Конспект занятия по развитию речи "Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему "Осень наступила"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Закрепление знаний об осени, ее признаках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_osen.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №125 город Калининград

Конспект занятия

по развитию речи в старшей группе

Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на

            тему «Осень наступила».

2023г.

Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на

            тему «Осень наступила».

Задачи:

образовательные: учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план; использовать распространенные вопросительные и повествовательные

предложения;

развивающие: закреплять представления о ранней осени; Обогащать лексику яркими, красочными признаками (эпитетами): развивать диалогическую речь;

воспитательные: пробуждать у детей чувства любви к родной русской природе, восхищаться ее красотой.

Предварительная работа:

Наблюдение ранней осени в лесу, на Куршской косе,на участке детского сада с

воспитателями и родителями . Выборочное заучивание отрывков из стихов об

осени

А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,

А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,

Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Оборудование:

Мяч, наглядный материал по теме «Осень»

Ход ООД:

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?

Дети: Время года – осень.

Воспитатель: Назовите месяца осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился

содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменениях в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди. Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Дети: Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло. Солнышко светит мало.

Моросит мелкий дождь. После дождя появляются грибы. Часто дует холодный ветер. Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.

Дети: Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые,

разноцветные. С деревьев падают листья. Начинается листопад. Деревья стоят в зелёно – золотом уборе. Осенью начинает желтеть и жухнуть трава. Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.

Воспитатель: Дети, кто обобщит услышанное?

Иван К.: Ранняя осень – красивое время года. Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Дует ветер и срывает с ветки листочек. Они летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

Воспитатель: Спасибо, рада, очень интересный рассказ получился.

Леон: Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё

цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В

лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к

отлёту на юг.

Воспитатель: Спасибо, Леон, замечательно.

Милена: В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.

Воспитатель: Спасибо, вам, у вас получилась разная красивая осень. А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультминутка

«Танец листиков»

(Воспитатель говорит, дети изображают)

Листья дубовые, листья кленовые

Желтеют и падают тихо.

Ветер хватает, в кучу бросает,

Кружит листики тихо.

Так заставляет летать и кружиться,

Так он играет и веселиться.

Листья танцуют свой хоровод,

Снова вернутся лишь через год.

Дождик появился, хоровод на землю опустился.

Воспитатель: Давайте заглянем в сады и огороды и я расскажу о том, что делают люди. Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами. Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается. Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму. Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку. В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время

высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят

известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не

будут грызть зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю послушать стихотворение

Плещеев А.Н. « Осень наступила»

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Воспитатель: Какие чувства вызывает это стихотворение?

Дети: Грусть.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать.

Наступила холодная осень.

Воспитатель: Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.

Дети:                Небо закрыто тучами.

Солнце не светит.

Дует сильный ветер.

Идёт дождь.

Воспитатель: Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды. Осень по - своему прекрасна.

Игра в мяч — словообразование относительных прилагательных от слова

осень

Солнце осенью – (какое?)

Дети: Осеннее.

Воспитатель: Ветер осенью – (какой?)

Дети: Осенний

Воспитатель: Небо осенью – (какое?)

Дети: Осеннее

Воспитатель: Туча осенью – (какая?)

Дети: Осенняя

Воспитатель: Дождь осенью – (какой?)

Дети: Осенний

Воспитатель: Лес осенью – (какой?)

Дети: Осенний

Воспитатель: Погода осенью – (какая?)

Дети: Осенняя

Воспитатель: Пальто осенью – (какое?)

Дети: Осеннее

Воспитатель: Сапоги осенью – (какие?)

Дети: Осенние

Воспитатель: Одежда осенью – (какая?)

Дети: Осенняя

Воспитатель: Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

Дети: Мы говорили об осени.

Воспитатель: А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»

Осенью растут грибы?

Дети: Да

Воспитатель: Тучки солнце закрывают?

Дети: Да

Воспитатель: Холодный ветер прилетает?

Дети: Да

Воспитатель: Ну а птицы гнезда вьют?

Дети: Нет

Воспитатель: А букашки прилетают?

Дети: Нет

Воспитатель: Звери норки закрывают?

Дети: Да

Воспитатель: Урожай все собирают?

Дети: Да

Воспитатель: Птичьи стаи улетают?

Дети: Да

Воспитатель: Часто-часто льют дожди?

Дети: Да

Воспитатель: Достаем ли сапоги?

Дети: Да

Воспитатель: Солнце светит очень жарко?

Дети: Нет

Воспитатель: Можно детям загорать?

Дети: Нет

Воспитатель: Ну, а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).

У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91»        КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Соста...

конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа с использованием картинно-графического плана

занятие для подготовительной группы коррекционной направленности 5 вида...

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа "Неудачная охота"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи  у детей подготовительной к школе группы...

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа "Собака-санитар""

Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи  у детей подготовительной к школе группы...

Конспект занятия по развитию связной речи Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию связной речиСоставление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин(подготовительная к школе группа)...