Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему: "Составление рассказа по серии сюжетных картин "Клубок".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Васильева Наталья Александровна

Главная цель научить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин "Клубок". В занятии использованы игры по формированию грамматического строя речи, артикуляционная гимнастика. В основе занятия методика Н. Нищевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_rr.klubok.docx291.37 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в средней группе №6

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»

Образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок, -енок; существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом).

Развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики, общих речевых навыков.

Воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Мольберт, серия картинок И. Н. Ржевцевой «Клубок», мяч, листы бумаги и восковые мелки (по числу детей), катушки с привязанными к ним толстыми шерстяными нитками (2—3 метра).

Предварительная работа. Разучивание диалога «Кисонька-мурысонька», упражнения «Котик»; развитие общих речевых навыков.

Ход занятия

1.        Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок, -енок).

Педагог предлагает детям пройти на ковер и подготовиться к занятию. Он берет в руки мяч.

Педагог. Давайте поиграем в мяч и вспомним названия детенышей домашних животных. У собаки есть...

1-й ребенок. Щенок. Педагог. У коровы есть... 2-й ребенок. Теленок. Педагог. У лошади есть... 3-й ребенок. Жеребенок. Педагог. У козы есть...

 4-й ребенок. Козленок. Педагог. У овцы есть...

 5-й ребенок. Ягненок. Педагог. А у кошки есть... 6-й ребенок. Котенок. Педагог убирает мяч.

2.        Введение в тему. Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. Объявление темы занятия.

  • Педагог загадывает детям загадку. Педагог. А теперь отгадайте загадку.

Что за зверь со мной играет?

 Не мычит, не ржет, не лает,

 Нападает на клубки,

 Прячет в лапки коготки.

Дети. Это котенок.

  • Игра «Назови ласково»

У котёнка не глаза, а маленькие ..., не уши, а  ..... (глазки, ушки, носик, усики, хвостик).

  • Артикуляционная гимнастика («Киска сердится», «Чашечка» «Вкусное молочко»).

Как вы думаете, во что он любит играть?

Он любит играть с клубками.

Педагог. Правильно. Вот о котенке мы и будем сегодня составлять рассказ по серии картинок «Клубок».

3.        Рассматривание серии картинок «Клубок».

Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.

Педагог предлагает детям сесть на ковер и раскладывает перед ними картинки.

Педагог. Рассмотрите картинки и расставьте их по порядку на мольберте. Работайте все вместе, дружно, и тогда у вас все получится.

Дети выполняют задание. Педагог предлагает им занять места на стульчиках, стоящих полукругом перед мольбертом.

Педагог. Отлично! Вы правильно расставили картинки. А теперь давайте внимательно их рассмотрим и побеседуем о том, что на них изображено. Кого вы видите на первой картинке? Что они делают?

Дети. Мы видим бабушку и котенка. Бабушка сидит в кресле и вяжет. А котенок сладко спит в корзинке.

Педагог. Верно. Что происходит на следующей картинке?

Дети. Бабушка задремала, а котенок проснулся и начал играть с клубками. Он катал их, прыгал на них. Ему было очень весело!

Педагог. Что же вы видите на последней картинке?

Дети. Бабушка проснулась и увидела на полу большой клубок, из которого торчал хвостик котенка.

Педагог. Молодцы! Вы рассмотрели картинки и ответили на мои вопросы, а теперь немного подумайте и подготовьтесь к составлению рассказа.

4. Подвижная игра «Котик». Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Педагог предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и выполнить уже знакомое им упражнение

Вот какой коташка,        Крадутся по кругу друг за 

другом на носочках.

Круглая мордашка,        Останавливаются изобра-,     

                                           жают обеими руками мор-

                                                   дашку, покачивают головой.                

.И на каждой лапке         Ритмично вытягивают вперед

Коготки-царапки.        то левую, то правую руки.

Все ему игрушки —        Прыгают на носочках, держа

Кубик и катушки.        при этом руки на поясе.

Котик, точно мячик,        Выполняя поскоки, двигаются

По квартире скачет.        по кругу друг за другом.

О. Высотская

  1. Рассказ по серии картинок. Развитие связной речи.

Педагог предлагает двум-трем детям по очереди составить рассказ.

Педагог. Попробуйте самостоятельно рассказать о том, что нарисовано на этих картинках. Старайтесь излагать по-своему. Придумайте кличку для котенка. Начните рассказ со слова «однажды».

Маленький проказник

Однажды вечером бабушка решила немного отдохнуть, она взяла вязание и села в кресло. Котенок Дымок удобно устроился рядом с ней и сладко уснул в корзинке с клубками. В комнате было тихо, только тикали часы. Бабушка задремала. А Дымок проснулся и начал играть с клубками. Он представлял себе, что это мышки. Он прыгал на них, катал их. И не заметил, как запутался в нитках. Когда бабушка проснулась, она с удивлением обнаружила на полу большой клубок с торчащим из него хвостиком котенка. Вот каким проказником оказался Дымок!

Педагог предлагает детям высказать свои впечатления от услышанного и выбрать лучшего рассказчика, а потом убирает картинки с мольберта.

6.        Упражнение «Разноцветные клубки». Развитие тонкой моторики.

Педагог предлагает детям сесть за столы, на которых уже приготовлены листы бумаги и восковые мелки.

Педагог. Нарисуйте большие клубки, как тот, в котором запутался котенок. Возьмите мелок. Поставьте точку в центре листа и начинайте рисовать от нее по часовой стрелке спираль, отходя все дальше от центра. Линии — нити вашего клубка — должны находиться близко друг к другу, чтобы клубок получился плотным.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.

9.Окончание занятия. Оценка работы  детей.

Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, а затем оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области " Речевое развитие" в средней группе на тему:«Составление рассказа- описания о снегире».

Тема НОД: «Составление рассказа- описания о снегире».Задачи:- формировать умение составлять описательный рассказ о снегире;- уточнить  произнесение звука «к». - выработать движение шир...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Составление рассказа «Моя мама»

Учить составлять кроткий описательный рассказ о своей маме по фотографии. Согласовывать существительные с прилагательными....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект занятияпо развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке»                        ...

Конспект занятия по речевому развитию для средней группы.Тема: Составление описательного рассказа по картине «Осень»

Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Обучать описывать картину....

Речевое развитие в средней группе на тему "Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу». " .

Связная речь: продолжать учить детей составлять короткие рассказы, исходя из набора игрушек.Словарь и грамматика: словарь и грамматика: учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; ...