Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Жук Софья Алексеевна

Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в подготовительной группе

Цель: знакомство детей с возникновением различных видов транспорта.

Задачи:

Образовательная: упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

Воспитательная: воспитывать уважение к профессии водителя.

Развивающая: развивать любознательность, мышление, фонематический слух, мелкую моторику.

Словарная: активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами; упражнять в правильном произношении звуков «р» и шипящих, в умении давать развернутые ответы на вопросы.
Оборудование: картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками; три круга символизирующие три сигнала светофора, мячи; салфетки-паруса для дыхательной гимнастики; оборудование для аппликации.
Предварительная работа: наблюдение за транспортом, рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных средств, беседа, дидактическая игра или занятие о правилах дорожного движения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в подготовительной группе

Цель: знакомство детей с возникновением различных видов транспорта.

Задачи:

Образовательная: упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

Воспитательная: воспитывать уважение к профессии водителя.

Развивающая: развивать любознательность, мышление, фонематический слух, мелкую моторику.

Словарная: активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами; упражнять в правильном произношении звуков «р» и шипящих, в умении давать развернутые ответы на вопросы.
Оборудование: картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками; три круга символизирующие три сигнала светофора, мячи; салфетки-паруса для дыхательной гимнастики; оборудование для аппликации.
Предварительная работа: наблюдение за транспортом, рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных средств, беседа, дидактическая игра или занятие о правилах дорожного движения.

Ход НОД:

Воспитатель: у меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.

Послушайте загадку:
Загадка про шофёра
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - …
Дети: шофёр.
Воспитатель: да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь?

(Ответы детей)
(Воспитатель поправляет детей и делает акцент на таких качествах как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).
Воспитатель: но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!
Чтение стихотворения «Шофёры»
«Шофёры»
(Курбан Чолиев)

Шуршат по дорогам
Веселые шины
Спешат по дорогам
Машины, машины ...
А в кузове - важные,
Срочные грузы:
Кирпич и железо,
Дрова и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна
Но как она людям
Повсюду нужна.
Дидактическая игра «Все профессии важны».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.
Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки.
- Как можно назвать, одним словом, все, что изображено на этих картинках?
(Ответы детей).
- Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете?

Дети: наземный, подземный, воздушный, водный.
Воспитатель: хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям?

(Ответы детей).
Дидактическая игра «Едет, плывет, летит».
Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).
Динамическая пауза «Поезд с грузом».
Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.
Воспитатель: видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше – появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям, и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами – на дорогах, вокзалах, в портах.
Рассказ о видах транспорта.
Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.
Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.
Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса».
Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.
Воспитатель: очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли, и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.
Продолжим наш рассказ.
Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.
С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.
А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.
Физкультминутка «Светофор».
Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.
Воспитатель: ну что же, мы сегодня познакомились с разными видами транспорта. С автомобилями, поездами и кораблями вы уже хорошо знакомы, а чуть позже вы познакомитесь и с другими транспортными средствами. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Весна" в подготовительной группе.

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Весна" в подготовительной группе....

Конспект занятия по развитию речи по теме « Осень» в подготовительной группе.

Цель: актуализация и обогащение словаря по лексической теме «Осень».Задачи:- активизировать словарь существительных по теме «Осень»- закрепить словообразование относительн...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Мебель" в подготовительной группе ДУ.

Даже в древней юрте кочевника была кое-какая мебель. Что уж говорить о современном доме. Но не надо забывать и о старинной мебели, которую сейчас и не встретишь. поэтому на данном занятии я постаралас...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Дружба» в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Дружба»в подготовительной группе...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группе.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Транспорт» в старшей группеЦель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”.Задачи:Ввести в словарь дете...

Самоанализ к занятию по развитию речи на тему "Транспорт" в подготовительной группе.

Самоанализ к занятию по развитию речи на тему "Транспорт" в подготовительной группе....

Конспект занятия по развитию речи на тему "Осень" в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи на тему "Осень" в подготовительной группе...