Коспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель занятия: закреплять знания и представления детей о зимующих птицах. В занятии решаются задачи расширения и активизации словарного запаса по теме "Зимующие птицы", употребления в речи предлогов, в составлении предложений, в образовании сложных слов, в развитии связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цель занятия: закреплять знания и представления детей о зимующих птицах. | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребёнка- детский сад №9»
Конспект НОД по развитию речи
в старшей группе
компенсирующей направленности
Тема: «Зимующие птицы»
Воспитатель: Евстигнеева Л.Н.
г.Гатчина
2023г.
Цель: закреплять знания и представления детей о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах.
- Расширять и активизировать словарь по лексической теме «Зимующие
птицы».
- Совершенствовать слоговой анализ слова.
Коррекционно -развивающие:
1.Закреплять употребление предлогов на, под, по над при составлении предложений.
2. Продолжать развивать грамматический строй речи:
-закреплять навык образования и употребления в речи существительных в творительном падеже;
-закреплять навык согласования числительных с существительными;
-закреплять навык образования и употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
3.Продолжать развивать умение образовывать сложные слова.
4.Развивать мышление, память, внимание.
5. Развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
1.Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
2. Воспитание заботливого и бережного отношения к птицам.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке. Беседы о зимующих птицах. Изготовление вместе с родителями кормушек. Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь. Январь», А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Маршак «Где обедал воробей». Просмотр презентации «Зимующие птицы», дидактические игры «Кто, как устроен?», «Кто, как голос падает?», «Скажи наоборот».
Оборудование: аудиозапись «голос кукушки»; мнемотаблицы: сложных слов, схемы кормушки из счетных палочек, мнемосхемы загадок о птицах; счетные палочки, предметные картинки зимующих птиц и кукушки, мольберт, резиновый мяч, шарик и пружинки СУ Джок, разрезные картинки птиц в конвертах, контейнеры с угощениями для птиц.
Планируемый результат:
Дети наблюдают за зимующими птицами в природе. Совместно с родителями изготавливают кормушки для птиц; знают какой корм нужен птицам и подкармливают их. Охотно вступают в беседу со сверстниками и взрослыми по поводу заботливого отношения к зимующим птицам.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки и рассказать речёвку:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Вводная беседа.
Включаю аудиозапись - «Голос кукушки»
В.-Ребята, что это за звук?
Дети: Это кукует кукушка.
В. Давайте подойдем сюда и посмотрим есть ли кукушка среди этих птиц?
(на мольберте магнитные изображения птиц)
Правильно, это кукушка. Назовите остальных птиц.
Какая птица лишняя и почему?
Дети: лишняя кукушка, потому что она перелётная, а остальные птицы – зимующие.
В.-Почему их называют зимующими? (ответы детей)
Каких еще зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
В. Птицам зимой очень трудно: холодно и голодно.
4.Игра с мячом Су Джок - «Посчитай-ка» (синица, ворона, воробей)
В.-Когда очень холодно птицы в стайки собираются. Вместе теплее мороз пережидать. Их там много. Давайте посчитаем сколько птиц?
Мы будем передавать шарик, и считать птиц.
Дети: Одна синица, две синицы, …, пять синиц, …, десять синиц.
В. Мы с вами посчитали птиц, никого не пропустили.
5.Игра «Назови ласково» (игра с мячом):
В. Холодно нашим птицам? Давайте их согреем. Я буду бросать мяч и называть птичку, а вы будите возвращать мне мяч и называть её ласково.
Дети: Воробушек, голубка, снегирёк и т.д.
В. Птички услышали наши ласковые, добрые слова.
6. Игра «Составим птичку» (разрезные картинки)
В.-Ребята, согрелись птички и захотели с нами поиграть. Посмотрите на столах лежит игра «Собери птицу». Мы поделимся на команды, и каждая команда будет собирать свою птицу. (дети у столов собирают разрезные картинки птиц)
В. Собрали птиц? Хорошо. А сейчас команды поменяются местами и проверят, как выполнили задание ваши товарищи.
В. Всё правильно? Здорово. А теперь мы скажем название птицы и прохлопаем это слово.
В. Молодцы, ребята дружно и быстро собрали птичек.
7.Игра «Составь новое слово» (мнемотаблицы сложных слов)
В.-Ребята, подойдем, посмотрим, что здесь?
Непонятно. Это схемы, шифровка какая-то. Давайте рассмотрим, что изображено.
Дети: красная, грудка.
В.-Я догадалась нужно собрать из двух слов одно слово. Красная грудка.
Какое слово получится? Красногрудая.
Дети: белый бок – белобокая, длинный хвост – длиннохвостая и т.д.
В. Молодцы, как хорошо справились, расшифровали все слова.
8. Загадки в мнемосхемах. (Дети рассказывают загадки с помощью мнемосхем)
В.-Ребята, посмотрите здесь еще схемы. Может кто-то знает, что это и поможет нам разгадать?
Дети: Красногрудый, чернокрылый.
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине.
Он появится опять. (снегирь)
Озорной мальчишка,
В сереньком пальтишке.
По двору шныряет,
Крошки собирает. (воробей)
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи,
Тарахтенье вместо речи. (сорока)
Спинкой зеленовата.
Животиком желтовата
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синичка)
В.- Молодцы, интересные загадки загадали.
9.Динамическая пауза «Воробьи –воробушки»
Воробьи-воробушки, (Похлопывание руками по бокам.)
Серенькие перышки! (Махи руками вверх- вниз.)
Клюйте, клюйте крошки (Стучим кулачками перед собой один о другой.)
У меня с ладошки! (Дуем на раскрытые ладошки.)
Нет, с ладошки не клюют (Развели руки в стороны, пожали плечами.)
И погладить не дают (Гладим ладошки.)
Как бы нам поладить, (Руки на пояс, наклоны туловища влево-вправо.)
Чтоб дались погладить?
В.-Хорошо поиграли!
10.Игра «Кто, что делает?» (на столе лежат перевернутые сюжетные картинки птиц)
В.- А где же наши птицы? Ребята, птицы очень осторожны, как будто спрятались от нас.
Ребята, возьмем каждый по карточке.
Назовем птицу на картинке и скажем, что она делает.
Дети: Снегирь клюёт ягоды рябины. Рябчик бежит по заснеженному полю. И т.д.
Замечательно, все рассказали про своих птичек.
11. Пальчиковая гимнастика с колечком Су-Джок «Птички» (дети сидят на стульях)
В.-Положите карточки на стол. Возьмите колечки. Они нам помогут рассказать, как нужно помогать птицам.
Снегирь и сорока, и клёст, и синица -
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Во время чтения стихотворения дети выполняют самомассаж рук (дети поочередно одевают и снимают колечко на пальчики, начиная с большого пальца левой руки)
В. Молодцы! Вы уже знаете, как будем помогать птицам.
12. Игра «Построй кормушку из палочек» (на столах схемы кормушек)
В.-Ребята, а куда же мы положим корм для птичек? (ответы детей)
В. Но у нас нет кормушек. Что же делать?
Дети: Мы можем сделать кормушки из палочек.
Здорово придумали, чтобы было быстрее - работаем в командах.
Возьмем подносы с палочками, подойдем к столам, а поможет нам схема «кормушки».
В.-Кормушки готовы. Молодцы ребята.
13. Игра «Накорми птичку»»
В.-Чем мы будем угощать птиц? У меня в корзинке есть корм для птиц.
Возьмите по контейнеру и расскажите, чем вы угостите птиц?
Дети: Я угощу воробья пшеном. Я покормлю синичку салом. И т.д.
В. Ребята, а почему никто не взял контейнер с конфетами и черным хлебом? (Ответы детей)
В. Молодцы, ребята. Вы приготовили каждой птице ее любимое угощение. Птицы будут рады. Кормушки наполнены кормом. «Сытому морозы не страшны» – так можно сказать о птицах.
14. Игра «Птички на дереве» (на мольберте расположено дерево)
В.-Ой какое красивое дерево. Ребята, как думаете понравится оно птичкам? Возьмем по одной птице. Посадим птицу на дерево или рядом с ним и расскажем, где птичка находится. Дети: Я посадил синичку на кормушку. Мой клёст сидит на стволе дерева. И т.д.
В. Молодцы!
15.Итог занятия:
В.-О ком мы сегодня говорили?
А как вы думаете, ребята, трудно птицам зимовать? Почему?
Как нужно помогать птицам зимой? (ответы детей).
Ребята, вы сегодня просто молодцы, выполнили очень много сложных заданий. Были доброжелательными, дружными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коспект занятия для старшей группы по мотивам сказки "Золушка".
План проведения мероприятия. Цель: Воспитывать любовь и уважение к совместному труду, готовность помогать. Задачи:Образовательная· Формировани...
Конспект занятия в старшей группе «Птицы – наши друзья»
Задачи занятия: образовательная: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам;воспитательная: воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних усло...
Конспект экологического занятия в старшей группе "Птицы - вестники весны"
Данный конспект служит примерным занятием для воспитательной работы по экологическому воспитанию или окружающаму миру. Дает представление о перелетных птицах через чтение рассказов Бианки и Богд...
Конспект занятия в старшей группе "Птицы"(развитие речи, окружающий мир)
Конспект занятия в старшей группе "Птицы"...
Конспект занятия в старшей группе "Птицы зимой. Снегирь."
конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада...
Конспект занятия в старшей группе "Птицы прилетели"
Конспект занятия в старшей группе "Птицы прилетели"...