Проект «Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»
проект по развитию речи (младшая группа)

Григорьева Юлия Сергеевна

Проблема развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у которых имеются различные нарушения речи. Дети, которые плохо говорят, становятся замкнутыми, молчаливыми, они отстают в своем развитии от нормально развивающихся сверстников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   № 27»

662153, г. Ачинск, микрорайон 4 строение 27, тел. 8(39-151) 7-76-59,

микрорайон 2 строение 33, тел. 8(39-151) 7-77-56

Проект

«Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»

        

Воспитатели:

Бочарова О. А.

Григорьева Ю. С.

г. Ачинск

Проблема развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Стабильно высоким остается процент дошкольников, у которых имеются различные нарушения речи. Дети, которые плохо говорят, становятся замкнутыми, молчаливыми, они отстают в своем развитии от нормально развивающихся сверстников.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Актуальность проекта.

Младший дошкольный возраст (3-4 года) – благоприятный период для развития речи детей. В этот  период значительно возрастает  речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря (до 2000 слов). Дети правильно называют  предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают  использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи. Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо известную ему сказку. Однако речь детей еще однотипна: все глаголы они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом – сказуемое, затем – дополнение.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» и ознакомление их художественной литературой.

В своей работе с детьми для решения задач по развитию речи мы решили использовать русские народные сказки.

Сказка – удивительное явление народного творчества. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.  Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.  Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Но современные родители отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.

Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

Вид: Познавательно-творческий, групповой, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 2022 - 2023 уч.год.

Участники проекта:  Дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Продолжать  развивать речь, познавательные  и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.

Задачи проекта:

  1. Приобщать детей к культуре своего народа.
  2. Использовать технологию мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
  3. Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.
  4. Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
  5. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
  6. Развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности.
  7. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
  8. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней

Планируемые результаты:

  • Повысится интерес детей и родителей к русской народной сказке;
  • Обогащение активного словаря детей.
  • Успешное овладение грамотной и связной речью.
  • Рассказывание знакомых сказок с помощью различного вида театров.
  • Участие  детей в театрализации знакомых сказок.
  • Изготовление декораций к сказкам, атрибутов.
  • Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
  • Повысить культурный уровень родителей.
  • Обогащение предметно-развивающей среды в группе (различного вида театрами, иллюстрациями, дидактическими играми, книжками).

Этапы работы:

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ


МЕРОПРИЯТИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ


Повышение собственной профессиональной компетентности Обогащение игровой среды



Педагогическое просвещение родителей


Подбор программно-методического материала по направлению работы.
Подбор диагностического инструментария.
Пополнение игровой среды .
Изготовление наглядности (атрибутов к сказке)


Ознакомление родителей с темой проекта, целью и его задачами.
Оформление наглядно-агитационного материала для родителей по организации деятельности дома.

ПРАКТИЧЕСКИЙ


Выявить уровень развития детей


Реализация поставленных задач


Работа с родителями

Мониторинг уровня развития речи детей.


Проведение занятий по чтению художественной литературы. Игры, драматизации, и др.


Вовлечение родителей в досуговые

мероприятия группы и ДОУ.

Побуждать родителей к

посещению театра с детьми.
Домашние задание (чтение сказок,

изготовление атрибутов).

Наглядная агитация для родителей

 (папки-передвижки, консультации

 т.д)



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Оценка эффективности проведения

работы с детьми по развитию речи посредством русской народной сказки


Оценка эффективности работы с родителями и педагогами.

Мониторинг детей.

Отзывы родителей.

Презентация проекта.

Театрализация сказки.

Перспективный план работы:

Содержание

Задачи

Работа с родителями

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба», «Колобок».

1. Формировать у детей умение эмоционально и активно воспринимать сказку, точно отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

На родительском собрании сообщить тему проекта, познакомить с целями и задачами проекта.

Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками и  театрального уголка.

Предложить родителям создать какой-нибудь театр или сделать персонажей для театра.

2. Показ настольного театра «Курочка Ряба», «Колобок».

2. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи.

3.Слушание аудиозаписи «Колобок».

3. Формировать у детей умение слушать сказку, следить за развитием действия. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1. .Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

1.Формировать умение у детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра: пальчиковый, плоскостной на фланелеграфе, би-ба-бо и т. д.

2. Показ настольного театра «Теремок».

2. Формировать навык эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову.

3. Показ пальчикового  театра «Теремок».

3. Помочь детям запомнить содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании.

4. Просмотр сказки «Теремок».

4. Закрепить знание содержания сказки, формироватьумение выделять и называть характерные признаки персонажей. Развивать интонационную выразительность речи.

5. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.

5. Формировать умение воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

1. Формировать навык эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка»

2. Показ плоскостного театра «Маша и медведь» на фланелеграфе.

2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

3. Н/п игра « Наши любимые сказки»

3. Развивать логическое мышление при составлении картинки из отдельных частей. Обогащать словарь детей.

4. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь» с помощью мнемотаблицы.

4. Формировать умение воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка».

3.Игра-пазлы «Заюшкина избушка».

4.Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.

1. Формировать умение у детей эмоционально воспринимать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Поощрять стремление интонационно точно повторять песенки из сказки. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Консультация для родителей: «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой»

2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить содержание сказки, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

3. Напомнить детям героев сказки, развивать логическое мышление, внимание.

4. Формировать у детей умение воспроизводить текст знакомой сказки с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

Я

Н

В

А

Р

Ь

1.Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

1. Формировать навык внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание детей на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Консультация для  родителей: «Читаем детям (3-4 года)»

2. Показ настольного театра «Кот, петух и лиса».

2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить сюжет сказки. Поощрять участие в рассказывании, интонационно-выразительном повторении песенок героев сказки.

3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).

3. Уточнить представление детей о загадках. Формировать умение отгадывать описательные загадки. Развивать логическое мышление.

4. Слушание аудиозаписи сказки «Кот, петух и лиса».

4. Формировать умение внимательно слушать сказку, следить за развитием действия.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1. Чтение русской народной сказки «Снегурочка и лиса».

1. Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, поощрять использование детьми в ответах сказочных оборотов. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Консультация для родителей на родительском собрании: «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой»

2. Показ пальчикового театра «Снегурочка и лиса».

2. Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь представить образы персонажей, помочь запомнить образы персонажей, поощрять участие в рассказывании.

3. Н/печатная игра «Собери фигурку».

3. Формировать у детей умение анализировать элементарную контурную схему, выделять основную форму предмета. Закреплять знание о героях сказки «Снегурочка и лиса» (лиса, заяц, медведь).

4. Рассказывание детьми сказки «Снегурочка и лиса» с помощью мнемотаблицы.

5.Формировать у детей навык пересказывать сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.

М

А

Р

Т

1. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

1. Формировать у детей умение эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Фотогазета «Читаем дома»

2. Показ теневого театра по сказке «Гуси-лебеди».

2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить сюжет. Поощрять участие в рассказывании. Развивать чуткость к выразительным средствам сказки.

3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.

3. Познакомить детей с жанром потешки, поощрять выразительное рассказывание потешек. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.

4. Рассказывание детьми сказки «Гуси-лебеди» с помощью мнемотаблицы.

4. Формировать умение у детей пересказывать сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1.Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».

2. Показ настольного театра «Волк и козлята».

3. Н/п игра «Собери картинку».

4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».

5.Драматизвция сказки «Волк и козлята».

1. Формировать умение эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой. Развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

3. Напомнить детям героев сказки «Волк и козлята». Развивать внимание, логическое мышление при составлении целого из частей.

4. Формировать умение координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки

5. Развивать у детей артистические способности, речь, познавательные психические процессы (память, внимание, мышление).

Выставка детско-родительских рисунков «Моя любимая русская народная сказка».

М

А

Й

1. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

1. Познакомить детей с шуточной сказкой. Формировать умение понимать эмоционально-образное содержание сказки. Обогащать словарь детей, подводить их к пониманию значения пословиц. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

На родительском собрании поощрить самых активных родителей.

2.Отгадывание загадок о животных.

2. Развивать логическое мышление при отгадывании описательных загадок. Закреплять знание некоторых особенностей внешнего вида и повадок животных-героев сказок.

3. Дидактическая игра «Наши сказки».

3. Закрепить знание о русских народных сказках. Развивать познавательные психические процессы (внимание, мышление, память).

4. Рассказывание детьми сказки «У страха глаза велики» с помощью мнемотаблицы.

5.Показ театрализованного представления сказки для малышей (или родителей).

4. Формировать умение воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середину, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы :память, мышление, внимание.

5. Развивать у детей артистические способности, речь, познавательные психические процессы (память, внимание, мышление).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42»      Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе«Чтение...

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе по русской народной сказке «Лиса и заяц».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №7 ...

Методическая разработка конспекта по развитию речи во второй младшей группе.Чтение русской народной сказки "Лиса и волк"(с элементами драматизации)

Конспект по развитию речи разработан с целью познакомить детей с русской народной сказкой "Лиса и волк" и попробовать с помощью воспитателя  проиграть небольшой  эпизод. Способству...

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки "Кот, петух, и лиса".

Цель: Познакомить  детей со сказкой "Кот, петух и лиса" (обработке  М.  Боголюбской).Задачи:Формировать умение слушать новую сказку.Следить за развитием действий героев с...

Проект во второй младшей группе «Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»

В последние годы наблюдается резкое снижение развития речи у детей.У многих имеютя нарушения речи.Дети, которые плохо говорят становятся замкнутыми, молчаливыми, отстают в своем развитии.В своей стать...