Упражнения и конспекты занятий по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Упражнения и конспекты занятий для по развитию речи у детей старшего дошкольного возаста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_i_konspekty_zanyatiy_dlya.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения и конспекты занятий для развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Упражнения для формирование грамматического строя речи.
«ОДИН-МНОГО» Цель: закрепить представление о множественном числе существительных. Эта игра упражняет детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; учит их подбирать к словам определения и действия, согласовывать их. — Это... стол, а это... (столы). Здесь много.... (столов). Какие столы? (Деревянные, письменные, обеденные). — Это.;, ромашка, а это... (ромашки). В букете много.... (ромашек). Какие они? (Белые, с желтой серединкой.) Что еще бывает белым? Желтым? Как ты понимаешь выражение «Скатерть бела весь мир одела»? Где встречается такое выражение? (В сказках, загадках.) В каких сказках? (О зиме.) — Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сонный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.) Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображено много предметов, например: лыжи, коньки, предметы мебели, одежды и т. п. — Чего здесь много? — А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Лыж, коньков, столов, платьев.) Очень важно показать детям, как от изменения слова с помощью аффиксов (суффиксов и приставок) меняется его смысл. Используются упражнения, включающие лексические и грамматические задания. Различая оттенки слова, дети по-иному воспринимают смысл его в том или ином контексте. Приведем примеры таких упражнений. «БРАТ - БРАТЕЦ - БРАТИК» Цель: различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности, уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом. — Послушайте слова, которые я вам назову, и скажите, чем они отличаются: мама — мамочка — мамуля; брат — братец — братик; дерево — деревце; заяц —- заинька — зайчишка — зайчи-ще; дом — домик — домище. (Многие слова звучат ласково.) Какие из этих слов встречались вам в сказках? (Братец в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», заинька, зайчишка во многих сказках о животных.) — Придумайте короткую сказку про зайца и зайчишку. — Чем отличаются слова: бежать — подбежать — выбежать; писать — переписать — подписать; играть — выиграть — проиграть; смеяться — засмеяться — высмеять; шел — отошел — вошел? Составьте предложения с любыми двумя словами, которые вы услышали. (Мы играли в домино. Вова выиграл, а я проиграл.) — Объясните, чем отличаются эти слова: старый — старенький; умный — умнейший; злой — злющий; толстый — толстенный; полный — полноватый? «БЕЖАТЬ - МЧАТЬСЯ» Цель: учить детей объяснять оттенки значения глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов. — Как вы понимаете слова? Чем они отличаются? Засмеялись— захихикали; бежать — мчаться; пришли — приплелись; плакать — рыдать; разговаривать — болтать; думать — размышлять; открыть — отворить; отыскать — найти; зябнуть — мерзнуть; поразить — удивить; шалить — баловаться; забавлять — развлекать; прощать — извинять; звать — приглашать; вертеться — кружиться; греметь — грохотать; опасаться — бояться; бросать — кидать; вертеть — крутить. — Придумайте предложения с любой парой слов. «КТО ХИТРЕЕ?» Цель: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных; образовывать новые слова (имена прилагательные) с помощью суффиксов еньк — оньк, оват — ев am; ущ — ющ; енн — ейш. — Вспомним сказку «Лиса и журавль». Какой показана в сказке лиса? (Зубки острые, шубка тепленькая, она красивая.) А какой характер у лисы? (Она хитрая, лукавая, коварная.) — Какой был журавль в сказке? Если лиса хитрая, то журавль оказался еще... (хитрее) или... (хитрющий). Лиса умная, а журавль (еще умнее, умнейший). — Волк злой, а волчище... (еще злее, злющий). Заяц труслив, а зайчишка... (еще трусливее, трусоватый). Этот человек худой, а этот... (еще худее, худющий). Один человек полный, а другой не совсем полный, а... (полноватый). Этот человек толстый, а тот еще... (толще, толстенный). — Будьте внимательны! Этот дом большой, а этот... (еще больше, большущий). Этот платок синий, а этот не совсем синий, а... (синеватый). Этот лист зеленый, а этот... (еще зеленее). Этот лист зеленый, а этот не совсем зеленый, слегка... (зеленоватый). Это платье красное, а это не совсем красное, а... (красноватое). — Бабушка старая. А как сказать ласково? (Старенькая.) Умный щенок. А как сказать подругому? (Умненький.) Рисунок плохой или... (плохонький, плоховатый).
Словарная работа.
«ЧТО ВЫ ВИДИТЕ ВОКРУГ?»
Цель: уточнить представления детей о названии предметов.
— Назовите предметы, которые вы видите вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого?
(За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)
— Перед вами две девочки. Они обе в красных платьях с белыми бантиками. Как мы их
различаем? (По именам.)
— Что значит слово... мяч, кукла, ручка?
— У меня в руке ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти
предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово ручка,
обозначающее этот предмет (педагог показывает авторучку)? (Ею пишут.) А что обозначает
слово ручка здесь (педагог показывает на дверную ручку)? (Ею открывают и закрывают
дверь.)
— Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушайте стихотворение
И. Токмаковой «Плим».
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
Я повторяю снова —
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет —
Плим, плим, гошм.
И ничего не значит
Плим, плим, плим. —
Придумайте и вы такие слова, которые ничего не значат. (Трам-татам, ту-руру.)
«СКАЖИ, КАКОЙ»
Цель: учить детей называть не только предмет, но и его признаки, качества, действия;
обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
— Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете?
— Послушайте стихотворение М. Щеловановой «Утро».
Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро
И, кажется, будет дождь.
— Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро
И тучи уходят прочь.
Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день.
- Почему же не будет солнца?
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце
И прохладная синяя тень.
— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про
первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про
этот день? Подберите слова, близкие по смыслу. (Дождливый, грустный, скучный,
неприветливый.) А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова,
близкие по смыслу. (Веселое, радостное, голубое, безоблачное.)
Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть
солнечным?
— Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным
предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится,
расстроился, обиделся.)
— А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала,
как дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку
надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?
«НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
— Узнайте, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Вы знаете,
что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету,
форме. Дополните другими словами то, что я начну: «Снег белый, холодный... еще какой?
Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная)».
— Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
— Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает),
кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух...
(кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).
— Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворений Д. Чиарди
«Прощальная игра»:
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь... (низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь... (близко).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты... (храбрец).
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечай... (конец).
— Теперь вы сами придумайте словам противоположные по значению.
Развитие связной речи.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: научить использовать в предложении приставочный глагол противоположного
значения.
— Закончите начатые мною предложения: Мальчик сначала подошел к дому, а потом от
него... (отошел). Утром ребята пошли в гости, а вечером... (ушли). Мальчик вошел в комнату,
вскоре он... (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они... (перебежали) на
левую. Дети играли в прятки: Они забежали за дом. Их долго не находили, и они...
(выбежали).
— Придумайте предложения со словами: шел — перешел — пошел — подошел — вошел —
вышел - отошел.
— Замените словосочетание другими словами: ползет муравей — движется, передвигается;
ползет поезд — едет очень медленно; плывет человек —плавает; плывет лодка — движется
по воде; плывет облако — движется по небу; сложить дрова — уложить их; сложить песню
— написать; бить посуду — разбить что-то; свет бьете глаза — ярко светит.
— Какие слова, связанные с движением людей, животных, транспорта, вы знаете? (Идти,
бежать, мчаться, нестись, лететь, двигаться, ползти.)
Придумайте короткий рассказ на тему «Лететь стрелой».
«КАК ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ»
Цель: подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к
заданной ситуации.
— Вспомните, как мы читали с вами рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Я расскажу вам
про этих медвежат. Вот выкупались они и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные!
Первый медвежонок веселый, подвижный, очень любил играть. Залез он на дерево. Чует —
медом пахнет. Обрадовался, полакомился медом, слез с дерева и побежал к маме-медведице.
Какой был медвежонок? К слову веселый подберите слова, близкие по смыслу {радостный,
оживленный, шустрый, бодрый, резвый). И к маме он не просто побежал, а... (помчался,
понесся, полетел стрелой, помчался сломя голову).
— А другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный. А
как можно о нем сказать по-другому? (Нерасторопный, неуклюжий, неловкий,
неповоротливый.) Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела. Совсем ему стало плохо и
невесело или... (грустно, скучно, обидно). Какой он был? (Грустный, обиженный,
огорченный, печальный.) И к маме он не просто пошел, а... (побрел, поплелся).
— Придумайте рассказ о том, как неугомонный и веселый медвежонок развеселил своего
братца и заставил его забыть про свою медлительность.
Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как
мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умения ребенка осознанно пользоваться
звуковой стороной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуации всеми
характеристиками речи развиваются как в специальных упражнениях, так и в процессе
любого высказывания.
Развитие образной речи.
РАССКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И
СЕРЫЙ ВОЛК»
Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки,
осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнить представления детей о жанровых
особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки; упражнять в подборе определений,
сравнений к заданному слову.
Сначала воспитатель спрашивает:
— Дети, вспомните, чем отличается рассказ от стихотворения, сказки?
— Кто сочиняет сказки, стихотворения?
— Вы знаете немало сказок о животных. Во многих сказках главная героиня или одна из
героинь — лиса. Какими словами можно сказать о лисе, о ее внешности? Вспомните сказки,
в которых рассказывается о лисе.
— Сегодня я расскажу вам еще одну сказку о лисе. Слушайте внимательно, а потом скажите,
какими вам цоказались главные герои этой сказки.
После чтения сказки проводится беседа.
— Кто главные герои сказки?
—Расскажите, какой вы представляете себе лису. Какими словами о ней можно рассказать?
Вспомните, как говорится о лисе в сказке.
— Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?
— Какие сказочные выражения вы запомнили? Воспитатель рассматривает вместе с детьми
иллюстрации
к сказке. Помогает вспомнить эпизоды, которые они отражают.
— Дети, вы уже научились различать сказку, рассказ, стихотворение. А теперь вспомните,
что такое загадка. Да, в загадке рассказывается о чем-либо, но сам предмет не называется.
Нужно хорошо подумать и отгадать, о чем говорится в загадке.
— Сейчас загадаю вам загадки, а вы не просто отгадайте их, но и объясните свои отгадки.
1.
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
2.
Полежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонько полежала,
Потом вдруг убежала.
3.
Хоть верь, хоть не верь:
Пробежал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
— Как вы догадались, что это... (белка, ежик, олень)? С чем оленя сравнивают? Как еще об
этом можно сказать?
— А сейчас поиграем в игру «На что похоже». Кто-нибудь из вас выйдет из комнаты, пока мы
договоримся, о ком будем загадывать загадку. Потом мы будем говорить, на что похож тот, о
ком мы загадали, а ребенок должен отгадать нашу загадку.
Игра проводится 3—4 раза.
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И. МАШИНА «ОСЕНЬ»
Цель: закрепить знания детей о признаках осени в процессе рассматривания иллюстраций,
вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы, желание выразить свои
впечатления в образном слове; учить выразительно читать стихотворение наизусть, передавая
интонацией задумчивость, грусть.
Необходимо подобрать 3—4 иллюстрации об осени (разные по настроению). Во время
беседы иллюстрации выставляются на мольберт.
— Дети, вы часто наблюдаете за изменениями, которые происходят сейчас в природе. Что в
осенней природе вам нравится больше всего? Постарайтесь рассказать.
— Вглядитесь внимательно в иллюстрацию о золотой осени. Найдите в ней то, о чем сказано
в стихотворении. А чего нет на иллюстрации?
— В стихотворении С. Когана «Листики» тоже говорится об этой поре. Прочтите
выразительно это стихотворение. (Два-три раза дети по желанию читают стихотворение.)
— А сейчас представьте, что за окном поздняя осень, листопад. Расскажите об изменениях в
природе. Внимательно рассмотрите осенний пейзаж художника Валентина Серова.
Подумайте, что можно рассказать об осени, изображенной на этой картине. Почувствовать
настроение картины вам поможет музыка.
— Какое настроение — радостное или грустное — вызывает у вас эта картина? Почему?
— Начало или конец осени изображены на картине? Как вы об этом догадались?
— Расскажите о деревьях на картине.
— Какой день изображен на картине? Какими красками показал это художник?
— Представьте, что вы оказались на этой дороге, на опушке леса. Что бы вы услышали?
— Ранней осенью дни бывают какими? А теперь? Ранней осенью деревья какие? А теперь?
Как о них можно сказать?
В заключение дети читают наизусть стихотворение И. Мазнина «Осень».
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ПОСЛОВИЦАМ
Цель: дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и
поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; учить
осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки,
отражающие это значение.
Для занятия понадобятся: бумага, карандаши, пособие «Русские народные загадки и
пословицы».
— Дети, вы знаете много сказок, которые сочинил народ. В сказках заключена народная
мудрость. Они учат быть трудолюбивыми, добрыми. В сказках зло всегда наказывается.
Народной мудрости нас учат также пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть
меткое слово — пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе,
трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию из пособия.
— Кто здесь изображен? Легко ли им нести такую ношу? Почему? И пословица о том же
говорит: «Дружно не грузно (значит, не тяжело), а врозь — хоть брось».
— Когда, в каком случае о людях можно сказать такую пословицу? Придумайте об этом
небольшой рассказ или сказку и нарисуйте к нему рисунок.
Дети самостоятельно выполняют задание.
— А теперь послушайте, я расскажу вам одну историю.
...В скверике присела на скамейку отдохнуть старушка. Рядом играли дети. На скамейке
лежали их игрушки: потрепанный, без колес и стекол автобус, одноухий заяц без хвоста,
чистенькая ярко-зеленая машина. ,
Посмотрела старушка на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого
автобуса и зайца вон тот неряха в грязной рубашке, а хозяин чистенькой машины — мальчик
в опрятном синем свитерке. «Эх, — вздохнула старушка, —какие сами, такие и сани!»
— Почему старушка так сказала? Как она догадалась, чьи игрушки были на скамейке?
— У народа есть много пословиц о том, что нужно быть трудолюбивым, уметь трудиться:
«Собирай по ягодке и наберешь кузовок»; «Не наклонишься до земли — грибок не попадет в
кузовок».
— Какие еще пословица о труде вы знаете?
— Много у народа пословиц и поговорок. Нужно научиться понимать их и знать.
— Послушайте, что я вам скажу:
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке ,
Зеленые пятки.
— Это загадка. Чем отличается загадка от пословицы, сказки? Верно, загадки надо
отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда нужно говорить их.
Вспомните, какие загадки вы знаете. Загадайте загадку своим товарищам.
На следующих занятиях уточняются представления детей о жанровых особенностях
произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки,
пословицы); они учатся понимать переносное значение образных выражений; учатся
составлять рассказы, сказки по пословицам с использованием образных выражений; у детей
формируется выразительность, точность речи.
Можно использовать книжки-потешки, книгу «Тридцать три Егорки».
— Вы много знаете рассказов, сказок, стихотворений. Знаете, чем отличаются эти жанры?
(Ответы детей.)
— Сегодня мы поговорим о других произведениях устного народного творчества: потешках,
песенках, чистоговорках, пословицах. У нас в России и в разных странах мира мамы всегда
пели для своих детей веселые песенки, потешки, когда умывали их, причесывали. Пели
колыбельные, когда баюкали. И теперь многие мамы поют детям песенки. В русских
народных потешках (от слова потешать — веселить, развлекать) используются нежные слова,
красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте такие
потешки.
Воспитатель рассматривает с детьми книжки-потешки. Зачитывает тексты. Дети при желании
могут ему помогать.
— Какие ласковые слова вы заметили? Чем вам понравились потешки? Когда говорят
потешки: «Расти, коса, до пояса», «Баю-бай»?
— А чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадки нужно отгадывать,
в них только рассказывается о чем-то, а о чем именно, нужно догадаться самим.
Воспитатель загадывает загадки.
Дедушка без топора мост мостит.
— Как вы догадались, что это мороз? Что за мост он мостит? Почему так говорится?
Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,
По полю скок-скок, по лавкам скок-скок,
И сел в уголок.
— С чем сравнивают веник? Почему так говорят?
В шубе летом, зимой — раздетым.
— Что за шуба в лесу? Почему так говорят?
— Чистоговорки, скороговорки тоже придумал народ, чтобы дети и взрослые учились
правильно и четко произносить все звуки родного языка. Скороговорки нужно повторять
четко и быстро. Повторите:
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
Шел Егор через двор,
Нес Егор с собой топор,
Шел Егор чинить забор.
— Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами. Какие вы знаете пословицы?
— Как вы понимаете пословицу: «Один за всех, и все за одного»? О ком так говорят?
Вспомните известные сказки, мультфильмы, где о героях можно было бы так сказать.
— Как вы понимаете пословицу: «Долог день до вечера, когда делать нечего»? О ком так
говорят? Придумайте об этом рассказ.
— А теперь поиграем. Я буду говорить вам слова или выражения, а вы в ответ говорите
слова, близкие по смыслу: во весь дух; брать пример с кого-то; повесить голову; бросать
слова на ветер; льет как из ведра.
— Я начну предложение, а вы закончите: «Начался сильный ливень, и мальчики побежали ...
Мальчик шел по лесу и вдруг видит — перед ним тигр. Он остановился как ... Но тут...
прилетела волшебная птица».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.
Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Дети вешают скворечники"
Составление рассказа по картинке из серии "Весна"...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»
Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...