Программа кружка средняя группа «Раз- словечко, два- словечко» Возраст детей 4-5 лет
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Одним из самых трудных видов речевой деятельности является сочинение рассказов по картине. Картина – лучшее средство сближения воспитателя и воспитанника. К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова…- начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…».
Для успешного освоения программы обучения детей в школе, умения общаться со взрослыми и сверстниками, формирования личностных качеств у выпускников детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять рассказ на определённую тему. Поэтому необходимо учить детей рассказывать, а это значит формировать их связную речь.
Преимущества технологии ТРИЗ: система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Развивает у детей связную речь, творческое воображение. Методы ТРИЗ можно с успехом применять в работе с детьми с трёх лет, а также в любой образовательной области, - что является залогом успешного результата деятельности всех её участников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_srednyaya_gruppa.docx | 417 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД № 7 "ЗОЛОТАЯ РЫБКА"
Кружковая работа
Средняя группа
«Раз- словечко, два- словечко»
Возраст детей 4-5 лет
Воспитатели:
Л.И.Лебедева
Т.Ф.Хатулиева
2023-2024 ученый год
Актуальность
В настоящее время главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности педагог помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах. Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого, но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность.
Одним из самых трудных видов речевой деятельности является сочинение рассказов по картине. Картина – лучшее средство сближения воспитателя и воспитанника. К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова…- начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…».
Красочная содержательная картина оказывает на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, обогащает его мыслями и чувствами, побуждает к высказыванию.
Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что в настоящее время в речи детей дошкольного возраста существуют множество проблем: недостаточный словарный запас, бедная монологическая диалогическая речь, бедная диалогическая речь. Возникает необходимость использовать в работе по формированию связной речи более эффективные формы. Одна из них - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
В педагогике ТРИЗ называют гуманной технологией, в элементах этой теории существуют методы и приёмы, позволяющие дошкольникам в игровой занимательной, интересной форме под руководством взрослого научиться составлять загадки, стихи, сказки, рассказы с помощью определённых алгоритмов, - создать творческий продукт высокого уровня новизны.
Пояснительная записка
Для успешного освоения программы обучения детей в школе, умения общаться со взрослыми и сверстниками, формирования личностных качеств у выпускников детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять рассказ на определённую тему. Поэтому необходимо учить детей рассказывать, а это значит формировать их связную речь.
Преимущества технологии ТРИЗ: система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Развивает у детей связную речь, творческое воображение. Методы ТРИЗ можно с успехом применять в работе с детьми с трёх лет, а также в любой образовательной области, - что является залогом успешного результата деятельности всех её участников.
Цель:
комплексное развитие познавательно - речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха с использованием элементов теории ТРИЗ.
Задачи:
- формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;
- формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;
- упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;
- упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;
- расширять и активизировать словарь детей;
- активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;
- воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Принципы построения программы
- доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
- систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
- практическое участие дошкольников;
- творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
Ожидаемые результаты
Ребенок может:
- выделить объекты, изображенные на картине;
- установить взаимосвязь между объектами;
- характеризовать объекты (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств);
- представить объект в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после);
- описать местонахождение объектов на картине;
- представить себя на картине в качестве одного из объектов;
- составить творческий текст с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.
Перспективный план работы кружка
Сентябрь
1 неделя.
Диагностика
2 неделя.
Игра «Подзорная труба»
Цель: упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
3 неделя.
Игра «Кто в кружочке живет?»
Цель: производить замену выделенных объектов схемами.
4 неделя.
Игра «Ищу родственников»
Цель: классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями. Активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения. Расширять и активизировать словарь детей.
Октябрь
1 неделя.
Игра «Ищу друзей (недругов)»
Цель: устанавливать эмоционально-духовные связи и взаимодействие между изображенными объектами на уровне «хорошо - плохо». Упражнять в использовании предложений со сложноподчинительной связью.
2 неделя.
НОД Рассказывание по картине «Строим дом»
Цель: формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием. Формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине. Расширять и активизировать словарь детей. Активизировать восприятие, развивать воображение, аналитические умения. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей.
3 неделя.
Игра «Живые картинки»
Цель: формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине. Ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Ноябрь
1 неделя.
Игра «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит»
Цель: объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей. Подвести их к выводу, что все на картине взаимосвязано. Упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая его структуру. Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием.
2 неделя.
Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»
Цель: представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе. Побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины. Активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;
3 неделя.
НОД «Рассказывание по картине «Речка замерзла».
Цель: формировать умение при описании событий на картине указывать место время действия, используя разные типы предложений отбирать для рассказа самое интересное и существенное, включая в повествование описания природы, окружающей действительности (на основе использования технологии ТРИЗ). Развивать монологическую форму речи, внимание, наблюдательность. Умение слушать и оценивать ответы сверстников. Расширить словарный запас. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Декабрь
1 неделя. Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»
Цель: представлять возможные запахи, передавать в речи свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов. Активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;
2 неделя.
Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»
Цель: представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ. Активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;
3 неделя.
Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус»
Цель: разделять объекты на съедобные- несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине.
уточнить представления о способах и продуктах питания. Побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики. Активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения.
Январь
1 неделя.
Игра «Подбери такое же по цвету»
Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.
2 неделя.
Игра «Сравни по форме»
Цель: упражнять детей в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира. Расширять и активизировать словарь детей;
Февраль
1 неделя.
Игра «Сравни по материалу»
Цель: упражнять детей в сравнении предметов по материалу и учить находить выделенный материал в предметах окружающего мира. Расширять и активизировать словарь детей.
2 неделя.
Составление рассказов от лица разных героев
Цель: вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица. Формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине. Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.
3 неделя.
Игра «Аукцион»
Цель: способствовать более полному перечислению составляющих объекта. Формировать понятие об отношениях «целое - часть расширять и активизировать словарь детей.
Март
1 неделя.
Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени - представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...).
2 неделя.
Игра «Да - Нет» (на загаданный объект, его часть или однородное множество)
Цель: классифицировать объекты по заданным признакам. Формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине.
3 неделя. Игра «Что с чем связано»
Цель: описывать объект с точки зрения его разнообразных связей с окружающим. - формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием.
Апрель
1 неделя.
Игра «Путешествие на машине времени» Цель: составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования. Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
2 неделя.
НОД Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»
Цель: составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее. Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины, побуждать к активному употреблению в речи сложноподчиненных предложений. Развивать фантазию, воображение, развивать у детей навыки речевого общения. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость.
3 неделя.
Копилка образных характеристик.
Цель: познакомить со значением новых слов в толковом словаре, вспомнить их, рассматривая предметы на рисунках, использовать их для составления сравнений, загадок. Расширять и активизировать словарь детей;
Май
1 неделя. Оформление альбома с рассказами детей
Упорядочить творческие работы, воспитывать гордость за свои творческие достижения.
2 неделя. Диагностика
Литература
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - с. 240.
2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. - 479 с.
3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
4. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. (Методика рассказа по картинке) 1995, текст приведен по рукописи. СПб. ТОО «ТРИЗ – ШАНС».
5. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Технология составления творческих рассказов по картине. 2014 г. Издательство АРКТИ.
6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – 2012, «Сфера».
7. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. –Екатеринбург,1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Азбука безопасности" для детей среднего дошкольного возраста.
Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основамправил безопасного поведения. Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых ...
Программа кружка по лепке для детей среднего дошкольного возраста: "Разноцветный мир пластилина"
Программа кружка по лепке для детей среднего дошкольного возраста...
Рабочая программа первой младшей группы общеразвивающей направленности №11 «Колобок» (возраст детей от 2 до 3 лет) на 2016 – 2017 учебный год
Содержание №НаименованиеСтраница1Целевой раздел 2Пояснительная записка 3Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 4Планируемые результаты освоения воспитанник...
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности «Мы – исследователи» для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет
Программа кружка по познавательно – исследовательской деятельности«Мы – исследователи»для детей среднего дошкольного возраста (4-5) лет...
Рабочая программа кружка "Школа этикета" для детей среднего дошкольного возраста ( 4- 5 лет)
Кружок «Школа этикета» на основе дополнительной образовательной программы «Школа вежливости» направлена на изучение культуры поведения, культуры общения и повседневного этикета...
Проект "Раз - словечко, два - словечко..." для детей старшего дошкольного возраста
обогащение словарного запаса детей за счет незнакомых или трудных для детей слов через ознакомление с окружающей действительностью, речевые игры и упражнения....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по программе Е. В. Колесниковой «Раз – словечко, два - словечко» во второй младшей группе детского сада
Конспект «Раз – словечко, два - словечко» во второй младшей группе детского сада...