Конспект занятия в старшей группе "Птицы"(развитие речи, окружающий мир)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Платонова Ольга Федоровна

Конспект занятия в старшей группе "Птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия:

1. Орг. момент.

-Давайте ребята друг друга назовем ласково.

-От ласковых имен стало тепло как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга улыбкой.

2. Беседа о времени года

-Посмотрите в окошко и скажите, какое сейчас время года? (зима)

-Как вы догадались? (лежит снег, стало холодно, дует ветер, люди ходят в теплой одежде)

-Сегодня я приглашаю вас в зимний лес (появляется иллюстрация, играет мелодия «Времена года)

    -Тихо в зимнем лесу. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На     зеленых лапах елей лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука, и кажется нет никого во всем лесу…(звучит запись пения птиц)

-Скажите, чьи голоса мы услышали? (птичьи)

-Почему в зимнем лесу раздаются голоса птиц? (потому что некоторые птицы не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать)

-Как называются такие птицы? (зимующие)

-А каких зимующих птиц вы знаете? (сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, голубь, дятел)

-А как называются птицы, которые не остаются зимовать. А улетают? (перелётные)

-А каких перелётных птиц вы знаете? (соловей, грач, ласточка, скворец)

3. Дид. игра «Кто где проводит зиму»

Выставляется иллюстрации: «Зимнего леса» и «Жарких стран», дети помещают птиц.

4. Физ. пауза «Птички»

Птички прыгают, летают

Птички прыгают, поют.

Птички крошки собирают

Зёрнышки клюют

Перышки почистили,

Клювики почистили

Дальше полетели

И тихо-тихо сели

(дети выполняют соответствующие движения)

5. Загадки

- Ребята послушайте, я загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут (снегирь)

-Посмотрите, ребята, какая красивая птица снегирь, полюбуйтесь его красотой. Зимой увидеть эту птицу нетрудно, обратите внимание на цвет крыльев (голубовато-серый)

-Посмотрите на красивую грудку какого она цвета? (красного)

-А кто мне скажет, чем питается снегирь зимой? (рябиной)

-Ребята, а вы знаете, почему эту птичку называют снегирь (потому что она появляется с первым снегом)

-Сейчас Настя нам расскажет про эту птицу:

 Снегирь прилетает к нам зимовать. А с наступлением весны улетают на родину, на север. Совьют там гнёзда, выведут и выкормят птенцов. А на следующий год вновь прилетят к нам.

-А хотите, я вам ещё загадаю загадку?

В серой шубке перовой

И в морозы он герой

Скачет на лету, резвится

Не орёл, а все же птица. (воробей)

-Какая по величине эта птица? (мален.)

-Какого цвета перышки у воробья? (коричневого)

-А чем питается воробей зимой? (хлебными крошками, семечками)

6. Работа по моделям.

Ребята, а сейчас, опираясь на модель птицы, скажите мне, что есть общего у всех птиц? (голова, глаза, тул., ноги, крылья, хвост)

-Чем они отличаются? (размером, окраской (опереньем))

7. Физ. пауза «Как птицы передвигаются»

-Ребята, что-то я не уверена. Я знаю, что у собаки и кошки по четыре ноги. А вот, сколько у птиц, я сомневаюсь, скажите мне, сколько ног у птиц? (две)

-А для чего птицам нужны ноги? (чтобы ходить по земле, перепрыгивать с ветки на ветку)

-каких птиц вы видели, которые перепрыгивают с места на место (воробей, синица, снегирь)

А, которые прохаживают важно? (ворона, голубь)

-Ребята, давайте прогуляемся важно как ворона, голубь, и попрыгаем с ветки на ветку как воробушек, синичка.

8. Этюд «Пожалей птичку»

-Ребята, скажите, как живется птицам зимой? (холодно, голодно)

-Чем мы с вами можем помочь птичкам в мороз? (подкормить, погреть)

-А сейчас, я вам покажу семена, которыми можно покормить птиц зимой.

-Это семена тыквы, подсолнуха. Это пшено, сало. Мы выдем на прогулку, возьмём корм.

-Представьте, что у вас в руках маленькая беспомощная птичка. Она так замерзла, давайте её согреем, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло  своего сердца. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к нам!

9. Практическая часть

-Ребята я так рада, что у вас такие добрые, теплые ладошки, они никогда не оставят в беде никого!

-Сейчас, я хочу вам предложить, с помощью наших ладошек изобразить зимний лес, чтобы он был всегда такой красивый, солнышко, чтобы оно всегда всем светило и всем было тепло , птиц чтобы они всегда летали и радовали нас своими песнями.

(Дети раскрашивают свои ладошки, и выполняют коллективную работу)

Пальчиковая гимнастика

Правая и левая

Водят поезда.

Правая и левая

Строят города.

Правая и левая

Могут шить и штопать.

Правая и левая

Могут громко хлопать.(дети выполняют соответствующие движения)

10.Анализ работ и итог занятия

-Молодцы ребята, какую замечательную работу мы сделали дружно вместе.

-Понравилось вам занятие?

-Что именно понравилось?

-О чем мы говорили?

В конце ребёнок рассказывает стихотворение.

Мама режет хлеб и мне. И мне

Не сидится в стороне.

Ни червей зимой, ни мошек

Птицам не прожить без крошек.

Под стрехой сосновою

Я открыл столовую!

(Вывешивается картина «Кормушка с птицами)

-Ребята, смотрите, сколько много птиц к нам прилетели. Они благодарят вас за заботу, за помощь. И хотят порадовать вас новой песней. (звучит пение птиц).

Программное содержание: 

Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах. Учить детей обобщать, классифицировать, отвечать полным ответом. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании. Закрепить знания с использованием моделей. Познакомить с возможностью использовать кисть руки в художественной деятельности, учить работать в коллективе. Развивать речь,  внимание, логическое мышление, память, воображение, делать умозаключения. Воспитывать любовь к птицам, заботливое отношение к ним, развивать эмоциональное восприятие  окружающего мира, чувство красоты.

 

Методические приёмы:

Игровая мотивация, беседа, рассматривание картин, моделирование, художественное слово воспитателя, этюд «Помоги птицам», загадывание загадок воспитателем, чтение стихотворения, использование музыкального сопровождения, коллективная работа детей, анализ, итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий по математике и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

содержание конспектов построено на игровом материале, реализует интегративный подход к развитию базовых компетенций детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия в средней группе Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром Образовательная область: «Коммуникация», «Познание» Тема: «Осень»

Цели: закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по мнемотаблице, закрепить знания детей о овощах, фруктах; развивать речь, внимание, память.Материал: мнемотаблица «Осень» , му...

Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в старшей группе на тему: "Хочу быть добрым"

Занятие по развитию речи по произведениям Сэльмы Лагерлёф и Льва Толстого. В основе занятия - формирование нравственного облика человека. Предшествующая работа: чтение и анализ произведений....

Конспект занятия "ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА" по развитию речи для старшего дошкольного возраста.

Предлагаемый конспект занятия по развитию речи "ПАЛОЧКА-ВЫЧАЛОЧКА" предназначен для старшего дошкольного возраста. Поможет детям быстрее адаптироваться в окружающем нас мире, раскрыть в ребенке чувств...

Конспект занятий в средней группе .Развитие речи.Ознакомление с окружающим миром образовательная область:"Коммуникация","Познание".Тема :" Осень".

Работа с мнемотаблицей «Осень», муляжами овощей, фруктов, две корзинки, каточки, иллюстрация «Осень»....

Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим по теме "Путешествие в воздушную лабораторию"

Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию речи на основе ознакомления с окружающим по теме "Путешествие в воздушную лабораторию" в рамках проекта "Дни науки в ДОУ".Цель:-фор...