Самообразование
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Тема:"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Задачи: совершенствовать диалогическую речь детей, монологическую форму речи, учить связно, последовательно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие связной речи детей старшего возраста | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема | Тема | Этапы | Содержание работы | Результаты |
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают. Эта тема для меня стала актуальной, потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Основная моя цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми. Цель моих занятий по развитию речи с детьми - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов. Для развития связной речи детей я поставила перед собой следующие задачи: • -совершенствовать диалогическую форму речи; -развивать монологическую форму речи; -учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; -учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; -составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями; Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой В своей работе я стараюсь уделять большое внимание и совместной деятельности с детьми - использую большое количество дидактических игр. В ходе игры дети в непринуждённой форме закрепляют полученные навыки, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях и животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь. В совместной деятельности так же отводится много времени для заучивания стихотворений и объяснения смысла непонятных слов, ведь художественное слово является образцом правильной и грамотной речи. Весь год продолжала оснащать группу предметно – развивающей средой. Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей 1.Пальчиковая гимнастика . ( развитие речи через мелкую моторику) 2.Дыхательная артикуляционная гимнастика. 3.Словесные дидактические игры. 5.Потешки, поговорки, пословицы, загадки. В течение года играла с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье. Учила детей сочинять сказки; последовательно, связно рассказывать их друг другу . Основные этапы работы по обучению сочинения сказок: Сотворчество со взрослыми. - придумывание продолжения и завершения сказки, начатой воспитателем, - придумывание по плану воспитателя, - придумывание сказки на основе литературного образца, -изменение конца сказки, -включение в сюжет сказки дополнительных персонажей. Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественное слово. Мы с детьми нашей группы очень много читаем. Дети любят, чтобы им читали. После чтения выясняем, что и как поняли. Наших детей привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После этого беседуем о прочитанном. Это приучает детей анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Моим детям особенно интересны произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации. С детьми играем в игры-драматизации по сказкам с использованием масок -шапочек, инсценировки. Использовала в работе по развитию связной речи приёмы мнемотехники.. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. На тему пересказ рассказов «Четыре желания» Ушинского, «Косточка» Л.Н.Толстого «. Где с помощью мнемотаблицы дети с легкостью запомнили текст и пересказали. Сравнительный анализ полученных в ходе ежегодного диагностического обследования результатов показал, что дети к концу года овладели определенными знаниями, умениями и навыками по развитию речи у дошкольников; научились в игровых ситуациях ставить цели и искать их пути решения Таким образом, считаю, что у детей старшего дошкольного возраста заметно улучшилась связная речь. Повысились творческие способности детей , внимание, воображение. Дети научились пересказывать сказки, читать наизусть стихи с опорой на мнемотаблицу, составлять рассказы по сюжетным картинкам. Занятия по развитию речи дали положительную динамику в развитии детей. Они стали свободно общаться друг с другом и со взрослыми, знают стихотворения, умеют разгадывать загадки. Свободно, для своего возраста, выражают свои мысли, отвечают на довольно сложные вопросы. С помощью взрослого составляют рассказ по картине или игрушке. С удовольствием слушают художественную литературу, отвечают на вопросы по тексту, дети могут передать основную мысль текста, пересказывают знакомые сказки. | «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» | Работу провела в 3 этапа
(подбор материала)
(изучение подобранного материала)
(внедрение изученного материала в педагогическом процессе) | Приступая к работе в начале учебного года , по данной теме, я начала с анализа изучения литературы. Алексеева М.М, Ушакова О.С, Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. Ершова Е.Б Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников. Ушакова О.С Работа по развитию связной речи в детском саду старшая группа. 2004г. Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Сфера,2013г. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники и обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург,2010г. Детство-Пресс. Приобщение к словесному искусству . Смирнова О. дошкольное воспитание 2015г. | Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». Папка-передвижка «Идём тропинкой красивой речи» Памятка «В игры играем – речь развиваем» Создание картотеки «Картины для составления рассказов» «Как Миша варежку потерял», – «Медвежонок на прогулке». – «Как подружки котёнка спасли», – «Девочка и ёж». Памятка «Играем вместе с ребёнком» (речевые игры). Создала картотеку дидактических игр на развитие связной речи. Сделаны дидактические игры своими руками: «Схемы расскажи о животном», «Что сначала, а что потом», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье. Создала картотеки: 1.Пальчиковая гимнастика . ( развитие речи через мелкую моторику) 2.Дыхательная артикуляционная гимнастика. 3.Словесные дидактические игры. 5.Потешки, поговорки, пословицы, загадки. Картотека «Речевые игры» Изготовление родителей с детьми книжек - малышек по любимым сказкам. Приняла участие в работе вебинара «Пальчиковый театр, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста» Приняла участие во всероссийском мастер-классе «ФГОС: технология рассказывания и разучивание стихов с дошкольниками». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...