Использование фразового конструктора для запуска речи
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Использование на занятиях занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_frazovogo_konstruktora_dlya_zapuska_rechi.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Вербицкая Е.А.
воспитатель
МБДОУ «ДСКВ №118»
г.Братск
Использование фразового конструктора для запуска речи
Использование на занятиях занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей. Предлагаю вашему вниманию пособие Фразовый конструктор
Фразовый конструктор - это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения.
Он необходим, для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребенка. Он поможет формированию обращённой речи и установлению контакта с ребёнком.
Фразовый конструктор направлен на решение следующих задач:
- установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
- обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;
- актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
- формирование связности и четкости высказывания;
У фразового конструктора есть несколько правил:
1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами. Минимальный порог ввода: 100 существительных+10 глаголов.
2. Вводим части речи по онтогенезу, используя для этого модели фраз по Валерии Ивановны Балаевой.
1 модель: глагол + существительное ( сказуемое+ прямое дополнение). Дай кашу. Возьми лопату.
2 модель: существительное + глагол ( подлежащее + сказуемое). Мальчик читает.
3 модель: существительное + глагол + существительное ( подлежащее+ сказуемое+ прямое дополнение). Кошка пьет молоко.
4 модель: прилагательное + существительное + глагол. Маленький мальчик читает.
5 модель: прилагательное + существительное + глагол + существительное (прямое дополнение). Маленький мальчик читает книгу.
6 модель: существительное + глагол + слово категории состояния. Дети поют весело.
7 модель: существительное + глагол + предлог + дополнение.
8 модель: прилагательное + существительное + глагол + предлог +дополнение.
9 модель: модель: существительное +глагол + глагол; существительное + существительное + глагол. Девочка идет искать. Мать девочки смеётся. 10модель: существительное + прилагательное + «А» + существительное+ прилагательное + «НО» +
11 модель: существительное + глагол + «И» + существительное +глагол.
12 модель: предложения с элементами подчинения.
Предполагается, что перед началом работы с фразовым конструктором, ребенок соотносит картинки с соответствующими словами, использует однословную фразу, т.к. именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи.
При необходимости возможно дополнять альбом фотографиями знакомых социальных мест и реальных людей ближнего окружения.
Это (используем указательный жест) ляля, это самолет
Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой;
В пособие используется большое количество одинаковых изображений, что позволяет ребенку эффективнее усвоить грамматические и другие языковые категории. Содержание альбомов дает возможность организовать многократное повторение материала.
Задаю вопрос: Покажи , где человек рисует? Где сидит? Стирает?
Что делает человек? Стирает, покупает, идет, бежит и т.д
Скажи фразу, Кто сидит?
- Бабушка сидит, кукла сидит, мишка сидит, собачка сидит…
Формирование трехсловной фразы «Девочка надевает туфли» Найди обувь. Н-р, тетя покупает ягоды. Подбери ягоды. Хороший вариант для усвоения лексико-грамматической категории.
Для понимания смысла предложения и развития диалогической речи ребенку предлагается ответить на вопросы, поставленные к каждому члену предложения, например: Девочка висит на кольцах. Кто висит на кольцах? На чем висит девочка? Что делает девочка? Н-р, собака лежит в песочнице.
Добавляем множественное число и прилагательное. Девочка видит 8 желтых бананов.
Девочка видит шесть черных котят.
Работа с альбомом может идти по нескольким направлениям:
- выбор изображения к заданной фразе;
- подбор слова к заданным изображениям;
- работа с деформированной фразой (игра «Исправь ошибку»)
Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка с особыми образовательными потребностями, не следует ограничиваться только механическим повторением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.
Использование фразового конструктора для запуска речи.
Использование на занятиях занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей. Предлагаю вашему вниманию пособие Фразовый конструктор
Фразовый конструктор - это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения.
Он необходим, для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребенка. Он поможет формированию обращённой речи и установлению контакта с ребёнком.
Фразовый конструктор направлен на решение следующих задач:
- установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
- обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;
- актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
- формирование связности и четкости высказывания;
У фразового конструктора есть несколько правил:
1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами. Минимальный порог ввода: 100 существительных+10 глаголов.
2. Вводим части речи по онтогенезу, используя для этого модели фраз по Валерии Ивановны Балаевой.
Предполагается, что перед началом работы с фразовым конструктором, ребенок соотносит картинки с соответствующими словами, использует однословную фразу, т.к. именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи.
При необходимости возможно дополнять альбом фотографиями знакомых социальных мест и реальных людей ближнего окружения.
Это (используем указательный жест) ляля, это самолет
Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой;
В пособие используется большое количество одинаковых изображений, что позволяет ребенку эффективнее усвоить грамматические и другие языковые категории. Содержание альбомов дает возможность организовать многократное повторение материала
Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка с особыми образовательными потребностями, не следует ограничиваться только механическим повторением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества подготовки к школьному обучению. Использование фразового конструктора. Формирование языковой способности.
В формирование устной речи и лексико-грамматических отношений между членами предложения помогает пособие «Фразовый конструктор»...
«Индивидуальная комплексная непрерывно – образовательная деятельность по автоматизации звука [Р] во фразах и предложениях с использованием фразового конструктора».
В данном конспекте дана индивидуальная комплексная непрерывно – образовательная деятельность по автоматизации звука [Р] во фразах и предложениях с использованием фразово...
Использование фразового конструктора в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога
Мастер-класс для педагогов по вопросам использования фразового конструктора как эффективного способа развития фразовой речи, обогащения номинативного, атрибутивного, предикативного словаря, расширению...
Мастер-класс для родителей "Использование фразового конструктора в развитии речи детей"
Цель - формирование и развитие связной стороны речи детей, имеющих речевое недоразвитие.Задачи:1. Формировать односоставное предложение.2. Расширять и активизировать словарный запас.3. Учить строить п...
Использование фразового конструктора в развитии связной речи
Использование фразового конструктора в развитии связной речи....
Методическая разработка: «Использование фразового конструктора в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Работа по формированию фразовой речи является одним из важных этаповкоррекционной логопедической работы.Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяютфразы, произнесенные педагогом...
Опыт работы по использованию фразового конструктора для развития речи детей 2-3 лет
Разработка основанная на личном политическом опыте работы в группе раннего возраста...