Проект «Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»
проект по развитию речи (младшая группа)
Проблема развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у которых имеются различные нарушения речи. Дети, которые плохо говорят, становятся замкнутыми, молчаливыми, они отстают в своем развитии от нормально развивающихся сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_rechi_vo_vtoroy_mladshey_gruppe_posredstvom_russkoy_narodnoy_skazki_.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27»
662153, г. Ачинск, микрорайон 4 строение 27, тел. 8(39-151) 7-76-59,
микрорайон 2 строение 33, тел. 8(39-151) 7-77-56
Проект
«Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»
Воспитатели:
Бочарова О. А.
Григорьева Ю. С.
г. Ачинск
Проблема развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у которых имеются различные нарушения речи. Дети, которые плохо говорят, становятся замкнутыми, молчаливыми, они отстают в своем развитии от нормально развивающихся сверстников.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Актуальность проекта.
Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря (до 2000 слов). Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо известную ему сказку. Однако речь детей еще однотипна: все глаголы они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом – сказуемое, затем – дополнение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» и ознакомление их художественной литературой.
В своей работе с детьми для решения задач по развитию речи мы решили использовать русские народные сказки.
Сказка – удивительное явление народного творчества. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Но современные родители отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.
Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
Вид: Познавательно-творческий, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2022 - 2023 уч.год.
Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Продолжать развивать речь, познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.
Задачи проекта:
- Приобщать детей к культуре своего народа.
- Использовать технологию мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
- Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.
- Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
- Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
- Развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности.
- Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
- Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней
Планируемые результаты:
- Повысится интерес детей и родителей к русской народной сказке;
- Обогащение активного словаря детей.
- Успешное овладение грамотной и связной речью.
- Рассказывание знакомых сказок с помощью различного вида театров.
- Участие детей в театрализации знакомых сказок.
- Изготовление декораций к сказкам, атрибутов.
- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
- Повысить культурный уровень родителей.
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе (различного вида театрами, иллюстрациями, дидактическими играми, книжками).
Этапы работы:
Перспективный план работы:
Содержание | Задачи | Работа с родителями | |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», «Колобок». | 1. Формировать у детей умение эмоционально и активно воспринимать сказку, точно отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | На родительском собрании сообщить тему проекта, познакомить с целями и задачами проекта. Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками и театрального уголка. Предложить родителям создать какой-нибудь театр или сделать персонажей для театра. |
2. Показ настольного театра «Курочка Ряба», «Колобок». | 2. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи. | ||
3.Слушание аудиозаписи «Колобок». | 3. Формировать у детей умение слушать сказку, следить за развитием действия. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. | ||
О К Т Я Б Р Ь | 1. .Рассказывание русской народной сказки «Теремок». | 1.Формировать умение у детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. | Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра: пальчиковый, плоскостной на фланелеграфе, би-ба-бо и т. д. |
2. Показ настольного театра «Теремок». | 2. Формировать навык эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. | ||
3. Показ пальчикового театра «Теремок». | 3. Помочь детям запомнить содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании. | ||
4. Просмотр сказки «Теремок». | 4. Закрепить знание содержания сказки, формироватьумение выделять и называть характерные признаки персонажей. Развивать интонационную выразительность речи. | ||
5. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы. | 5. Формировать умение воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. | ||
Н О Я Б Р Ь | 1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь». | 1. Формировать навык эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка» |
2. Показ плоскостного театра «Маша и медведь» на фланелеграфе. | 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки. | ||
3. Н/п игра « Наши любимые сказки» | 3. Развивать логическое мышление при составлении картинки из отдельных частей. Обогащать словарь детей. | ||
4. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь» с помощью мнемотаблицы. | 4. Формировать умение воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание. | ||
Д Е К А Б Р Ь | 1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». 2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка». 3.Игра-пазлы «Заюшкина избушка». 4.Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы. | 1. Формировать умение у детей эмоционально воспринимать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Поощрять стремление интонационно точно повторять песенки из сказки. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой» |
2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить содержание сказки, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки. 3. Напомнить детям героев сказки, развивать логическое мышление, внимание. 4. Формировать у детей умение воспроизводить текст знакомой сказки с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание. | |||
Я Н В А Р Ь | 1.Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». | 1. Формировать навык внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание детей на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Консультация для родителей: «Читаем детям (3-4 года)» |
2. Показ настольного театра «Кот, петух и лиса». | 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить сюжет сказки. Поощрять участие в рассказывании, интонационно-выразительном повторении песенок героев сказки. | ||
3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки). | 3. Уточнить представление детей о загадках. Формировать умение отгадывать описательные загадки. Развивать логическое мышление. | ||
4. Слушание аудиозаписи сказки «Кот, петух и лиса». | 4. Формировать умение внимательно слушать сказку, следить за развитием действия. | ||
Ф Е В Р А Л Ь | 1. Чтение русской народной сказки «Снегурочка и лиса». | 1. Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, поощрять использование детьми в ответах сказочных оборотов. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Консультация для родителей на родительском собрании: «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» |
2. Показ пальчикового театра «Снегурочка и лиса». | 2. Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь представить образы персонажей, помочь запомнить образы персонажей, поощрять участие в рассказывании. | ||
3. Н/печатная игра «Собери фигурку». | 3. Формировать у детей умение анализировать элементарную контурную схему, выделять основную форму предмета. Закреплять знание о героях сказки «Снегурочка и лиса» (лиса, заяц, медведь). | ||
4. Рассказывание детьми сказки «Снегурочка и лиса» с помощью мнемотаблицы. | 5.Формировать у детей навык пересказывать сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. | ||
М А Р Т | 1. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». | 1. Формировать у детей умение эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Фотогазета «Читаем дома» |
2. Показ теневого театра по сказке «Гуси-лебеди». | 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить сюжет. Поощрять участие в рассказывании. Развивать чуткость к выразительным средствам сказки. | ||
3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных. | 3. Познакомить детей с жанром потешки, поощрять выразительное рассказывание потешек. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями. | ||
4. Рассказывание детьми сказки «Гуси-лебеди» с помощью мнемотаблицы. | 4. Формировать умение у детей пересказывать сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание. | ||
А П Р Е Л Ь | 1.Чтение русской народной сказки «Волк и козлята». 2. Показ настольного театра «Волк и козлята». 3. Н/п игра «Собери картинку». 4. Игры-имитации «Волк», «Козлята». 5.Драматизвция сказки «Волк и козлята». | 1. Формировать умение эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой. Развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки. 3. Напомнить детям героев сказки «Волк и козлята». Развивать внимание, логическое мышление при составлении целого из частей. 4. Формировать умение координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки 5. Развивать у детей артистические способности, речь, познавательные психические процессы (память, внимание, мышление). | Выставка детско-родительских рисунков «Моя любимая русская народная сказка». |
М А Й | 1. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». | 1. Познакомить детей с шуточной сказкой. Формировать умение понимать эмоционально-образное содержание сказки. Обогащать словарь детей, подводить их к пониманию значения пословиц. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. | На родительском собрании поощрить самых активных родителей. |
2.Отгадывание загадок о животных. | 2. Развивать логическое мышление при отгадывании описательных загадок. Закреплять знание некоторых особенностей внешнего вида и повадок животных-героев сказок. | ||
3. Дидактическая игра «Наши сказки». | 3. Закрепить знание о русских народных сказках. Развивать познавательные психические процессы (внимание, мышление, память). | ||
4. Рассказывание детьми сказки «У страха глаза велики» с помощью мнемотаблицы. 5.Показ театрализованного представления сказки для малышей (или родителей). | 4. Формировать умение воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середину, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы :память, мышление, внимание. 5. Развивать у детей артистические способности, речь, познавательные психические процессы (память, внимание, мышление). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42» Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе«Чтение...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по русской народной сказке «Лиса и заяц»
Развитие речи у детей младшего дошкольново возраста...
Конспект занятия развитию речи во второй младшей группе.Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» в обработке В.Даля
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» в обработке В.Даля...
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе по русской народной сказке «Лиса и заяц».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №7 ...
Методическая разработка конспекта по развитию речи во второй младшей группе.Чтение русской народной сказки "Лиса и волк"(с элементами драматизации)
Конспект по развитию речи разработан с целью познакомить детей с русской народной сказкой "Лиса и волк" и попробовать с помощью воспитателя проиграть небольшой эпизод. Способству...
Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки "Кот, петух, и лиса".
Цель: Познакомить детей со сказкой "Кот, петух и лиса" (обработке М. Боголюбской).Задачи:Формировать умение слушать новую сказку.Следить за развитием действий героев с...
Проект во второй младшей группе «Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»
В последние годы наблюдается резкое снижение развития речи у детей.У многих имеютя нарушения речи.Дети, которые плохо говорят становятся замкнутыми, молчаливыми, отстают в своем развитии.В своей стать...