Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы "Обитатели морей и океанов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Наталья Александровна

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

        Задачи:

        Продолжать знакомить детей с морскими  животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями  питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

        Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

        Развивать мелкую моторику рук.

        Обогащать и активизировать словарь детей.

        Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiy_obitateli_morey_i_okeanov.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное  дошкольное учреждение детский сад № 39

комбинированного вида Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект  занятия по развитию речи

с детьми подготовительной  группы

« Обитатели морей и океанов»

Приоритеты образовательной области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

Используемые педагогические технологии: элементы логоритмики,  моделирование.

                                                                             Подготовила воспитатель:

                                                                             Иванова Наталья Александровна

                                                           Санкт-Петербург    

                                                                     2023                                                                                          

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

        Задачи:

        Продолжать знакомить детей с морскими  животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями  питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

        Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

        Развивать мелкую моторику рук.

        Обогащать и активизировать словарь детей.

        Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

        

        Материал: иллюстрации с морскими животными; загадки на морскую тематику; пальчиковые игры;  слоги для составления слов, раскраски обводки, запись моря.

Ход занятия:

Загадка

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. ( Глобус)

-Что такое глобус? ( Глобус- это модель Земли)

Что можно увидеть если мы посмотрим на глобус ?

( Материки, страны, моря, океаны, реки, горы…)

Да, ребята у нас много морей ( Черное, Азовское, Красное, Балтийское, Белое море, Мертвое море)

Океанов (Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, Атлантический, Южный океан )

Сегодня у нас необычный день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причем непростое, а морское.

Чтобы опустится на морское дно, надо сказать волшебные слова.

Детский сад наш изменился,

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять.

Дно морское изучать.

Воспитатель:

Послушайте шум моря

Ребята, а какая вода в море? ( соленая)

А можно ее пить? (нет)

В морской воде содержится много минеральных веществ, солей, йод.  В море полезно плавать и взрослым и детям.

  А сейчас, будем знакомиться с морскими обитателями.

        

Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

 Остров с пальмой водяной,

                              Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»? ( Кит)

   

        Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

        Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.

        Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

        Дети: Это фонтан.

        Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

        Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара.

         Кит -   самое крупное животное в мире. Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

        Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет?

        Воспитатель: Киты -   не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие  киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

        Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.

        

Я вижу, следующего обитателя

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..? ( Дельфин)

Показать иллюстрацию.

         Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

        А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой)

Физминутка

        Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду!  Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая  «кита»).

        А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

    

         Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?(Акула)

        

      Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

Кого я еще увидела?

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..? ( Краб)

        

         Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

        Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

        Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

         Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук – ног!

Это чудо..? ( Осьминог)

     

        Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. Как вы думаете, почему его назвали осьминогом?

        Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога -  присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность.

         А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.

         По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог  - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Физминутка

        Спускайтесь в море. Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами:

Я сам себя не узнаю:

Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

        (Дети изображают осьминогов)

        Воспитатель: А теперь отгадайте.

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе..? ( Черепаха)

     

        Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает:  Что вы можете сказать про морскую черепаху?

        Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно.  Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.

        Слушайте следующую загадку:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской..? ( Конек)

    

        Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает:  Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

        Воспитатель: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

        А вот и последняя загадка:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?( Медуза)

     Что вы можете сказать о медузе?

    

     Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Жалят человека словно крапива, болезненное жжение может ощущаться несколько дней. А еще есть медузы которые светятся в темноте. Питаются мелкими морскими животными.

Ребята  на дне морском можно увидеть кораллы, водоросли, морские звезды, морских ежей. Необычные названия рыб: рыба -игла, рыба-клоун, рыбки –бабочки.

          Физминутка

Рыбка, рыбка повторяла,

Плавничками шевелила.

Чтобы быть здоровой, гладкой

Будем делать мы зарядку.

Хвост направо, хвост налево.

Мы стройны, как королевы

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка.

Ребята посмотрите в море были сильные волны.

Слова размыло морской водой. Остались только слоги

Игра «Собери слово»

у-за-ме

ку-а-ла

фин-дель

ха-па-че-ре

Игра с мячом « Один-много»

-В море не одна медуза, а (много медуз)

-В море не одна акула, а ( много акул)…

        

Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними  встретиться.

« Вокруг себя повернись, в детском саду очутись»

Понравилось  вам путешествие?

        С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).

         - Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).

         Предлагаю обвести по точкам  обитателей морей и океанов и раскрасить их.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы «Путешествие в заколдованный город»

Занятие направлено на развитие логического мышления детей, формирование грамматического строя речи, активизацию словаря....

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми подготовительного возраста в группе компенсирующей направленности «Экскурсия в школу»

Конспект открытого занятия по развитию речис детьми подготовительного возрастав группе компенсирующей направленности                        ...

Конспект занятия по развитию речи с детьми в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по развитию речи с детьми в подготовительной к школе группе. "Наш любимый город"...

Конспект открытого интегрированного познавательно – речевого занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы

Конспект открытого интегрированного познавательно – речевого занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы...

Конспект итогового занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы

Программное содержание:Образовательные:- совершенствовать умение составлять рассказ по опорным схемам, по сюжетным картинкам ;-совершенствовать умение составлять сравнительный рассказ по картинкам ;- ...

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки"

Занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки"....