Рабочая программа кружка "Школа этикета" для детей среднего дошкольного возраста ( 4- 5 лет)
рабочая программа (средняя группа)
Кружок «Школа этикета» на основе дополнительной образовательной программы «Школа вежливости» направлена на изучение культуры поведения, культуры общения и повседневного этикета.
Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения дошкольников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей»
Л. Н.Толстой
Программа кружка «Школа этикета»
Кружок «Школа этикета» на основе дополнительной образовательной программы «Школа вежливости» направлена на изучение культуры поведения, культуры общения и повседневного этикета.
Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения дошкольников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Цели деятельности кружка «Школа этикета».
1.познакомить детей с правилами общения с взрослыми и сверстниками, правилами поведения в общественных местах, транспорте, за столом.
2.развивать представления у детей о взаимоотношениях между людьми, способах поведения.
3.создать атмосферу доверия и психологического комфорта в детском коллективе.
4. формирование воспитанного, любящего, думающего и чувствующего человека, готового прийти на помощь другим людям в любой жизненной ситуации.
Задачи кружка:
1. знакомить детей с речевым этикетом.
2. воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережного отношения к чувствам других людей.
3. способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
4. формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).
5. совершенствовать навыки поведения в общественных местах (театр, магазин, транспорт)
6. активизировать и расширять словарь детей:
- использование разных частей речи;
- интонационная выразительность речи;
- культура речи.
7. развивать психические процессы (восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение).
Поставленные цели и задачи реализуются при создании условий:
-использование методической литературы, аудиозаписи, наглядных пособий, показ презентаций
-использование дидактических игр, набор картинок и иллюстраций
-выбор методов, форм и средств работы.
Оснащение:
1.Наглядные пособия:
-иллюстрации для рассматривания и бесед с детьми (что хорошо, что плохо; безопасное поведение в саду и дома; эмоции)
-плакаты для рассматривания (этикет для малышей; хорошие манеры; правила дорожного движения).
-дидактические игры (мама, пап и я; лото «основы хорошего воспитания»; наши поступки; лото «что такое хорошо и что такое плохо»)
-книги для чтения «Правила поведения для воспитанных детей», «Уроки вежливости»
2. Технические средства обучения: ноутбук, проектор
Кружок «Школа этикета» проводится один раз в неделю во вторую половину дня. Темы занятий кружка закрепляются в ежедневном общении.
Ожидаемые результаты:
1. развитие у дошкольников самосознания.
2. сформированность умений налаживания контакта с другими людьми.
3. знание правил поведения в обществе, в детском саду, дома
4. развитие нравственных качеств (вежливость, тактичность, доброта, чуткость); произвольных познавательных процессов (память, внимание, восприятие, любознательность).
5. умение адекватно выражать свои эмоции и понимать эмоции других (если человек обижен - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневанный -постараться понять причину).
Содержание программы:
• обучение навыкам общения и сотрудничества;
• формирование у дошкольников навыков речевого этикета и культуры поведения;
• развитие коммуникативных умений в процессе общения;
• введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Формы и методы реализации программы кружка «Школа этикета»
Основными методами реализации программы кружка являются изучение речевого этикета, приучение дошкольников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
В процессе работы основная цель – оказать помощь ребенку в формировании представлений о добре, любви, взаимопомощи и дружелюбии. Работа включает следующие элементы: моделирование и оценивание ребенком различных ситуаций поведения в детском саду, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Форма занятий – групповая.
Структура занятий:
-постоянный ритуал начала занятия;
-игры – перевоплощения или игры – беседы с обсуждением и анализом ситуаций;
-этические сказки, пластические этюды, игры с элементами музыкальной, изо деятельности;
-обсуждение занятий с детьми;
-ритуал прощания.
При необходимости вводится «минутка шалости». При комплектации подгрупп для занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, проблемы воспитания и развития. Занятия проводятся в кругу, не за столом, соблюдая все принципы создания развивающей среды. На занятиях всегда присутствуют сказочные персонажи. Проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел. На занятиях используется дифференцированный подход: возможность высказаться нерешительным, застенчивым детям; дать возможность выразить свои эмоции детям «холерикам»; подвижных детей всегда держать в «поле зрения», использовать все возможные методы и приемы для реализации речевого мышления детей.
План проведения занятий кружка «Школа этикета»
Месяц | Тема занятия | Задачи |
Октябрь | Моя семья | Учить детей осознавать, что семья, родители самые близкие люди. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. |
Мамочку свою, очень сильно я люблю | ||
«Детский сад – твой дом родной!» | Учить детей приветливости, проявлению внимания к окружающим. Объяснить: взаимопомощь помогает подружиться. | |
Волшебные слова живут на белом свете. | Познакомить детей с «волшебными» словами, упражнять в выполнении простейших правил общения | |
Ноябрь | Что такое хорошо и что такое плохо. Знакомство с героями: «Хорошей» и «Плошей» | Формировать навык вежливого обращения, умение свободно общаться. |
Вечная слава воде | Формировать понятия чистоты, аккуратности, вежливости, развивать умение быть внимательным к другому человеку. | |
Секрет братьев Будильников | Формировать санитарно-гигиенические навыки, воспитывать точность и аккуратность. | |
Добрый доктор Айболит | Познакомить детей с «добрыми» делами, с правилами вежливого обращения по телефону. | |
Декабрь | Игра нас подружит, игра нас научит | Упражнять детей в выполнении простейших правил общения, основанными на уважении и доброжелательности. |
Вежливые дети все так поступают | Учить работать в коллективе, соизмерять собственные желания с интересами других. | |
Словно реченька журчит | Воспитывать и формировать культуру речи, представления о том, что значит играть «честно» и «нечестно». | |
Январь | Гости и хозяева | Упражнять в соблюдении правил и норм вежливого обращения друг с другом, использование слов, означающих просьбу, извинения, вежливый отказ в просьбе. |
День рождения Снегурочки | Формировать навыки правильного поведения: уступать место, использовать вежливые формы обращения. | |
Февраль | Мы все нужны друг другу | Формировать у детей понимание необходимости добрых, внимательных отношений между людьми. |
Непохожи друг на друга | Формировать у детей понимание необходимости добрых, внимательных отношений между людьми. | |
Мой внешний вид | Формировать умение следить за своей внешностью. Воспитывать опрятность. | |
Добрые сказки | Научить детей понимать чувства героев, их настроение; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить сочувствию. | |
Март | Самое-самое в жизни родное | Формировать умение о том, что все люди достойны уважения, что единство помогает семье быть дружной, помогает людям сохранить мир, помогает справиться со сложной работой |
Попробуй волшебником стать | Приучать детей совершать добрые поступки, делиться с другими всем, чем можешь, отдавая не требовать ничего взамен. | |
Друзья детства | Воспитывать умение ценить дружеские чувства. Познакомить с понятием: «дружба». | |
Наши меньшие друзья | Воспитывать чувство бережного и заботливого отношения к братьям нашим меньшим, к природе. | |
Апрель | Радость другим – радость нам | Формировать представление о том, что доброта – качество, без которого мир не может существовать, учить детей заботиться о других людях. |
Когда мои друзья со мной | Упражнять в выполнении правил дружеского общения с другими детьми. | |
Если вдруг обидели кого-то… | Воспитывать доброжелательность, умение прощать друг друга. | |
Помни место буквы «Я» | Воспитывать скромность, умение слушать других, не перебивая, учить помнить и думать о других. | |
Май | Приятного аппетита! | Закрепить правила поведения за столом |
Правила Дружбы | Упражнять детей в выполнении простейших правил общения, основанными на уважении и доброжелательности. | |
Утешение | Учить сопереживать, словесно выражать сочувствие. | |
Щедрость | Приучать детей совершать щедрые поступки, делиться с другими всем, чем можешь, отдавая не требовать ничего взамен. | |
Июнь | Светофор «Топ-Стоп». | Формировать навыки правильного поведения в общественных местах, воспитывать чувства жалости и сочувствия. |
Мы идем в театр | Дать детям возможность побывать в разных социальных ролях, способствовать формированию готовности понимать другого человека и сопереживать ему. | |
Лучше нет родного края | Продолжать знакомить детей со значением слова: «Родина». Воспитывать чувство любви к своей Родине. | |
Как вести себя на природе | Формировать у детей представления о правилах поведения в природе летом. Воспитывать чувство любви, заботы к братьям меньшим. | |
Июль | «У меня зазвонил телефон!» | Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. |
Общаемся друг с другом. Правила общения. | Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Умение вести себя в гостях и правила этикета. | |
Если мы в гостях | Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Умение вести себя в гостях и правила этикета. | |
«Дошколята- дружные ребята!» | Продолжать развивать у детей дружеские отношения. Умение ценить своего друга. | |
Август | Старших надо уважать | Воспитывать уважение к людям старшего возраста. |
Как надо вести себя в общественном месте | Учить культуре поведения в общественных местах. | |
Что такое комплимент? | Расширять словарный запас детей. Воспитывать культуру поведения в общественных местах. | |
Правила, которые нужно знать каждому | Закреплять с детьми правила поведения в детском саду. |
Работа с родителями.
Взаимодействие с родителями по кружковой работе осуществляется посредством индивидуальных бесед, консультаций, организации праздников, прогулок, экскурсий.
Октябрь:
Консультация «Что такое этикет?»
Ноябрь:
Консультация «Развиваем правильную речь»
Декабрь:
Консультация: «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей»
Январь:
Консультация: «Об опрятности и аккуратности»
Февраль:
консультация «Этикет в обществе и дома»
Март:
консультация «Роль влияния семейного уклада на воспитание вежливого гражданина»
Апрель:
Консультация «Друзья в жизни ребёнка»
Май:
Консультация «Гостевой и подарочный этикет»
Июнь:
Консультация «Правила эти должны знать все дети!»
Папка передвижка: «Красный, жёлтый, зелёный»
Июль:
Консультация «Как привлечь ребёнка к труду»
Август:
Круглый стол «Говорите друг другу комплименты!»
Литература:
1.Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети»- М.Просвещение 1985 г.
2.Курочкина О.Н. «Этикет для дошкольников»- Просвещение, 2007 г.
3.Алябьева Е.А. «Дни этики в детском саду»- М.: ТЦ Сфера, 2011г.
4.Шипицына Л.М. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками»- Детство-Пресс,2010 г.
5. Крюкова С.В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие- М.: «Генезис», 2007.
6. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез,2005.
7. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Решением педагогического Совета Директор детского сада «Светлячок»
№______от _________________ _________________Е.В. Бушмелёва
Кружок
«Школа Этикета»
средняя группа
на 2018-2019 учебный год
Составитель: И.А.Карамиля, воспитатель первой квалификационной категории
г. Заводоуковск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа воспитателя...
Рабочая программ группы среднего дошкольного возраста
Рабочая программа по развитию детей группы среднего дошкольного возраста №1 (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с образовательной программой МБДОУ № 79 «Садко&raqu...
Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Пчелка» на 2017 – 2018 г.г.
Рабочая образовательная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ №56 «Искорка», и программы «От рождения до школы» (...
Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста
Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста...
Рабочая программа для среднего дошкольного возраста.
Данная программа написана для работы с детьми 4-5 лет. За основу взята общеобразовательная программа Н. Вераксы "От рождения до школы"....
Рабочая программа для среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Программа сформирована для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответст...
«Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста «Родничок»
Рабочая программы группы среднего дошкольного возраста "Родничок" 2020 год...