"Использование опорных картинок и составление схем – моделей для развития связанной речи детей старшего дошкольного возраста."
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)
тема по самообразованию в старшей-подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация по развитию речи | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: обучать детей творческому рассказыванию , соблюдая последовательность событий. Задачи обучение пересказу; создание внутреннего плана высказывания; формирование умения связанно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли; расширение и активизация словарного запаса детей; совершенствование диалогической и монологической речи детей; обогащение эмоциональной сферы ребенка; развитие и активизация познавательных процессов: памяти, логического мышления, слухового и зрительного восприятия, внимания, фантазии
Актуальность темы: Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, знаний, умений и культуры, накопленных человечеством. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. Большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности, так как не владеют в полной мере навыками связной речи, достаточными для этого возраста. Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной речи. При нормальном речевом развитии ребенка 5-7 лет основными характеристиками речи являются: последовательность и целостность высказывания, плавность и языковое оформление изложения, соответствие ситуации и полнота. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, которые близки их жизненному опыту. Именно в дошкольном возрасте важно научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. В связи с этим необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи и прежде всего - наглядность. В этом педагогам помогают опорные картинки. В данной технологии я расскажу об опорных картинках Татьяны Анатольевны Куликовской и Натальи Валентиновны Нищевой .
Предполагаемый результат. В результате использования методики у детей: - Появляется желание пересказывать тексты, придумывать рассказы, интересные истории. - Обогащается словарный запас. - Развивается связаная речь. - Формируется самостоятельность, усидчивость. - Появляется полнота и точность отражения в описательных рассказах свойств предмета. - Формируется умение систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности. - Совершенствуются психические процессы - память, внимание, мышление. - Появляется умение составлять план предстоящего связаного текста. - Вырабатывается умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, что невозможно без достаточного словарного запаса, синтаксических умений. - Улучшается словесно-логическое мышление.
Развитие связанной речи и коммуникативных навыков у дошкольников- одна из Важнейших задач детского сада. К семи годам нормально развивающийся ребенок Должен овладеть основными формами устной речи – внешней устной и внутренней, Диалогической и монологической. Обучению дошкольников рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действенных средств развития связанной речи.
В методической литературе принято выделять : Рассказывание по восприятию Рассказы по сериям картинок и по картинам, пересказ текста. Рассказывание по памяти Из личного или коллективного опыта детей Творческое рассказывание Рассказывание по воображению
Пересказ является достаточно простым видом речевой деятельности и представляет собой связанное воспроизведение прослушанного текста, которое может быть как близким к тексту, так и кратким. Действенным средством обучения дошкольников пересказу являются мнемотехнические приемы, к которым можно отнести и использование опорных картинок. М ною использовались адаптированные для дошкольников рассказы и сказки русских писателей Е. Чарушина , В. Сутеева , Б. Житкова. Именно такие тексты покажут детям истинную красоту родной речи, привьют чувство языка, пробудят желание говорить правильно. Для организации бесед по рассказам и сказкам в пособии содержатся вопросы и предполагаемые ответы детей. Опорные картинки заменят собой план пересказа и станут для детей хорошими помощниками.
Лексические темы осенью «ОСЕНЬ» «ЛЕС. ГРИБЫ И ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ» «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ» «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ» «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»
Лексические темы зимой: «ЗИМА» «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ» «ТРАНСПОРТ»
Лексические темы весной «ВЕСНА» «РЫБЫ» «ДОМАШНИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
месяц План работы Сентябрь Приобретение и изучение литературы в соответствии с ФГОС Составление плана работы, определение цели и задач Лексическая тема «Осень» Н.В. Нищева выпуск 1 стр. 4-5. Октябрь Лексическая тема «Лес. Грибы и лесные ягоды» Н.В. Нищева выпуск 3. стр.4-5, Н.В. Нищева выпуск 4 стр. 6-7 Лексическая тема «Дикие животные» Н.В. Нищева выпуск 3. стр. 10-15., Н.В. Нищева выпуск 4 стр. 10-13 Ноябрь Лексическая тема «Перелетные птицы осенью» Н.В. Нищева выпуск 1 стр. 6-7. Лексическая тема «Домашние животные и их детеныши» Н.В. Нищева выпуск 1 стр.8-13, Н.В. Нищева выпуск 3. Стр. 6-9 Лексическая тема «Животные жарких стран» Н.В. Нищева выпуск 1 стр.16-19 4. Памятка для родителей: «Развитие связной речи детей через использование приема моделирования» Декабрь Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Н.В. Нищева выпуск 3. Стр.16-17, Н.В. Нищева выпуск 4 стр. 14-16 Составление схем «Листочек и ворона» Т.А. Куликовская выпуск 2 с.4-5 ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Январь Лексическая тема «Зима» Н.В. Нищева выпуск 4 стр. 8-9 Лексическая тема «Дикие животные и детеныши» Н.В. Нищева выпуск 4 стр.20-23 Составление схем «Как лиса ежа перехитрить хотела» Т.А. Куликовская выпуск 2 с. 20-21 Февраль Лексическая тема «Транспорт» Н.В. Нищева выпуск 1 стр. 14-15, Н.В. Нищева выпуск 3. стр. 22-23. Составление схем «Прятки» Т.А. Куликовская выпуск 2 с. 12-13 Составление схем «Мышка» Т.А. Куликовская выпуск 2 с. 14-15 Март Лексическая тема «Весна» Н.В. Нищева выпуск 1 стр. 22-23, Составление схем «Как сугроб в лесу весну встречал» Т.А. Куликовская выпуск 2 с.6-7 Составление схем «Газон» Т.А. Куликовская выпуск 2 с. 16-17 Составление схемы по памяти из личного опыта Апрель Лексическая тема «Весна» Н.В. Нищева выпуск 4 стр.4-5 Составление схем «Как зима из леса уходить не хотела» Т.А. Куликовская выпуск 2 с.10-11 Составление схем «Пирожок» Т.А. Куликовская выпуск 2 с. 18-19 Май Лексическая тема «Рыбы» Н.В. Нищева выпуск 1 стр.20-21, Н.В. Нищева выпуск 3. стр. 18-21 Лексическая тема «Домашние птицы» Н.В. Нищева выпуск 4, стр.17-19 Составление схем «Откуда в лесу колокольчики появились» Т.А. Куликовская выпуск 2 с.8-9 Составление схем «Как медведь малиной со всеми делился» Т.А. Куликовская выпуск 2 с. 22-23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В данной статье рассказывается о составление рассказов с использованием опорных картинок и схем, о структуре занятия....
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию
Презеньация из опыта работы...
Консультация « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию.
Консультация « Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием схем и знаковых моделей в процессе обучения рассказыванию....
Доклад на тему «Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»
laquo;Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»Первые три года жизни – это период интенсивного физического и психологического развития детей....
Статья на тему: "Использование ТРИЗ, как одной из технологиий в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОНР".
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи является одним из основных направлений развития и образования детей, определяющих содержание программы образования по тре...
Кроссенс- технология как средство развития связаной речи детей дошкольного возраста.
Пояснительная запискаВ связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология раз...
Мастер –класс для родителей на тему: «Технология сторителлинг, с использованием игры пособия Кубики историй, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Цель: знакомство педагогов с технологией «сторителлинг» как средство речевого развития дошкольников.Задачи:-показать возможность развития связной речи через «сторителлин...