ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «КРОССЕНС».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
В статье описывается опыт работы использования технологии Кроссенс,представлены этапы,виды,приведены примеры .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_krossens.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «КРОССЕНС»
Л.А. Корюкина, воспитатель
МАДОУ Детский сад №9, г. Красноуральск
«Слово, случайно запавшее в голову, распространяется вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакций, извлекая при своем «западании» звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно связан с опытом и памятью, с воображением и сферой бессознательного и осложняется тем, что разум не остается пассивным, он во все вмешивается, контролирует, понимает или отвергает, созидает или разрушает».
Джани Родари
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Известно, что условия обучения детей с ОНР определяется особенностями его речевого развития. В речи детей с ОНР существуют множество проблем:
- нарушение как грамматического, так и лексического строя речи;
- плохо развито внимание, память, мышление, воображение;
- недостаточно развит словарный запас, не сформированы навыки словообразования и словоизменения, обобщения.
Такие дети даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы по русскому языку, предпосылками овладения которой является осознание элементов языка, речи и, прежде всего, слова. Это заставляет меня искать новые универсальные методы и технологии, в познавательно-речевом развитии дошкольников, которые бы отвечали требованиям ФГОС, учитывали особенности психического развития детей. Я решила использовать технологию Кроссенс, так как коррекционно-педагогическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка.
Кроссенс - это ассоциативная головоломка, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: кроссворда, загадки и ребуса.
В отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Основная цель, разгадать кроссенс, составить рассказ - ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
Эта технология была разработана нашими соотечественниками - педагогом, математиком Сергеем Фединым и доктором технических наук, философом Владимиром Бусленко. Авторами утверждалось, что при решении развиваются все аспекты мышления: анализ, синтез, ассоциации, поиск информации.[№1.с.9]
Актуальность использования технологии в работе с детьми ОНР состоит в том что:
в первых - это простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются речевые способности, активизируются мышление;
во вторых - применяя зрительные образы, мы научим детей самостоятельно добывать информацию, делать сравнение, обобщать, составлять план речевого высказывания;
в третьих - вызывает интерес и помогает решить проблему;
в четвертых - у детей значительно расширятся «семантические поля», значение - глаголов, существительных, наречений и синонимов.
Использование данного метода в образовательной деятельности дает положительный результат. Его можно использовать для детей с разным уровнем знаний, в любых видах образовательной деятельности. Я использую кроссенс:
• при формулировке темы и цели занятия;
• при изучении нового материала;
• при закреплении и обобщении изученного материала.
Кроссенс представляет собой поле, состоящее из девяти квадратов.
В каждом квадрате находится картинка символ, а в центре пустой квадрат. В картинках зашифрованы ассоциации. Каждая картинка связана с предыдущей и последующей, а центральная, объединяет по смыслу сразу все картинки. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями, отгадать картинку, которая спряталась в центральном квадрате, составить рассказ по взаимосвязанным изображениям.
Составление головоломки предполагает использование различных графических средств. Это могут быть: вырезки из журналов, картинки по лексическим темам, символы. Изображения должны быть понятны детям.
Есть несколько способов составлять и читать кроссенс:
- в первом варианте, каждая картинка имеет ассоциативную связь с центральной картинкой. Этот вид можно применять с детьми средней или старшей группы.
- во втором варианте, 9 изображений в нем расставлены, таким способом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей. Двигаться надо вперед по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Таким образом, получается цепочка завернутая улиткой.
- в третьем варианте, чтение по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что центральная картинка объединяет по смыслу сразу несколько. .[№1.с.10]
В любом выбранном варианте действует один и тот же алгоритм создания.
1. Выбор темы.
2. Выделение 8 элементов, имеющих отношение к теме.
3. Нахождение связей между элементами, определение последовательности.
4. Выделение элементов, имеющих 3 и более связей (крест, основа).
5. Концентрация смысла в одном элементе (центр).
6. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
8. Построение ассоциативной связи между образами элементов.[№1.с.11]
Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными в этом случае это отличное упражнение для развития ассоциативного мышления. Название этого вида мышления говорит само за себя. Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях. Возникает вопрос «Что же такое ассоциации».
Ассоциация - это сформированная и закрепленная в сознании человека взаимосвязь предметов, явлений и образов. В результате, этой взаимосвязи при упоминании одного образа в памяти всплывает множество других, так или иначе относящихся друг к другу. В итоге ребенок, научится мыслить категориями, управлять словарным запасом, разовьет воображение, логику.
Выделяют ассоциации различных видов:
- по схожести: форма, цвет, функции;
- смысловые: определение класса;
- пространственно - временные: лето-отпуск, зима-мороз;
- причинно - следственные: лампочка-свет, сырость простуда;
- ситуативные: кошка - молоко, мышка;
- по целому и части: автомобиль и двигатель;
- по контрасту качеств предмета: тепло - холодно.[№2]
С технологией кроссенс я познакомилась недавно, предложила её детям. У ребят появился интерес. Проблема использования технологии состоит в том, что у ребенка 5-7 лет практически нет ассоциативных связей, познавательные процессы находятся в стадии формирования и развития. Передо мной встал вопрос, как данную технологию адаптировать для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Всем известно, что познавательная сфера детей развивается в процессе игровой деятельности. Роль ассоциативных игр в этом развитии велика.
Свою работу начала с применения лексико-грамматических игр, которые способствую приобретению детьми умений и навыков по созданию ассоциативных связей. Для этого подобрала и внедрила такие игры как:
-« игры ассоциации»: корзина - гриб, собака - будка;
- «цепочка из слов»: дверь-замок-ключ;
-«Свободные ассоциации»: птица, воробей, крылья, перья, клюв, дерево, гнездо, небо, чирикает, летает, клюёт;
- игры на отгадывание названия предмета по описанию, его дифференциальных признаков. Это овощ, он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор);
- игры, направленные на обогащение словаря синонимов: друг - товарищ, приятель;
- игры, направленные на актуализацию глагольного словаря.
В результате применения игр дети научились сравнивать разные предметы между собой, находить логические пары, строить ассоциативные цепочки слов относящихся к определенному понятию.
После чего начала внедрять технологию. Работу выстраивала по принципу от простого, к сложному. В начале работы кодировала информацию сама, учила детей сравнивать объекты и определять взаимосвязь между ними.
На начальном этапе применения технологии, учила детей отгадывать головоломки, состоящие из 3-4-5 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений.
Так изучая с детьми тему «Осень», предложила воспитанникам кроссенс из четырех картинок, одна из которых обозначена знаком «вопрос». Дети, найдя взаимосвязь между изображениями, определили, что картинки объединяет слово «Осень». В последующем количество картинок постепенно увеличивалось, достигнув девяти.
Рассмотрим более подробно, как на практике использовать данную технологию.
1 способ. Сначала я подобрала картинки по теме. Затем разложила их по квадратам (кроме девятого). Детям нужно узнать, о чем сегодня пойдет речь.
На первой картинке изображен (огород), на второй (грядки). Ассоциативная связь, это огород, в огороде есть грядки. Грядки это земля. На третьей картинке изображена (теплица). Ассоциативная связь, в теплице тоже есть земля. На четвертой (помидор). Помидоры растут в теплице. На пятой изображены (корни растения). Это корни, они растут в земле. На шестой картинке (картофель.) У картошки есть корни, в земле. На седьмой изображена (морковь). Морковь растет в земле. Картошка и морковь, это корнеплоды, они растут в земле. На восьмой (полезная еда). Корнеплоды это полезная еда. Нужно отгадать, что общего между всеми картинками. Дать название (это - овощи).
2 способ. На первой картинке (руль). На второй (колесо). Связь между словами, руль и колесо имеют круглую форму. На третьей картинке (телега). У телеги четыре колеса. На четвертой (лошадь). Лошадь запрягают в телегу. На пятой изображен (перекресток). Лошадь везет телегу по дороге. На шестой (салон машины). У телеги есть сиденья, можно перевозить как груз, так и пассажиров. На седьмой (люди в салоне машины). Пассажиры сидят в креслах пристегнутые ремнями безопасности. На восьмой картинке изображение (неба, дороги, железной дороги, моря). Может передвигаться по земле, воздуху и воде. Все эти картинки объединены одним смыслом - это транспорт.
3 способ.На первой картинке (планета земля). На второй (солнце). Связь между словами, земля большая, круглая и солнце большое, круглое. На третьей (метеорит). Метеорит - горячий, как солнце, с большой скоростью движется в космосе. На четвертой изображение (инопланетной тарелки). Метеорит и инопланетный космический аппарат путешествуют в космосе. На пятой (инопланетянин). Инопланетянин летает на инопланетном космическом аппарате. На шестой (собаки, Белка и Стрелка). Белка и Стрелка тоже летали в космос. На седьмой (Юрий Гагарин). Первым человеком, полетевшим в космос, был Юрий Гагарин. На восьмой (ракета Восток). В космос Гагарин полетел на ракете Восток. Что находится в девятом квадрате? (картинка солнечной системы).
Теперь читаем кроссенс по кресту. Ракета Восток и инопланетный космический аппарат летают в космосе. Солнце и собаки Белка и Стрелка движутся в космосе.
В ходе разгадывания и чтения кроссенса, дети узнали: о солнечной системе, её устройстве, космических объектах, а также о том кто первым покорил космос.
В результате применения технологии дети научились :
-вычленять части, объединять в группы, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
- мыслить, перекодировать информацию;
-повысился круг знаний об окружающем мире, пополнился словарный запас;
- улучшилась связная речь.
Список литературы:
1. Литвинова М. И. Методическое пособие «Технология «кроссенс» как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста». https://ds33eisk.ru/template/uploads/ob_oo/attestaciya/litvinova_mi/img2664-litvinova-m.i._33-s-ispravleniyami.pdf
2.https://imccenter.ru/assotsiatsiya-chto-eto-takoye-ye-vidy-i-sposoby-ispol-zovaniya-v-psikhologii/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""
Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Россия – родина моя»
Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.Решаются программные задачи: закрепить знания о нашей стране и государственной символике; познакомить детей с картой ...
Международный день птиц Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ и технологий: детское экспериментирование, оригами.
На протяжении долгого времени дети проводили наблюдения на территории детского сада и в лесопарке Александрино, развешивали кормушки в зимнее время и подкармливали птиц. Прочитали много книг о птицах....
«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы
Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...
Родительское собрание по теме ""Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"
Данное собрание проводилось в форме игрового практикума для детей и их родителей....
Экскурсия как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач....
Ознакомление детей с профессиями как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Познавательно - речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с трудом взрослых....