Использование фразового конструктора для запуска речи
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Вербицкая Екатерина Анатольевна

Использование на занятиях  занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_frazovogo_konstruktora_dlya_zapuska_rechi.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Вербицкая Е.А.

воспитатель

                                                                                           МБДОУ «ДСКВ №118»

                                                                                                                 г.Братск

Использование фразового конструктора для запуска речи

Использование на занятиях  занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей. Предлагаю вашему вниманию пособие  Фразовый конструктор

Фразовый конструктор - это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения.

Он необходим, для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребенка. Он поможет формированию обращённой речи и установлению контакта с ребёнком.

Фразовый конструктор направлен на решение следующих задач:

  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  •  обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;
  •  актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
  •  формирование связности и четкости высказывания;

  У фразового конструктора есть несколько правил:

1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами. Минимальный порог ввода: 100 существительных+10 глаголов.

2. Вводим части речи по онтогенезу, используя для этого модели фраз по Валерии Ивановны Балаевой.

1 модель: глагол + существительное ( сказуемое+ прямое дополнение). Дай кашу. Возьми лопату.

 2 модель: существительное + глагол ( подлежащее + сказуемое). Мальчик читает.

 3 модель: существительное + глагол + существительное ( подлежащее+ сказуемое+ прямое дополнение). Кошка пьет молоко.

4 модель: прилагательное + существительное + глагол. Маленький мальчик читает.

5 модель: прилагательное + существительное + глагол + существительное (прямое дополнение). Маленький мальчик читает книгу.

 6 модель: существительное + глагол + слово категории состояния. Дети поют весело.

7 модель: существительное + глагол + предлог + дополнение.

 8 модель: прилагательное + существительное + глагол + предлог +дополнение.

9 модель: модель: существительное +глагол + глагол; существительное + существительное + глагол. Девочка идет искать. Мать девочки смеётся. 10модель: существительное + прилагательное + «А» + существительное+ прилагательное + «НО» +

11 модель: существительное + глагол + «И» + существительное +глагол.

12 модель: предложения с элементами подчинения.

Предполагается, что перед началом работы с фразовым конструктором, ребенок соотносит картинки с соответствующими словами, использует однословную фразу, т.к. именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи.

При необходимости возможно дополнять альбом фотографиями знакомых социальных мест и реальных людей ближнего окружения.

Это (используем указательный жест) ляля, это самолет

Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой;

В пособие используется большое количество одинаковых изображений, что  позволяет ребенку эффективнее усвоить грамматические и другие языковые категории. Содержание альбомов дает возможность организовать многократное повторение материала.

Задаю вопрос: Покажи , где человек рисует? Где сидит? Стирает?

Что делает человек? Стирает, покупает, идет, бежит и т.д

Скажи фразу, Кто сидит?

- Бабушка сидит, кукла сидит, мишка сидит, собачка сидит…

Формирование трехсловной фразы «Девочка надевает туфли» Найди обувь. Н-р, тетя покупает ягоды. Подбери ягоды. Хороший вариант для усвоения лексико-грамматической категории.

     Для понимания смысла предложения и развития диалогической речи ребенку предлагается ответить на вопросы, поставленные к каждому члену предложения, например: Девочка висит на кольцах. Кто висит на кольцах? На чем висит девочка? Что делает девочка? Н-р, собака лежит в песочнице.

Добавляем множественное число и прилагательное. Девочка видит 8 желтых бананов.

Девочка видит шесть черных котят.

Работа с альбомом может идти по нескольким направлениям:

- выбор изображения к заданной фразе;

- подбор слова к заданным изображениям;

- работа с деформированной фразой (игра «Исправь ошибку»)

Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка с особыми образовательными потребностями, не следует ограничиваться  только механическим повторением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.

Использование фразового конструктора для запуска речи.

Использование на занятиях  занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей. Предлагаю вашему вниманию пособие  Фразовый конструктор

Фразовый конструктор - это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения.

Он необходим, для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребенка. Он поможет формированию обращённой речи и установлению контакта с ребёнком.

Фразовый конструктор направлен на решение следующих задач:

  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  •  обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;
  •  актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
  •  формирование связности и четкости высказывания;

  У фразового конструктора есть несколько правил:

1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами. Минимальный порог ввода: 100 существительных+10 глаголов.

2. Вводим части речи по онтогенезу, используя для этого модели фраз по Валерии Ивановны Балаевой.

Предполагается, что перед началом работы с фразовым конструктором, ребенок соотносит картинки с соответствующими словами, использует однословную фразу, т.к. именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи.

При необходимости возможно дополнять альбом фотографиями знакомых социальных мест и реальных людей ближнего окружения.

Это (используем указательный жест) ляля, это самолет

Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой;

В пособие используется большое количество одинаковых изображений, что  позволяет ребенку эффективнее усвоить грамматические и другие языковые категории. Содержание альбомов дает возможность организовать многократное повторение материала

Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка с особыми образовательными потребностями, не следует ограничиваться  только механическим повторением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества подготовки к школьному обучению. Использование фразового конструктора. Формирование языковой способности.

В формирование устной речи и лексико-грамматических отношений между членами предложения помогает пособие  «Фразовый конструктор»...

«Индивидуальная комплексная непрерывно – образовательная деятельность по автоматизации звука [Р] во фразах и предложениях с использованием фразового конструктора».

В данном конспекте дана    индивидуальная комплексная непрерывно – образовательная  деятельность по автоматизации звука [Р] во фразах и предложениях с использованием  фразово...

Использование фразового конструктора в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога

Мастер-класс для педагогов по вопросам использования фразового конструктора как эффективного способа развития фразовой речи, обогащения номинативного, атрибутивного, предикативного словаря, расширению...

Мастер-класс для родителей "Использование фразового конструктора в развитии речи детей"

Цель - формирование и развитие связной стороны речи детей, имеющих речевое недоразвитие.Задачи:1. Формировать односоставное предложение.2. Расширять и активизировать словарный запас.3. Учить строить п...

Использование фразового конструктора в развитии связной речи

Использование фразового конструктора в развитии связной речи....

Методическая разработка: «Использование фразового конструктора в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Работа по формированию фразовой речи является одним из важных этаповкоррекционной логопедической работы.Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяютфразы, произнесенные педагогом...

Опыт работы по использованию фразового конструктора для развития речи детей 2-3 лет

Разработка основанная на личном политическом опыте работы в группе раннего возраста...