Педагогический проект "Игропрактика как механизм речевого развития дошкольников посредством развивающих ковриков"
проект по развитию речи (младшая группа)
Педагогический проект "Игропрактика как механизм речевого развития дошкольников посредством развивающих ковриков".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 33
ПРОЕКТ
Игропрактика как механизм речевого развития дошкольников посредством развивающих ковриков
Разработала: Ковалева Людмила Петровна,
воспитатель
Содержание
3. Теоретическое обоснование проекта 6
1. Введение
В дошкольном возрасте развитие речи имеет главное значение. Именно в это время ребёнок наиболее восприимчив к её постижению. О важности речевого развития говорится во многих работах различных авторов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, З.А. Репина и др.). Речь играет решающую роль в формировании личности ребёнка. Подготовка к жизни в современном информационном обществе полноправного гражданина является одной из актуальных задач воспитания и образования.
В последнее время увеличилось количество детей с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи влияют на психическое развитие ребёнка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение с другими детьми и взрослыми, тем самым препятствуют развитию полноценной личности. Об этом говорится в работах Л.В. Мелеховой, Р.И. Мартыновой, Е.Ф. Соботович, Г.В. Гуровец, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Данный проект составлен в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
2. Актуальность проекта
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33 работает по примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией М.А. Вераксы.
Успешная коррекция речевого недоразвития должна осуществляться в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника (И.Т. Власенко), с учётом ФГОС ДО.
Основой всестороннего гармоничного развития детей является создание оптимальных условий для развивающей работы. Успешная образовательная деятельность и воспитание детей с нарушениями речи является предпосылкой овладения ими образовательной программы ДОУ.
Практический опыт и анализ литературы по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что возникла необходимость поиска новых путей оптимизации работы по речевому развитию, выбор таких форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, учитывают индивидуальные особенности ребёнка и «зону ближайшего развития». Назрела потребность построения образовательной деятельности на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, поддержке инициативы детей, развитии их познавательных интересов, сотрудничестве педагогов с родителями и другими членами семьи в соответствии с ФГОС ДО.
Для решения проблемы нарушения речи детей мы обратили внимание на технологию «Игропрактика», которая позволяет оптимизировать педагогический процесс, расширяет образовательное пространство, обогащает развивающую предметно – пространственную среду, способствует экспериментированию с доступными детям материалами, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников, обеспечивает развитие психических процессов и мелкой моторики рук, дает возможность самовыражения детей, и тем самым способствует речевому развитию дошкольников. Исходя из вышесказанного была выбрана тема проекта: «Игропрактика».
Цель проекта: развитие речи дошкольников при использовании развивающих ковриков.
Объект: речевое развитие детей.
Предмет: использование развивающих ковриков для развития речи дошкольников.
Задачи:
- Стимулировать процессы развития у детей;
- Развивать сенсомоторную координацию, тонкую моторику рук;
- Развивать пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий “вверх”, “вниз”, “справа”, “слева”;
- Формировать навыки шнуровки;
- Способствовать развитию речи;
- Развивать творческие способности детей
Участники проекта:
- Воспитатели группы
- Дети группы и их родители
Общий срок реализации проекта: 3 месяца
3. Теоретическое обоснование проекта
Дошкольное детство - это возраст игры. Ребёнок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Основой работы с использованием развивающих ковриков является игра – ведущий вид детской деятельности. Речь ребёнка и непосредственно игровая деятельность развиваются взаимосвязано.
В процессе игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к образовательной деятельности.
Л.С. Цветкова утверждает, что развитие зрительного-предметного восприятия подготавливает базу для перехода к формированию языковых и речевых средств, к оречевлению предметного мира, к связи «предмет – слово».
Интересно и увлекательно можно активизировать речь детей с помощью звукоподражания: корова мычит, собака лает, отрабатывая звуки в слогах с повышением или понижением голоса, называть животных, свои действия, составлять словосочетания и предложения и т. д.
Речевые ситуации, возникающие в процессе игры, способствуют развитию речи детей: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Развитию лексико – грамматического строя способствуют игры с использованием фигурок и деталей коврика: «Кому что?», «Назови цвет и форму», «Продолжи», «Будь внимательным», «Отгадай – ка», «Узнай по описанию», «Подбери слова», «Подбери фигурку», «Живое – неживое», «Задай вопрос», «Подумай и договори», «Закончи предложение», «Составь предложение», «Чей? Чья? Чьи?», «Исправь ошибку», «Назови ласково», «Назови время года» и т. д.
Использование развивающего пособия способствует развитию связной речи. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности. Дети на подгрупповых занятиях рассказывают о свойствах предметов, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную ситуацию, общаются, и таким образом, у них развивается диалогическая и монологическая речь, память, инициатива и творческие способности. Развивающий коврик способствует развитию психических процессов, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитию фонематических процессов и владению речью как средством общения и культуры, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.
Материально-техническое обеспечение:
- развивающие коврики,
- дидактические игры на развитие мелкой моторики,
- пирамидки,
- оборудование для опыта с водой,
- краска для рисования пальчиками,
- набор наглядного материала по сенсорике,
- кубики и корзины для игры,
- конструктор детский,
- набор массажных шариков Су-Джок,
- фотоаппарат,
- мелкие игрушки.
1 этап: подготовительный.
В ходе проведения этого этапа была подобрана информация, материалы, проведена работа с родителями по изготовлению коврика.
2 этап: технологический (реализация)
Во время основного этапа проводились следующие мероприятия:
- работа с детьми:
- заучивание стихов, потешек, чистоговорок,
- изучение особенностей времен года
- самостоятельная деятельность детей
- взаимодействие с семьями воспитанников
- работа с родителями:
консультации для родителей: «Зачем нужно развивать мелкую моторику», «Интересные занятия с детьми для развития мелкой моторики ребенка»;
• изготовление родителями развивающих ковриков;
• оснащение предметно-пространственной среды:
• размещение развивающих ковриков в группе;
3 этап: заключительный.
• обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта;
• оформление фотовыставки «Коврик помогает говорить»;
4.Заключение
Согласно ФГОС развитие речи детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания. Речевое развитие, по определению ФГОС включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение мотивации воспитанников и эффективности усвоения образовательной программы ДОУ
- Развитие познавательной активности и творческих способностей у дошкольников
- Совершенствование у детей речевых навыков как средств коммуникации
- Развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи
- Использование речи детей для выражения своих мыслей, чувств и желаний
- Развитие мелкой моторики рук
- Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия)
- Соответствие речевого развития детей возрастной норме
- Повышение родительской компетентности в вопросе речевого развития
- Оптимизация и повышение эффективности образовательного процесса
Таким образом, использование развивающих пособий в системе речевого развития детей поможет оптимизировать образовательный процесс, обеспечит вариативность и разнообразие форм педагогического воздействия и взаимодействия детей и взрослых, объединит всех участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС, станет эффективным средством достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Используемая литература
- Дидактический материал по обследованию речи детей / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова. - М. 2001
- Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией М.А. Вераксы.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. - СПб., 2011
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей с дошкольного возраста.- М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/30/picture-927337-1606720536.jpg)
Педагогический совет "Речевое развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности"
Этот материал будет полезен для старших воспитателей. Подробно описан ход педагогического совета....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957012-1507744839.jpg)
Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ
Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/15/picture-1068470-1542309257.jpg)
План по самообразованию на 2014-2018 гг по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством различных форм экологического воспитания в коррекционно- развивающей среде»
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-378316-1389274072.jpg)
Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-1383500-1644173101.jpg)
Игропрактика в речевом развитии дошкольников посредством развивающих ковриков
Игропрактика в речевом развитии дошкольников посредством развивающих ковриков....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-1383500-1644173101.jpg)
Презентация проекта "Игропрактика как механизм речевого развития дошкольников посредством развивающих ковриков"
Материалы презентации проекта "Игропрактика как механизм речевого развития дошкольников посредством развивающих ковриков"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/25/picture-1508159-1706155798.jpg)
Речевое развитие дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.
Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи п...