Конспект по развитию речи "Зимушка зима"
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: «Зимушка-зима».
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель: Развитие связной, диалогической и монологической речи.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и расширить представление о зиме, зимних явлениях, зимних забавах, приспособление животных к зиме; формировать умения согласовывать существительные с прилагательными; формировать умение отвечать на вопросы, строить высказывания.
Развивающие: Развивать диалогическую и монологическую речь; Развивать память, мышление, связную речь, проговаривать четко, громко, развитие речевого дыхания, силы голоса, развитие общей моторики.
Воспитательные: воспитывать умения работать в коллективе, взаимовыручку, отзывчивость.
Предварительная работа
Чтение произведений о зиме: И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»; рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы»; репродукций художников с изображением зимней природы- И. И. Шишкин «Зима», наблюдение во время прогулок «Какой снег», изменения в природе с приходом зимы; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период, о жизни животных зимой; малоподвижные игры: «Снежинки», дидактические игры «Что лишнее».
Методы
Словесные:
вопросы проблемного характера: «Что же нам делать? «А как вы думаете?», «Как мы можем помочь?»; беседа о зимних забавах.
Интерактивная технология «Рафт»
Практические: Сюрпризный момент – Игрушка Ох;
Дидактическая игра: «Собери из частей целое»
Опыт «Вьюга в банке» – с элементом дыхательных упражнений
Физкультминутка «Скачут зайцы»
Продуктивная деятельность «Варежка»
Организационный момент.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им улыбки! – Здравствуйте, гости.
Дети сели.
Введение в тему.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об одном времени года , а о каком – отгадайте сами.
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает? (зимой)
Догадались ребята? Конечно, мы будем говорить о зиме. Сегодня 2 декабря – второй день зимы.
Сюрпризный момент.
Раздаются охи
Воспитатель: Ребята вы слышите? Кто это охает?
Появляется игрушка Ох. Говорит грустным голосом
Ох: Наступила зима
Снегом замела дома
Мерзнут руки, не пойму-
Кто придумал Зимушку?
Воспитатель: Кто ты? Как тебя зовут?
Ох: Здравствуйте ребята. Меня зовут Ох. О-хо-хонюшки. Я очень расстроен, что наступила зима. Это самое холодное, скучное и некрасивое время года. О-хо-хонюшки. И чем она только всем нравится?
Воспитатель: Что-то мне совсем не нравится настроение Оха?
Максим, как ты думаешь, почему он такой расстроенный?
Максим: Он не рад, что наступила зима, холод. Не нравится ему зима и др.
Воспитатель: Ребята, а что же делать, как нам развеселить Оха?
Дети: ответы детей
Воспитатель: да правильно, мы можем рассказать Оху о том, что зима чудесное время года. Попробуем, может нам удастся поднять Оху настроение.
Воспитатель: Ребята, а вам нравится зима? (да)
А расскажите Оху, почему вам нравится зима?
Дети: (ответы детей)
Словесная игра «Скажи какой, какая»
Воспитатель: Ребята, Ох сказал, что зима это некрасивое время года. А как вы думаете, зима – это красивое время года?
Дети: Да.
Воспитатель: А какими еще словами можно описать зиму? Какая она?
Ребята только мы не будем кричать хором. Я вам буду кидать снежный ком, у кого он будет - тот и будет отвечать.
Дети встают около своих стульчиков.
Воспитатель задает вопросы, а дети подбирают прилагательные к заданным словам.
Воспитатель: Зима какая?
Дети: холодная, снежная, морозная, теплая, белоснежная, веселая, волшебная, красивая, пушистая, ветреная.
Воспитатель: Снег какой?
Дети: Белый, пушистый, блестящий, холодный, твердый, мягкий, хрустящий, сыпучий, рыхлый, скрипучий, липкий, чистый, красивый.
Воспитатель: Вот какими красивыми словами мы описали Зиму.
Дети садятся на стульчики.
Молодцы ребята, справились с заданием. Теперь спросим у Оха, удалось ли нам поднять ему настроение? Милый Ох, дети рассказали тебе чем им нравиться зима, какие чудеса происходят зимой, описали зимушку красивыми словами. Удалось ли им поднять тебе настроение?
Ох: Чудеса, это конечно хорошо, но все равно зима – это грустно. Один снег кругом лежит, и поиграть не во что, скучно (плачет).
Воспитатель: Ребята, разве зимой скучно? Не во что поиграть?
Дети: дети называют зимние забавы (игры).
Воспитатель: Правильно ребята, зимой много интересных игр, забав. Помните мы с вами рассматривали картинки «Зимние игры и забавы»? А вы хотите эти картинки показать Оху?
Дети подходят к столу.
Дидактическая игра: «Собери из частей целое»
Воспитатель: Ребята посмотрите, у меня на столе разрезные картинки. Возьмите по одной части от картинки. Посмотрите, чем они отличаются
и объединитесь по цвету. У кого картинка красная с обратной стороны пройдите к мольберту с красным кругом, у кого картинка зеленого цвета, пройдите к мольберту с зеленым кругом.
Дети подходят к столам. Работа по подгруппам.
Воспитатель: Ребята, у вас получилось собрать картинки?
Замечательно. А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось, и расскажем Оху.
Педагог подходит к первому мольберту
– Ребята, что у вас получилось, расскажите, что делают дети на вашей картинке?
Дети: На нашей картинке дети катаются на лыжах.
(педагог выводит картинку на экран).
Воспитатель: А скажите, где можно кататься на лыжах? (с горки, на лыжне, в лесу и тд).
Правильно, молодцы ребята. Как назовем вашу зимнюю забаву?
Дети: Катание на лыжах.
Аналогично беседа по картинке: игра в хоккей.
Воспитатель: Арина, какая у тебя любимая зимняя забава?
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы старались, собрали все картинки, предлагаю немного размяться.
Физкультминутка.
Дети все ко мне вставайте,
Физкультминутку начинайте.
Воспитатель: молодцы, размялись немного.
Дети садятся.
Ох, у нас получилось убедить тебя, что зима очень веселое время года?
Ох: Да ребята, оказывается зимних игр очень много, спасибо Вам, что рассказали о них. Мне уже не терпится пойти на улицу и поиграть. Только вот я слушал прогноз погоды, там сказали, что будет вьюга. Оставаться дома! А что это такое вьюга?
Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое вьюга?
Зимой бывает разная погода, если светит солнце, то что мы можем сказать о погоде, какая она? (солнечная). Если идет снег, то погода? (снежная).
Но бывают дни, когда дует сильный ветер, он поднимает снег с земли и кружит его в воздухе. Все кругом становиться белым бело, ничего вокруг не видно. Такое природное явление называется вьюга. Ребята, вы видели когда- нибудь вьюгу? А как вы думаете, можно ли в такую погоду выходить гулять?
Ребята, а вы хотели бы побывать волшебниками и сделать свою вьюгу?
Дети: Да.
Воспитатель: Подходим к столу.
Опыт: «Вьюга в стакане» (стакан с пенопластом, трубочки)
Посмотрите, снег лежит спокойно, что нужно сделать, что бы снег закружился в воздухе?
Дети: нужен ветер
Воспитатель: а где мы можем его взять, сами можем изобразить ветер? Покажите как?
Правильно молодцы, вдыхаем глубоко носиком и выдыхаем. Выдыхать воздух мы будем в трубочку.
3-4 ребенка проводят опыт.
Замечательно, какая красивая вьюга у вас получилась ребята.
Ох: Ребята, как здорово у вас получилось. Я теперь знаю, что такое вьюга, посижу пока дома в окошко на нее посмотрю, а как только она закончится сразу же побегу на улицу гулять. Только знаете ребята, я сейчас вспомнил о своих лесных зверях, медведе, зайчики и лисичке, мне их так жалко (плачет, им наверное холодно в лесу, и есть нечего, все снегом завалило (плачет).
Воспитатель: Ну что ты Ох, звери в зимнем лесу приспосабливаются к зиме. Правда дети? (да). Ребята, а вы знаете, как звери подготовились к зиме? Расскажите Оху?
Интерактивная технология «Рафт»
(маски животных: заяц, лиса, медведь)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам от имени животного рассказать о себе. Представьте что вы лисичка, заяц или медведь. Что вы можете рассказать о себе, как вы приспосабливаетесь к зиме, чем питаетесь в зимнем лесу? Холодно ли вам там?
Ребенок выбирает себе роль, одевает маску.
Примерный рассказ ребенка.
«Я медведь. Я зимой впадаю в спячку и сплю всю зиму. Перед тем как лечь в спячку, я сооружаю себе берлогу, строю ее из веток, хожу по лесу, ем ягоды – накапливаю себе жирок. Потом улягусь в берлогу поудобнее, а ее сверху снегом засыпает. Тепло у меня в берлоге».
«Я заяц. К зиме я поменял свою серую шубку, на зимнюю белую. Белая шубка на снегу неприметна, так хищным зверям будет трудно меня найти. Питаюсь я корой деревьев и веточками. Белая шубку более густая, теплая в ней мне в зимнем лесу не холодно».
«Я лисичка. К зиме моя шерсть становится густой, теплой, поэтому мне в зимнем лесу не холодно. Сплю я на снегу, прикрываю носик своим пушистым хвостом. Каждый день я хожу на охоту, ловлю зайцев, мышей и птичек».
Воспитатель: Молодцы ребята, рассказали Оху, как звери переносят зиму.
Ох: Спасибо ребята, теперь я знаю, что моим друзьям зверям в лесу не холодно зимой. Вот и вьюга закончилась. Побегу я на улицу, поиграю в снежки. Ой нет, как же я пойду играть в снежки, у меня варежек нет. Охи-оханьки. (плачет).
Воспитатель: Ребята как же быть, чем мы можем помочь Оху?
Дети: мы можем сделать для него варежки
Воспитатель: Хорошо ребята. Тогда приступим поскорее к работе, а то Оху уже не терпится пойти на улицу и поиграть в снежки.
Продуктивная деятельность.
На мольберте подготовлены 2 рукавички с липкой основой. И мелкие предметы (снежинки, бусинки, пуговки и др.) каждому ребенку предлагается выбрать один из предметов, и приклеить к рукавичке.
Звучит музыка «Кабы не было зимы». Дарят варежки Оху.
Воспитатель: Ну что Ох, убедили мы тебя что зима – какой бы она не была – замечательное время года.
Ох: (весело). Да! Спасибо ребята, что вы так много интересного мне рассказали о зиме. Теперь я понял, что зима вовсе не скучное время года, а очень даже веселое и волшебное. Побегу скорей на улицу гулять и в снежки играть. До свидания ребята.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами давайте вспомним, кто приходил к нам в гости? А что же случилось у Оха? А что мы с вами сделали, что бы Оха развеселить? Какие задания выполняли? У нас получилось его развеселить? И др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи "Зима"
Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах....
Конспект по развитию речи "Зима"
Занятие с элементами ФГОС...
Конспект по развитию речи "Зима белоснежная" для второй младшей группы
Конспект по развитию речи "Зима белоснежная" для второй младшей группы...
Конспект НОД развитие речи "Зима в лесу" старшая группа
Цель: совершенствование звуков с и ш...
конспект по развитию речи "Зима"
1.Закрепление знаний детей о зиме;2. Способствовать развитию речи ребенка.3. Развитие навыков социального взаимодействия, развитие стремления ребенка активно вступать в общение.4. Формирование доброже...
Конспект по развитию речи "Зима"
Занятие по развитию речи на тему «Зима»...
Конспект по развитию речи «Зима».
Цель: закрепить знания детей по теме «зима» .Задачи:Образовательные:Формировать восприятия речевого ритма , учить подбирать имена существительные глаголом , уточнить понимание конструкции ...