Методическая работа. Тема: «Развитие чувства ритма у детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) посредством музыкально-ритмических игр».
методическая разработка по коррекционной педагогике
Методическая работа. Тема: «Развитие чувства ритма у детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) посредством музыкально-ритмических игр».
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Лазарева И.Н. , д/с № 6. г. Зеленогорск.
Тема: «Развитие чувства ритма у детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) посредством музыкально-ритмических игр».
В своем сообщении хочу поделиться опытом работы по развитию чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), так как у детей с ТНР не формируются связи, лежащие в основе ритма. У таких детей отмечаются слабая координация и ориентация в пространстве, но сохранен слух и интеллект.
Ежегодно по заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии даются рекомендации по развитию у детей с тяжелыми нарушениями речи именно чувства ритма.
Активизация деятельности детей для успешного развития чувства ритма через игру, игровые упражнения, музыкально-дидактические игры позволяет добиваться наиболее высоких результатов.
Представляю вам музыкально-ритмические игры, которые я использую в исполнительской музыкальной деятельности для формирования ритмического чувства, которое осуществляю по принципу «от простого – к сложному». В видеоролике показана работа по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста, начиная с младшей группы. Используются формы работы: с группой, подгруппой, индивидуальная работа.
ССЫЛКА на видео https://youtu.be/N5_UcK_D_0c
Описание МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ИГР:
- «Бегемотики» для детей младшей, средней группы.
Игра направлена на развитие чувства метроритма, межполушарных связей, мелкой моторики. Ритм воспринимается детьми на слух, помогаю показом. Дети не все включаются в работу сразу, но веселая музыка увлекает их в игру, подпевают в припеве.
- «Веселые кружочки». Индивидуальная работа с ребенком младшей группы.
Дети с нарушением речи – визуалы, им необходима зрительная поддержка.
В этой игре, пропевая любимую песенку со словами, ребенок визуально следит за ритмом, хлопая его. Сначала необходима помощь, показ, затем ребенок самостоятельно пользуется ритмическими кружочками, дальше в старших группах дети выкладывают ритмические рисунки песенок самостоятельно.
Чувство ритма развивается при сочетании пения и движения.
- «Кубики в тарелочках». Индивидуальная работа с ребенком старшей группы.
В этой игре ритм также визуален. 4 тарелочки – по количеству долей в такте. Звучит песенка, ритмический рисунок визуально меняется, ребенок выполняет ритмические движения, подкрепленный моим показом. У ребенка развивается умение сопоставить движения с ритмом, координация движений, ритмический слух, внимательность, скорость реакции.
- «Ходьба с хлопками». Подготовительная группа.
Эту игру возможно разучивать с детьми поэтапно, постепенно усложняя:
1) Сначала дать детям послушать «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского,
чтобы они вслушались в ритм музыки;
2) Под музыку «Марш деревянных солдатиков» предложить детям походить по кругу с хлопками, выполняя на один шаг один хлопок. У детей развивается координация движений рук и ног в сочетании с ритмичным движением под музыку, происходит активное слушание.
3) Усложнив задание, подключаем к движению - речь. Под марш дети шагают с хлопками, проговаривая счет вслух - 1,2,3,4.
4) Предложить детям выполнять хлопки через паузы. При этом выполняем шаги на месте, проговаривая счет 1,2,3,4. При 4-дольном размере хлопки звучат на счет 1 и 3, на паузы отводим кисти рук от себя. Чтобы все дети успевали отследить метроритм в этой ритмической игре, темп музыки брать более сдержанный.
После разучивания ритма, дети воспроизводят его самостоятельно. Эту игру использую вначале занятия на ритмической разминке.
- «Передай молоточек». Подготовительная группа. Игра на шумовом инструменте.
Дети сидят по кругу, у каждого ребенка в правой руке – музыкальный молоточек. Разучивая с детьми игру, в которой под музыку «Летка-енька» отстукиваем ритм и передаем молоточек соседу справа по кругу. Форму композиции «Летка-енька» сделала 3-х частной. Во второй части ритм меняется.
В первой части музыки на 1 – ю долю удар по ладони, на 2-ю долю –по колену, на 3 – ю передаем молоточек на колено соседу справа, на 4-ю берем молоточек, который сосед слева положил на ваше колено.
Во второй части музыки при смене музыки отстукиваем ритмический рисунок, чередуя удар молоточком по ладони, по колену.
В 3-й части – повтор 1-й.
В игре «Передай молоточек» у детей развиваются ритмический слух (счет долей – про себя), внимательность, ощущение 3-х частной формы, координация движений, умение дружно исполнять музыку в ансамбле, эмоциональная отзывчивость.
- «Банан-мандарин». Ритмическое двухголосие.
Подобная игра есть у Тютюнниковой Т.Н. Возможно добавить свои вариации. Например, разделить детей на две подгруппы. Первая отхлопывает ровными долями ритм слов «Ба-нан, ли-мон», вторая – ритмический рисунок слов «Ман-да-рин, а-пель-син».
Игру с детьми лучше разучивать в 2 этапа: разучивание каждой партий и затем соединение партий.
При разучивании партий дети под хлопки произносят слова вслух, затем про себя. Соединяя партии также - вслух, затем про себя.
Дети в ритмическом двухголосии услышали не только свой ритм, но и ритмический рисунок другой группы. Этот слуховой тренаж помогает развить у детей ритмический слух, сосредоточенное внимание, ощущение слоговой структуры слова, умение слышать 2-хголосие, а также ответственность за всю группу.
Подобные ритмические игры развивают у детей межполушарные связи, речевые центры, что способствует формированию внятной речи.
Играя с детьми в музыкально-ритмические игры, отметила у детей положительную динамику в развитии чувства ритма, ритмического слуха, координации движения и речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"
"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...
Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма как средство формирования слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с самого раннего возраста. Не является исключением и возможность ра...
Развитие чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи посредством музыкально - ритмических движений.
Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. В исследовании, занимавшихся изучением детей с проблемами речи обращается внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушени...
Методическое пособие «Развитие чувства ритма у детей с тяжёлыми нарушениями речи через музыкально – ритмическую игру»
Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский» «Развитие чувства ритмау детей с тяжё...
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи.
Развитие мелкой моторики у детей с тяжелым нарушением речи...
Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».
Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».Дыхание выполняет очень важную функцию в ж...