Коспект занятия в старшей группе "Весна -красна"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшего возраста «Весна – красна».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, игровые, личностно – ориенированные.
Цель: закрепить у детей знания по лексической теме «Весна».
Задачи:
Коррекционно – развивающие.
• развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность;
• развивать связную речь и словесно – логическое мышление, внимание, память;
• формировать умение рассуждать, развивать творческое воображение, изобразительное творчество;
• развивать общую, мелкую моторику, координацию движений, пространственные представления.
Воспитательные:
• формировать умение быть внимательными к явлениям природы;
• воспитывать доброжелательность.
Образовательные:
• активизировать и расширить словарь по теме «Весна»;
• формировать представления о приметах весны в природе;
• учить выделять причинно – следственные связи в явлениях живой и неживой природы;
• развивать и корригировать слухо – зрительно - двигательную координацию; умение переключаться с одного вида движения на другое.
Материал. Предметные и сюжетные картинки, мяч, интерактивная доска, ноутбук.
Предварительная работа. Заучивание стихотворений, пословиц о весне; чтение рассказов и сказок; отгадывание загадок; сезонные наблюдения в природе на прогулке; рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; сравнение картин И. Левитана «Март» и И. Грабаря «Февральская лазурь»; слушание музыкальных произведений о весне; просмотр презентации на тему «Весна», рисование весенних пейзажей, разучивание закличек.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам отправиться сегодня в гости к такому времени года, которое нравится очень многим. Оно приходит после зимы.
Слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.
Раньше был сугроб до крыши, (Поднимаем руки вверх)
А теперь всё ниже, ниже. (Опускаем руки и постепенно приседаем)
Оседает, оседает,
А потом совсем растает.
Солнышко сильнее греет, (Руки вверх, растопыриваем пальцы)
Растопить весь снег сумеет.
Побегут ручьи везде.
Всё окажется в воде. (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
Все деревья вдруг проснулись (Потягиваемся)
И от снега отряхнулись. (Показываем: деревья стряхивают снег)
Пробудились ото сна.
Это к нам идёт … весна! (Руки в стороны: радостно встречаем весну)
Воспитатель. О каком времени года мы будем с вами сегодня говорить? Начинаем свой ответ со слов: «Сегодня мы будем говорить о …. » (весне) .
Раньше, в старые времена, Весну зазывали закличками. Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти. Давайте и мы позовём весну настоящую, с солнышком тёплым, цветами. Повторяйте за мной.
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март -
Солнцу рад!
Апрель, апрель -
Откроет дверь.
Май, май-
Сколько хочешь, гуляй!
Воспитатель. Ребята, названия каких весенних месяцев вы услышали? (ответы детей: март, апрель, май). Какой сейчас месяц? - (март) .
Зима ушла, но в марте солнце ещё слабо греет, по утрам бывают морозы, а днём начинает звенеть весёлая капель. Покажите, как звенит капель?
(произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса) .
Большие капли капают: КАП! КАП! КАП!
Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап-!
Кап – кап – кап – капель звенит, (ритмично хлопают в ладоши)
Словно с нами говорит. (ритмично хлопают ладонями по ногам) .
Воспитатель. Какие ещё признаки весны вы знаете? (Ответы: солнце пригревает всё сильнее) .
Упражнение для глаз
(цель: снять усталость и напряжение глаз, профилактика глазных заболеваний) .
Солнышко с тучками в прятки играло
(закрыть, открыть глаза,
Солнышко тучки – летучки считало:
Серые тучки, чёрные тучки
(глаза вправо, влево,
Лёгких – две штучки
(глаза вверх,
Тяжёлых – три штучки
(глаза вниз) .
Тучки попрощались, тучек не стало
(закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло
(широко открыть глаза) .
- Посмотрите на картинку. Какую примету весны вы здесь видите? (ответы). Правильно, появились проталины. Что – то я забыла, что такое проталины. Объясните мне (ответы детей) .
На проталинах из – под снега стали появляться цветы – первоцветы (показ картинки). Почему они так называются? (ответы: потому что эти цветы появляются первыми) Какие вы знаете первоцветы?
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Нежный цветок появился в лесу, (Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «цветок»)
Первым встречает он солнце, весну. («Солнышко» из обеих рук)
Утром весенним раскрыл лепесток, (раскрывают ладони)
В мягкой землице его корешок. (Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз) (Н. Нищева)
Воспитатель. Как вы думаете, что или кто является первым вестником весны? (ответы: птицы) .
(Звучит фонограмма голосов птиц) .
Воспитатель. По народным приметам наступает весна тогда, когда прилетают первые птицы. Какие это птицы? (ответы: перелётные). Какие птицы прилетают к нам весной? (работа со слайдами) .
Перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Важно по земле шагает,
Клювом почву протыкает,
Вредных — съест, он молодец!
А зовут его… (скворец).
С вырезом глубокий хвост,
Небольшой у птицы рост.
Мы «касаткой» называем,
А весною наблюдаем. (ласточка)
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. (ласточка)
(по мере отгадывания на экране заполняется картинка с изображением птиц) .
Воспитатель. Какой ветер дует весной? (ответы: тёплый, весенний, ласковый и т. д.)
Давайте и мы изобразим весенний ветерок.
Дыхательное упражнение "Ветер - ветерок"
Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф …
(выдох спокойный, ненапряженный).
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф. (Сила выдоха постепенно увеличивается) .
Работа с картинками (предметными и сюжетными) .
- Что делает снег? (Снег тает)
Какой весной снег? (Снег грязный, тёмный)
Из растаявшего снега получаются веселые ручейки и большие лужи.
- Лед на речках тоже тает. Вначале он раскалывает на льдины. Льдины, толкаясь и ломаясь, плывут по речке. Говорят, что на реке ЛЕДОХОД.
Игра "Весенний ледоход"
К нам весна - красна идёт!
Тает, тает в речке лёд.
Всё теплей, теплей погода
До начала ледохода. (Поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)
Что шумит там, вдалеке?
Что случилось на реке?
Лёд трещит, ломается.
Льдины появляются. (Выставляем руки перед собой и делаем наклоны вперёд)
Льдины по реке поплыли.
О зиме они забыли
И на помощь не зовут.
Льдины в море уплывут. (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
Упражнение «Назови действия, которые происходят весной» (игра с мячом) .
Звонко журчит… (ручей) .
Дует тёплый весенний… (ветер) .
Прилетели первые … (птицы) .
Весной птицы гнёзда … (вьют) .
Весной птицы птенцов (выводят, выкармливают) .
На проталинах первые цветы (распускаются) .
Журчат ручьи или грачи?
День становится длиннее или короче?
Капель (капает, стучит, падает, звенит) .
Цветы (растут, пахнут, цветут, распускаются, появляются) .
Ручьи (шумят, бегут, звенят, текут, несутся) .
На деревьях почки… (набухают, лопаются) .
Игра «Дерево»
На деревьях зреют почки.
Будут листья и цветочки. (Показываем кулачки)
Ветер дует, задувает,
Ветер веточки качает. (Выставляем руки перед собой и качаемся)
Солнце веточки нагреет.
Всё вокруг зазеленеет. (Поднимаем руки вверх и опускаем их через стороны)
Вдруг раскроются все почки,
И появятся листочки! (Выставляем кулачки и разжимаем их)
Сейчас давайте с вами сделаем красивое весеннее дерево.
Итог занятия.
Что мы сегодня делали на занятии?
Что больше всего понравилось?
О каком времени года мы говорили?
Назовите весенние месяцы.
Давайте еще раз вспомним весенние приметы:
(пальчиковая гимнастика) :
Снова солнце в небе улыбается,
(соединять пальцы правой руки с большим)
Снег растаял, ручейки журчат.
(соединять пальцы левой руки с большим) .
И подснежник первый распускается,
(ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга) .
С юга птицы с песнями летят.
(ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка») .
- Ребята, вы все отлично справились со всеми заданиями, хорошо поработали. Наше путешествие по весне окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коспект занятия на тему "Овощи" Занятие 1.
Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников....
Коспект занятия для старшей группы по мотивам сказки "Золушка".
План проведения мероприятия. Цель: Воспитывать любовь и уважение к совместному труду, готовность помогать. Задачи:Образовательная· Формировани...
Коспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники на тему «Весна, какая она?»
Учимся определять время года. Называть отличительные признаки весны. Составляем рассказы с использованием мнемотаблиц "Весна", "Цветы"....
Коспект занятия по развитию речи на тему: "Посуда" старшая группа
Цель: учить описывать предметы посуды....
Коспект занятия по валеологии "Слушай во все уши!" (старшая группа)
Формирование здорового образа жизни через занятия познавательного цикла...
Коспект занятия "Развитие речи через продуктивную деятельность в старшей группе"
Конспект занятия по Развитию речи. Старшая группа. Тема: Профессии на стройке....
Коспект занятия в старшей группе "Зимующие птицы"
Цель занятия: закреплять знания и представления детей о зимующих птицах. В занятии решаются задачи расширения и активизации словарного запаса по теме "Зимующие птицы", употребления в речи пр...