"Интервью как средство развития диалогической речи старших дошкольников"
презентация урока для интерактивной доски по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Интервью как средство развития диалогической речи
старших дошкольников.
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Одной из актуальных проблем развития речи детей дошкольного возраста остается проблема развития диалогической речи, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу является одним из показателей сформированности индивида как личности.
Как правило, дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками, но затрудняются в рассуждениях и подборе аргументации по теме диалога и т.д.
Для решения задач развития диалогической речи у детей целесообразно подбирать игровые методы, которые могли бы достаточно легко и органично вписаться в жизнь дошкольника. Этот тот необходимый базис, в рамках которого и происходит развитие речевой активности.
На основании всего вышеизложенного, мы предположили, что применение в практической деятельности детей старшего дошкольного возраста метода интервьюирования, поможет усилить речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений.
В психологии. Метод интервью – это вербально – коммуникативный метод, который заключается в проведении разговора между интервьюером и респондентом.
Цель данного метода – развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
В рамках проекта «Хлеб – всему голова» в подготовительной к школе группе с детьми 6-ти лет была организована работа с использованием интересного нетрадиционного метода интервьюирования. Реализация проекта проходила на базе структурного подразделения. На основе метода интервьюирования дети 6-ти лет проводили сбор информации, материала для съемок видеорепортажа, придумывали вопросы, обменивались мнениями.
С учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, их речевыми возможностями в качестве приоритетных задач выделили следующие:
- формировать умение вести диалог со сверстниками и взрослыми;
- развить у детей представление по построению самостоятельных высказываний на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков;
- расширять и активизировать словарный запас;
- способствовать использованию невербальных средств общения;
- сформировать и развить умение общаться в паре, в группе, в коллективе.
Были определены основные направления работы:
- разработка и написание тематического плана по теме: «Интервью»;
- организация студии канала «134 - TV»;
- разработка и организация сюжетно-ролевой игры «Мы - телеведущие»;
- подбор дидактических, словесных игр для развития коммуникативных навыков детей;
- организация взаимодействия с родителями.
В рамках проекта использовались следующие формы работы с детьми:
- подгрупповые занятия с использованием дидактических и словесных игр, практических заданий, элементов интервьюирования; знакомство с техническими средствами - микрофоном, фотоаппаратом, видеокамерой;
- встречи - беседы с интересными людьми – заведующим, старшим воспитателем и педагогами детского сада, родителями, сверстниками;
- выпуск видеорепортажа «Детский сад - TV» по теме: «Что мы знаем о хлебе»
Для помощи детям в овладении на практике методом интервьюирования использовали моделирование. Моделирование считается эффективным приемом развития диалогической речи, так как замена вербальных абстрактных образов зрительными, значительно облегчает обучение. С этой целью была разработана схема - подсказка для ведения диалога. Схема - подсказка состояла из картинок - символов. По этим картинкам совместно с ребятами подбирались возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде картинок-символов.
Это позволило детям учиться задавать вопросы и грамотно на них отвечать, соблюдать последовательность в передаче событий, устанавливать контакт с респондентом и вести диалог, выделять смысловые звенья диалога, развивать умение уверенно держаться перед объективом видеокамеры, развивать быстроту реакции в меняющейся ситуации общения.
Они чувствовали значимость своей работы, поэтому старались четко строить фразы, следить за правильным звукопроизношением и т.д.
Результатом использования метода интервьюирования в практической деятельности детей стала его презентация в форме видеорепортажа.
В ходе организованной работы дети не только приобрели знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intervyu_kak_sredstvo_razvitiya_dialogicheskoy_rechi_starshih_doshkolnikov.ppt | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интервьюирование (от англ. «встреча», «беседа») - метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых.
ЗАДАЧИ : формировать умение вести диалог со сверстниками и взрослыми; развить у детей представление по построению самостоятельных высказываний на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков; расширять и активизировать словарный запас; способствовать использованию невербальных средств общения; сформировать и развить умение общаться в паре, в группе, в коллективе.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: подгрупповые занятия с использованием дидактических и словесных игр, практических заданий, элементов интервьюирования; знакомство с техническими средствами - микрофоном, фотоаппаратом, видеокамерой; встречи-беседы с интересными людьми –заведующим, старшим воспитателем и педагогами детского сада, родителями, сверстниками; выпуск видеорепортажа «134 - TV » по теме: «Что мы знаем о хлебе»
СХЕМА – АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ ? ?!
Таким образом, метод интервьюирования в практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста может быть эффективным средством развития диалогической речи, повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития диалогической речи
В данной работе дано понятие "игры", раскрыт принцип последовательности и систематичности развития диалогической речи по возрастам, представленый некоторые примеры игр....
Программа развития диалогической речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности «Веселый балаганчик».
Проблема развития диалогоической речи дошкольников всегда имела место в педагогике и психологии. Цель этой пронраммы, заключаеться в создании условий для развития диалогической речи детей дошкольного ...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...
"Сказкотерапия как средство развития диалогической речи у младших дошкольников"
quot;Сказкотерапия как средство развития диалогической речи у младших дошкольников"...
Проект « Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»
laquo; Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»...
Проект «Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...
«Квест игра как средство развития диалогической речи у дошкольников 5-7лет»
Городской конкурс успешных педагогических практик«От замысла до воплощения» Номинация «Секреты учебного занятия» Методическая разработка АннотацияПрактика после...