Конспект логопедического занятия "Первые весенние цветы-первоцветы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Данное занятие подготовлено по лексической теме "Цветы" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Цветы" | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в подготовительной группе с ОНР
Тема: "Первые весенние- первоцветы"
Задачи:
Коррекционно – обучающие:
- повторять и закреплять знания о весне, весенних месяцах, приметах весны;
-закреплять и расширять названия и отличительные признаки первоцветов;
- расширить словарь детей через речевые игры;
-учить составлять рассказы-описания о цветах;
- учить образовывать существительные во множественном числе;
- учить образовывать прилагательные;
-учить логически мыслить (заканчивать фразу);
Коррекционно – развивающие:
- развивать связную речь, мелкую моторику, общую моторику;
- развивать речевой выдох.
Воспитательные:
-воспитать навыки сотрудничества в совместной деятельности, самостоятельности, бережного отношения к родной природе.
Оборудование: пейзажная картина "Весна" и её признаки; предметные картинки первоцветов; изображение луга и сада; картинка солнца.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Тихо садимся, как тает снег на солнце.
Внимательно слушайте загадку.
Загадка: Я встречаю журавля,
Пробуждаю я поля,
Со мною снег растает вдруг,
Чтобы оживало все вокруг.
Отгадайте, кто она -
Эта красавица? (Весна)
- Да, дети, это весна. А сегодня мы с вами будем говорить о весне и весенних цветах.
Но сначала назовите, пожалуйста, весенние месяцы (март, апрель, май).
— Какой сейчас месяц весны? (март)
— Сейчас начало, середина или конец весны? (начало весны).
2. Игра с мячом «Скажи со словом «весенний».
Логопед даёт изображение весеннего солнца, отвечающему ребёнку.
День — … (весенний день)
Солнце — … (весеннее солнце)
Лучи — … (весенние лучи)
Небо — … (весеннее небо)
Погода — … (весенняя погода)
Цветы — … (весенние цветы)
Месяца — … (весенние месяцы)
3. Дидактическая игра «Назови лишнее слово».
Март, январь, апрель, май.
Скворец, снегирь, ласточка, лебедь (можно вывесить картинки, если затрудняются определить на слух).
4. Дидактическое упражнение «Пришла весна и природу разбудила».
Всё в природе просыпается, радуется, шумит …
Послушайте внимательно и скажите:
— Что весной бежит, шумит, блестит? (Ручей, ручьи)
— Что набухает, готовится распускаться? (Почка)
— Что светит, греет, ласкает землю? (Солнце)
— Кто возвращается к нам из тёплых стран? (Перелётные птицы)
— Что расцветает, развевается, трепещет лепестками? (Цветок)
Физминутка
Вот идет к нам весна.
Вся природа ожила (дети кружатся)
Подснежники просыпаются (потянуться, вдох — выдох)
Подснежники улыбаются (улыбаться)
Птички прилетают (махать руками, как крыльями)
Дети выбегают (бег на месте)
На полянке играют (прыжки)
- Ребята, кто запомнил название цветка, который мы сейчас назвали? (Подснежник).
- Правильно. Весной вся природа пробуждается от зимнего сна. Еще не везде сошел снег, а уже появляются первые цветы-подснежникики.
- Почему его так называют? (Ответы детей).
- Как ещё называются цветы, которые зацветают первыми? (Первоцветы).
- Да, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.
5. Беседа о первоцветах.
Первоцветы - украшение весны. Какие красивые названия у первоцветов!
Нежные, весенние, красочные. Некоторые из них закрываются на ночь, а утром, с первыми лучами солнца, раскрываются вновь.
Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. Его цветки - колокольчики молочно-белого цвета. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.
— Дети, а какие первые весенние цветы вы знаете? (Дети называют названия цветов).
Вывешивается картина с цветами.
Крокус
А этот весенний цветок называется крокус. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом. Цветут крокусы недолго, всего 5-7 дней.
Одуванчик
- От его цветения луг кажется золотым? (От одуванчиков.)
- На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)
В камышах гнездятся цапли, дремлет сонная река,
Солнце расплескало капли на речные берега.
Стали капельки цветами, озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане одуванчиковый луг.
- Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. (С. Красиков)
- Одуванчик - один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости пчелы, шмели и бабочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный. Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки. (Я Зуев).
Мать-и-мачеха
Мать-и-мачеха – самый «солнечный» первоцвет. По какой причине? А цветы мать-и-мачехи похожи на маленькие солнышки. Растет на обочинах дорог и в лесу. Нижняя сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком – это мать, а верхняя – гладкая, прохладная – мачеха.
Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается. А к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Цветы отцветут и появятся большие зеленые листья.
6. Работа над дыханием. Упражнение «Ветерок».
- Подул легкий весенний ветерок на наши первоцветы.
Сесть прямо. Кисти рук лежат на коленках. Сделать вдох носом («надуть живот», на одну секунду задержать дыхание и выдохнуть через рот («сдуть живот») на язык-трубочкой или прямой язык, выдыхая по середине языка. При выполнении не нагибаться вперед, плечи не поднимать, следить за тем, чтобы не надувались щёки. Повторить упражнение три раза.
Продолжение беседы о первоцветах.
Медуница
Медуница – лесной цветок. Растёт она в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Когда распускается медуница цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик. Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые.
Ландыш
Ландыши имеют красивые соцветия, собранные в метелки. Каждый цветок ландыша - это маленький белый колокольчик с оттенком от кремового до нежно-сиреневого. У нас ландыш занесен в Красную книгу - изящные цветки безжалостно срывают в букеты.
7. Дидактические упражнения для закрепления названия первоцветов.
Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.
Одуванчик (какой)- нежный, красивый, жёлтый,.
Мать-и-мачеха (какая).
Медуница (какая).
Подснежник (какой)-…
Ландыш (какой)-…
Крокус (какой)-…
Упражнение "Один - много" - употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Один крокус - много крокусов.
Один нарцисс - много нарциссов.
Один подснежник - много подснежников.
Одна медуница - много медуниц.
Один ландыш-много ландышей…
Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Один одуванчик, 2 одуванчика, 3 одуванчика, 4. ,5…
Один ландыш, 2. , 3. ,.
Одна незабудка, 2. , 3. ,.
Одна мать-и-мачеха, 2. , 3. ,.
Один подснежник,2,3…
Одна ромашка….
Один василек…
Один мак…
Один колокольчик…
8. Упражнение «Что лишнее?» (Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением).
- Ребята, посмотрите внимательно на весеннюю поляну и скажите, что бы вы ещё хотели добавить?
(Солнышко.)
- А почему?
(Потому, что весной оно начинает светить ярче и становится теплее.)
- Ребята, а ведь это одна из главных примет ранней весны.
(Один ребёнок прикрепляет солнышко на картину.)
- А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете другие приметы ранней весны.
- Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя, и объясняйте, почему.
- Следите за произношением звуков.
* Тает снег, улетают в тёплые края перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.
(Ранней весной перелётные птицы не улетают в тёплые края, а прилетают к нам.)
*Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветаем мать-и мачеха.
(Ранней весной сильные морозы уже е трещат, а бывают только заморозки.)
* Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнёзда.
(Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.)
*С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.
(Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной.)
*Пригревает ласковое солнышко, белка запасает орешки, бегут весёлые ручейки. Люди снимают тёплые шубы и шапки.
(Белка запасает орехи не ранней весной, а осенью.)
* Небо становится выше, блестят клейкие листочки, заяц меняет свою серую шубку на белую.
(Заяц меняет серую шубку на белую зимой, а весной наоборот, меняет белую шубку на серую.)
- Молодцы! Вы были внимательными, исправили ошибки и дали объяснения.
9. Беседа «Береги первоцветы!»
К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.
«Букет фиалок»
Сквозь иглы темной хвои веселый лился свет.
Я шла лесной тропою и вдруг нашла букет.
Букет лесных фиалок лежал на мшистом пне.
И стало мне их жалко, и грустно стало мне.
Цветы уже увяли, поникли лепестки.
Зачем же их сорвали, сломали стебельки?
Казалось мне, я слышу фиалок слабый стон,
Он делался все тише, но сердце ранил он.
- Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что мы можем им пообещать?
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
Запомни правила:
• Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
• Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
• Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.
Берегите первоцветы!
Их не так много в наших лесах.
Цветы должны расти, набираться сил, приносить плоды.
Чтобы в новом сезоне на этом же месте появились
новые, крепкие, красивые первоцветы.
9. Обведи и раскрась.
10. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе: «Весенние цветы – первоцветы».
Задачи:• Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;• Продолжать развивать связную речь;• Вызвать у детей положительные эмоции.• Воспитывать аккуратность, бережное отношение ко всему живом...
Конспект образовательной деятельности для средней группы "Весенние цветы - первоцветы".
Тема: НОД по ознакомлению с природой «Весенние цветы - первоцветы»Цель:·Систематизация представлений детей о весне, весенних признаках, дальнейшее развитие представлений о первоцвет...
Конспект занятия по НОД (ФЦКМ) "Весенние цветы. Первоцветы" старшая группа
Представлен конспект по НОД (ФЦКМ) "Весенние цветы. Первоцветы" для детей старшего дошкольного возраста....
конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми 4-5 лет ТЕМА: «Весенние цветы первоцветы».
Закреплять представление детей о первоцветах и признаках ранней весны. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о них....
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по познанию, ФЦКМ Тема: «Весенние цветы первоцветы»
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по познанию, ФЦКМ.Тема: «Весенние цветы первоцветы».Выполнила влспитатель МБДОУ Д/с №6 "Малышка&qu...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием призентации " Весенние цветы- первоцветы"
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе №1 на тему «Весенние цветы первоцветы» с презентаций «Первые ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Весенние цветы первоцветы» с использованием ИКТ
Цель. Продолжать расширять представление детей о весенних цветах....