Занятие по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР В гости к Зимушке
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Программное содержание:

Образовательные задачи:

— закрепить знания детей о временах года, о признаках зимы, активизировать словарь по теме.

— развивать умение детей рассказывать о зиме по картинкам-признакам (мнемотаблица)

— расширять представления детей о свойствах снега и льда.

- упражнять в умении составлять рассказ, отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать лексико-грамматический строй речи.

Развивающие задачи:

— продолжать развивать у детей длительный плавный выдох, направленную воздушную струю;

мелкую и общую моторику и координацию речи с движением.

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;

Воспитательные задачи:

— воспитывать отзывчивость и эмоциональный отклик на просьбу о помощи, умение работать в коллективе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Занятие по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

«В гости к зимушке-зиме»

Подготовила: Зуйкова Р.Ф.,

воспитатель высш. кв. категории

МБДОУ «14 «Солнышко»

г. Ковдор

Мурманская область

Программное содержание:

Образовательные задачи:

— закрепить знания детей о временах года, о признаках зимы, активизировать словарь по теме.

— развивать умение детей рассказывать о зиме по картинкам-признакам (мнемотаблица)

— расширять представления детей о свойствах снега и льда.

- упражнять в умении составлять рассказ, отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать лексико-грамматический строй речи.

Развивающие задачи:

— продолжать развивать у детей длительный плавный выдох, направленную воздушную струю;

мелкую и общую моторику и координацию речи с движением.

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;

Воспитательные задачи:

— воспитывать отзывчивость и эмоциональный отклик на просьбу о помощи, умение работать в коллективе

Предварительная работа:

Целевые наблюдения на прогулке, чтение познавательной и художественной литературы, загадывание загадок; заучивание стихотворений, народных примет, пословиц, поговорок; рассматривание картин, иллюстраций; использование словесных, дидактических, подвижных, творческих игр; прослушивание музыкальных произведений.

Ожидаемый результат:

- проявляет любознательность, интерес к изучению природы;

- может описать красоту зимнего пейзажа;

- составляет рассказ по мнемотаблице;

- активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками.

Материалы и оборудование: компьютер, презентация, разноцветные пузырьки, аудиозапись с вьюгой, ребус «Зима», зеркала, белая гуашь, кисточки, листы белой бумаги, леденцы, салфетки, снежинки, карточки с мнемотаблицей на каждого ребёнка.

Методические приемы:

Сюрпризный момент; художественное слово; поэтическое слово; наблюдения; использование загадок, народных примет; показ; объяснения; поисковая деятельность; использование записи муз. произведений, слайдов; двигательная деятельность детей; дидактические игры.

СЛАЙД-1

  1. Организационный момент.

Стоят в кругу. Доброе утро скажем гостям, доброе утро всем нам.

Игра «Назови себя ласково» 

- Давайте поприветствуем друг друга рукопожатием и назовём себя ласково.

  1. Ребус.  Ребята, а знаете ли вы сколько времён года? (четыре). Назовите их(зима, весна, лето, осень).

СЛАЙД-2

Садятся - В этом ребусе спрятано слово, давайте его разгадаем 

Дети: Зима

СЛАЙ-3

Отправляемся в путешествие, а пути вспомним зимний самомассаж

  1. Самомассаж лицевых мышц с речевым сопровождением «Зима»

СЛАЙД-4

- А чтобы наши щёки стали румяными как на морозе, выполним специальные упражнения.

Смотрят дети из окна: (Поглаживающие движения)

По дорожке ледяной

(НД- от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей)

В гости к ним идёт зима

В белой шубке меховой

СЛАЙД-5

Белая метелица (Спиралевидные движения)

По дорогам стелется,

(НД- от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей)

Закружилась над землёй,

Затянуло небо мглой

СЛАЙД-6

За снежинками снежинки (легкие постукивающие движения)

Тихо кружатся, летят.

(НД- от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей)

Укрывает все тропинки

Покрывалом снегопад

СЛАЙД-7

На ветвях развесил иней (пощипывающие движения)

Ночью дедушка Мороз.

(НД- от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей)

Он сегодня очень сильный –

Щиплет щёки, лоб и нос.

СЛАЙД-8

Побежим домой скорей. (растирающие движения)

Не догонит нас Мороз!

(НД- от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей)

Рукавичкой поскорей

Разотрём мы щёки, нос

СЛАЙД-9

Завтра снова будем мчаться (поглаживающие движения)

На коньках и на санях

(НД- от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей)

И на лыжах с гор кататься –

Ведь зима у нас в гостях.

- Сколько месяцев длится зима?

- Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)

СДАЙД-10

СЛАЙ-11

 СЛАЙД-12

-  Зима  приготовила нам интересные задания и сюрпризы.

СЛАЙД-13

4. Д/и «А зима какая?»

Передавая мяч, скажите какая зима?  (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая и т.д.).  

Встают в круг

5.Упражнение «Вьюга» с музыкальным сопровождением

 Интересное увлекательное путешествие к матушке-зиме продолжается, отгадайте загадку.

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Дети: — Вьюга.

СЛАЙД-14

— Хотите устроить вьюгу с помощью пузырьков? Встаньте прямо, поднесите пузырьки ко рту в вертикальном положении. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в пузырёк, не надувая щёк. Вот так. Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение.

Раздать детям пузырьки. Включается музыкальное сопровождение «Вьюга».

Выполняется детьми 3-4 раза.

СЛАЙД-15

  1. Д/и "Добавь слово"

-В это время года мы часто говорим слово "снег".

- А давайте поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.

СЛАЙД-16

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)

СЛАЙД-17

  1. Массаж  ладоней.

- Ребята, вы любите зимой играть в снежки?

— Предлагаю сделать снежки из бумаги.

-Возьмите лист бумаги.

-Что нужно сделать с бумагой, чтобы получился снежок? (нужно смять бумагу)

Дети лепят снежки.

Игра в снежки.

Соберите снежки, каждый ваш снежок будет красивым словом. Какой снег? Дети собирают снежки, кладут по одному на поднос и придумывают к слову снег прилагательное.

 (белый, пушистый, мягкий, искристый, блестящий, липкий, рыхлый, сверкающий …)

СЛАЙД-18

Садятся

- Молодцы! А за что вы любите зиму? (Новогодние праздники, можно кататься на коньках, лыжах, санках, играть в снежки, просто валяться в снегу, строить снежную бабу).

Давайте отдохнём и поиграем с весёлым снеговиком.

  1. Видеофизминутка «Весёлый снеговик»

СЛАЙД-19

Садятся

  1. Мнемотаблица. Появляется на слайде мнемотаблица.

- Ребята, как вы думаете о чём мы с вами будем говорить сейчас. (расссуждения детей).

- Эта таблица нам поможет рассказать о зиме.

Послушайте рассказ «Пришла зима»

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

- Какие слова помогли мне составить рассказ о зиме?

Снегопад, сугроб, метели, лёд, коньки, санки, строить крепость, игра в снежки.

- Как называется рассказ? (Пришла зима)

Чем зима накрыла землю? (Белым покрывалом – образное выражение)

- Какие подарки принесла зима людям? (лыжи, санки, коньки)

А какие ещё зимние забавы вы знаете?

Рассказы детей.

 

- Зима благодарит вас за хорошие ответы и дарит вам карточки с помощью которых вы составите свои рассказы.

Встают. А сейчас потренируем глаза.

  1. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (со снежинками)

Садятся

СЛАЙД-20

  1. Появляется на экране Дед Мороз

- Ребята, вы сегодня все очень старались, что даже Дедушка Мороз решил вам сделать подарки. Но, как мне кажется, не совсем будет правильно Дедушку Мороза оставить без наших подарков. Я хочу предложить вам стать художниками и изобразить морозные узоры на зеркалах.

        Не забудьте, что рисовать нужно концом кисточки легкими движениями, чтобы получились тонкие линии. Узоры могут состоять из точек, волнистых линий, веточек, снежинок.

СЛАЙД-21

Продуктивная деятельность (2-3 минуты)
Дети на зеркалах рисуют зимние узоры.
Музыка звучит на протяжении всего художественного процесса (П.Чайковский «Зимние грезы»).

- А вот и подарки от деда Мороза, их можно открыть только ключом. А где же он? Воспитатель находит ключ, замороженный во льду.

- Ну и хитрый Дед Мороз. Ребята, давайте подумаем, (Дети дуют, ключ остаётся без изменений под льдом)

- Как нам достать ключ? (рассуждения детей – разбить лёд, подержать в руках, подуть тёплым воздухом).

- Ребята, а я знаю самый быстрый способ – залить горячей водой.

Воспитатель заливает горячей водой лёд, извлекает ключ и раздаёт детям подарки.

12.  Итог 

Наше увлекательное путешествие завершилось. Что вам больше всего понравилось и запомнилось сегодня?

Примите подарки от зимы и Деда Мороза, (раздать детям мнемотаблицы от зимы и леденцы от Д.М.). Эти таблицы помогут вам составить свои рассказы о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Культурную речь и слушать приятно».

Конспект открытого подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Культурную речь и слушать приятно». ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «В гости к Самоделкину»

Цель: Закрепить понятие «согласный звук» на основе закрепления представлений детей о звуках [С, С’].Задачи:Коррекционно-обучающие:Совершенствовать навык звукового и звукобуквенного а...

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «В гости к Фее Музыки»

Цель: Развивать творческий потенциал детей через включение в различные виды  музыкальной деятельности....

Занятие по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей ТНР Наш общий дом

Программные задачи: - формировать представления о родном городе, закрепить представления о достопримечательностях города;- развивать внимание, память, связную речь;- расширить и уточнит...

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Тема: «Вот и Зимушка-зима»

Цель: Продолжать наблюдения за зимними явлениями природыЗадачи: Коррекционно-образовательные:обобщение, уточнение, расширение знаний о зиме, зимних явлениях;активизировать словарь по теме,совершенство...