"Сказкотерапия как средство развития диалогической речи у младших дошкольников"
консультация по развитию речи (младшая группа)
"Сказкотерапия как средство развития диалогической речи у младших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_kak_sredstvo_razvitiya_dialogicheskoy_rechi_u_mladshih_doshkolnikov.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
"Сказкотерапия как средство развития диалогической речи у младших дошкольников"
В дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Одним из эффективных средств в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речевых навыков является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей. Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимает сказку лучше, чем серьёзную для него взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку. Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, к высказываниям ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико - грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости. Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке, которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка. Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Сказкотерапия дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно, интересно. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, а также познает и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку. Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок включает в себя рассказывание русских народных сказок, таких как «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Три медведя» и др., а также рассказывание детьми сказок с помощью мнемотаблицы, чтение потешек «Репка», «Колобок» и др. На формирование выразительности речи детей младшего дошкольного возраста оказывает влияние проведение беседы по сказам. Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание. В итоге применения сказкотерапии как эффективного средства развития речи детей дошкольного возраста, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность. Активизации и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста способствуют дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры с использованием сказок. Дидактические игры «Выложи сказку «Репка»», «Выложи сказку «Курочка Ряба», «Узнай сказку» и др. Сюжетно-ролевые игры: «В гости к сказкам», «Поможем сказке» и т. д. Среди подвижных игр можно отметить такие как, «Колобок», «Теремок», «Как мы поили козлят», «Мишка вылез из берлоги» и др. Содействие развитию речи детей, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку оказывает проведение с детьми пальчиковой гимнастики: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Про курочку Рябу», Машина каша», «Козочка», «Новый дом» и др. Учить видеть взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунки к нему способствует рассматривание иллюстраций по сказкам для правильного восприятия текста сказок (выделить героев, определить их характер): «Курочка ряба», «Заюшкина избушка» «Колобок», Маша и медведь» «Волк и козлята» и др. Работа по составлению (придумывание) загадок по сказкам учит детей отгадывать загадки по схемам, развивает монологическую речь детей, воображение. Формированию эмоционально-насыщенной связной речи, побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности способствует изготовление масок и атрибутов для театрализованной деятельности для сказки («Репка», «Три поросенка» и др. ; показ настольного театра («Теремок», «Маша и медведь» и др.); конструирование из строительного материала («Дом для медведя» и др.); изготовление трафаретов сказочных героев для рисования; подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка». Развитию умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку оказывает влияние такой вид деятельности, как инсценировка сказок, например, «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя» и др. Воспитанию морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев, развитие представления об окружающем мире, развитию творческих способностей детей дошкольного возраста способствует художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка, например, лепка «Репка», «Миски для медведей», «Колобок»; аппликация «Домик»; рисование «Катиться колобок по дорожке», «Цыплята на лужайке», коллективное занятие «Продолжи рисунок», на котором ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Работа над развитием связной речи детей с помощью сказкотерапии включает в себя групповые арт-терапевтические занятия: «Домики», «Страшилки», «Страшная маска», «Красивый рисунок», «Цвета настроений», «Победитель злости» (песочная игротерапия, «Песочный круг» (песочная игротерапия) и др. Так, во время арт-терапевтического занятия «Домики» ярко проявляются личностные особенности детей и проблемы, с которыми предстоит работать. Арт-терапевтическое занятие «Страшная маска» направлено на преодоление страхов. Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним. Арт-терапевтическое занятие «Красивый рисунок» направлено на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать. Упражнение «Победитель злости» (песочная игротерапия) может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение «Мандала» или рисунок в круге – это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние. Создание мандал развивает мелкую моторику, стимулирует мышление; тренирует усидчивость и аккуратность, навык доводить начатое до конца; раскрывает творческий потенциал; улучшает эмоциональное состояние, Ребенок узнает как справляться с эмоциями и сложными чувствами (страхами, тревогой, грустью, гневом, ревностью, одиночеством).
Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять работе с родителями и их просвещению:
- разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и становлении личности детей (например, подготовка консультаций для родителей на тему «Каждому возрасту своя сказка», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика», «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» и др.);
- разъяснить родителям эффективность влияния сказки на воспитание ребенка в разном возрасте (например, подготовка консультаций для родителей на тему «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой», «Как ускорить процесс понимания сказки», «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» и др.);
- консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения (например, подготовка консультаций для родителей на тему «Воспитание сказкой», «Сказкотерапия или сказочное лечение души» и др.);
- рассказывать им о необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно положительных эмоциях;
- оказывать помощь родителям в подборе сказок для чтения детям, составлять список рекомендованных сказок для чтения детям разного возраста с родителями дома – подготавливать презентации для родителей воспитанников, основанных на содержании сказок, таких как «Влияние сказок на психическое развитие ребенка» и др.;
- подготавливать памятки для родителей по формированию традиций ежедневного чтения и обсуждения сказок, например, «Как правильно читать сказки» и др.;
- привлекать родителей к оказанию помощи в подготовке атрибутов к сказкам;
- привлекать родителей к совместному творчеству с детьми (например, участие в выставках рисунков «Наши любимые сказки», «Сказочные герои» и др.;
- оказывать помощь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребенком.
Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме. Таким образом, проблему общего недоразвития речи детей младшего дошкольного возраста можно решать через внедрение метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей. Возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка, оказать коррекционное влияние на ребенка, в котором наиболее ярко проявится принцип обучения – учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников
Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей . В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция...
Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников
Показать влияние сказки на процесс развития связной речи детей....
Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников
Воспитывать у детей интерес и любовь к устному народному творчеству...
Сказка как средство развития связной речи у младших дошкольников
Развивать речь, фантазию, творческие способности....
"Интервью как средство развития диалогической речи старших дошкольников"
Интервью как средство развития диалогической речи старших дошкольников.Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...
Проект « Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»
laquo; Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»...