Тематическое занятие по теме: "Лесные грибы"
план-конспект занятия по развитию речи
Содействовать развитию словаря и активизировать его в связной речи, познавательной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnye_grby.zip | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Мостовский комплексный центр реабилитации инвалидов»
Конспект открытого тематического занятия
(с применением информационно-коммуникационных технологий)
ТЕМА: «Грибы в осеннем лесу»
Разработала педагог дополнительного образования отделения социальной реабилитации детей- инвалидов Е.В. Кравченко
Тематическое занятие по теме: «Грибы в осеннем лесу»
Цель: Содействовать развитию словаря и активизировать его в связной речи, познавательной речи
Задачи:
-закрепление представлений о лесе;
-познакомить с названиями грибов, их внешними признаками, строением («Познавательное развитии»);
-уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы». Учить согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от глаголов; закрепить употребление предлогов. («Речевое развитие»;
-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. («Социально-коммуникативное развитие»);
-развитие зрительного внимания и восприятия, координации речи с движением. («Физическое развитие»).
Место проведения: ГКУ СО КК «Мостовский КЦРИ».
Дата проведения: 20.09.2022г.
Тип занятия: коррекционно - развивающее занятие с применением информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование занятия: корзинки, раздаточные карточки с изображениями съедобных и несъедобных грибов, муляжи, магнитофон, запись «Голоса леса», «пеньки» (модули), предметные картинки «Грибы» (подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор, бледная поганка, рыжик, белый гриб, масленок, опенок), печенье «Грибочки», презентация, проектор, экран.
Предварительная работа: чтение сказки и просмотр мультфильма В. Сутеева «Под грибом».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Методические приёмы.
- Создание ситуации занимательности.
- Методы словесной передачи (объяснение, рассказ, беседа)
- Наглядные методы (наблюдение, показ образца, показ способа действия и дидактических пособий.
- Игровые методы (пальчиковая гимнастика, физкультминутка, дыхательная гимнастика)
Логика образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
1) Приветствие.
– Здравствуйте, ребята!
2) Мотивация к занятию.
Эмоциональный настрой: звучит запись «Голоса леса»
Ребята, сегодня я хочу предложить вам путешествие в осенний лес. А чтобы попасть в лес, надо сесть на автобус и уехать далеко от центра.
А во время нашего пути я предлагаю вам отгадать загадку.
Кто стоит на крепкой ножке?
В бурых листьях у дорожки?
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад,
Если дождик и тепло,
Он считает повезло!
-Ответ (Гриб)
Правильно! Мы сегодня пойдем по грибы. А что в лесу мы можем о них узнать? Ответы детей- инвалидов: названия грибов, где растут, как их нужно собирать.
Ребята вот мы и приехали. (выходим из автобуса).
Вот и лес. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.
Ребята, вспомните мы с вами читали сказку и смотрели мультфильм «Под грибом». Что удивило муравья, когда кончился дождь, и он выбрался из под гриба?
Ответы: Сначала муравью одному было мало места, а потом всем место нашлось.
Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом
всем пятерым место нашлось?
Ответы: Пока шёл дождь гриб вырос.
-Правильно, грибы растут после дождя.
Недаром и в пословицах сказано: «Будет дождь – будет и гриб». А в какое время года бывает больше всего грибов?
Ответы: Осенью.
-И про то пословица имеется: «Весна красна цветами, а осень – грибами».
Мы с вами попали в настоящее царство грибов.
Грибы очень разнообразные. Все ли грибы можно собирать?
Ответы: нет, есть съедобные и несъедобные (ядовитые)
Почему грибы называют несъедобными?
Ответы: Их нельзя употреблять в пищу.
-Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. А про тех, кто ядовитые грибы в кузовок кладет, говорят: «Ходить в лесу – видеть смерть на носу». Посмотрите, пожалуйста картинки и постарайтесь определить какие грибы несъедобные.
Ответы: мухомор.
-Правильно, но есть ещё и бледная поганка, ложные опята.
(Демонстрация и рассказ).
МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса на опушке,
украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
ядовитый мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки.
«Мухомор красен, да для здоровья опасен». Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их. В лесу мухомор – гриб нужный. Для человека ядовит, а лесным обитателям сгодится. Олени жадно ищут мухоморы и съедают их. Улитки и слизняки прогрызают в шляпках мухоморов дырки. Белки даже сушат их на зиму. В лечебных целях. Люди, кстати, тоже уже научились использовать мухоморы как лекарство от некоторых серьезных болезней.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня — отравится.
-Ребята, я попрошу вас внимательно посмотреть на рисунки и запомнить ядовитые грибы.
Пальчиковая гимнастика «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать (Начинают загибать по одному пальчику
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел
Потому и потолстел.
-Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами.
Но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов:
- Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
- Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;
- Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;
- Не собирать грибы у проезжей части;
- Собирать только известные грибы;
- Не срывать старые и очень маленькие грибы.
- Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.
А что такое грибница?
Ответы: затрудняются ответить.
Педагог даёт понятие грибницы. Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?
Ответы: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.
-Верно, грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей. Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет! Если вы нашли лесной клад — молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом. А грибницу слегка присыпать землей, прикрыть листвой или веткой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год снова вырос гриб. Настоящий грибник, находя хороший гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом осторожно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз. Вот какие подарки преподносит нам лес!
Теперь, вы, грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы (дыхательная гимнастика), собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки (собирают грибы). Дети встают и ходят по комнате, находя расставленные грибы (муляжи) и складывают в корзину.
Затем дети садятся на «пенёчки» (расставленные полукругом)
Как можно назвать одним словом, то что вы собрали?
Ответы: Грибы.
Рассказ педагога о грибах.
Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка.
Педагог показывает по одному грибу и описывает вместе с ребёнком внешний вид и особенности строения (размер, форма и цвет шляпки и ножки, особенности произрастания)
БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая. В глухом бору стоять привык.
Картинки по запросу белый гриб
ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
Картинки по запросу подберезовик под березой
ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.
Картинки по запросу подосиновик
ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
Картинки по запросу лисички.
ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Картинки по запросу опята
Где любят расти опята? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.
Это МАСЛЯТА
Картинки по запросу Маслята в лесу
Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята – сосновые детки. Это значит, что расти они любят под какими деревьями?
Ответы: Под соснами.
-Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему?
Ответы: наверно потому, что липкие, масленые.
-Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.
Познакомить детей- инвалидов с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка.
Объясните разницу в значениях этих слов. Путем сравнения.
Физкультминутка:
Все зверушки на опушке ищут грузди и волнушки, белочки скакали, рыжики срывали. Лисичка бежала, лисички собирала, Скакали зайчатки, искали опятки. Медведь проходил, мухомор раздавил.
-Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу?
Ответ: Нет.
-Их нужно приготовить, вот и узнаем умеете ли вы готовить грибы.
Упражнение "Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).
Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные. Если засолить, они будут соленые, — если замариновать, они будут маринованные, — засушить — сушенные.
Как много грибов мы собрали! Давайте их сосчитаем. Ребята вот и подошла наша прогулка к концу, пора возвращать в наш реабилитационный центр. Прошу вас пройти к автобусу и занять свои места.
Заключительная часть
А во время обратного пути мы с вами подведём итоги нашей прогулки (Приложение: презентация «Грибы в осеннем лесу»).
Что нового вы узнали? Какие бывают грибы? Какие можно собирать грибы, а какие нельзя? (Ответы)
Где растут грибы, съедобные и несъедобные, части гриба, правила сбора грибов. Молодцы! (Добавляет)
А дома я попрошу вас вместе с родителями уточнить, почему нельзя собирать грибы у проезжей части и вблизи фабрик и заводов?
Ребята, мы с вами соблюдали все правила леса и лесные жители решили нас отблагодарить. Они передали вам угощения.
Раздаю детям- инвалидам печенье «Грибочки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по теме: "Лесные животные"
Цель: Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных)....
Конспект заняти на тему: "Лесные соседи"
Конспект заняти на тему: "Лесные соседи"...
Методическая разработка: конспект занятия по теме: «Лесные звери зимой» для детей 4-5 лет
уточнить и расширить представление детей о внешнем виде, образе жизни лесных зверей зимой и об их жилищах (заяц, белка, лиса, волк);как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются о...
конспект нетрадиционного комплексного занятия на тему: "Лесная школа". Вторая младшая группа.
КОНСПЕКТ нетрадиционного комплексного занятия на тему : « Лесная школа»....
Занятие по теме "Лесное богатство Сибири"
Формирование знаний детей дошкольного возраста о Байкале,его растительном мире....
Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Лесные жители»
Цель: создание условий для психического и интеллектуального развития детей посредством работы над мелкой моторикой.Задачи:Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения,...
Календарно-тематическое планрование по теме "Лесные ягоды и грибы".
Календарно-тематическое для средней группы (осень)...