Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе
Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе)
Цель:
Знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.
Задачи:
- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»,
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;
- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_po_reproduktsii_kartiny_a.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе
Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе)
Цель:
Знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.
Задачи:
- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»,
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;
- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;
Предварительная работа
1. Знакомство со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», С.Я.Маршака «Весенняя песенка».
2. Наблюдение примет наступающей весны в природе.
Оборудование
Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», силуэты птиц, силуэт дерева.
Музыкально-техническое оснащение
Музыкальный центр, П.И. Чайковский альбом «Времена года».
Ход занятия
Звучит музыка П.И. Чайковский из альбома «Времена года» «Весна».
- Слыхали ли вы,
Звенели
Капели,
Что больше не будут седые метели
Над полем кружить?
- Слыхали, слыхали! –
Ручьи отвечали
И с гор побежали
Долины будить.
- Слыхали ли вы,
Равнины,
Долины,
Что с юга летит караван журавлиный,
Что в роще уж слышатся крики грачей?
- Слыхали, слыхали
Мы гомон
Грачиный
Вчера над макушкою старой рябины
В сиянье закатных лучей.
На вести весенние
Чуткие
Ушки
Под талым снежком навострила листва,
На первой проталинке снежной горушки
Серебряным цветом взошла сон-трава.
(Беляевская «весенние вести»)
В О каком времени года это стихотворение?
Д О весне.
В Весна передала нам интересную картину, но она рассыпалась. Давайте мы ее соберём. А назовите приметы весны? Это картина русского художника Саврасова, которая называется «Грачи прилетели». Садитесь на стульчики. У каждого на столе представлена эта картина, возьмите лупу и рассмотрите ее внимательно: что на ней изображено, какие цвета использовал художник.
Зрительная гимнастика для детей: «Грачи»
Как-то раннею весной На опушке на лесной Появилась стая птиц: Не скворцы и не синицы, А большущие грачи Цвета черного как ночь. Разбежались по опушке Прыг-скок, прыг-скок! Где жучок, где червячок. | Круговые движения глазами. Смотрят влево-вправо. Смотрят вверх-вниз. Моргают глазами. Зажмуривают глаза. |
Давайте вернемся к нашей картине, посмотрите: художник изобразил первые шаги весны. Что же вы видите на картине?
Д На березы прилетела стая грачей.
В Расскажите о грачах, что они делают?
Д Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.
В Что делает грач у корней березы?
Д Он нашел веточку и держит ее в клюве.
В Как вы думаете, грачи радостные или грустные?
Д Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.
В Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они!
В А что вы можете рассказать о деревьях?
Д С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые.
В На каких березах больше гнезд и почему?
Д На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.
В А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно и птенцы будут в безопасности.
Д Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно?
В На небе голубовато-серые тучи. Небо пасмурное. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
Д Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?
В Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.
Д Что еще вы видите на картине?
В За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.
Д Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
В Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, скоро будет весна, но грустно что мы провожаем уходящую белоснежную зиму.
Д Ребята, вам понравилась картина А.Саврасова «Грачи прилетели»?
(Ответы детей)
Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Что подходит?». Я буду говорить вам высказывания, а вы слушаете и отгадываете, подходит или нет эти высказывания к нашей картине.
- небо пасмурное (да)
- идет снег (нет)
- снег тает, оседает (да)
- проталины появляются (да)
- растут цветы (нет)
- появляются лужи (да)
- листья на деревьях (нет)
- возвращаются перелетные птицы (да)
- птицы вьют гнезда (да)
Ребята вы правильно отгадали, что подходит к нашей картине, а что нет.
А теперь мы с вами поиграем в игру «Грачи прилетели». Вставайте из своих стульчиков и проходите в круг.
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
Ребята вы многое узнали нового о весне, а теперь примените свои знания. Составьте рассказ по картине Саврасова «Грачи прилетели» с помощью схемы: какой снег (снежинки) на картине, какое небо (облако), какие постройки (дом) есть на картин, какие деревья и птицы. Кто желает по картине составить рассказ? (Дети пожеланию рассказывают по картине)
Молодцы, ребята! У нас получился хороший коллективный рассказ. Ребята, а вам понравилась картина Саврасова «Грачи прилетели»? А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? (немного холодно, грустно, где-то даже радостно потому что зима уходит).
Мне очень понравилось как вы занимались, у вас получились красивые, хорошие рассказы по картине и я приготовила для вас сюрприз: вот такие грачи, давайте мы им приклеим глаза и клювики, а затем украсим наше дерево и скажем что понравилось вам на занятии. Вот и у нас получилась своя интересная картина. Спасибо за занятие. Все старались, вы молодцы.
- Слыхали ли вы,
Звенели
Капели,
Что больше не будут седые метели
Над полем кружить?
- Слыхали, слыхали! –
Ручьи отвечали
И с гор побежали
Долины будить.
- Слыхали ли вы,
Равнины,
Долины,
Что с юга летит караван журавлиный,
Что в роще уж слышатся крики грачей?
- Слыхали, слыхали
Мы гомон
Грачиный
Вчера над макушкою старой рябины
В сиянье закатных лучей.
На вести весенние
Чуткие
Ушки
Под талым снежком навострила листва,
На первой проталинке снежной горушки
Серебряным цветом взошла сон-трава.
(Беляевская «весенние вести»)
Увеличение продолжительности солнечного дня. Дни становятся длиннее, ночи короче, а солнце всё выше над горизонтом. Солнце пригревает, таяние снега, капель, проталины, лужи, появление и набухание почек, возвращаются перелетные птицы, пение птиц, первые весенние цветы,
Передо мной художественное произведение А. Саврасова «Грачи прилетели». На нем нарисованы первые прилетевшие птицы весны – грачи. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Эти деревья – постаревшие, поломанные березки, в их ветвях хлопочут и вьют свои гнезда птицы. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Сразу за березами художник нарисовал постаревший сырой забор, за которым виднеются деревянные, скорее всего, жилые постройки. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. На заднем плане раскинулось тающее, с проталинами и сырым снегом, черное поле. По потускневшему небу, изображенному художником, плывут весенние облака. Скорее всего, автор писал картину в тот момент, когда небо было хмурым и пасмурным, и именно эту мрачность неба он и передал в своей работе. Мое мнение о работе художника: картина очень хорошая, она написана от души и поэтому очень мне понравилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...
НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»
Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...
ООД в подготовительной группе:"Составление описательного рассказа по репродукции картины А.Саврасова "Грачи прилетели"
Развитие речи...
Открытая образовательная деятельность по развитию речи "Составление описательного рассказа по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Задачи:1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать;2. Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;3. Обогащать...
Рассматривание и составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели"
Знакомство детей с культурным наследием русского народа, закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности. Задачи: Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту...
«Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)
laquo;Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Составление описательных рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: составление описательных рассказов по пейзажной картине....