Педагогический проект "Игропрактика как механизм речевого развития дошкольников посредством развивающих ковриков"
проект по развитию речи (младшая группа)
Педагогический проект "Игропрактика как механизм речевого развития дошкольников посредством развивающих ковриков".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 33
ПРОЕКТ
Игропрактика как механизм речевого развития дошкольников посредством развивающих ковриков
Разработала: Ковалева Людмила Петровна,
воспитатель
Содержание
3. Теоретическое обоснование проекта 6
1. Введение
В дошкольном возрасте развитие речи имеет главное значение. Именно в это время ребёнок наиболее восприимчив к её постижению. О важности речевого развития говорится во многих работах различных авторов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, З.А. Репина и др.). Речь играет решающую роль в формировании личности ребёнка. Подготовка к жизни в современном информационном обществе полноправного гражданина является одной из актуальных задач воспитания и образования.
В последнее время увеличилось количество детей с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи влияют на психическое развитие ребёнка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение с другими детьми и взрослыми, тем самым препятствуют развитию полноценной личности. Об этом говорится в работах Л.В. Мелеховой, Р.И. Мартыновой, Е.Ф. Соботович, Г.В. Гуровец, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Данный проект составлен в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
2. Актуальность проекта
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33 работает по примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией М.А. Вераксы.
Успешная коррекция речевого недоразвития должна осуществляться в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника (И.Т. Власенко), с учётом ФГОС ДО.
Основой всестороннего гармоничного развития детей является создание оптимальных условий для развивающей работы. Успешная образовательная деятельность и воспитание детей с нарушениями речи является предпосылкой овладения ими образовательной программы ДОУ.
Практический опыт и анализ литературы по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что возникла необходимость поиска новых путей оптимизации работы по речевому развитию, выбор таких форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, учитывают индивидуальные особенности ребёнка и «зону ближайшего развития». Назрела потребность построения образовательной деятельности на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, поддержке инициативы детей, развитии их познавательных интересов, сотрудничестве педагогов с родителями и другими членами семьи в соответствии с ФГОС ДО.
Для решения проблемы нарушения речи детей мы обратили внимание на технологию «Игропрактика», которая позволяет оптимизировать педагогический процесс, расширяет образовательное пространство, обогащает развивающую предметно – пространственную среду, способствует экспериментированию с доступными детям материалами, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников, обеспечивает развитие психических процессов и мелкой моторики рук, дает возможность самовыражения детей, и тем самым способствует речевому развитию дошкольников. Исходя из вышесказанного была выбрана тема проекта: «Игропрактика».
Цель проекта: развитие речи дошкольников при использовании развивающих ковриков.
Объект: речевое развитие детей.
Предмет: использование развивающих ковриков для развития речи дошкольников.
Задачи:
- Стимулировать процессы развития у детей;
- Развивать сенсомоторную координацию, тонкую моторику рук;
- Развивать пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий “вверх”, “вниз”, “справа”, “слева”;
- Формировать навыки шнуровки;
- Способствовать развитию речи;
- Развивать творческие способности детей
Участники проекта:
- Воспитатели группы
- Дети группы и их родители
Общий срок реализации проекта: 3 месяца
3. Теоретическое обоснование проекта
Дошкольное детство - это возраст игры. Ребёнок, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Основой работы с использованием развивающих ковриков является игра – ведущий вид детской деятельности. Речь ребёнка и непосредственно игровая деятельность развиваются взаимосвязано.
В процессе игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к образовательной деятельности.
Л.С. Цветкова утверждает, что развитие зрительного-предметного восприятия подготавливает базу для перехода к формированию языковых и речевых средств, к оречевлению предметного мира, к связи «предмет – слово».
Интересно и увлекательно можно активизировать речь детей с помощью звукоподражания: корова мычит, собака лает, отрабатывая звуки в слогах с повышением или понижением голоса, называть животных, свои действия, составлять словосочетания и предложения и т. д.
Речевые ситуации, возникающие в процессе игры, способствуют развитию речи детей: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Развитию лексико – грамматического строя способствуют игры с использованием фигурок и деталей коврика: «Кому что?», «Назови цвет и форму», «Продолжи», «Будь внимательным», «Отгадай – ка», «Узнай по описанию», «Подбери слова», «Подбери фигурку», «Живое – неживое», «Задай вопрос», «Подумай и договори», «Закончи предложение», «Составь предложение», «Чей? Чья? Чьи?», «Исправь ошибку», «Назови ласково», «Назови время года» и т. д.
Использование развивающего пособия способствует развитию связной речи. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности. Дети на подгрупповых занятиях рассказывают о свойствах предметов, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную ситуацию, общаются, и таким образом, у них развивается диалогическая и монологическая речь, память, инициатива и творческие способности. Развивающий коврик способствует развитию психических процессов, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитию фонематических процессов и владению речью как средством общения и культуры, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.
Материально-техническое обеспечение:
- развивающие коврики,
- дидактические игры на развитие мелкой моторики,
- пирамидки,
- оборудование для опыта с водой,
- краска для рисования пальчиками,
- набор наглядного материала по сенсорике,
- кубики и корзины для игры,
- конструктор детский,
- набор массажных шариков Су-Джок,
- фотоаппарат,
- мелкие игрушки.
1 этап: подготовительный.
В ходе проведения этого этапа была подобрана информация, материалы, проведена работа с родителями по изготовлению коврика.
2 этап: технологический (реализация)
Во время основного этапа проводились следующие мероприятия:
- работа с детьми:
- заучивание стихов, потешек, чистоговорок,
- изучение особенностей времен года
- самостоятельная деятельность детей
- взаимодействие с семьями воспитанников
- работа с родителями:
консультации для родителей: «Зачем нужно развивать мелкую моторику», «Интересные занятия с детьми для развития мелкой моторики ребенка»;
• изготовление родителями развивающих ковриков;
• оснащение предметно-пространственной среды:
• размещение развивающих ковриков в группе;
3 этап: заключительный.
• обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта;
• оформление фотовыставки «Коврик помогает говорить»;
4.Заключение
Согласно ФГОС развитие речи детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания. Речевое развитие, по определению ФГОС включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение мотивации воспитанников и эффективности усвоения образовательной программы ДОУ
- Развитие познавательной активности и творческих способностей у дошкольников
- Совершенствование у детей речевых навыков как средств коммуникации
- Развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи
- Использование речи детей для выражения своих мыслей, чувств и желаний
- Развитие мелкой моторики рук
- Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия)
- Соответствие речевого развития детей возрастной норме
- Повышение родительской компетентности в вопросе речевого развития
- Оптимизация и повышение эффективности образовательного процесса
Таким образом, использование развивающих пособий в системе речевого развития детей поможет оптимизировать образовательный процесс, обеспечит вариативность и разнообразие форм педагогического воздействия и взаимодействия детей и взрослых, объединит всех участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС, станет эффективным средством достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Используемая литература
- Дидактический материал по обследованию речи детей / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова. - М. 2001
- Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией М.А. Вераксы.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. - СПб., 2011
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей с дошкольного возраста.- М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Речевое развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности"
Этот материал будет полезен для старших воспитателей. Подробно описан ход педагогического совета....
Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ
Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно ...
План по самообразованию на 2014-2018 гг по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством различных форм экологического воспитания в коррекционно- развивающей среде»
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны...
Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...
Игропрактика в речевом развитии дошкольников посредством развивающих ковриков
Игропрактика в речевом развитии дошкольников посредством развивающих ковриков....
Презентация проекта "Игропрактика как механизм речевого развития дошкольников посредством развивающих ковриков"
Материалы презентации проекта "Игропрактика как механизм речевого развития дошкольников посредством развивающих ковриков"...
Речевое развитие дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.
Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи п...