Проектная деятельность в первой младшей группе на тему: «В гости к сказке»
статья по развитию речи (младшая группа)
Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_gostyah_u_skazki.docx | 26.88 КБ |
skazka.docx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в первой младшей группе на тему: «В гости к сказке»
Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Проектная деятельность в первой младшей группе
на тему: «В гости к сказке»
Составитель: воспитатель Пономарева Наталья Валериановна,
Рогожникова Анна Геннадьевна
МБДОУ» Детский сад № 127» г. Новокузнецк.
Проблема. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей, тогда как участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Сегодняшнее отношение родителей к сказке не способствует погружению ребенка и семьи в темы веры, добра, милосердия и послушания, хотя, как раз это и относится к духовно-нравственному замыслу сказок.
Актуальность проекта. С раннего детства мир сказок знаком ребенку, персонажи сказок раскрывают перед ним мотивы своих поступков и черты характера. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Цель проекта. Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию интереса к устному народному творчеству – сказкам.
2. Развивать речевую активность детей, обогащать их словарный запас.
3. Научить отражать содержание сказок в играх.
4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, заботу о животных.
5. Учить играть дружно, вместе, не ссориться.
6. Дать родителям знания через папки-передвижки о влиянии и роли сказок на речь ребенка.
7. Привлечь родителей к активному участию в проекте.
Тип проекта: познавательно-речевой.
Участники проекта:
- воспитатели: Наталья Валериановна, Анна Геннадьевна;
- дети 2 – 3 лет;
- родители.
Продолжительность проекта: две-три недели (краткосрочный).
Формы и методы реализации проекта:
1. Речь и речевое общение
- чтение детям сказок «Репка» и «Курочка Ряба»;
- пение детской песенки «Два веселых гуся»;
- чтение потешек: «Петушок-петушок…», «Мишка косолапый…», «Ладушки-ладушки» и других;
- инсценировка сказок совместно с воспитателем.
2. Здоровье и физическое развитие
- комплекс упражнений гимнастики «Курочки», «Два гуся»;
- подвижные игры: «Кошки-мышки», «Идет коза рогатая…».
3. Взаимодействие с родителями
- консультация на тему «Влияние русской народной сказки на развитие речи детей раннего возраста»;
- изготовление фигурок для пальчикового театра;
- пошив костюмов для театрализованной деятельности.
Ожидаемый результат:
- правильное звукопроизношение и выразительной речи у 5 % детей группы;
- в процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развиваются представления детей о том, какие звуки издают домашние животные и птицы;
- дети узнают на картинках персонажей сказок: «Репка» и «Курочка Ряба»;
- творческие навыки: дети изображают героев сказки;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- у детей появляется интерес к игре;
- родители принимают активное участие в проектной деятельности - помогают изготавливать пальчиковый кукольный театр.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- беседа с детьми о выявлении их знакомства со сказками;
- подготовительная работа педагога-воспитателя: стишки, потешки с использованием импровизации звуков, издаваемых домашними животными и птицами;
- иллюстрационный материал для работы: книжка-раскладушка с картинками, картонные фигурки домашних животных (кошка, собака, мышка) и птицы (петушок, курочка, цыплята);
- подготовка сценария для подвижной игры с детьми по сказкам «Курочка Ряба», «Репка».
Основной этап:
1. Чтение одной из сказок. Рассматривание картинок в книжке. Ознакомление с персонажами сказки. Узнавание их на картинках.
2. Повторное чтение сказки с использованием картонных фигурок сказочных персонажей на игровом столе.
3. Подвижная игра с использованием ролей сказочных персонажей под комментарий воспитателя. В конце игры танец под ритмичную музыку.
4. Дидактическая игра «Разложи героев сказок». Цель: развитие мыслительных способностей, умение различать принадлежность героев к той или иной сказке.
5. Подвижные игры «Кошки-мышки», «Кот из дома – мыши в пляс».
Заключительный этап:
- оформление папки-передвижки для родителей;
- театрализовано-развлекательный досуг с присутствием родителей «Сказка - «Репка»;
- подведение итогов проекта;
- подготовка презентации на тему «В гости к сказке».
Инструментарий: красочные детские книжки-раскладушки с цветными картинками «Курочка Ряба» и «Репка»; картонные фигурки сказочных персонажей к сказкам для настольного театра; пальчиковые фигурки для сказки «Репка», атрибуты верхней одежды и маски-шапочки для персонажей.
Использованная литература:
1. Брязгун А.Ф. «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла». – Детство-Пресс, 2015.
2. Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2 – 3 лет».
3. Комплексные занятия по программе в первой младшей группе под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kladraz.ru/blogs/svetlana-yurevna-hramcova/proektnaja-dejatelnost-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html.
5. Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста. 1 – 3 года».
Выводы:
Планировалось дать детям элементарные представления о сказочных персонажах и их реальных образах в окружающем мире, и в природе. Кроме того, присутствовало желание вовлечь каждого участника в активный, познавательный и мыслительно-речевой процесс, вызвать сопереживание и эмоциональное отношение.
В процессе реализации данного проекта дети с интересом слушали чтение сказки, повторяли за педагогом импровизированные звуки голосов, издаваемых домашними животными и птицами, с интересом наблюдали за сказочными персонажами и сопереживали вместе с героями сказок (бабушке и курочке Рябе, дедушке в сказке «Репка»). Все это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и желанию к двустороннему диалогу детей с педагогом.
Таким образом, у детей первой младшей группы началось формирование представлений о животном мире, что способствовало активному повышению речевого уровня и словарного запаса.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Консультация для родителей «Значение сказок в жизни ребенка».
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, который первоначально никоим образом не создавался для детей. Корни русской сказки уходят в славянское язычество. А, как известно, церковь всегда боролась с языческими верованиями. Педагоги середины Х1Х века также были уверены, что сказка оказывает отрицательное воздействие на слушателя, задерживает умственное развитие детей, пугает их изображением страшных персонажей, расслабляет волю, развивает грубые инстинкты. Похожие аргументы приводили противники народного творчества и в советское время. В чем-то, возможно, они были правы. Следует предостеречь родителей – не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста. Иные из них могут расстроить, огорчить ребенка. Поэтому, прежде, чем рассказать или прочитать своему малышу сказку, проанализируйте ее содержание сами.
Сегодня потребность в сказке особенно велика. Ребенка буквально захлестывает все увеличивающийся поток информации. И хотя, восприимчивость психики у детей велика, она все же имеет свои границы. И тогда только сказка освобождает его подсознание от всего неважного, необязательного, переключает внимание на простые действия сказочных героев, объясняя, почему происходит так, а не иначе.
В течение тысячи лет сказка накапливала духовный опыт русского народа. Она воспитывала, помогала становиться мудрее, добрее. Формировала основы нравственности, морали, по законам которой предстоит жить детям. Сказки учили и учат детей любить и уважать своих родителей.
Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время, когда ребенок и вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Сказку можно читать перед сном, когда особое состояние перехода ко сну сочетается с чувством тепла, спокойствия и некоторого волшебства. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание. Не бойтесь одну и ту же сказку читать несколько раз. При повторном чтении ребенку становится яснее суть сказки, в его воображении еще ярче возникают красочные образы персонажей.
Такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» в обработке К. Ушинского, «Петушок и бобовое зернышко» необходимо рассказывать маленьким детям для того, чтобы они быстрее научились говорить. Слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова и выражения.
Сказки позволяют детям различать добро и зло: ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и понимает, что зло наказуемо.
Из сказок дети черпают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой. Сказка стимулирует ребенка к творческой деятельности, способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма. В речевом развитии - обогащается словарь ребенка, корректируется мышление, внимание, память, воображение, мимика лица и жесты. В эмоциональном развитии сказка дает утешение, облегчение, помогает малышу увидеть путь выхода из эмоционального тупика.
Все это вполне возможно, если выбранная сказка близка ребенку по мироощущению и помогает ему решить фундаментальную психологическую задачу адаптации к реальности, обрести эмоциональный комфорт и примириться с окружающим его непонятным и часто пугающим миром. То есть, сказка, ко всему прочему, обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. И, хотя, советы сказки скрыты, все же сказка учит ребенка самостоятельно выбирать правильное решение.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Постарайтесь понять эмоциональную проблему вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.
Уважаемые родители! Помните, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, родители которых читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности, некая картотека жизненных ситуаций.
Читайте детям как можно больше, а главное, говорите с ними о том, о чем прочитали, обсуждайте проблемы сказки.
Рассказывая малышу сказку, обязательно придумайте хороший финал. Читайте, либо сочиняйте только такие сказки, которые близки и понятны именно вашему ребенку.
2. Пальчиковая гимнастика по сказке «Курочка Ряба».
Воспитатель: Дети, сейчас мы при помощи наших рук расскажем-покажем русскую народную сказку «Курочка Ряба». Повторяйте за мной движения рук и пальцев. Встанем прямо. Следим за моими движениями.
1. Жили-были дед (обводим двумя руками сверху вниз воображаемую бороду у деда) и баба (изображаем, как покрываем голову платочком и завязываем под подбородком уголки платка).
2. И была у них курочка Ряба (стучим указательным пальцем по столу).
3. Снесла курочка, яичко (округляем пальцы рук и соединяем их кончики, образуя «круг»), да не простое, а золотое.
4. Дед бил, бил (стучим кулачком по столу) – не разбил (разводим руки в стороны). Баба била, била (стучим кулачком по столу) – не разбила (руки - в стороны).
5. Мышка бежала (пальцы левой руки сжимаем в кулачок. Мизинец-«хвостик» оттопыриваем. Пальцами правой руки «пробегаем» по столу), хвостиком махнула (махнем указательным пальцем) – яичко упало и разбилось (взмах руками вверх).
6. Дед плачет, баба плачет (закрываем лицо обеими руками).
7. А курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба (отнимаем ладони от лица). Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое (округлим пальцы и соединим их кончики в «круг»).
8. Сказала, так курочка Ряба и стала зернышки клевать (стучим указательным пальцем по столу).
Воспитатель: Молодцы, ребята!
3. Сценарий игровой ситуации по сказке «Репка». Цель: формирование эмоциональной отзывчивости, активизации речи.
Дети садятся на стульчики. Воспитатель в русском народном костюме приглашает детей принять участие в игре по сказке «Репка».
Воспитатель: Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
Это присказка, ребята.
Сказка будет впереди.
Загадаю вам загадку:
«Выросла она на грядке,
И тянули по порядку:
Дед сначала, потом бабка,
Потом внучка, потом Жучка,
Да, вот только, не смогли!
Слишком уж, большая штучка,
Выросла на грядке той.
А кошка с мышкою пришли, -
Сразу выдернуть смогли!
Кто из вас, ребята скажет: что же, такое, выросло на грядке у бабки с дедкой? Правильно, это репка! А теперь посмотрим наш спектакль.
Воспитатель: - Жили-были дед и баба (входят переодетые в костюмы «деда» и «бабки» двое родителей, кланяются детям). Репку в землю посадили (встает один ребенок в костюме «репки» и садится на корточки в центре; «дед» с «бабкой» уходят).
Воспитатель: - Поливали и растили (встают дети без костюмчиков и начинают ходить хороводом вокруг «репки», имитируя движения ухода за «репкой»). Репка выросла большая, крепкая и удалая («репка» встает в полный рост, а дети садятся на свои места).
Воспитатель: - Вот решил дед репку вырвать (входит «дед»). Стал тянуть ее, тянуть («дед» берет «репку» за руку и делает вид, что тянет). Долго дед тянул, устал. От усталости упал («дед» садится около «репки», оборачивается и зовет «бабку»): Бабка, бабка – помоги! Репку вытащить, беги (входит «бабка», помогает «деду» подняться на ноги и становится рядом, держась за его плечо).
Воспитатель: - Бабушка за дедом встала, их теперь, уж, двое стало! Дед за репку ухватился. Потянули, потянули. Нет уж сил и у бабули. Бабка внучку позвала («бабка» смотрит на детей и машет рукой): Внучка, внучка! Выручай! Бабке с дедом помогай! (встает «внучка» и бежит к «бабке»).
Воспитатель: - Внучка быстро прибежала, внучка за бабулей встала. Дедушка за репкой, бабушка за дедкой. Вместе дружно потянули. Да, уж видно, репка вросла в землю крепко. Внучка Жучку позвала («внучка» машет рукой «Жучке», зовет к себе на помощь).
Воспитатель: - Жучка, Жучка, выручай! Нам скорее помогай! (встает «Жучка», «лает» и бежит к «внучке» на помощь).
Воспитатель: - Жучка за внучкой встала, внучка за бабулей, бабуля за дедулей. Дед за репку ухватился, стали вместе репку рвать! Но в земле она опять! Что же делать? Как достать? Нужно срочно кошку звать («внучка» машет рукой «кошке»).
Воспитатель: - Мурка, Мурка, выручай! Нам скорее помогай! (встает «кошка», «мяукает» и бежит к «Жучке»).
Воспитатель: - Мурка за Жучкой, Жучка за внучкой, внучка за бабкой, бабка за дедкой, дедка за репкой. Снова вместе потянули! Репка больно уж крепка! Все сидит в земле она! Помощь мышкина нужна («кошка» машет рукой «мышке», зовет на помощь).
Воспитатель: - Мышка, мышка, выручай! Нам скорее помогай! («мышка» встает, пищит «пи-пи-пи!» и бежит к «кошке»).
Воспитатель: - Мышка за кошкой, кошка за Жучкой, Жучка за внучкой, внучка за бабкой, бабка за дедкой, дедка за репкой. Потянули, потянули. Выдернули репку! (все хороводом идут за «репкой» по кругу).
Воспитатель: - Вот и сказочке конец, а кто слушал, молодец!
В каждой сказке есть намек, добрым молодцам урок!
В этой сказке суть одна – дружба победит всегда!
Кто дружно за работу берется, тому всегда все удается!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе по теме "В гости к сказкам".
Задачи: • Помочь детям вспомнить знакомые сказки, потешки; • Формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к литературным произведениям и малым фольклорным формам; • Развивать умение сопережи...
Проектная деятельность в первой младшей группе. Экологический проект «В гостях у Солнышка»
Тема была выбрана в последний месяц зимы. И была разработана для реализации ближе к весне. Так как в конце февраля – начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. При...
Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе по теме «В гостях у колобка» в рамках тематической недели «Сказки гуляют по свету»
Конспект образовательной деятельности в первой младшей группепо теме «В гостях у колобка» в рамках тематической недели «Сказки гуляют по свету»Цель: создание условий для развития художественно-творчес...
Проектная деятельность в первой младшей группе "Елочка зелёная в гости к нам пришла"
Краткосрочный проект совместно детей и родителей в младшей группе.проеткна правлен на развитие у детей познавательно-творческих качеств в предверии нового года....
Проектная деятельность в первой младшей группе на тему: « В гости к сказке»
Продолжительность проекта: долгосрочный 2017 -2018 учебный год...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему "В гостях у сказки"
Конспек НОД направлен на формирование фразовой речи, обогащение словаря....
Проектная деятельность в первой младшей группе На тему: «В гости к сказке»
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах рече...