использование плавных движений во время физкультминутки, помогли детям расслабиться и снять напряжение.
Анализировали работы 3 детей: отметили работы, которые им понравились, а также заметили некоторые неточности в элементах. Итог занятия был организован в виде выставки работ.
Я считаю, что на данном занятии поставленные задачи были полностью решены. Дети научились выделять знакомые элементы узора на изделиях и называть их, проявили самостоятельность и творчество в создании узоров по мотивам Городецкой росписи, обогатили свой словарь новыми словами. Необходимо и дальше продолжать знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством, совершенствовать изобразительные навыки и умения, совершенствовать диалогическую форму речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе .Развитие познавательных способностей и речи:"Обучение рассказыванию по картине "Белки".
Програмное содержание:1.Образовательные задачи:1)углублять представление о внешнем виде и образе жизни белок:тело покрыто шерстью,кисточки на ушах,пушистый длинный хвост;рыже-коричневый окрас;живут в ...
Методическая разработка. Составление рассказа по картине "Белка с бельчатами".
Методическая разработка предназначена для детей средней группы. Составление рассказа по картине "Беклка с бельчатами"....
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Конспект занятия на тему: Рассказывание по картине «Белки». Серия С.Н. Николаевой, худ. А.А. Келейникова Подготовительная группа
Программное содержание · Расширять представления о жизни диких животных в природных условиях.· Продолжать совершен...
НОД по ОО «Речевое развитие» . Тема: Составление рассказа по картине «Белка с бельчатами»
Конспект НОД для старшей группы...
Конспект занятия по составлению рассказов-фантазий по картине "Белки". средняя группа
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенну...
Конспект занятия по обучению творческому рассказыванию по картине"Белки"
Формирование умения внимательно рассматривать картину, рассужение и выводы по содержанию способствуют установлению связи и взаимодействия между основными объектами. побуждает детей к составлению расск...