Конспект логопедического занятия по теме «Цветы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Дьякова Ольга Владимировна

Тип занятия: подгрупповое.

Вид занятия: лексико - грамматическое.

Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Занятие рассчитано на детей 5 - 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.3_konspekt_podgruppovogo_zanyatiya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме «Цветы».

(Составитель: учитель-логопед Дьякова О.В.)

Тип занятия: подгрупповое.

Вид занятия: лексико - грамматическое.

Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Занятие рассчитано на детей 5 - 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Цели занятия:

- уточнение и расширение представления по теме;

- пополнение и активизация словаря;

- отработка образования правильных грамматических форм.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить в словаре обобщающее понятие «цветы»;

- познакомить с видами, названиями цветов;

- отметить особенности строения цветка.

Коррекционно-развивающие:

- развивать речевое внимание на материале текста о цветах;

- развивать просодическую сторону речи;

- развивать зрительное восприятие; 

- развивать основные движения органов артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук;

- упражнять детей в образовании существительных множественного числа имен. падежа;

- закреплять умение употреблять предлоги в речи;

- упражнять детей в составлении рассказа по предложенному наглядному плану;

- упражнять детей в делении слов на слоги, выделении звука в слове.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

- воспитывать умение слушать друг друга, работать в команде.

Оборудование: 

- сюжетные картинки с изображением цветов, доска, маркер, телевизор, медиафайлы с заданиями по теме «Цветы», аудиофайл «Вальс цветов» П.И.Чайковсого.

Вводный этап

Организация деятельности:

Логопед: Первым на стульчик сядет тот, кто раньше всех отгадает загадку. (После каждого правильного ответа логопед включает слайд с нужным изображением):

Его яркий желтый глаз смотрит ласково на нас. (Ромашка)

Синий, маленький цветок
Он зовется… (василек)  

Тонкий, красный лепесток так похож на огонек. (Мак)

Если верить волшебству звенит он раз в году. (Колокольчик)

В народе Ранником зовется, лечит все, что ни придется. (Мать-и-мачеха)

Основной этап

Сообщение темы занятия:

Логопед: Дети, а вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: Сегодня мы будем говорить о цветах.

Логопед: Прежде чем приступить к следующим заданиям, нам нужно размяться и приготовиться!

Пальчиковая гимнастика:

У нас в саду расцвел цветок (дети показывают бутон)

Чтоб стал красив он и высок,

Раскрыл на утро лепестки, (раскрывают ладони, разводят пальцы)

Должны работать корешки! (изображают “корни”)

Самомассаж лица.

Логопед: Представьте, что вы цветочки.

Солнышко лучами ласкает:

лоб (поглаживающие движения);

щеки (поглаживающие движения);

подбородок (поглаживающие движения);

шею (поглаживающие движения).

Развитие мимической мускулатуры.

А теперь цветочки радуются солнышку, (радость)

Улыбаются ему, (веселье)

Вдруг набежала тучка (грусть)

Рассердились цветы на тучку! (рассердились)

Тучка убежала. (радость).

Артикуляционные упражнения.

Логопед: Покажите, какие бывают у цветов лепестки.

Выполняют упражнения: “иголочка”, “лопаточка”, “чашечка”, “трубочка”, "горка".

Логопед: Покажите, как колеблются они от ветра.

Выполняют упражнение “качели к губам”, “качели к зубам”, "часики".

Теперь вы готовы!

(В это время на экране появляется слайд №5)

Дыхательная гимнастика 

Логопед: Какая красота! Сколько цветов! (делает глубокий вдох) Ах, как пахнут цветы! Ребята, вдохните аромат цветов, которые растут в саду, почувствуйте как они пахнут и на выдохе красиво, выделяя интонацией скажите: “Ах, как пахнут цветы!” Вспомните как “правильно нужно дышать”. Делаем глубокий вдох носом (следим, чтобы плечи не поднимались, а надувался животик), а на выдохе произносим: “Ах, как пахнут цветы!”

Дети: повторяют за логопедом.

Логопед: Молодцы! Смотрите, на экране появились какие-то цветы. Как они называются и откуда они?

Актуализация словаря по теме "Цветы".

Дети: Это цветы, которые растут на клумбе в саду! Здесь изображены: ирисы, лилии, тюльпаны, нарциссы.

Логопед: Скажите, как можно назвать одним словом все цветы, которые растут в саду?

Дети: Цветы, которые растут в саду, называются садовыми.

Логопед: Совершенно верно! А для чего люди выращивают в саду цветы?

Дети: Для того чтобы было красиво. Чтобы любоваться ими. Чтобы срезать их и ставить дома в вазу. Украшать ими дом. Чтобы делать букеты и дарить.

 (на экране появляется слайд №6)

Логопед: Как называются все цветы, которые растут на лугу?

Дети: Цветы, которые растут на лугу, называются луговыми.

Логопед: Как называются все цветы, которые растут у нас дома, в комнате?

Дети: Цветы, которые растут в комнате, называются комнатными.

Логопед: Как называются все цветы, которые растут на лесу?

Дети: Цветы, которые растут в лесу, называются лесными.

(на экране появляются фото цветов и дети их называют)

Логопед: Правильно! Какие вы молодцы! Смотрите, вот следующее задание.

Упражнение "Громко-тихо" (Развитие просодической стороны речи)

 (На столе лежат карточки с изображением цветов)

Выберите любой цветок (карточки с изображением цветов лежат изображением вниз, дети вытягивают одну карточку).

Логопед: Назовите название цветка сначала шепотом, затем громко; назовите название цветка высоким голосом, затем низким.

Дети: Дети называют названия цветов по инструкции логопеда.

Упражнение «Один - много» (образование существительных множественного числа именительного падежа)

Логопед: Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.

Дети: Ромашка – ромашки, Василек – васильки, Мак – маки, Лилия – лилии, Одуванчик – одуванчики, Роза – розы, Подснежник – подснежники, Ландыш – ландыши, Нарцисс — нарциссы.

Логопед: Молодцы! Я знаю стихотворение о фиалке, повторяйте за мной:

Динамическая пауза (Координация речи с движением):

На солнечной опушке (дети стоят)

Фиалка расцвела – (руками изображают цветок)

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла (цветок - руки держат над головой)

В траве она хоронится (взмахом рук показывают вниз)

Не любит лезть вперед,

Но всякий ей поклонится (наклоняются)

И аромат вдохнет (вдох/выдох).

Д/И «Назови части цветка» (Развитие зрительного восприятия).

Логопед:  Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей. (Логопед рисует на доске части цветка).

Назовите самую главную часть цветка? (Корень).

Что идет после корня? (Стебель)

У цветка есть?… (Листья.)

Далее после листьев? (Бутон)

А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)

И остались?… (Лепестки)

Какой цветок у нас получился? (Мак).

Здорово! Молодцы! (на экране появляется слайд №7)

Логопед: Смотрите, кажется, это еще одно задание.

Д/И "Путешествие пчелы" (Закреплять умение употреблять предлоги в речи)

Логопед: Ребята, давайте вместе с вами прочитаем рассказ о пчеле! (слайд №7).

Рассмотрите картинки. Дополните предложения нужными предлогами.

Логопед: Здорово! Молодцы! (на экране появляется слайд №8)

Заключительный этап

Итог занятия 

Логопед: Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)

В чем — плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы)

Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)

Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе).

Релаксация 

Звучит музыка.

Логопед: А, теперь представим, что мы с вами прекрасные цветы, которые растут на лугу. Давайте танцевать и кружиться под музыку П.И.Чайковского "Вальс цветов" и радоваться солнечным денькам!

Музыка заканчивается, логопед прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Первые Весенние цветы"

Конспект логопедического занятия по теме "Первые Весенние цветы"Задачи:Уточнить и расширить представления о весенних цветах. Расширить словарь детей через речевые игры. Развивать речь, мелкую мот...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Цветы»

Конспект разработан для старшей группы детского сада....

Конспект логопедического занятия по теме: Цветы

Конспект занятия расчитат на детей сташего дошкольного возраста с дизартрие.(Дизартрия - это нарушение в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями)...

Конспект логопедического занятия на тему: «Садовые и полевые цветы»

Тема: «Садовые и полевые цветы»Цель: автоматизация поставленных звуков.Задачи: Образовательные: ·        Закрепление правильного произношения пост...

Конспект логопедического занятия по теме Цветы

Цель:  Расширение и активизация словаря по теме «Цветы».Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить названия цветов,  образовывать относительные прилагательные от существитель...

Логопедическое занятие по теме цветы

Логопедическое занятие по теме цветы для детей старшего дошкольного возраста. Мы узнаем почему май называют Травень. В материале много ярких картинок для восприятия, закрепляем умение согласовывать чи...

Конспект логопедического занятия "Первые весенние цветы-первоцветы"

Данное занятие подготовлено по лексической теме "Цветы" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....