Конспект занятия по речевому развитию "Путешествие в страну Грамматики"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы  по закреплению формирования грамматического строя  речи  "Путешествие в страну Грамматики" по лексической теме "Подарки осени в лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_stranu_grammatik.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное                                                            учреждение   детский сад № 25

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Конспект  непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области

«Речевое  развитие»

для детей старшей группы

Тема:  «Путешествие в страну Грамматики»

Воспитатель:

Огородник Лилия Ефимовна

Санкт-Петербург2023

Цель: закрепление умений и навыков по формированию грамматического строя речи.

Задачи:

1. Образовательные:

-закреплять навыки образования относительных  прилагательных  с помощью суффиксов,согласовывать в роде и числе;

 - совершенствовать навыки составления описательного рассказа о предмете:

 - закреплять умение подбирать однокоренные слова, добавлять их в предложения, подходящие по смыслу.

2. Развивающие:

- развивать связную  диалогическую и монологическую речь;

 -  активизировать словарь;

- развивать умение целенаправленно размышлять и высказывать свое мнение;

 -  способствовать развитию навыков  составления нового варианта сказки.

3.Воспитательные:

-воспитывать  доброжелательное  отношение  и стремление помогать друг другу,  воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Методы:словесный, наглядный, игровой

Предварительная работа: беседы «Правильная и красивая речь», «Подарки осени в лесу»,  дидактические игры «Подскажи словечко», «Подбери  родственное слово», «Найди по описанию», «Чудесный мешочек»,  «Неожиданный поворот»,упражнения по составлению описательного рассказа,  чтение художественной литературы «Под  грибом» В.Г.Сутеева.

Материалы для НОД: конверт с письмом, схема движения, карточки и картинки с изображением грибов, ягод; кораблики, тканевое полотно синего цвета,мешочек из плотной ткани, шишка, желудь, гриб, лист, орех, ягода, солнечные лучи , дидактический фартук,  декорации и персонажи сказок из фетра «Театр на липучках».

Приёмы: диалог, ключевые вопросы, игры.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая, технология развивающего диалога.

Организация детей:группа детей

            Примерный ход  образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Воспитатель:

- Ребята, какое у вас сегодня настроение?      

 - Крепко за руки возьмемся и передадим его своему другу.

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И  друг другу улыбнемся.

Подарите свои улыбки нашим гостям

Дети слушают речь воспитателя, становятся в круг, выполняя движения.Устанавливается зрительный контакт.

Мотивация

Проблематизация

Воспитателю  передают  конверт с обратным адресом «Остров Грамматики».

В:-Как  вы думаете, кто же прислал письмо?

Воспитатель: - Ребята, как узнать, от кого пришло письмо?

Воспитатель читает текст:«Дорогие ребята, пишет вам царица  Грамматики.

 А  вы знаете, что такое грамматика?

Это наука, которая   изучает слова  и предложения, помогает правильно и красиво говорить.

Злой  волшебник  похитил у солнышка лучи,  и теперь у нас царят темнота и беспорядок!

В страну Грамматики сегодня отправляется корабль Знаний по морю Вопросов и Ответов.

Ждем вас с нетерпением!

Дети слышат стук в дверь.

Ребята рассуждают,кто мог прислать письмо,  высказывают  свои предположения.

Дети рассматривают конверт, предлагают открыть его и узнать, кто написал письмо.

                                                 Ребята внимательно слушают.

Ответы детей.

                                                                                           После прослушивания текста письма  ребята находят  схему     движения  и остановок.

Дети формулируют проблему, неизвестно, куда исчезли  солнечные лучи ,без них в стране Грамматики темно и нет порядка.

Целеполагание

Воспитатель спрашивает у детей, что же  делать в этой ситуации.

Дети определяют цель: необходимо помочь  царице Грамматики  вернуть свет и порядок.

Планирование будущей деятельности

Воспитатель предлагает подумать, как помочь царице Грамматики.

Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу, что нужно отправляться   в путь на корабле Знаний.

Реализация плана

Воспитатель спрашивает:

-А не взять ли нам запасы в дальний путь?

 

1. Станция «Ягодная».  Игровое упражнение «Приготовим мы из ягод», используя  карточки с изображением ягод (черника, брусника, ежевика, голубика, земляника, клюква)

                                                                         

2. Станция «Грибная»    Д/и  «Подскажи словечко»    Воспитатель  читает стихотворение, делая паузу на месте пропуска слова.

Как-то осенней порой полился дождь…                 И из дома в тот же миг       в  лес отправился …        Чтобы принести улов, взял корзину для…              Долго шел он в глушь  лесную -                              поляну искал…              Вдруг под елочкой            на кочке                                 видит маленький …                                                    И обрадовался вмиг наш удачливый…                    Как ему не веселиться, если здесь в лесу…

                                                                   

3.Станция «Игровая» Воспитатель проводит динамическую паузу, включает  музыку «Листочки- самолетики» (А.Чугайкина)

                                                                                                                                                 

                                           

4.Станция «Загадочная»                             Д /и «Чудесный мешочек»

Воспитатель обращает внимание детей на необычный мешочек, предлагает детям узнать, что там, угадать предмет, не доставая его из мешочка.

5. Станция «Сказочная»                                      Воспитатель обращает внимание детей на фартук с декорациями на липучках,  предлагает  рассмотреть его, надевает на себя и садится с детьми на подушку.

Дети приходят к  выводу, можно  сделать запасы во время остановок.

 В руках у детей  синее  полотно, они его колышут с корабликом, имитируя  волны.

Произносят  с воспитателем:

-Ветер по морю гуляет и  кораблик подгоняет.

На станции «Ягодная» по карточкам называют ягоды и  что из них готовят, образуют прилагательные от существительных при помощи суффиксов, согласовывая в роде, числе, падеже.

(Черничный, брусничный, ежевичный, голубичный, земляничный,  клюквенный)

Под карточками  находят  солнечный лучик, берут его с собой.

Продолжая путь, колышут синее полотно с корабликом, проговаривая:                                               - Ветер по морю гуляет  и кораблик подгоняет».

На станции  «Грибная»  ребята  заканчивают предложения, подбирают родственные (однокоренные) слова  к слову гриб  в соответствии со смыслом стихотворения,  перечисляют их  (грибной, грибник, грибочек, грибница).

                                                                По завершении дети  находят лучик, раскачивают кораблик на полотне, произнося фразу:              - Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

 

                                                                 

На  остановке  «Игровая» дети берут листочки  в руки, становятся в круг с воспитателем  и выполняют танцевальные движения в соответствии с текстом песни.

                                                           Дети продолжают путешествие, раскачивая кораблик  на тканевом полотне со словами «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

Ребенок опускает руку в  мешочек,  на ощупь находит один предмет, сначала описывает его (форма, размер, признак предмета по тактильному контакту), затем называет и достает из мешочка.  По окончании  игры  дети находят лучик, раскачивают кораблик и отправляются дальше, к следующей  станции.

                                                          Дети  рассматривают  фартук,  находят в кармане  сказочных персонажей,   выбирают по желанию фигурки героев из «Театра на липучках»,  сочиняют  сказку, придумывая предложения  по кругу ,прикрепляют  их на дидактический фартук.

 

После рассказа сказки  ребята находят солнечный луч и солнце без лучей, прикрепляют все найденные на станциях лучи к солнцу.

Рефлексия

Воспитатель подводит детей к активному обсуждению действий, которые привели к результату.

 -Была ли достигнута цель?

- Почему это получилось?

Раздается телефонный звонок, царица Грамматики говорит, что очень довольна детьми и в благодарность за помощь приготовила им подарок, который они могут найти в своей группе.

Дети перечисляют, какие действия проделали.

Говорят о том, что цель помочь жителям Грамматики вернуть свет и порядок была достигнута.  

Ребята приходят к выводу, что у них все получилось, потому что действовали дружно, очень старались

Дети находят подарок в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию "Путешествие в страну языка"

"Путешествие в страну языка"Программное содержаниеОбразовательные задачи:Грамматика:продолжить учить образовывать глаголы приставочным способом существительные - суффиксальным способом (лимонница, кра...

конспект занятия по речевому развитию "Страна слов"

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в страну слов".Цель: Расширять словарный запас слов через словесно-речевые игры. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая ок...

Конспект занятиия старшей речевой группы "Гость из жарких стран"

Конспект подгруппового занятия в старшей речевой группе....

Конспект ООД Игра-викторина "Путешествие в страну Грамматики"

Конспект ООД Игра-викторина "Путешествие в страну Грамматики"...

Конспект занятия Тема: "В гостях у царицы Грамматики" (обучение по дополнительным программам кружок «Малышок»)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению детей чтению «Малышок» для детей 5 – 7 лет (далее Программа) предназначена для подготовки детей к обучению чт...