Конспект логопедического занятия "Первые весенние цветы-первоцветы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лазарева Оксана Борисовна

Данное занятие подготовлено по лексической теме "Цветы" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в подготовительной группе с ОНР

Тема: "Первые весенние- первоцветы

Задачи:

Коррекционно – обучающие:

- повторять и закреплять знания о весне, весенних месяцах, приметах весны;

-закреплять и расширять названия и отличительные признаки первоцветов;

- расширить словарь детей через речевые игры;

-учить составлять рассказы-описания о цветах;

- учить образовывать существительные во множественном числе;

- учить образовывать прилагательные;

-учить логически мыслить (заканчивать фразу);

Коррекционно – развивающие:

- развивать связную речь, мелкую моторику, общую моторику;

- развивать речевой выдох.

Воспитательные:

-воспитать навыки сотрудничества в совместной деятельности, самостоятельности, бережного отношения к родной природе.

Оборудование: пейзажная картина "Весна" и её признаки; предметные картинки первоцветов; изображение луга и сада; картинка солнца.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Тихо садимся, как тает снег на солнце.

Внимательно слушайте загадку.

Загадка: Я встречаю журавля,

Пробуждаю я поля,

Со мною снег растает вдруг,

Чтобы оживало все вокруг.

Отгадайте, кто она -

Эта красавица? (Весна)

- Да, дети, это весна. А сегодня мы с вами будем говорить о весне и весенних цветах.

Но сначала назовите, пожалуйста, весенние месяцы (март, апрель, май).

— Какой сейчас месяц весны? (март)

— Сейчас начало, середина или конец весны? (начало весны).

2. Игра с мячом «Скажи со словом «весенний».

Логопед даёт изображение весеннего солнца, отвечающему ребёнку.

День — … (весенний день)

Солнце — … (весеннее солнце)

Лучи — … (весенние лучи)

Небо — … (весеннее небо)

Погода — … (весенняя погода)

Цветы — … (весенние цветы)

Месяца — … (весенние месяцы)

3. Дидактическая игра «Назови лишнее слово».

Март, январь, апрель, май.

Скворец, снегирь, ласточка, лебедь (можно вывесить картинки, если затрудняются определить на слух).

4. Дидактическое упражнение «Пришла весна и природу разбудила».

Всё в природе просыпается, радуется, шумит …

Послушайте внимательно и скажите:

— Что весной бежит, шумит, блестит? (Ручей, ручьи)

— Что набухает, готовится распускаться? (Почка)

— Что светит, греет, ласкает землю? (Солнце)

— Кто возвращается к нам из тёплых стран? (Перелётные птицы)

— Что расцветает, развевается, трепещет лепестками? (Цветок)

Физминутка

Вот идет к нам весна.

Вся природа ожила (дети кружатся)

Подснежники просыпаются (потянуться, вдох — выдох)

Подснежники улыбаются (улыбаться)

Птички прилетают (махать руками, как крыльями)

Дети выбегают (бег на месте)

На полянке играют (прыжки)

- Ребята, кто запомнил название цветка, который мы сейчас назвали? (Подснежник).

- Правильно. Весной вся природа пробуждается от зимнего сна. Еще не везде сошел снег, а уже появляются первые цветы-подснежникики.

- Почему его так называют? (Ответы детей).

- Как ещё называются цветы, которые зацветают первыми? (Первоцветы).

- Да, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.

5. Беседа о первоцветах.

Первоцветы - украшение весны. Какие красивые названия у первоцветов!

Нежные, весенние, красочные. Некоторые из них закрываются на ночь, а утром, с первыми лучами солнца, раскрываются вновь.

Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. Его цветки - колокольчики молочно-белого цвета. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.

— Дети, а какие первые весенние цветы вы знаете? (Дети называют названия цветов).

Вывешивается картина с цветами.

Крокус

А этот весенний цветок называется крокус. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом. Цветут крокусы недолго, всего 5-7 дней.

Одуванчик

- От его цветения луг кажется золотым? (От одуванчиков.)

- На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)

В камышах гнездятся цапли, дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли на речные берега.

Стали капельки цветами, озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане одуванчиковый луг.

- Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. (С. Красиков)

- Одуванчик - один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости пчелы, шмели и бабочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный. Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки. (Я Зуев).

Мать-и-мачеха

Мать-и-мачеха – самый «солнечный» первоцвет. По какой причине? А цветы мать-и-мачехи похожи на маленькие солнышки. Растет на обочинах дорог и в лесу. Нижняя сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком – это мать, а верхняя – гладкая, прохладная – мачеха.

Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается. А к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Цветы отцветут и появятся большие зеленые листья.

6. Работа над дыханием. Упражнение «Ветерок».

- Подул легкий весенний ветерок на наши первоцветы.

Сесть прямо. Кисти рук лежат на коленках. Сделать вдох носом («надуть живот», на одну секунду задержать дыхание и выдохнуть через рот («сдуть живот») на язык-трубочкой или прямой язык, выдыхая по середине языка. При выполнении не нагибаться вперед, плечи не поднимать, следить за тем, чтобы не надувались щёки. Повторить упражнение три раза.

Продолжение беседы о первоцветах.

Медуница

Медуница – лесной цветок. Растёт она в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Когда распускается медуница цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик. Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые.

Ландыш

Ландыши имеют красивые соцветия, собранные в метелки. Каждый цветок ландыша - это маленький белый колокольчик с оттенком от кремового до нежно-сиреневого. У нас ландыш занесен в Красную книгу - изящные цветки безжалостно срывают в букеты.

7. Дидактические упражнения для закрепления названия первоцветов.

Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.

Одуванчик (какой)- нежный, красивый, жёлтый,.

Мать-и-мачеха (какая).

Медуница (какая).

Подснежник (какой)-…

Ландыш (какой)-…

Крокус (какой)-…

Упражнение "Один - много" - употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один крокус - много крокусов.

Один нарцисс - много нарциссов.

Один подснежник - много подснежников.

Одна медуница - много медуниц.

Один ландыш-много ландышей…

Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

Один одуванчик, 2 одуванчика, 3 одуванчика, 4. ,5…

Один ландыш, 2. , 3. ,.

Одна незабудка, 2. , 3. ,.

Одна мать-и-мачеха, 2. , 3. ,.

Один подснежник,2,3…

Одна ромашка….

Один василек…

Один мак…

Один колокольчик…

8. Упражнение «Что лишнее?» (Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением).

- Ребята, посмотрите внимательно на весеннюю поляну и скажите, что бы вы ещё хотели добавить?

(Солнышко.)

- А почему?

(Потому, что весной оно начинает светить ярче и становится теплее.)

- Ребята, а ведь это одна из главных примет ранней весны.

(Один ребёнок прикрепляет солнышко на картину.)

- А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете другие приметы ранней весны.

- Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя, и объясняйте, почему.

- Следите за произношением звуков.

* Тает снег, улетают в тёплые края перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.

(Ранней весной перелётные птицы не улетают в тёплые края, а прилетают к нам.)

*Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветаем мать-и мачеха.

(Ранней весной сильные морозы уже е трещат, а бывают только заморозки.)

* Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнёзда.

(Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.)

*С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

(Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной.)

*Пригревает ласковое солнышко, белка запасает орешки, бегут весёлые ручейки. Люди снимают тёплые шубы и шапки.

(Белка запасает орехи не ранней весной, а осенью.)

* Небо становится выше, блестят клейкие листочки, заяц меняет свою серую шубку на белую.

(Заяц меняет серую шубку на белую зимой, а весной наоборот, меняет белую шубку на серую.)

- Молодцы! Вы были внимательными, исправили ошибки и дали объяснения.

9. Беседа «Береги первоцветы!»

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

«Букет фиалок»

Сквозь иглы темной хвои веселый лился свет.

Я шла лесной тропою и вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко, и грустно стало мне.

Цветы уже увяли, поникли лепестки.

Зачем же их сорвали, сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу фиалок слабый стон,

Он делался все тише, но сердце ранил он.

- Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

- В Красной книге записано«Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Запомни правила:

• Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.

• Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

• Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.

Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

Берегите первоцветы!

Их не так много в наших лесах.

Цветы должны расти, набираться сил, приносить плоды.

Чтобы в новом сезоне на этом же месте появились

новые, крепкие, красивые первоцветы.

9. Обведи и раскрась.

10. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе: «Весенние цветы – первоцветы».

Задачи:• Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;• Продолжать развивать связную речь;• Вызвать у детей положительные эмоции.• Воспитывать аккуратность, бережное отношение ко всему живом...

Конспект образовательной деятельности для средней группы "Весенние цветы - первоцветы".

Тема: НОД по ознакомлению с природой «Весенние цветы - первоцветы»Цель:·Систематизация представлений детей о весне, весенних признаках, дальнейшее развитие представлений о первоцвет...

Конспект занятия по НОД (ФЦКМ) "Весенние цветы. Первоцветы" старшая группа

Представлен конспект по НОД (ФЦКМ) "Весенние цветы. Первоцветы" для детей старшего дошкольного возраста....

конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми 4-5 лет ТЕМА: «Весенние цветы первоцветы».

Закреплять представление детей о первоцветах и признаках ранней весны. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о них....

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по познанию, ФЦКМ Тема: «Весенние цветы первоцветы»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по познанию, ФЦКМ.Тема: «Весенние цветы первоцветы».Выполнила влспитатель МБДОУ Д/с №6 "Малышка&qu...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием призентации " Весенние цветы- первоцветы"

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе №1 на тему «Весенние цветы первоцветы» с презентаций «Первые ...