План по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной группе»
материал по развитию речи (подготовительная группа)

План

По самообразованию

 

«Развитие связной речи детей в подготовительной группе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Нэбзый»»

План

По самообразованию

«Развитие связной речи детей в подготовительной группе»

на 2023-2024 гг.

Воспитатель

Подготовительной группы №1

«Звёздочки» №3

Лысенко А.С.

Пгт.Яблоновский

2023-2024гг.

Тема самообразования: «««Развитие связной речи детей в подготовительной группе»

Цель:

Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми

Задачи:

-совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Актуальность:

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Специальные занятия для развития связной речи

В течение года

Занятия, в которых используют дидактические игры и  упраждения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

Составление рассказов по сюжетным картинам на тему «Зима», «Зимние забавы». - Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Январь 2024

Фотоотчет

Работа с загадками. – Формировать у детей умения составлять загадки, опираясь на модель; с помощью набора картинок упражнять в умении анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения.

Февраль 2024

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Теремок», «Колобок». - Создавать условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности. Продолжать развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации. Продолжать воспитывать любовь и интерес к театрализованной деятельности.

Март 2024

Фотоочет

Театрализованная деятельность:

- Осенний театрализованный праздник.

- Настольный театр «Лиса и кувшин».

- Настольный театр «Репка»«Два жадных медвежонка».

Март-Апрель

2024

Дидактические игы для развития связной речи:

-«Разбуди кота»

-«Кто больше действий назовёт»

-«Почтальон принёс открытку»

-«Чего на свете не бывает»

Апрель 2024

Картотека

Отчет по самообразованию

Май 2024

Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие для развитию и воспитанию по связной речи», консультации) («Роль связной речи в развитии детей подготовительной группы».) Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по связной речи для детей 6-7лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.)

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Беседы с родителями:

- «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».

- «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Ноябрь 2023

Беседа

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»

Февраль 2024

консультация

Анкетирование родителей

Март 2024г.

Анкета

Проведение родительского собрания «Путешествие в страну связной речи »

Апрель 2024г.

Протокол собрания

Ожидаемые результаты:

1. Сформирование  интереса к развитию связной речи

2. Расширить и активизировать словарный запас детей.

3. Проявить понимание сути конкретного поступка литературного героя.

4. Проявить интерес к театрализованной деятельности

      5. Научить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

6. Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Список использованной литературы: 

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр,педагогического образования, 2008

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

6.Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной группе с детьми с ОНР.Составление описания зайца.

1. Обогащать лексику детей притяжательными прилагательными от слова заяц. 2. Упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными. 3. Упражнять в употреблении сложных предлогов ...

План-конспект занятия связная речь «Шишка» в подготовительной группе.

1. Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи. Профилактика нарушений письменной речи...

План по самообразованию воспитателя детского сада "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»

План поо самообразованию на тему "Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе"...

План-конспект по развитию связной речи детей подготовительной группы «Пересказ сказки К.Г. Паустовского «Дремучий медведь»

Аннотация: Конспект занятия содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у дет...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе».

План работы по самообразованию по теме: «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»....