Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Составление описательных рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: составление описательных рассказов по пейзажной картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Составление описательных рассказов по пейзажной картине. | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад «Лесовичок» п. Светлый» (МДОБУ «Детский сад «Лесовичок»)
424000, Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Светлый, ул. Садовая, д. 1, тел. 57-41-39
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Составление описательных рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Составила воспитатель:
Воронцова Наталья Аркадьевна
п. Светлый
2023 г.
Цель: составление описательных рассказов по пейзажной картине.
Задачи:
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; составлять описательные рассказы;
- обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.
- упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
Тин занятия: обучающий тип занятия (усвоение нового материала)
Форма занятия: групповая, индивидуальная.
Продолжительность: 25 минут
Участники: воспитанники старшей группы
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Оборудование и материалы: репродукции картин разных видов живописи, репродукция картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели", портрет А. К. Саврасова, увеличенное изображение серебряной монеты "Грачи прилетели", мнемотаблица по данной картине, таблица «Физкульминутка для глаз», указка, магнитная доска, магнитики.
Предварительная подготовка: изучение разных видов живописи, состаление и изготовление мнемотаблицы по данной картине.
Методы и приёмы работы с детьми:
Словесный: объяснение, вопросы к детям, составление рассказа по плану, рассказ-образец воспитателя, словарная работа.
Наглядный: демонстрация, рассматривание, наблюдение, экскурсия, показ воспитателя.
Специальные приёмы: зрительный анализ, использование мнемотаблицы.
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | время |
I. Организационный момент. | Сообщение о новом путешествии | 0,5 мин. |
II. Актуализация мыслительной деятельности. | ||
1. Повторение уже изучаемых жанров живописи. | Обсуждение и одновременный показ образцов разных видов живописи. | 2 мин. |
2. Небольшая экскурсия по «картинной галерее». | Рассматривание с детьми репродукций картин | 3 мин. |
III. Сообщение темы и целей занятия. | 0,5 мин. | |
IV. Основная часть. | ||
1. Словарная работа. | Слово «купец» | 0,5 мин. |
2. Биография художника. | Рассказ воспитателя | 1, 5 мин. |
3. История создания картины. | Рассказ воспитателя | 1,5 мин. |
4. Физкультминутка. | 1. Гимнастика для глаз, рисование «в воздухе» 2. «Грачи» | 1,5 мин. 1,5 мин. |
5. Выпуск серебряной монеты 2 рубля ко 100-летию со дня смерти художника. | Показ увеличенной и распечатанной монеты с двух сторон. | 1 мин. |
6. Работа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | Беседа | 4 мин. |
V. Закрепление нового материала | ||
1. Рассказ-образец воспитателя | Рассказ воспитателя | 1 мин. |
2. Составление описательных рассказов по пейзажной картине, используя мнемотаблицу. | Составление описательных рассказов детьми | 5 мин. |
VI. Заключение | Беседа | 1 мин. |
VII. Итоги | Подведение итогов занятия | 0,5 мин. |
Ход занятия
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим интересное путешествие в картинную галерею.
II. Актуализация мыслительной деятельности.
1. Повторение уже изучаемых жанров живописи.
Воспитатель: Но перед тем, как отправиться в картинную галерею, вспомним, какие основные жанры живописи мы с вами изучали на прошлых занятиях.
- Что такое живопись? (Это вид искусства, когда пишут масляными красками, гуашью, акварелью, акриловыми красками)
Жанры, которые мы изучали уже с детьми:
1. Пейзаж:
-сельский;
- городской;
- морской;
- горный;
- архитектурный;
- индустриальный.
2. Натюрморт.
3. Анимализм (птицы, насекомые, звери).
4. Архитектура.
5. Исторический жанр.
6. Сказочно-былинный жанр.
7. Бытовой жанр.
8. Мифологический жанр.
(Обсуждение и одновременный показ образцов разных видов живописи).
2. Небольшая экскурсия по «картинной галерее».
По всей группе расставлены репродукции картин, мы с деть рассматриваем их, дети называют жанр живописи, кто написал данную картину, если мы её уже изучали.
Вывод. Пейзаж – это когда художник пишет природу с натуры, то есть такой её пишет, какая она есть или преображённую, изменённую природу.
III. Сообщение темы и целей занятия.
Сегодня мы с вами познакомимся с картиной известного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», и будем учиться составлять небольшие рассказы по картине.
IV. Основная часть.
1. Словарная работа. Купец – это человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
2. Биография художника. (Показ портрета художника).
Художник родился в Москве 1830. Его отец был купцом и, конечно, он тоже мечтал, чтобы его сын был купцом. Но Алёша хотел только рисовать. С 12 лет он начал самостоятельно заниматься живописью, рисовал пейзажи акварельными красками. Будущий известный художник рисовал как весенний ветер приносил дождик и снег на дорогах превращался в большие лужи. Отец смотрел на картины и говорил: «Рисуешь ты красиво, да только грустно очень. Весной все рады, что морозы кончились. А на твоих картинах весна всегда грустная». Художник обижался и отвечал отцу: «Я рисую в своих картинах правду, ведь в жизни больше печали, чем радости, а весной дождей гораздо больше, чем солнца». Однако талант Алексея Саврасова оценили рыночные торговцы, которые скупали его пейзажи и продавали с наценкой.
В 14 лет Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он продал свои рисунки и сам внёс плату за первые месяцы обучения. Но у семьи настали тяжелые времена: после тяжелой болезни умерла мать художника, и ему пришлось на несколько лет оставить учебу, чтобы помогать родным. Через 4 года Саврасов вернулся в училище, и ему повезло попасть в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу. Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал великолепные картины. Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет. Преподаватели восхищались им. В 20 лет Саврасов закончил учёбу и получил звание художника. Затем он преподавал в Московском училище, и одним из его учеников был Исаак Левитан, которому Саврасов часто говорил: «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно». Весна была любимым временем года художника. Одну из картин Левитана мы уже с вами, ребята, изучали. Кто может вспомнит, как она называется? («Золотая осень»).
3. История создания картины.
Благодаря своему яркому таланту, Алексей Саврасов стал одним из самых известных художников России в XIX веке. Он любил писать картины с природой России, любил речные пейзажи.
Живописец часто писал окрестности Москвы, любил бывать на Волге. Но случилось несчастье: умерла новорожденная дочь и заболела супруга. Саврасов болезненно переживал потерю. Потребовалось время, чтобы художник нашел в себе силы и вернулся к работе. В 1871 году художник уезжает в одну из деревень Костромской губернии. Там он делает первые наброски картины «Грачи прилетели» (Приложение 3.) Его внимание привлекает небольшая деревенская церковь Вознесения Христова. Восторгаясь запахом весны, криком грачей, Алексей Саврасов начал работу утром, а закончил поздно вечером. Изначально картина называлась «Вот прилетели грачи», потом была переименована — «Грачи прилетели».
4. Физкультминутка
1. Гимнастика для глаз.
2. «Грачи»
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
5. Выпуск серебряной монеты 2 рубля ко 100-летию со дня смерти художника.
30 сентября 1997 года на серебряных 2-х рублях появилась знаменитая картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Центральный Банк РФ посвятил этот выпуск 100-летию со дня смерти художника. Памятный денежный знак стал продолжением серии «Выдающиеся личности России».
На монете изображён фрагмент картины «Грачи прилетели». В левом верхнем углу находится портрет Алексея Саврасова в рамке. Под ним располагается палитра с кистями.
В самом низу монеты стоит подпись художника: «А. Саврасов». Левее и выше в две строки указаны годы его жизни. Все изображения на монете рельефные.
6. Работа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
- Посмотрите внимательно на картину, что изобразил художник на переднем плане картины?
- Что вы видите на заднем плане картины?
- Да, правильно, на дальнем плане нарисована небольшая деревня, и старая часовня.
- Ребята, представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза, что вы слышите? Что делают грачи, как вы думаете? (Они строят гнезда, кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись домой)
- Молодцы, как точно вы рассказали про грачей.
- Ребята, а как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место?" (они здесь родились; здесь красиво и тихо; это окраина села, видно несколько домов и белокаменную церковь; вдалеке лес, видна равнина).
- Какие деревья выбрали грачи? (старую берёзу, корявую).
- Почему? (она толстая; на ней много веток; гнездо не упадёт; когда листики распустятся, не будет видно гнезда).
- Ребята, посмотрите, а есть ли на картине солнце? (Да)
- А как вы догадались? (солнце скрылось за облаками; оно не яркое, ленивое; облака нежно желтого цвета; на снегу видны тени от берёз; на улице тепло, снег тает под тёплыми лучами солнца; солнце то выглядывает, то опять прячется за облаками).
- Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно - весеннее небо? (покрыто голубовато-серыми тучами; низкое, грустное, холодное; лучи солнца освещают облака).
- Какие облака? (голубовато-серые; пушистые; задумчивые; прозрачные; немного хмурые.
- Ребята, каким вы видите снег? (потемневший; рыхлый; серый; холодный; мокрый; печальный; талый).
- Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?"
-холодно;
-радостно;
-чувствуется свежесть весны;
-хочется увидеть солнышко;
-печаль по уходящей зиме.
V. Закрепление нового материала. Работа с мнемотаблицей по данной картине.
1. Рассказ-образец воспитателя.
2. Составление описательных рассказов по пейзажной картине, используя мнемотаблицу.
- Кто желает сочинить рассказ по этой картине? Надо рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о берёзах и о крикливых грачах, используя мнемотаблицу (дети уже знакомы с этим видом работы на прошлых занятиях). Постарайтесь рассказать не спеша, голосом передавая все интонации своего настроения" (дети по желанию рассказывают по картине, придумывает название своему рассказу, при необходимости дополнить рассказ ребёнка. Можно каждому ребёнку давать по одному пункту мнемотаблицы, а также и 2-3 пункта, всю таблицу, в зависимости от возможностей детей)
VI. Заключение
- Где мы сегодня побывали?
- Какие виды живописи мы сегодня вспоминали?
- Какую картину мы изучали на занятии?
- Кто написал данную картину?
- Ребята, вам понравилась картина "Грачи прилетели?"
- Расскажите, как он решил написать эту картину? (Дополняю при необходимости ответы детей.
- Что вам понравилось сегодня на занятии больше всего?
VII. Итоги
Молодцы дети, вы хорошо отвечали и работали. А сейчас мы возвращаемся с картинной галереи в нашу группу «Колокольчик».
Литература.
1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2005.
2. Грибанова М.В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста. Учеб.- метод. пособие, Пермь, 2003
3. Зубарева Н.М. «Дети и изобразительное искусство». М., 1969. 46
4. Курочкина Н.А. О портретной живописи. С-П., ДЕТСТВОПРЕСС, 2008г.
5. Курочкина Н.А. Знакомим с портретной живописью. С-П., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013г.
6. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. С-П., ДЕТСТВОПРЕСС, 2013г.
7. Мелик-Пашаев А.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. - 1989. - №1.
8. Методическое пособие для педагогов «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с живописью с использованием дидактических игр» под общей редакцией Л.Г. Самоходкиной. – Краснодар. - 2022, 65 стр.
9. Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. – 1989. - №1.
10. Соболева Е.В. Ознакомление детей с жанрами изобразительного искусства. / «Педагогика online». [Электронный ресурс]: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/oznakomlenie-detei-szhanrami-izobrazitelnogo-iskusstva.html
11. Чумичева Р. Знакомим детей с портретной живописью //Дошкольное воспитание. – 1991. - №10.
12. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группеТема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по ...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе, по теме: "Составление описательного рассказа о птицах"
Этот план-конспект поможет воспитателям подготовительных групп провести НОД по ОО "Речевое развитие" в соответствии ФГОС....
Технологическая карта открытого занятия с элементами регионального компонента в подготовительной группе по теме «Составление описательного рассказа по пейзажной картине». Описание картины Германа Травникова «Тундровое озеро».
Из опыта работы с детьми, я знаю, как им тяжело дается составление рассказов, особенно описательных рассказов по пейзажной картине. Хотелось как-то облегчить и...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему: "Составление рассказа по серии сюжетных картин "Клубок".
Главная цель научить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин "Клубок". В занятии использованы игры по формированию грамматического строя речи, артикуляционная гимнастика. В основе ...
Открытая образовательная деятельность по развитию речи "Составление описательного рассказа по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Задачи:1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать;2. Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;3. Обогащать...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по картине А.А.Пластова «Первый снег».
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Составление описательного рассказа по картине А.А. Пластова «Первый снег».Цель: Развивать навыки творческ...
«Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)
laquo;Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)...