Занятие по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР В гости к Зимушке
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Программное содержание:
Образовательные задачи:
— закрепить знания детей о временах года, о признаках зимы, активизировать словарь по теме.
— развивать умение детей рассказывать о зиме по картинкам-признакам (мнемотаблица)
— расширять представления детей о свойствах снега и льда.
- упражнять в умении составлять рассказ, отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать лексико-грамматический строй речи.
Развивающие задачи:
— продолжать развивать у детей длительный плавный выдох, направленную воздушную струю;
мелкую и общую моторику и координацию речи с движением.
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;
Воспитательные задачи:
— воспитывать отзывчивость и эмоциональный отклик на просьбу о помощи, умение работать в коллективе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
«В гости к зимушке-зиме»
Подготовила: Зуйкова Р.Ф.,
воспитатель высш. кв. категории
МБДОУ «14 «Солнышко»
г. Ковдор
Мурманская область
Программное содержание:
Образовательные задачи:
— закрепить знания детей о временах года, о признаках зимы, активизировать словарь по теме.
— развивать умение детей рассказывать о зиме по картинкам-признакам (мнемотаблица)
— расширять представления детей о свойствах снега и льда.
- упражнять в умении составлять рассказ, отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать лексико-грамматический строй речи.
Развивающие задачи:
— продолжать развивать у детей длительный плавный выдох, направленную воздушную струю;
мелкую и общую моторику и координацию речи с движением.
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;
Воспитательные задачи:
— воспитывать отзывчивость и эмоциональный отклик на просьбу о помощи, умение работать в коллективе
Предварительная работа:
Целевые наблюдения на прогулке, чтение познавательной и художественной литературы, загадывание загадок; заучивание стихотворений, народных примет, пословиц, поговорок; рассматривание картин, иллюстраций; использование словесных, дидактических, подвижных, творческих игр; прослушивание музыкальных произведений.
Ожидаемый результат:
- проявляет любознательность, интерес к изучению природы;
- может описать красоту зимнего пейзажа;
- составляет рассказ по мнемотаблице;
- активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками.
Материалы и оборудование: компьютер, презентация, разноцветные пузырьки, аудиозапись с вьюгой, ребус «Зима», зеркала, белая гуашь, кисточки, листы белой бумаги, леденцы, салфетки, снежинки, карточки с мнемотаблицей на каждого ребёнка.
Методические приемы:
Сюрпризный момент; художественное слово; поэтическое слово; наблюдения; использование загадок, народных примет; показ; объяснения; поисковая деятельность; использование записи муз. произведений, слайдов; двигательная деятельность детей; дидактические игры.
СЛАЙД-1
- Организационный момент.
Стоят в кругу. Доброе утро скажем гостям, доброе утро всем нам.
Игра «Назови себя ласково»
- Давайте поприветствуем друг друга рукопожатием и назовём себя ласково.
- Ребус. Ребята, а знаете ли вы сколько времён года? (четыре). Назовите их: (зима, весна, лето, осень).
СЛАЙД-2
Садятся - В этом ребусе спрятано слово, давайте его разгадаем
Дети: Зима
СЛАЙ-3
Отправляемся в путешествие, а пути вспомним зимний самомассаж
- Самомассаж лицевых мышц с речевым сопровождением «Зима»
СЛАЙД-4
- А чтобы наши щёки стали румяными как на морозе, выполним специальные упражнения.
Смотрят дети из окна: (Поглаживающие движения)
По дорожке ледяной
(НД- от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей)
В гости к ним идёт зима
В белой шубке меховой
СЛАЙД-5
Белая метелица (Спиралевидные движения)
По дорогам стелется,
(НД- от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей)
Закружилась над землёй,
Затянуло небо мглой
СЛАЙД-6
За снежинками снежинки (легкие постукивающие движения)
Тихо кружатся, летят.
(НД- от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей)
Укрывает все тропинки
Покрывалом снегопад
СЛАЙД-7
На ветвях развесил иней (пощипывающие движения)
Ночью дедушка Мороз.
(НД- от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей)
Он сегодня очень сильный –
Щиплет щёки, лоб и нос.
СЛАЙД-8
Побежим домой скорей. (растирающие движения)
Не догонит нас Мороз!
(НД- от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей)
Рукавичкой поскорей
Разотрём мы щёки, нос
СЛАЙД-9
Завтра снова будем мчаться (поглаживающие движения)
На коньках и на санях
(НД- от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей)
И на лыжах с гор кататься –
Ведь зима у нас в гостях.
- Сколько месяцев длится зима?
- Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)
СДАЙД-10
СЛАЙ-11
СЛАЙД-12
- Зима приготовила нам интересные задания и сюрпризы.
СЛАЙД-13
4. Д/и «А зима какая?»
Передавая мяч, скажите какая зима? (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая и т.д.).
Встают в круг
5.Упражнение «Вьюга» с музыкальным сопровождением
Интересное увлекательное путешествие к матушке-зиме продолжается, отгадайте загадку.
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Дети: — Вьюга.
СЛАЙД-14
— Хотите устроить вьюгу с помощью пузырьков? Встаньте прямо, поднесите пузырьки ко рту в вертикальном положении. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в пузырёк, не надувая щёк. Вот так. Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение.
Раздать детям пузырьки. Включается музыкальное сопровождение «Вьюга».
Выполняется детьми 3-4 раза.
СЛАЙД-15
- Д/и "Добавь слово"
-В это время года мы часто говорим слово "снег".
- А давайте поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
СЛАЙД-16
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)
СЛАЙД-17
- Массаж ладоней.
- Ребята, вы любите зимой играть в снежки?
— Предлагаю сделать снежки из бумаги.
-Возьмите лист бумаги.
-Что нужно сделать с бумагой, чтобы получился снежок? (нужно смять бумагу)
Дети лепят снежки.
Игра в снежки.
Соберите снежки, каждый ваш снежок будет красивым словом. Какой снег? Дети собирают снежки, кладут по одному на поднос и придумывают к слову снег прилагательное.
(белый, пушистый, мягкий, искристый, блестящий, липкий, рыхлый, сверкающий …)
СЛАЙД-18
Садятся
- Молодцы! А за что вы любите зиму? (Новогодние праздники, можно кататься на коньках, лыжах, санках, играть в снежки, просто валяться в снегу, строить снежную бабу).
Давайте отдохнём и поиграем с весёлым снеговиком.
- Видеофизминутка «Весёлый снеговик»
СЛАЙД-19
Садятся
- Мнемотаблица. Появляется на слайде мнемотаблица.
- Ребята, как вы думаете о чём мы с вами будем говорить сейчас. (расссуждения детей).
- Эта таблица нам поможет рассказать о зиме.
Послушайте рассказ «Пришла зима»
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.
Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.
Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
- Какие слова помогли мне составить рассказ о зиме?
Снегопад, сугроб, метели, лёд, коньки, санки, строить крепость, игра в снежки.
- Как называется рассказ? (Пришла зима)
Чем зима накрыла землю? (Белым покрывалом – образное выражение)
- Какие подарки принесла зима людям? (лыжи, санки, коньки)
А какие ещё зимние забавы вы знаете?
Рассказы детей.
- Зима благодарит вас за хорошие ответы и дарит вам карточки с помощью которых вы составите свои рассказы.
Встают. А сейчас потренируем глаза.
- ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (со снежинками)
Садятся
СЛАЙД-20
- Появляется на экране Дед Мороз
- Ребята, вы сегодня все очень старались, что даже Дедушка Мороз решил вам сделать подарки. Но, как мне кажется, не совсем будет правильно Дедушку Мороза оставить без наших подарков. Я хочу предложить вам стать художниками и изобразить морозные узоры на зеркалах.
Не забудьте, что рисовать нужно концом кисточки легкими движениями, чтобы получились тонкие линии. Узоры могут состоять из точек, волнистых линий, веточек, снежинок.
СЛАЙД-21
Продуктивная деятельность (2-3 минуты)
Дети на зеркалах рисуют зимние узоры.
Музыка звучит на протяжении всего художественного процесса (П.Чайковский «Зимние грезы»).
- А вот и подарки от деда Мороза, их можно открыть только ключом. А где же он? Воспитатель находит ключ, замороженный во льду.
- Ну и хитрый Дед Мороз. Ребята, давайте подумаем, (Дети дуют, ключ остаётся без изменений под льдом)
- Как нам достать ключ? (рассуждения детей – разбить лёд, подержать в руках, подуть тёплым воздухом).
- Ребята, а я знаю самый быстрый способ – залить горячей водой.
Воспитатель заливает горячей водой лёд, извлекает ключ и раздаёт детям подарки.
12. Итог
Наше увлекательное путешествие завершилось. Что вам больше всего понравилось и запомнилось сегодня?
Примите подарки от зимы и Деда Мороза, (раздать детям мнемотаблицы от зимы и леденцы от Д.М.). Эти таблицы помогут вам составить свои рассказы о зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Культурную речь и слушать приятно».
Конспект открытого подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Культурную речь и слушать приятно». ...
Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития "Знакомство с миром звуков и букв"
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «В гости к Самоделкину»
Цель: Закрепить понятие «согласный звук» на основе закрепления представлений детей о звуках [С, С’].Задачи:Коррекционно-обучающие:Совершенствовать навык звукового и звукобуквенного а...
Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «В гости к Фее Музыки»
Цель: Развивать творческий потенциал детей через включение в различные виды музыкальной деятельности....
Занятие по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей ТНР Наш общий дом
Программные задачи: - формировать представления о родном городе, закрепить представления о достопримечательностях города;- развивать внимание, память, связную речь;- расширить и уточнит...
Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Тема: «Вот и Зимушка-зима»
Цель: Продолжать наблюдения за зимними явлениями природыЗадачи: Коррекционно-образовательные:обобщение, уточнение, расширение знаний о зиме, зимних явлениях;активизировать словарь по теме,совершенство...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Береги энергию, сохрани планету»
Конспект занятия по ФЦКМ по изучению альтернативной энергии....