РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья по развитию речи

Платонова Татьяна Николаевна

В статье представлен опыт работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями слоговой структуры слова во взаимосвязи специалистов детского сада - учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_chuvstva.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Платонова Т.Н., педагог – психолог

МАДОУ «Детский сад № 202» Город Чудес» г. Чебоксары

platonova1015@mail.ru

 Булдыкова Е.Н., учитель-логопед

     МАДОУ «Детский сад № 202» Город Чудес» г. Чебоксары

lend-182@mail.ru 

Аннотация. В статье представлен опыт работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями слоговой структуры слова во взаимосвязи специалистов детского сада - учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Ключевые слова: развитие чувства ритма, нарушение слоговой структуры, интеграция образовательных областей.

В последние годы резко увеличилось количество детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые множественные нарушения речи. Среди нарушений часто встречается нарушение слоговой структуры слова. Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от ритмической и динамической организации движений [1,с.3]. У детей с нарушениями пространственных представлений, координации движений, несформированностью чувства ритма часто встречаются нарушения речи. Такие дети могут пропускать слоги в словах, недоговаривать окончания слов[5,с.7]. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом: сокращение и пропуск слога («моток-молоток), опускание слогообразующей гласной («пинино»- пианино), увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных («команата»-комната)[6,с. 3]. Дети с нарушением слоговой структуры слова затрудняются в определении на слух ритмических цепочек и заданий с прохлопыванием ритма.

Следовательно, от развития чувства ритма у ребенка зависит способность к овладению слоговой структурой слова. Для эффективности коррекционной работы необходимо взаимодействие всех специалистов и педагогов дошкольного образовательного учреждения: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.  Ритм может использоваться во всех образовательных областях, поэтому мы и ставим задачу интеграции всех образовательных областей. Необходим их синтез, при этом нужно понимать, что целостность образовательным областям придает не столько их объединение, сколько гармоничное проникновение одной области в другую. Ритм выступает первоосновой в художественно-эстетическом воспитании, соединяя в единое целое заложенное природой в личности чувство. Функции ритма определяются выразительностью, эмоциональностью, творческими возможностями в создании художественного образа.

 Ритм - это сердце музыки, ребенок - система, пронизанная ритмами, созвучная ритмам в природе. Ритм окружает нас повсюду, это смена времен года, дня и ночи, движении планет в космосе.  Чем ритмичнее деятельность ребенка, тем более цельной натурой он становится. Ритмичность - одно из основных свойств любого живого организма. В этом и состоит актуальность этой темы.

 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», как компонент образовательной программы, вносит свой весомый вклад в формирование и развитие чувства ритма ребенка.  Ритмическое строение музыкальных произведений помогает ребенку усвоить форму, упорядочить представление о строении песен, фраз, слов.  

Одной из методик преодоления речевых нарушений у детей является логоритмика. Она представляет собой комплекс логоритмических игр и упражнений, которые проводятся в сочетании с ритмической основой: музыкой, движением, стихотворным сопровождением (счёт). [2, с.5] Совместные занятия музыкального руководителя и учителя-логопеда    логоритмикой способствуют формированию правильной и четкой речи. Сочетание движений, произношение слов с определенным ритмом, в такт музыке улучшает настроение, тем самым создаёт ситуацию успеха для неуверенных детей.

Идея использования речи в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу [3, с.12]. Речевые игры и упражнения могут сопровождаться движениями, звучащими жестами – это, так называемая, игра звуками своего тела, игра на его поверхности: щелчки пальцами, хлопки, притопы ногами, шлепки по бёдрам, груди. Звучащие жесты - настоящие помощники педагога, благодаря которым можно гораздо быстрее освоить музыкальные размеры и идеи. Это наилучший способ сформировать чувство ритма.

Важную роль в развитии чувства ритма играют интерактивные игры с длинными и короткими звуками. Идея принадлежит известному французскому учителю музыки и пения середины XIX века Эмме Пари, который ввел в систему обучения музыке ритмические слоги, тем самым создав «язык длительностей».

Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ является универсальным средством развития чувства ритма и творчества детей. Ценность музицирования на инструментах в том, что их можно использовать уже с ясельной группы в различных видах игровой деятельности ребенка, повсеместно. Игра на детских инструментах развивает слух и чувство ритма ребенка. Можно провести экспериментирование со звуками в играх: «Какой звук ты услышал?», «Сколько звуков я пропела?», «Кто как поет?», «Простучи ритм на барабане», «В ложки, бей, бей».  

В процессе реализации задач образовательной области «Физическое развитие» инструктор по физической культуре также работает над развитием чувства ритма. На занятиях физической культурой дети овладевают навыками четкой ходьбы, отбиванием мяча, прыжками. Эти движения требуют от детей ритмичного четкого выполнения. Новое эффективное оборудование для развития координации и чувства ритма - это Сибирский борд - нейротренажер, который мы используем с детьми на занятиях физической культурой, и на занятиях педагога-психолога и учителя-логопеда. Раскачиваясь на тренажере, ребенок повторяет несложные слова и рифмующиеся фразы, тем самым развивая речь и усваивая слоговую структуру слова.

Педагог-психолог в своей работе использует нейроигры и упражнения: «Передай по кругу мяч» (передача мяча с движениями под ритмичную музыку), «Делай как я» (прохлопывание ритма), «Угадай, сколько хлопков» (счет хлопков), пальчиковые игры с одновременным показом разных фигур двумя руками

Ритмичность является одним из основных свойств любого живого организма в природе. Педагогический потенциал ДОУ ритмически организованной среды огромен, он заключается в создании благоприятных условий гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, развитие чувства ритма можно начинать с самой ранней ступени дошкольного детства. Прежде всего, необходимо разработать теоретическое обоснование и программно-методическое обеспечение образовательного процесса детей дошкольного возраста всех возрастных групп.

Список литературы:

  1. Большакова, С.Е. Преодоление  нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. - 3-е изд.- М: ТУ Сфера, 2023.-64с. (Библиотека логопеда)
  2. Воронова, А: Логоритмика для детей 5-7 лет - изд.  Сфера, 2019 г. ; Серия Библиотека логопеда-128с.
  3. Забурдяева Е., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Выпуск I «Движение и речь». СПб: Невская Нота, 2008.-56с.
  4. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. – СПб: Композитор, 2007.
  5. Колганова, В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч.ч1/Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих.-М:АЙРИС-пресс, 2022.-416с.
  6. Четвертушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений
  7.  Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5 – 7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с ОНР, а также коррекции речевой и двигательной сфер.Чувство рит...

Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи посредством музыкально - ритмических движений.

Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. В исследовании, занимавшихся изучением детей с проблемами речи обращается внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушени...

Изучение отношения педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольном учреждении

В данной статье автором рассматривается интеграция образовательных областей в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом и отношение педагогов к реализации принципа ин...

СИСТЕМА РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ"

Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной  средой, окружающими людьми и самим собой играет музыкальное образование в частности один из осно...

Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений с ритмическими палочками"

презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений с ритмическими палочками"...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются с...

Методическая работа. Тема: «Развитие чувства ритма у детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) посредством музыкально-ритмических игр».

Методическая работа. Тема: «Развитие чувства ритма у детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) посредством музыкально-ритмических игр»....