Конспект занятия по развитию речи "Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Закрепление знаний об осени, ее признаках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_osen.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №125 город Калининград
Конспект занятия
по развитию речи в старшей группе
Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на
тему «Осень наступила».
2023г.
Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на
тему «Осень наступила».
Задачи:
образовательные: учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план; использовать распространенные вопросительные и повествовательные
предложения;
развивающие: закреплять представления о ранней осени; Обогащать лексику яркими, красочными признаками (эпитетами): развивать диалогическую речь;
воспитательные: пробуждать у детей чувства любви к родной русской природе, восхищаться ее красотой.
Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в лесу, на Куршской косе,на участке детского сада с
воспитателями и родителями . Выборочное заучивание отрывков из стихов об
осени
А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,
А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,
А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
Оборудование:
Мяч, наглядный материал по теме «Осень»
Ход ООД:
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?
Дети: Время года – осень.
Воспитатель: Назовите месяца осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился
содержательным и интересным.
Обозначим план рассказа.
Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменениях в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди. Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Дети: Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло. Солнышко светит мало.
Моросит мелкий дождь. После дождя появляются грибы. Часто дует холодный ветер. Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.
Дети: Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые,
разноцветные. С деревьев падают листья. Начинается листопад. Деревья стоят в зелёно – золотом уборе. Осенью начинает желтеть и жухнуть трава. Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.
Воспитатель: Дети, кто обобщит услышанное?
Иван К.: Ранняя осень – красивое время года. Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Дует ветер и срывает с ветки листочек. Они летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.
Воспитатель: Спасибо, рада, очень интересный рассказ получился.
Леон: Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё
цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В
лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к
отлёту на юг.
Воспитатель: Спасибо, Леон, замечательно.
Милена: В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.
Воспитатель: Спасибо, вам, у вас получилась разная красивая осень. А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка
«Танец листиков»
(Воспитатель говорит, дети изображают)
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселиться.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился, хоровод на землю опустился.
Воспитатель: Давайте заглянем в сады и огороды и я расскажу о том, что делают люди. Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами. Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается. Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму. Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку. В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время
высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят
известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не
будут грызть зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.
Вот такая она – ранняя осень!
Предлагаю послушать стихотворение
Плещеев А.Н. « Осень наступила»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Воспитатель: Какие чувства вызывает это стихотворение?
Дети: Грусть.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать.
Наступила холодная осень.
Воспитатель: Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.
Дети: Небо закрыто тучами.
Солнце не светит.
Дует сильный ветер.
Идёт дождь.
Воспитатель: Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды. Осень по - своему прекрасна.
Игра в мяч — словообразование относительных прилагательных от слова
осень
Солнце осенью – (какое?)
Дети: Осеннее.
Воспитатель: Ветер осенью – (какой?)
Дети: Осенний
Воспитатель: Небо осенью – (какое?)
Дети: Осеннее
Воспитатель: Туча осенью – (какая?)
Дети: Осенняя
Воспитатель: Дождь осенью – (какой?)
Дети: Осенний
Воспитатель: Лес осенью – (какой?)
Дети: Осенний
Воспитатель: Погода осенью – (какая?)
Дети: Осенняя
Воспитатель: Пальто осенью – (какое?)
Дети: Осеннее
Воспитатель: Сапоги осенью – (какие?)
Дети: Осенние
Воспитатель: Одежда осенью – (какая?)
Дети: Осенняя
Воспитатель: Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?
Дети: Мы говорили об осени.
Воспитатель: А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы?
Дети: Да
Воспитатель: Тучки солнце закрывают?
Дети: Да
Воспитатель: Холодный ветер прилетает?
Дети: Да
Воспитатель: Ну а птицы гнезда вьют?
Дети: Нет
Воспитатель: А букашки прилетают?
Дети: Нет
Воспитатель: Звери норки закрывают?
Дети: Да
Воспитатель: Урожай все собирают?
Дети: Да
Воспитатель: Птичьи стаи улетают?
Дети: Да
Воспитатель: Часто-часто льют дожди?
Дети: Да
Воспитатель: Достаем ли сапоги?
Дети: Да
Воспитатель: Солнце светит очень жарко?
Дети: Нет
Воспитатель: Можно детям загорать?
Дети: Нет
Воспитатель: Ну, а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?
Дети: Да
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).
У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени» в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Соста...
конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа с использованием картинно-графического плана
занятие для подготовительной группы коррекционной направленности 5 вида...
Конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная группа).
Конспект занятия по развитию связной речи....
Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа "Неудачная охота"
Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы...
Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа "Собака-санитар""
Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы...
Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...