Речевое развитие «Цветочный мир»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Возрастная группа: старшая группа с 5-6 лет
Цель занятия: Создать условия для расширения и уточнения знаний детей о многообразии мира цветов (о существовании лесных, комнатных, луговых, полевых, садовых цветах), их строении; для активизации словаря детей по данной теме.
Задачи занятия:
Образовательные: обогатить и закрепить знания детей о существовании разных типов цветов: лесных, полевых, садовых, комнатных; познакомить со строением цветка, его частями (корень, стебель, листья, цветок);закрепить навыки словообразования при построении ответа в ходе беседы (растут в лесу – лесные, в саду – садовые и т.п), расширять словарный запас детей названиями цветов (нарцисс, незабудка, василек и др).
Развивающие: развивать связную речь (при формулировании ответа на поставленный вопрос); закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать умение сравнивать (в ходе выявления различий между разными типами цветов); развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление).
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к цветам; приобщать к элементарным нормам и правилам поведения в природе; закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться; воспитывать познавательный интерес
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Цветочный мир»
Воспитатель: Селихова А.В.
Возрастная группа: старшая группа с 5-6 лет
Цель занятия: Создать условия для расширения и уточнения знаний детей о многообразии мира цветов (о существовании лесных, комнатных, луговых, полевых, садовых цветах), их строении; для активизации словаря детей по данной теме.
Задачи занятия:
Образовательные: обогатить и закрепить знания детей о существовании разных типов цветов: лесных, полевых, садовых, комнатных; познакомить со строением цветка, его частями (корень, стебель, листья, цветок);закрепить навыки словообразования при построении ответа в ходе беседы (растут в лесу – лесные, в саду – садовые и т.п), расширять словарный запас детей названиями цветов (нарцисс, незабудка, василек и др).
Развивающие: развивать связную речь (при формулировании ответа на поставленный вопрос); закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать умение сравнивать (в ходе выявления различий между разными типами цветов); развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление).
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к цветам; приобщать к элементарным нормам и правилам поведения в природе; закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться; воспитывать познавательный интерес
Предварительная работа: чтение произведений о цветах, отгадывание загадок; рисование цветов, дидактические игры по теме, рассматривание цветов в ходе наблюдений в природе.
Материалы и оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображениями полевых, садовых цветов, лесных цветов; схема строения цветка, схема для составления рассказа-описания.
Продолжительность: 25 минут
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ задачи |
Вводная часть | Звучит музыка природы, звуки леса, жужжание насекомых. | Воспитатель читает стихотворение: -Пчелы кружатся над ними, Собирают с них нектар, И тем самым опыляют, Получают урожай - Ребята, кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить? - Тема нашей беседы «Цветочный мир» - Для чего нужны цветы? Давайте каждый из вас выскажет свое мнение. Внимательно слушайте других ребят и старайтесь не повторить их ответ. -Верно, молодцы, ребята | Внимательно слушают. - О цветах. Отвечают на вопрос по очереди, стараясь не повторить ответ товарища. - Для красоты, чтобы любоваться ими, сделать подарок; - Цветы могут быть пищей для животных, нужны для насекомых, чтобы им собирать пыльцу; - Могут быть лекарством. | Переключить внимание детей на предстоящую деятельность, стимулировать интерес к ней. |
Основная часть. Этап постановки проблемы | Звучит музыка Паровозик из Ромашково. | Игровой приём (паровоз) - А какие бывают цветы? И чем они отличаются? - Чтобы вы смогли ответить на эти вопросы, я предлагаю вместе со мной отправиться в увлекательное путешествие на волшебном паровозе. Во время нашего путешествия мы узнаем, какие же бывают цветы. - Представьте, что наш паровоз трудолюбиво вращает колёсами, и вот мы в лесу. | Затрудняются ответить Изображают паровоз по музыкальное сопровождение. | Создать ситуацию, которая вызывает затруднение в деятельности детей; Побудить детей выдвижению различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. |
Основная часть | Словесные методы: наводящие вопросы, беседа, напоминание (о правилах поведения в лесу). Наглядные методы: картинки лесных, садовых, полевых цветов. Игровой приём (паровоз). | -Сначала давайте вспомним правила поведения в лесу. Внимательно слушайте других ребят и старайтесь не повторить их ответ. (При необходимости, воспитатель помогает сформулировать правило) -Молодцы, все верно. -Мы гуляем по лесу. И, что мы видим! Полянки цветов среди снега! - Какие первые весенние цветы появляются в лесу? (вывешиваю картинки). - А почему мы их так называем? - Какие ещё весенние цветы, которые растут в лесу, вы знаете? (выставляю картинки)-Все эти цветы растут в лесу, значит, это цветы какие? - Едем дальше … посмотрели в окошки нашего паровозика и увидели там садовые участки! На них тоже расцвели красивые цветы.- Кто знает, какие цветы первыми расцветают на садовых участках? - Какие ещё цветы растут на садовых участках в другое время года? (вывешиваю картинки) - Все эти цветы растут в саду, значит, их, как можно назвать? - Прошла весна, а за весной наступило какое время года? И мы совершаем на нашем волшебном паровозе путешествие из весны в лето. Наш паровоз везёт нас быстро, и вот мы на летнем поле. - Какие цветы мы видим на летнем поле? (вывешиваю картинки) Все эти цветы как можно назвать одним словом? Какие они? - Молодцы, сколько цветов вы знаете! - Поехали дальше. Мы с вами возвращаемся в наш детский сад, в нашу групповую комнату. Посмотрите, в нашей комнате тоже есть цветы, их можно назвать, одним словом. Кто знает, каким? -Чем они отличаются от полевых, лесных и садовых цветов? -Ребята, а как вы думаете, чем отличаются комнатные и садовые цветы от полевых? -Да, дети, эти цветы могут расти круглый год в наших домах. Как вы думаете, для чего выращивают комнатные растения? - Как мы ухаживаем за цветами? - Какие комнатные растения вы знаете? - Молодцы, вы очень много знаете цветов! - Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? - Правильно. Эти цветы находятся под охраной и их ни в коем случае нельзя срывать. | По очереди проговаривают правила поведения, не перебивая друг друга: - Не разорять птичьи гнезда, -Не разорять муравейники, -Не забирай из леса домой животных, -Не обижай лесных насекомых, -Не рвать цветы, -Не шуметь, -Не разжигать костер, -Не оставлять мусор, не бить стекло, -Не повреждать деревья, не топтать цветочки, ходить только по тропинкам. -Подснежники -Потому что эти цветы появляются еще до того, как растает снег. -Ландыши, незабудки. – Лесные Едут на воображаемом паровозе. Изображают движения паровоза. - Нарциссы, тюльпаны. - Розы, пионы, астры Едут на воображаемом паровозе. Ромашки, васильки, колокольчики, маки. - Садовые - Полевые Едут на паровозе. -Комнатные растения -Они растут в комнате, в домах; растут круглый год; - садовые и комнатные цветы выращивает человек специально, а полевые вырастают сами. -Чтобы было красиво, чтобы обрадовать маму и папу, любоваться, чтобы подарить. Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья перечисляют по очереди: фиалка, фикус, кактус и т..д. -Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле. | Создание условий для развития связной речи при ответе на вопрос полным предложением. Создание условий для пополнение активного словаря детей. Создание условий для пополнения знаний детей, пополнение словарного запаса. |
Рефлексия. Этап практического решения проблемы | (вывешиваю схему цветка) Словесные методы: беседа. Наглядные методы: схема цветка, схема рассказа. | Сейчас мы с вами рассмотрим строение цветов - (вывешиваю схему цветка) - Дети, из каких частей состоит цветок? Давайте назовём его части? - Где находится корень? Для его он нужен растению? Правильно, корень удерживает растение в почве, чтобы оно не упало. а еще с помощью него цветок дышит воздухом; - Зачем листочки растению? - А для чего цветочек растению? А еще, именно цветочки привлекаю насекомых и именно из них насекомые собирают нектар. А теперь я предлагаю вам рассказать о цветке, опираясь на схему (вывешиваю схему и картинки с вариантами цветов 3-4 в зависимости от времени). -Представьте, что вы цветы. Мы с вами попробуем составить о себе по плану: - Назвать цветок. - Где растет? (В лесу, в поле, в саду, в комнате.) - Какие у него, стебель, листья, цветочки - Какого он цвета. -В какое время года расцветает? - Значение. Воспитатель озвучивает пример: Я - ромашка. Я расту в поле. У меня тонкий стебелек, разные листочки, белые длинные цветочки с желтой серединкой. В поле можно собрать букет из ромашек. | Рассматривают схему строение цветка. Называют части (корень, стебель, листья, цветок). Ответы детей Корешок находится в земле. Он «пьёт» - высасывает из земли воду -Дышать, поглощать свет. -Чтобы любоваться им, нюхать. Внимательно слушают задание Дети составляют рассказы по примеру воспитателя, опираясь на схему. | Создание условий для речевой активности детей. Расширение активного словаря. Создание условий для речевой активности детей. Умение составлять предложения согласно схеме. |
-Кто помнит стихотворение «Если я сорву цветок…». Если я сорву цветок, - Представьте, все цветы исчезнут, что произойдет? Нельзя рвать цветы. Как думаете, почему? Обобщает ответы детей: Цветы, как мы уже сказали, очень красивы и, наверное, всем хочется иметь в доме букеты. Но если мы будем бездумно срывать цветы, как написано в стихотворении то они скоро могут исчезнуть совсем. - Дети, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали на занятии. - Где мы с вами побывали? Какие там цветы? - Что вам больше всего запомнилось? | Проговаривают стихотворение совместно с воспитателем. - Сорванные цветы быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. -Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. -Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы. | Создание условий для речевой активности детей. Умение передавать чувства и эмоции путем проговаривания стихотворения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-303433-1515949929.jpg)
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию "Цветочный город" для средней группы
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию "Цветочный город" для средней группы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/07/picture-813096-1473270347.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Цветочная фантазия» (квилинг)
Тема: «Цветочная фантазия» (квилинг, или бумажная филигрань)Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развит...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-865781-1481564250.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию "Цветочное Царство"
Данное занятие разработано для детей старшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/18/picture-607947-1547832626.jpg)
Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Цветочная страна»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16472692","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"176","width":"480"}}]]...
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию «Цветочная клумба» (лепка из солёного теста)
Лепка рельефных поделок, лепка цветов из солёного теста разными способами, развитие конструктивного взаимодействия с речевым развитием....
Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Цветочная поляна» младшей группе
quot;Цветочная поляна"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-1171221-1571496566.jpg)
Конспект занятия по эстетическо-художественному развитию "Цветочная фантазия"
Дети страшей группы делают панно для мам - подарок посвященный Дню матери....