Как и зачем развивать речевое дыхание у детей раннего возраста.
статья по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста. | 9.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем развивать речевое дыхание у детей раннего возраста. Способы развития речевого дыхания.
Учитель-логопед:
Морева Н.А
Произнесение большинства звуков русского языка требуют сильной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Задача родителей – помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию.
Поэтому необходимо систематически проводить упражнения направленные на выработку воздушной струи, правильного дыхания.
Неречевое дыхание характеризуется тем, что выдох по продолжительности равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом; за один прием выдыхается весь воздух из легких, вдох делается через нос, голосовая щель открыта.
Когда же мы говорим, то вдыхаем во время пауз через рот и нос, а затем выдыхаем постепенно отдельными толчками, экономно. Вдох производится сравнительно быстро, он значительно короче выдоха.
Лучший тип речевого дыхания — диафрагмально–нижнерёберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость. Развитие речевого дыхания у ребенка начинается уже с 6 месяцев — идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, и завершается к 10 годам.
Своевременный вдох и длительный выдох нужны для плавного звучания речи.
Прежде всего, у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух–трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2—3 слова.
Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху. При этом нужно следить, чтобы у ребенка была правильной поза, чтобы не наступило напряжение или утомление.
Большое значение имеет правильное, развернутое объяснение родителями требований к дыханию детей с воспроизведением образца вдоха и выдоха.
Для развития речевого дыхания необходимо организовывать игры на поддувание: сдувание снежинок, бумажных птичек, плавающих рыбок, корабликов, лодочек. Нужно показывать малышу, как дуть, напрягаясь, не раздувая щёки. Важно, чтобы ребенок почувствовал воздушную струю: — «Посмотри, как подует мама, подуем вместе»
От простых игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, Предложить подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг. Для выработки направленной воздушной струи –необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки. Нужно дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко»,
В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать: делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1 мин (начиная с 0,5 мин).
Лучше всего проводить упражнения на выработку воздушной струи с использованием игрушек: легких вертушек, надувных шариков, губной гармошки. Можно играть с цветным перышком, поставить игрушечные ворота и стараться задуть туда его. Интересное упражнение «Фокус»: на нос кладётся цветное перышко, язык высовывается вверх и с силой выдыхается воздух. Перышком должно полететь вверх.
Выполняя упражнения на развитие речевого дыхания, нужно соблюдать некоторые правила:
Выполнять упражнения ежедневно, только тогда занятия будут эффективными.
Постепенно увеличивать время проведения занятий от 0,5 до 1–2 минут.
Лучше делать упражнения на свежем воздухе (особенно летом). Если нет такой возможности – помещение для занятий необходимо проветрить.
При выполнении заданий контролируйте своего ребёнка: выдох должен осуществляться через рот, вдох — через нос.
Ребёнок не должен поднимать плечи и надувать щёки, Выдох должен быть длинным и плавным, Губы лучше немного скруглить/вытянуть.
Дыхательные упражнения очень утомительные и могут вызвать даже головокружение, поэтому давайте отдохнуть ребёнку, не перегружайте его, чередуйте с другими видами деятельности.
В более старшему возрасте, можно предложить ребёнку, такие упражнения, как :
• Дутье на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.
• Задувание свечи.
• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
• Пускание мыльных пузырей.
• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.
Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик,
бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке.
• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Ребенку предлагают дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
Будьте успешными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование дыхательных тренажеров для развития речевого дыхания у детей раннего возраста»
Данный материал, поможет воспитателям детей раннего возраста в игрофой форме развить речевые способности детей....
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей раннего возраста.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей раннего возраста....
Картотека игр для развития речевого дыхания у детей раннего возраста
Картотека игр для развития речевого дыхания у детей раннего возраста...
Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста
Речевое дыхание является важным в постановке правильной речи у ребенка и начинать нужно работать над данной проблемой с раннего возраста....
Презентация на Тему: "Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста"
Презентация на Тему: "Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста"...
Приемы работы по развитию речевого дыхания у детей раннего возраста
Каждый из органов имеет свою функцию. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы взаимодействуют между собой под контролем ЦНС. По мнению А.Р. Лурия, нарушение одно...
Приемы развития речевого дыхания у детей раннего возраста
Хотелось бы остановится на менее традиционных технологиях, применяемых нами. И начнем мы с Биологической обратной связи, БОС-дыхание. Физиолог-разработчик данной технологии А.А. Сметанкин сказал: &laq...