КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «РЫБЫ. МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие лексико-грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_po_teme_ryby.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «РЫБЫ. МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ»
Подготовила: Цаплина Е.Е.
Ход ЗАНЯТИЯ
Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие лексико-грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы».
Задачи:
Коррекционные:
• обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме:
- названия рыб (акула, щука, ёрш, камбала, сом, меченосец, золотая рыбка, сельдь, карась, лещ,
- названия частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя);
- обобщающие понятия: «морские рыбы», «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы»,
• развивать связную речь: составление описательных рассказов – загадок о рыбах;
• развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух;
• развивать наблюдательность, мышление;
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• активизировать познавательную деятельность :
Образовательные :
• учить выделять признаки различия и сходства между рыбами;
• упражнять в словоизменении существительных единственного, множественного числа и множественного числа в родительном падеже;
• упражнять в образовании родственных слов;
• закреплять употребление в речи слов – антонимов;
• совершенствовать естественно - научные представления
Воспитательные:
• повышать активность, сознательность, интерес к логопедической НОД;
• воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение и желание помочь, экологическую грамотность у детей.
Предварительная работа: знакомство детей с видами рыб, с их названиями. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», русской народной сказки «По щучьему веленью», А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», Н. Носов «Карасик». Разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; Подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».
Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей.
Разучивание игры на развитие мелкой моторики пальцев рук «Рыбка».
Материал и оборудование: компьютер с презентацией о рыбах (картинки, игры)
раздаточный материал – игровизоры, раздаточные картинки на магнитах, мольберты
Цель: развивать общие речевые навыки.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала. —
Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю — чудака.
— Где же твой рыбак?
Попался?
— Нет, ушёл хитрец,
Сорвался!
Е. Череповецкий
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, словообразование; учить подбору родственных слов.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор.
Воспитатель: образуем слова одной семейки к слову рыба.
Как можно назвать маленькую рыбу?
1-й ребенок. Рыбка.
Воспитатель: Как еще?
2-й ребенок. Рыбешка.
Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
3-й ребенок. Рыболов.
Воспитатель: А еще как?
4-й ребенок. Рыбак.
Воспитатель: Что делает рыбак?
1-й ребенок. Рыбачит.
Воспитатель. Как называется увлечение рыбака? Куда он ходит.
2-й ребенок. На рыбалку.
Воспитатель: Какой суп варят из рыбы?
3-й ребенок. Рыбный.
Воспитатель: Как можно назвать большую рыбу?
4-й ребенок. Рыбина.
Воспитатель: Чей хвост у рыбы?
5- ребёнок. Рыбий.
Воспитатель: Отлично! Вы подобрали столько слов из одной семейки. Давайте вспомним еще раз эти слова.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление.
Ход игры. Воспитатель произносит ряд слов. Ребёнок запоминает слова, повторяет их за воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему.
Щука, акула, кит, дельфин. —Лишнее слово щука, потому что оно называет речную рыбу, а все остальные слова — названия морских животных.
Игра – «я ракушка» - изобразите рыбку.
Физкультминутка «Рыбка в озере жила».
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла, (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала. (прыгаем ноги в стороны, вместе)
Возле берега червяк,
Извивается вот так, (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами)
Рыбка подплывает,
Червяка хватает. (разъединяем запястья рук и соединяем)
Дернул леску рыбачок,
Да сорвался червячок, (хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась,
С червяком осталась. (совершаем волнообразные движения ладошками)
Игра «Сосчитай-ка»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже.
Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).
Затем воспитатель усложняет задание, предложив детям считать, кого нет.
Можно предложить посчитать, «с кем мы встретились».
Игра - «Скажи наоборот» 5й слайд
Воспитатель: Ребята, вам предстоит ещё одно испытание.
У ОКУНЯ маленькая голова, а у СОМА – большая.
У ЩУКИ длинный хвост, а у КАРАСЯ – короткий.
У СОМА большой рот, а у ЛЕЩА – маленький.
У ЛЕЩА широкое тело, а у ЩУКИ – узкое.
У СУДАКА мелкая чешуя, а у КАРАСЯ – крупная.
ЩУКА плавает быстро, а НАЛИМ – медленно.
У СЕЛЬДИ чешуя гладкая. а у ОКУНЯ – шершавая.
ОКУНЬ плавает в воде высоко, а КАРАСЬ – низко.
Рыбка в воде мокрая, а на суше – сухая.
8. «7- я ракушка» - «Расскажи и покажи стихотворение про рыбку»
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями
Рыбке весело играть. дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Игра «Отгадай, какое слово задумано»
Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление, учить определять первый и последний звуки в слове.
Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями морских животных. Воспитатель называет первый и последний звук в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.
Слова: скат, кит, акула, черепаха, рыба, щука, рак, краб, окунь, колюшка, сом.
Игра «Загадай загадку»
Цели: развивать связную речь, учить составлению рассказов-описаний по графической схеме.
Ход игры. Дети загадывают друг другу загадки, описывая морское животное по опорной схеме.
Тексты для пересказа
МОРСКОЙ КОНЁК
Морской конёк живёт у берега среди морской травы.
Зацепится за травинку хвостом и качается: взад-вперёд, взад- вперёд, вместе с прибоем.
Как осветит солнце морскую траву, станет она зелёная, и морской конёк станет зелёным. Солнце зайдёт, травы будут коричневые, и конёк сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.
По Г. Снегирёву
Вопросы:
Где живёт морской конёк?
За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем?
Как маскируется морской конёк?
КАМБАЛА
В море рыбы тоже маскируются. Вот камбала плоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть — хищных рыб.
Но врагам её трудно найти. Рядом проплывёт зубатка, а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая. Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни. Даже такой с камбалой опыт делали. Положили на дно аквариума шахматную доску. Камбала подумала немного и стала вся, как шахматная доска.
Так камбала меняет окраску — маскируется, как настоящий разведчик.
По Г. Снегирёву
Вопросы:
О какой рыбе говорится в рассказе?
Как выглядит камбала?
Почему врагам трудно найти камбалу?
Какой опыт провели с камбалой?
Текст для пересказа
КОЛЮШКА
В Балтийском море, и в Белом, и в реке Неве живёт колюшка, маленькая рыбка в пол-ладони. На спине у неё девять острых колючек, чтоб от хищных рыб защищаться. Весной колюшка не выпускает свои икринки в воду, а строит для них гнездо. Всё идё т в дело: и подводные травинки, и кусочек дерева со дна — всё вплетает колюшка в круглое гнездо. Колюшка то плавает вокруг гнезда, то потрётся об него боком — попробует, прочно ли? Вдруг увидит большую рыбу, растопырит колючки и бросается на неё. Но вот гнездо готово, и мама-колюшка откладывает в него всего штук пятьдесят икринок. Зато отец-колюшка так охраняет гнездо, что ни одна икринка, ни один малёк не погибает.
Г. Снегирёв
Вопросы:
Где живёт колюшка?
Как выглядит колюшка?
Куда колюшка откладывает икринки?
Из чего колюшка строит своё гнездо?
Как колюшка защищается от больших рыб?
Как ведёт себя отец-колюшка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитии речи на тему "Морское путешествие"
Кто из вас мечтает стать моряком и ходить на корабле в дальние страны? Это очень хорошая мечта. Моряками становятся только смелые, сильные, умелые....
План-конспект занятия по развитию речи по теме "Обитатели воды- рыбы"
Конспект содержит обучающий материал для детей старшей группы....
Конспект занятия по развитию речи на тему "Рыбы"
Конспект занятия по развитию речи на тему "Рыбы"...
Конспект занятия по развитию речи на тему «Обитатели морей и океанов».
Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов».Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....
Конспект занятия по развитию речи по теме «Рыбы»
Программное содержание:— совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать имена существительные с числительными— развивать активн...
Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы "Обитатели морей и океанов"
Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов. Задачи: Продолжат...
Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"! план-конспект занятия по развитию речи на тему
Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...