Зачем тренировать речевое дыхание?
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Статья будет полезна воспитателям и логопедам при работе с детьми над речевым дыханием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка для работы с детьми | 268.24 КБ |
statya_.docx | 268.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем тренировать речевое дыхание?
Зачем тренировать речевое дыхание? Дыхание – простой физиологический процесс, которому груднички учатся в первые секунды своей жизни. Но дыхание человеку нужно не только для того, чтобы наполнять легкие кислородом, но и для общения. Человеческая речь основана на правильном дыхании, каждая фраза произносится на выдохе.
Часто у детей вдохи и выдохи короткие, слабые, из-за чего речь у них сбивчивая, неразборчивая. Маленькие дети не умеют тянуть выдох, как бы дозировать выходящий воздух. Иногда они даже произносят слова на вдохе, что делает их речь совсем непонятной.
Речевое дыхание отличается от неречевого именно продолжительностью выдоха. Правильное речевое дыхание влияет на: чёткое различение звуков; громкость речи; соблюдение пауз; интонацию.
Иногда они даже произносят слова на вдохе, что делает их речь совсем непонятной.
Основная задача тренировок дыхания – сформировать сильный и плавный выдох, а также научить ребёнка контролировать расход воздуха и направлять поток воздуха губами. Многие задания сразу связаны с произношением звуков, поэтому тренировка дыхания неразрывно идёт с развитием речи, с её запуском у малышей. Главное, правильно подобрать задания и регулярно тренироваться.
Как правильно тренировать дыхание ребёнка? Дыхательная гимнастика очень полезна не только для развития речи, но и для здоровья ребёнка – лёгкие наполняются кислородом, который попадает во все внутренние органы. Но из-за избытка кислорода такие занятия могут достаточно быстро утомить ребёнка, при интенсивных упражнениях они даже способны вызвать лёгкое головокружение. Это не опасно, однако, стоит ограничивать занятия во времени: 5-10 минут ежедневных тренировок будет достаточно.
Помещение должно быть чистым, без пыли. Комната должна быть проветренной, можно заниматься на улице при хорошей погоде. Температура в помещении – 17-21 градусов. После приёма пищи должно пройти не менее получаса, лучше – час. На ребёнке не должно быть много слоёв одежды, особенно, если она сковывает его движения. Увеличивайте нагрузку постепенно: начинайте с простых заданий, затем усложняйте их. Используйте игровой формат, привлекайте к занятиям красочные картинки. Игры для развития дыхания для детей до 3 лет
В этом возрасте важно развивать силу дыхания и продолжительность выдоха. Детям до двух лет сперва нужно показать, чем отличается носовое дыхание от вдохов и выдохов через рот. Затем нужно научить малыша складывать губы «трубочкой», чтобы дуть. В этом может помочь обычная трубочка для напитков. В повседневной жизни вам могут в этом помочь простые действия: на прогулке подуть на яркую вертушку, как ветер, надуть мыльные пузыри, сдуть с одуванчика семена. Если встретите летом на улице божью коровку, не забудьте рассказать стишок и помочь ей улететь, подуйте на неё вместе с ребёнком.
А дома можно поиграть в незамысловатые, но полезные игры. Аромат Покажите ребёнку цветок – как он вкусно пахнет! Покажите на своём примере, как нужно нюхать цветок, а затем издайте звук «м-м-м», будто получаете удовольствие от аромата. Предложите ребёнку понюхать цветок, следите за тем, чтобы при этом у него был закрыт рот, вдох должен получиться через нос. Затем можно предложить ему предметы или картинки с разными «ароматными» предметами. При этом малыш должен сначала нюхать предмет, а затем показывать реакцию: Произносить звук «м-м-м» на выдохе, если предмет пахнет вкусно. Например, духи, мыло, свежая выпечка, конфета. Морщить нос на выдохе, если предмет пахнет плохо, резко. Например, чеснок или лук. Если вы играете с картинками, можно взять намного больше приятно и неприятно пахнущих предметов.
Чей кораблик выше. Игра направлена на развитие глубины вдоха. В неё хорошо играть с двумя детьми примерно одного возраста. Предложите им лечь на спину. Затем положите им на грудь по одному одинаковому кораблику или любому другому предмету. Пусть они сделают глубокий вдох – чей кубик поднялся выше? Теперь положите кораблики на живот и предложите снова посоревноваться. Теперь дыхание не диафрагмой, а животом – чей кораблик выше?
Чередуйте виды дыхания. Как гудит паровоз Играть со звукоподражаниями можно ещё до года. Малыши с удовольствием показывают, как фыркает ёжик, как гудит паровоз, как свистит чайник. Можно показывать картинки с предметами и просить повторить звук. Выбирайте те звукоподражания, которые направлены, в первую очередь, на «вытягивание» гласных или на длительный выдох на шипящих, свистящих.
Со временем вы добавите больше согласных. Подойдут такие простые задания: Как девочка плачет? А-а-а. Как шипит змея? Ш-ш-ш. Как льётся водичка? С-с-с. Как гудит паровоз? У-у-у. Как воет волк? У-у-у. Как фыркает ёж? Ф-ф-ф. Как жужжит пчела? Ж-ж-ж. Девочка спит, тихо. Ч-ч-ч (палец у рта). Как жужжит комарик? З-з-з. Как сердится медведь? Э-э-э. Как поют дети? О-о-о.
Затем подойдут звукоподражания с открытым слогом: бе-е-е, ме-е-е, му-у-у. Главное задание – делать протяжённый звук.
Птичка-свистулька К году ребёнок уже может научиться свистеть в свисток или праздничную дуделку. Поиграйте с ребёнком, спросите, как птичка свистит, малыш ответит свистом. Затем можно предложить поиграть в прятки, ребёнок прячется и свистит, а взрослый по свисту догадывается, где он (и не страшно, что за дверью спрятана только рука и голова малыша, он в этот момент уверен – его не видно). Можно подарить ребёнку свистульку – это игрушка, вырезанная из дерева или выполненная из керамики, в которую можно дуть. Первый музыкальный инструмент доставит много удовольствия, но главное, с ним можно развивать силу выдоха.
Мама: Наступило утро, птичка громко здоровается со всеми свистом. Ребёнок делает глубокий вдох и сильно дует в свистульку. Мама: Вечером птичка поёт тихую колыбельную, покажи, как поёт птичка? Ребёнок дует медленно, свистулька «поёт» тихо.
Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть задания. Например, можно чередовать сильные и слабые выдохи или проводить несложный звуковой диктант – длинные и короткие, громкие и тихие свистки. Морозное дыхание С маленькими детьми можно начать с простых упражнений, например, сделать «ветерок», подув на бумажные полосочки, или устроить метель, дыханием подняв ворох мелко нарезанной газеты. Устройте соревнование: кто быстрее сможет дыханием «прогнать» снежинки с одного края стола на другой? В качестве снежинок можно использовать бумажные салфетки или вату. Ещё одна «снежная» идея: метель в бутылке. Для этого в бутылку положите много шариков из ваты или из пенопласта. Закрутите бутылку, предварительно сделав в крышке отверстие и просунув через него трубочку. Игра заключается в том, чтобы подуть в трубочку и устроить снежную бурю в бутылке. Задуй свечу Игра незамысловатая – нужно задуть свечу, как правило, силы дыхания хватает для этого к полутора годам. Когда простое задувание свечей надоест ребёнку, можно разнообразить правила. Например: Используйте свечи-таблетки. Положите их в тазик, зажгите и налейте воду – они поплывут. Ребёнку нужно задуть все свечи, сидя на одном месте. Меняйте расстояние до свечей, например, вставив их в пластилиновый торт. Чтобы задуть их все, ребёнку понадобится увеличивать силу выдоха.
Ближе к трём годам можно расставить целое поле из свечей-таблеток и просить ребёнка задувать их по команде. Например, весь правый столбик или весь нижний ряд.
Танцующие балерины Танцующие балерины, летающие бабочки, плавающие осьминожки – игру можно назвать любым образом, у кого на что хватит фантазии. Но её объединяют единые простые правила. Нужно вырезать из бумаги фигурку, лучше с тонкими подвижными деталями, и подвесить её на нитку к столу или стулу. После этого покажите ребёнку, как от вашего дыхания фигурки начинают движение. Ребёнок будет повторять раз за разом, приглашая балерину на танец.
Покорми собачку Для игры понадобится стул, картон и мягкие помпоны. Вместо них можно взять бумажные комочки или шарики из фольги. На картоне нарисуйте собачку с широко открытой пастью или любое другое животное, вырежьте отверстие и закрепите рисунок на спинке стула. Разложите помпоны на стуле и предложите ребёнку покормить собачку. Только помпоны нужно не класть собачке в пасть, а задувать их туда своим дыханием.
Шторм в стакане воды Налейте три стакана с водой. Во всех должен быть разный уровень воды. Предложите ребёнку с помощью трубочки устроить шторм, но так, чтобы вода не перетекала через края стаканов. Для этого им потребуется контролировать силу выдоха: где воды много, нужно дуть слабее, а где её мало, можно дуть сильно. Потом можно добавить в каждый стакан моющее средство, если вы уверены, что ребёнок не начнёт втягивать воду в себя. Получится пена. Конечно, игра предполагает, что вода не должна выходить за края стаканов, но осторожность точно не повредит: застелите стол клеёнкой.
Жираф и мышонок. Жираф – большой, поэтому ребёнок встаёт и поднимает руки, делает он это на глубоком вдохе. Мышонок – маленький, поэтому ребёнку нужно сесть на корточки и обхватить руками колени, при этом нужно выдохнуть со звуком «ш-ш-ш». Теперь можно повторить движения: «Какой большой жираф? Вот такой большой! А какой мышонок маленький? Вот такой крохотный».
Игры для развития дыхания для детей от 3 лет
Дети к трём годам уже отлично контролируют глубину вдоха и протяжённость выдоха. Теперь игры будут больше направлены на управление потоком выдыхаемого воздуха и на его задержку. Ближе к 4 годам ребёнок научится надувать воздушные шарики, их тоже можно привлечь к играм.
Ароматическое лото: Эта игра учит делать глубокие вдохи носом. Кроме того, она развивает сенсорное восприятие, обонятельные рецепторы, учит соотносить запах предмета с его внешним видом. В продаже есть готовые аромалото, в наборе карточки с картинками и небольшие баночки с ароматами. Нужно вдыхать носом аромат и расставлять баночки по карточкам, как в обычном лото. Можно сделать ароматическое лото своими руками. Для этого распечатайте карточки с картинками и подготовьте небольшие флаконы. Во флаконы можно положить ватку, на которую нужно нанести аромамасла или измельчённые ароматические вещества, например: кофейные зёрна, какао, чай, мята, апельсин, сосна, роза. Чем старше ребёнок, тем больше ароматов можно добавлять.
Рисование пеной. Застелите пол клеёнкой, сверху раскатайте рулон бумаги. Поставьте на неё несколько прозрачных стаканчиков (по количеству цветов), заполненных водой. В каждый стакан добавьте по 2-3 капли моющего средства и пищевого красителя. Дайте ребёнку трубочку для напитков, через которую он будет дуть. Пена начнёт переливаться через стакан, оставляя разноцветные следы на бумаге. Уже перелившуюся пену тоже можно направлять трубочкой, чтобы получались пенные дорожки. Эта игра направлена не только на тренировку дыхания. Ещё это творческий процесс и эксперимент по смешиванию цветов. А когда пена высохнет, можно посмотреть на красивые абстрактные рисунки и с помощью фломастера дополнить их до зверушек и других картинок.
Запуск ракеты. Снабдите каждого участника изогнутой трубочкой для напитков и листом бумаги 15х15 см. Сделайте небольшой мастер-класс по изготовлению ракеты методом оригами. Что нужно сделать: 1. Последовательно согнуть и разогнуть бумагу по горизонтали, вертикали и по диагонали в двух направлениях, оставив заломы. 2. По заломам согнуть бумагу так, чтобы получился треугольник. По сторонам лишняя бумага подгибается внутрь фигуры. 3. С обеих сторон треугольника нужно загнуть края к центру. Это нужно сделать таким образом, чтобы стороны треугольника касались друг друга и оказались в центре. Получились более узкие, остроугольные треугольники. 4. Взяться за противоположные углы получившегося треугольника и потянуть их друг к другу, чтобы они прикоснулись в одной точке. Повторить на оборотной стороне. 5. Снизу остались маленькие «хвостики», их нужно поджать, чтобы они образовали две «ножки» ракеты. Повторить с другой стороны. 6. Теперь нужно расправить нашу ракету, чтобы она приобрела объём. Когда летательные аппараты всех детей готовы, можно предложить им соревнование. Они должны поставить ракеты на стол, вставить короткие концы трубочек внутрь и по команде «Три, два, один, пуск» дунуть в длинный край трубочки как можно сильнее. Побеждает тот космонавт, который запустил свою ракету как можно выше в космос. Макеты космических кораблей дети могут забрать себе в качестве напоминания о празднике. Также можно надуть воздушный шарик и нарисовать ракету на нём. Теперь подошло время запуска ракет в космос. Вставьте внутрь ракеты трубочку для напитков. Нужно использовать трубочку, которая сгибается, чтобы длинная её часть была снаружи. Теперь сделайте большой вдох и сильный быстрый выдох, ракета подпрыгнет вверх. Соревнуйтесь – чья ракета улетела выше?
Лягушонок ловит мух. Из пластикового стаканчика сделайте лягушонка. Покройте его зелёной краской, прикрепите лапки из бумаги и нарисуйте глазки. В донышке стаканчика сделайте отверстие, в него вставьте праздничную дудку, чтобы её «язычок» находился в стакане. На листе бумаги нарисуйте несколько мух или стрекоз. Теперь предложите ребёнку поиграть в лягушонка. Он будет держать стаканчик и дуть в дудку, а язычок будет разворачиваться и выскакивать изо рта лягушки. Цель игры – управляя лягушонком, поймать языком всех мух и стрекоз на рисунке.
Дыхательные прятки. Согните лист бумаги А4 пополам, расположите «книжку» сгибом вверх. Откройте и на внутренней стороне нарисуйте зверушку или предмет. Можно приклеить изображение или распечатать его сразу на принтере. Верхнюю часть нужно нарезать на тонкие полоски, чтобы получилось, будто картинка спряталась за ними. Таких тренажёров нужно сделать несколько для одной игры. Задача ребёнка – узнать, что нарисовано на картинке, но при этом можно использовать только силу дыхания, чтобы открыть шторки из бумаги.
Находилки Распечатайте карточку с небольшими цветными картинками, например, с животными или предметами. Положите её на стол, сверху поставьте стеклянную тарелку с ровным прозрачным дном. Она должна полностью закрывать всю карточку. Налейте в тарелку молоко, чтобы оно равномерно закрывало дно. Добавьте в молоко пищевой краситель, смешайте. Дайте ребёнку трубочку для напитков и предложите ему поискать зверей. Малыш будет дуть через трубочку на расстоянии 2-3 см от тарелки, поток воздуха будет создавать в молоке воронку, обнажая дно и картинки под стеклом. Вместо молока можно использовать манную крупу. Для детей постарше можно предложить искать цифры или буквы.
Дыхательная рыбалка Из бумаги вырежьте много рыбок. Положите их в тарелку. Предложите ребёнку порыбачить с помощью удочки-трубочки. Ребёнку нужно прислонить конец трубочки к рыбке, втянуть воздух (рыбка прилипнет), задержать дыхание и переложить таким образом рыбку из одной тарелки в другую. Такая игра учит задерживать дыхание, а также тренирует силу вдоха. Чтобы рыбка прилипла к удочке, нужно делать сильный и быстрый вдох.
Запуск машинки с воздушным шариком Детям будет интересно смастерить машинку с двигателем на воздушном шарике, а заодно они в игре потренируются их надувать. Нам понадобится максимально лёгкая машинка. Можно взять имеющуюся игрушку, смастерить модель из конструктора с колёсами или даже сделать её из картона.
Для двигателя делаем такую конструкцию: в воздушный шарик нужно вставить ровную широкую трубочку и закрепить её, обмотав канцелярской резинкой – наматывайте туго, чтобы воздух не проходил. Шарик в месте крепления с трубочкой привяжите к машинке канцелярским скотчем. Теперь пора запускать машинку. Через трубочку надувайте шарик, держите край трубочки закрытым пальцем. Теперь поставьте машинку на старт и уберите палец – машинка поедет. Можно устраивать с детьми гонки.
Воздушный футбол. Нарисуйте или распечатайте футбольное поле. Из картона или из одноразовых пластиковых контейнеров сделайте ворота. В качестве шарика подойдёт лёгкий шарик для настольного тенниса. Но ещё легче, а поэтому идеально подходит для начала тренировок, – скомканный шарик из бумаги или фольги. Участники занимают свои позиции по двум сторонам игрового поля. Задача проста: только с помощью своего дыхания через трубочку забить гол противнику. Здесь важна и сила выдоха, и его протяжённость, и умение управлять потоком воздуха.
Воздушный оркестр. Воздух умеет звучать, он поёт красивые песни – шумит листьями деревьев, воет в трубе дымохода, шуршит колосьями в поле. Давайте тоже попробуем устроить воздушный оркестр, не выходя из дома. Сделайте музыкальную стену: подвесьте к основанию на ленточках разные металлические предметы, например, колокольчики, полые трубочки, также подойдут стеклянные бусины и другие лёгкие, но звонкие предметы. Попробуйте заставить оркестр звучать: на что вы подуете, то и зазвучит. После этого будет уместно познакомить ребёнка с настоящими духовыми музыкальными инструментами, рассказать, почему от воздуха они звучат. И преподнести самый первый духовой инструмент – губную гармошку, с ней тренировки дыхания будут ещё интереснее.
Тренировать дыхание можно с самого раннего детства, но и в более взрослом возрасте не забывайте про весёлые «воздушные» игры. Можно предложить ребёнку каждый день выполнять дыхательную гимнастику вместе, как часть утренней зарядки. Это станет прекрасным началом дня!
Источник: https://academy-of-curiosity.ru/razvitie-rechi/igry-na-razvitie-dyhaniya-dlya-detej/
Предварительный просмотр:
Зачем тренировать речевое дыхание?
Зачем тренировать речевое дыхание? Дыхание – простой физиологический процесс, которому груднички учатся в первые секунды своей жизни. Но дыхание человеку нужно не только для того, чтобы наполнять легкие кислородом, но и для общения. Человеческая речь основана на правильном дыхании, каждая фраза произносится на выдохе.
Часто у детей вдохи и выдохи короткие, слабые, из-за чего речь у них сбивчивая, неразборчивая. Маленькие дети не умеют тянуть выдох, как бы дозировать выходящий воздух. Иногда они даже произносят слова на вдохе, что делает их речь совсем непонятной.
Речевое дыхание отличается от неречевого именно продолжительностью выдоха. Правильное речевое дыхание влияет на: чёткое различение звуков; громкость речи; соблюдение пауз; интонацию.
Иногда они даже произносят слова на вдохе, что делает их речь совсем непонятной.
Основная задача тренировок дыхания – сформировать сильный и плавный выдох, а также научить ребёнка контролировать расход воздуха и направлять поток воздуха губами. Многие задания сразу связаны с произношением звуков, поэтому тренировка дыхания неразрывно идёт с развитием речи, с её запуском у малышей. Главное, правильно подобрать задания и регулярно тренироваться.
Как правильно тренировать дыхание ребёнка? Дыхательная гимнастика очень полезна не только для развития речи, но и для здоровья ребёнка – лёгкие наполняются кислородом, который попадает во все внутренние органы. Но из-за избытка кислорода такие занятия могут достаточно быстро утомить ребёнка, при интенсивных упражнениях они даже способны вызвать лёгкое головокружение. Это не опасно, однако, стоит ограничивать занятия во времени: 5-10 минут ежедневных тренировок будет достаточно.
Помещение должно быть чистым, без пыли. Комната должна быть проветренной, можно заниматься на улице при хорошей погоде. Температура в помещении – 17-21 градусов. После приёма пищи должно пройти не менее получаса, лучше – час. На ребёнке не должно быть много слоёв одежды, особенно, если она сковывает его движения. Увеличивайте нагрузку постепенно: начинайте с простых заданий, затем усложняйте их. Используйте игровой формат, привлекайте к занятиям красочные картинки. Игры для развития дыхания для детей до 3 лет
В этом возрасте важно развивать силу дыхания и продолжительность выдоха. Детям до двух лет сперва нужно показать, чем отличается носовое дыхание от вдохов и выдохов через рот. Затем нужно научить малыша складывать губы «трубочкой», чтобы дуть. В этом может помочь обычная трубочка для напитков. В повседневной жизни вам могут в этом помочь простые действия: на прогулке подуть на яркую вертушку, как ветер, надуть мыльные пузыри, сдуть с одуванчика семена. Если встретите летом на улице божью коровку, не забудьте рассказать стишок и помочь ей улететь, подуйте на неё вместе с ребёнком.
А дома можно поиграть в незамысловатые, но полезные игры. Аромат Покажите ребёнку цветок – как он вкусно пахнет! Покажите на своём примере, как нужно нюхать цветок, а затем издайте звук «м-м-м», будто получаете удовольствие от аромата. Предложите ребёнку понюхать цветок, следите за тем, чтобы при этом у него был закрыт рот, вдох должен получиться через нос. Затем можно предложить ему предметы или картинки с разными «ароматными» предметами. При этом малыш должен сначала нюхать предмет, а затем показывать реакцию: Произносить звук «м-м-м» на выдохе, если предмет пахнет вкусно. Например, духи, мыло, свежая выпечка, конфета. Морщить нос на выдохе, если предмет пахнет плохо, резко. Например, чеснок или лук. Если вы играете с картинками, можно взять намного больше приятно и неприятно пахнущих предметов.
Чей кораблик выше. Игра направлена на развитие глубины вдоха. В неё хорошо играть с двумя детьми примерно одного возраста. Предложите им лечь на спину. Затем положите им на грудь по одному одинаковому кораблику или любому другому предмету. Пусть они сделают глубокий вдох – чей кубик поднялся выше? Теперь положите кораблики на живот и предложите снова посоревноваться. Теперь дыхание не диафрагмой, а животом – чей кораблик выше?
Чередуйте виды дыхания. Как гудит паровоз Играть со звукоподражаниями можно ещё до года. Малыши с удовольствием показывают, как фыркает ёжик, как гудит паровоз, как свистит чайник. Можно показывать картинки с предметами и просить повторить звук. Выбирайте те звукоподражания, которые направлены, в первую очередь, на «вытягивание» гласных или на длительный выдох на шипящих, свистящих.
Со временем вы добавите больше согласных. Подойдут такие простые задания: Как девочка плачет? А-а-а. Как шипит змея? Ш-ш-ш. Как льётся водичка? С-с-с. Как гудит паровоз? У-у-у. Как воет волк? У-у-у. Как фыркает ёж? Ф-ф-ф. Как жужжит пчела? Ж-ж-ж. Девочка спит, тихо. Ч-ч-ч (палец у рта). Как жужжит комарик? З-з-з. Как сердится медведь? Э-э-э. Как поют дети? О-о-о.
Затем подойдут звукоподражания с открытым слогом: бе-е-е, ме-е-е, му-у-у. Главное задание – делать протяжённый звук.
Птичка-свистулька К году ребёнок уже может научиться свистеть в свисток или праздничную дуделку. Поиграйте с ребёнком, спросите, как птичка свистит, малыш ответит свистом. Затем можно предложить поиграть в прятки, ребёнок прячется и свистит, а взрослый по свисту догадывается, где он (и не страшно, что за дверью спрятана только рука и голова малыша, он в этот момент уверен – его не видно). Можно подарить ребёнку свистульку – это игрушка, вырезанная из дерева или выполненная из керамики, в которую можно дуть. Первый музыкальный инструмент доставит много удовольствия, но главное, с ним можно развивать силу выдоха.
Мама: Наступило утро, птичка громко здоровается со всеми свистом. Ребёнок делает глубокий вдох и сильно дует в свистульку. Мама: Вечером птичка поёт тихую колыбельную, покажи, как поёт птичка? Ребёнок дует медленно, свистулька «поёт» тихо.
Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть задания. Например, можно чередовать сильные и слабые выдохи или проводить несложный звуковой диктант – длинные и короткие, громкие и тихие свистки. Морозное дыхание С маленькими детьми можно начать с простых упражнений, например, сделать «ветерок», подув на бумажные полосочки, или устроить метель, дыханием подняв ворох мелко нарезанной газеты. Устройте соревнование: кто быстрее сможет дыханием «прогнать» снежинки с одного края стола на другой? В качестве снежинок можно использовать бумажные салфетки или вату. Ещё одна «снежная» идея: метель в бутылке. Для этого в бутылку положите много шариков из ваты или из пенопласта. Закрутите бутылку, предварительно сделав в крышке отверстие и просунув через него трубочку. Игра заключается в том, чтобы подуть в трубочку и устроить снежную бурю в бутылке. Задуй свечу Игра незамысловатая – нужно задуть свечу, как правило, силы дыхания хватает для этого к полутора годам. Когда простое задувание свечей надоест ребёнку, можно разнообразить правила. Например: Используйте свечи-таблетки. Положите их в тазик, зажгите и налейте воду – они поплывут. Ребёнку нужно задуть все свечи, сидя на одном месте. Меняйте расстояние до свечей, например, вставив их в пластилиновый торт. Чтобы задуть их все, ребёнку понадобится увеличивать силу выдоха.
Ближе к трём годам можно расставить целое поле из свечей-таблеток и просить ребёнка задувать их по команде. Например, весь правый столбик или весь нижний ряд.
Танцующие балерины Танцующие балерины, летающие бабочки, плавающие осьминожки – игру можно назвать любым образом, у кого на что хватит фантазии. Но её объединяют единые простые правила. Нужно вырезать из бумаги фигурку, лучше с тонкими подвижными деталями, и подвесить её на нитку к столу или стулу. После этого покажите ребёнку, как от вашего дыхания фигурки начинают движение. Ребёнок будет повторять раз за разом, приглашая балерину на танец.
Покорми собачку Для игры понадобится стул, картон и мягкие помпоны. Вместо них можно взять бумажные комочки или шарики из фольги. На картоне нарисуйте собачку с широко открытой пастью или любое другое животное, вырежьте отверстие и закрепите рисунок на спинке стула. Разложите помпоны на стуле и предложите ребёнку покормить собачку. Только помпоны нужно не класть собачке в пасть, а задувать их туда своим дыханием.
Шторм в стакане воды Налейте три стакана с водой. Во всех должен быть разный уровень воды. Предложите ребёнку с помощью трубочки устроить шторм, но так, чтобы вода не перетекала через края стаканов. Для этого им потребуется контролировать силу выдоха: где воды много, нужно дуть слабее, а где её мало, можно дуть сильно. Потом можно добавить в каждый стакан моющее средство, если вы уверены, что ребёнок не начнёт втягивать воду в себя. Получится пена. Конечно, игра предполагает, что вода не должна выходить за края стаканов, но осторожность точно не повредит: застелите стол клеёнкой.
Жираф и мышонок. Жираф – большой, поэтому ребёнок встаёт и поднимает руки, делает он это на глубоком вдохе. Мышонок – маленький, поэтому ребёнку нужно сесть на корточки и обхватить руками колени, при этом нужно выдохнуть со звуком «ш-ш-ш». Теперь можно повторить движения: «Какой большой жираф? Вот такой большой! А какой мышонок маленький? Вот такой крохотный».
Игры для развития дыхания для детей от 3 лет
Дети к трём годам уже отлично контролируют глубину вдоха и протяжённость выдоха. Теперь игры будут больше направлены на управление потоком выдыхаемого воздуха и на его задержку. Ближе к 4 годам ребёнок научится надувать воздушные шарики, их тоже можно привлечь к играм.
Ароматическое лото: Эта игра учит делать глубокие вдохи носом. Кроме того, она развивает сенсорное восприятие, обонятельные рецепторы, учит соотносить запах предмета с его внешним видом. В продаже есть готовые аромалото, в наборе карточки с картинками и небольшие баночки с ароматами. Нужно вдыхать носом аромат и расставлять баночки по карточкам, как в обычном лото. Можно сделать ароматическое лото своими руками. Для этого распечатайте карточки с картинками и подготовьте небольшие флаконы. Во флаконы можно положить ватку, на которую нужно нанести аромамасла или измельчённые ароматические вещества, например: кофейные зёрна, какао, чай, мята, апельсин, сосна, роза. Чем старше ребёнок, тем больше ароматов можно добавлять.
Рисование пеной. Застелите пол клеёнкой, сверху раскатайте рулон бумаги. Поставьте на неё несколько прозрачных стаканчиков (по количеству цветов), заполненных водой. В каждый стакан добавьте по 2-3 капли моющего средства и пищевого красителя. Дайте ребёнку трубочку для напитков, через которую он будет дуть. Пена начнёт переливаться через стакан, оставляя разноцветные следы на бумаге. Уже перелившуюся пену тоже можно направлять трубочкой, чтобы получались пенные дорожки. Эта игра направлена не только на тренировку дыхания. Ещё это творческий процесс и эксперимент по смешиванию цветов. А когда пена высохнет, можно посмотреть на красивые абстрактные рисунки и с помощью фломастера дополнить их до зверушек и других картинок.
Запуск ракеты. Снабдите каждого участника изогнутой трубочкой для напитков и листом бумаги 15х15 см. Сделайте небольшой мастер-класс по изготовлению ракеты методом оригами. Что нужно сделать: 1. Последовательно согнуть и разогнуть бумагу по горизонтали, вертикали и по диагонали в двух направлениях, оставив заломы. 2. По заломам согнуть бумагу так, чтобы получился треугольник. По сторонам лишняя бумага подгибается внутрь фигуры. 3. С обеих сторон треугольника нужно загнуть края к центру. Это нужно сделать таким образом, чтобы стороны треугольника касались друг друга и оказались в центре. Получились более узкие, остроугольные треугольники. 4. Взяться за противоположные углы получившегося треугольника и потянуть их друг к другу, чтобы они прикоснулись в одной точке. Повторить на оборотной стороне. 5. Снизу остались маленькие «хвостики», их нужно поджать, чтобы они образовали две «ножки» ракеты. Повторить с другой стороны. 6. Теперь нужно расправить нашу ракету, чтобы она приобрела объём. Когда летательные аппараты всех детей готовы, можно предложить им соревнование. Они должны поставить ракеты на стол, вставить короткие концы трубочек внутрь и по команде «Три, два, один, пуск» дунуть в длинный край трубочки как можно сильнее. Побеждает тот космонавт, который запустил свою ракету как можно выше в космос. Макеты космических кораблей дети могут забрать себе в качестве напоминания о празднике. Также можно надуть воздушный шарик и нарисовать ракету на нём. Теперь подошло время запуска ракет в космос. Вставьте внутрь ракеты трубочку для напитков. Нужно использовать трубочку, которая сгибается, чтобы длинная её часть была снаружи. Теперь сделайте большой вдох и сильный быстрый выдох, ракета подпрыгнет вверх. Соревнуйтесь – чья ракета улетела выше?
Лягушонок ловит мух. Из пластикового стаканчика сделайте лягушонка. Покройте его зелёной краской, прикрепите лапки из бумаги и нарисуйте глазки. В донышке стаканчика сделайте отверстие, в него вставьте праздничную дудку, чтобы её «язычок» находился в стакане. На листе бумаги нарисуйте несколько мух или стрекоз. Теперь предложите ребёнку поиграть в лягушонка. Он будет держать стаканчик и дуть в дудку, а язычок будет разворачиваться и выскакивать изо рта лягушки. Цель игры – управляя лягушонком, поймать языком всех мух и стрекоз на рисунке.
Дыхательные прятки. Согните лист бумаги А4 пополам, расположите «книжку» сгибом вверх. Откройте и на внутренней стороне нарисуйте зверушку или предмет. Можно приклеить изображение или распечатать его сразу на принтере. Верхнюю часть нужно нарезать на тонкие полоски, чтобы получилось, будто картинка спряталась за ними. Таких тренажёров нужно сделать несколько для одной игры. Задача ребёнка – узнать, что нарисовано на картинке, но при этом можно использовать только силу дыхания, чтобы открыть шторки из бумаги.
Находилки Распечатайте карточку с небольшими цветными картинками, например, с животными или предметами. Положите её на стол, сверху поставьте стеклянную тарелку с ровным прозрачным дном. Она должна полностью закрывать всю карточку. Налейте в тарелку молоко, чтобы оно равномерно закрывало дно. Добавьте в молоко пищевой краситель, смешайте. Дайте ребёнку трубочку для напитков и предложите ему поискать зверей. Малыш будет дуть через трубочку на расстоянии 2-3 см от тарелки, поток воздуха будет создавать в молоке воронку, обнажая дно и картинки под стеклом. Вместо молока можно использовать манную крупу. Для детей постарше можно предложить искать цифры или буквы.
Дыхательная рыбалка Из бумаги вырежьте много рыбок. Положите их в тарелку. Предложите ребёнку порыбачить с помощью удочки-трубочки. Ребёнку нужно прислонить конец трубочки к рыбке, втянуть воздух (рыбка прилипнет), задержать дыхание и переложить таким образом рыбку из одной тарелки в другую. Такая игра учит задерживать дыхание, а также тренирует силу вдоха. Чтобы рыбка прилипла к удочке, нужно делать сильный и быстрый вдох.
Запуск машинки с воздушным шариком Детям будет интересно смастерить машинку с двигателем на воздушном шарике, а заодно они в игре потренируются их надувать. Нам понадобится максимально лёгкая машинка. Можно взять имеющуюся игрушку, смастерить модель из конструктора с колёсами или даже сделать её из картона.
Для двигателя делаем такую конструкцию: в воздушный шарик нужно вставить ровную широкую трубочку и закрепить её, обмотав канцелярской резинкой – наматывайте туго, чтобы воздух не проходил. Шарик в месте крепления с трубочкой привяжите к машинке канцелярским скотчем. Теперь пора запускать машинку. Через трубочку надувайте шарик, держите край трубочки закрытым пальцем. Теперь поставьте машинку на старт и уберите палец – машинка поедет. Можно устраивать с детьми гонки.
Воздушный футбол. Нарисуйте или распечатайте футбольное поле. Из картона или из одноразовых пластиковых контейнеров сделайте ворота. В качестве шарика подойдёт лёгкий шарик для настольного тенниса. Но ещё легче, а поэтому идеально подходит для начала тренировок, – скомканный шарик из бумаги или фольги. Участники занимают свои позиции по двум сторонам игрового поля. Задача проста: только с помощью своего дыхания через трубочку забить гол противнику. Здесь важна и сила выдоха, и его протяжённость, и умение управлять потоком воздуха.
Воздушный оркестр. Воздух умеет звучать, он поёт красивые песни – шумит листьями деревьев, воет в трубе дымохода, шуршит колосьями в поле. Давайте тоже попробуем устроить воздушный оркестр, не выходя из дома. Сделайте музыкальную стену: подвесьте к основанию на ленточках разные металлические предметы, например, колокольчики, полые трубочки, также подойдут стеклянные бусины и другие лёгкие, но звонкие предметы. Попробуйте заставить оркестр звучать: на что вы подуете, то и зазвучит. После этого будет уместно познакомить ребёнка с настоящими духовыми музыкальными инструментами, рассказать, почему от воздуха они звучат. И преподнести самый первый духовой инструмент – губную гармошку, с ней тренировки дыхания будут ещё интереснее.
Тренировать дыхание можно с самого раннего детства, но и в более взрослом возрасте не забывайте про весёлые «воздушные» игры. Можно предложить ребёнку каждый день выполнять дыхательную гимнастику вместе, как часть утренней зарядки. Это станет прекрасным началом дня!
Источник: https://academy-of-curiosity.ru/razvitie-rechi/igry-na-razvitie-dyhaniya-dlya-detej/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое речевой слух и зачем нам его развивать?
Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста....
Как и зачем хвалить ребенка, имеющего трудности в речевом развитии.
Хорошо, если вы время от времени, как бы, между прочим, замечаете, что ваш сын или дочь говорят уже лучше, четче, свободнее....
Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Тема "Зачем нужно неживое"
Образовательная область Познавательное развитие, речевое развитиеВозрастная группа СредняяТема Зачем нужно неживоеЦель: выявить умения различать и...
ООД по познавательному и речевому развитию "Зачем совушке большие глаза да острые когти?"
Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста представления о сове.Задачи:Развивающие: обогащать словарь детей, активизировать в речи слова: «клюв», «перья», «когти», «хищная», формировать ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и художественному творчеству (аппликация) «Зачем нужны дорожные знаки»
Цель:- формирование знаний о дорожных знаках.Задачи:1. Создать условия для развития способностей коммуникативного общения.2. Способствовать развитию положительных эмоции и чувств.3. Формировать умение...
Как и зачем развивать речевое дыхание у детей раннего возраста.
Служба ранней помощи семье воспитывающей ребёнка. Для чего развивать речевое дыхание у детей раннего возраста. Способы развития речевого дыхания. ...
Тренируем речевые навыки
Люди имеют уникальную способность: они могут делиться своими мыслями и чувствами с другими индивидуумами посредством речевого аппарата. Способствует этому также специфическая символьно-знаковая систем...