Технологическая карта непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» с использованием ТРИЗ-технологии "Лимерик".
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Цель: Развивать у детей связную речь. | ||
Образовательные | Развивающие | Воспитывающие |
Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов; учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения; учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения; учить детей создавать варианты рифмующихся текстов.
| Развивать связную и монологическую речь, умение говорить предложениями; развивать логическое мышление; обогащать словарный запас. | Воспитывать способность чувствовать художественную выразительность слова, его точность, образность; воспитывать любовь к родному языку. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие»
Ф.И.О. воспитателя | Соловьева Ксения Геннадьевна | ||
возрастная группа | Старшая группа | ||
Тема занятия: | «В поисках клада» | ||
Форма организации: | групповое | ||
Культурная практика | Сюрпризный момент, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, музыкальная деятельность, двигательная деятельность, речевая деятельность. | ||
Культурно-смысловой контекст | Самовыражение детей, через сочинение собственных стихов; развивает речь, мышление. | ||
Используемые технологии | Технология личностно-ориентированного обучения, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности, технология «ТРИЗ». | ||
Цель: | Развивать у детей связную речь. | ||
Задачи | Образовательные | Развивающие | Воспитывающие |
Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов; учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения; учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения; учить детей создавать варианты рифмующихся текстов. | Развивать связную и монологическую речь, умение говорить предложениями; развивать логическое мышление; обогащать словарный запас. | Воспитывать способность чувствовать художественную выразительность слова, его точность, образность; воспитывать любовь к родному языку. | |
Материал и оборудование: | Конверт с письмом, разрезная картинка «Волшебник», магнитная доска, солнце, лучики от солнца, мяч, модель составления двустрочных рифмовок, схема составления рифмованного текста, модель составления лимериков, сундучок с кладом. | ||
Предварительная работа: | Дидактические игры: «Склад-несклад», «Загадки-добавлялки», «Кто больше подберёт красивых слов», «Отгадывание загадок», «Придумай рифмованные сточки», «Составь рифму», «Составляем лимерики», «Сочиняем разные лимерики». | ||
Словарная работа: | Закрепление понятия «рифма»; активизация словаря; подбор существительных, прилагательных, глаголов, наречий. | ||
Ход занятия: |
Этапы занятия, методы и приёмы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
I этап - Подготовительный – 5 мин. | |||
Организационный момент: сюрпризный момент, мотивация к последующей деятельности. | Воспитатель показывает детям конверт с письмом. Предлагает собрать разрезную картинку, чтобы узнать от кого письмо. | Дети сидят на стульчиках. На магнитной доске собирают картинку. | Настрой детей на совместную деятельность |
II этап - Основной этап - 20 мин. | |||
Словесный метод: беседа | Воспитатель загадывает детям загадку про солнце. (Приложение 1). Показывает на доске круг от солнца и разбросанные лучики. Сообщает, что лучики заколдовал волшебник и предлагает детям их расколдовать. Для того чтобы расколдовать лучики воспитатель предлагает детям выполнить задания, написанные на лучиках. Воспитатель предлагает дидактическую игру «Складушки-ладушки». (Приложение 2). Чтобы расколдовать второй лучик воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Составь рифмованные строчки». (Приложение 3). Воспитатель показывает детям схему составления рифмованного текста и предлагает вспомнить шаги сочинения рифмованных текстов. (Приложение 4). | Дети отвечают. Дети включаются в беседу и соглашаются помочь. Дети включаются в деятельность. Дети по очереди подбирают рифмы к заданным словам Дети из двух рифмующихся слов составляют предложения. Дети перечисляют этапы составления лимерик и пробуют из двух пар рифмующихся слов сочинить стихотворение. | Умеют слушать воспитателя. Готовы прийти на помощь. Научатся искать рифмующиеся друг с другом слова формируется умение составлять рифмующиеся строчки. научатся из четырех слов сочинять стихотворные строчки и составлять стихотворение. |
Практический метод: динамическая пауза | Проводит разминку под музыку «Солнышко лучистое любит скакать». | Дети вместе с воспитателем выполняют движения. | Отвлечь детей и отдохнуть. |
Словесный метод: беседа | Воспитатель спрашивает у детей готовы ли они дальше помогать солнышку. Воспитатель показывает детям модель составления лимерик и предлагает выполнить задание «Сочиняем разные лимерики». (Приложение 5). Воспитатель сообщает детям, что остался последний лучик и на нем нарисована схема, как добраться до клада. | Дети отвечают. Дети с помощью воспитателя составляют лимерик. Дети продвигаются по группе следуя инструкции воспитателя. | формируется навык сочинения небольших стихотворений. формируется умение ориентироваться в пространстве |
III этап – Заключительный этап – 5 мин. | |||
Итог занятия. Рефлексия | Воспитатель подводит итог занятия, спрашивая у детей в каком увлекательном путешествии они были и кому помогали. | Ответы детей. | Проявляют чувство радости от совместно проделанной деятельности. |
Приложение №1
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
Приложение №2.
Дидактическая игра: «Складушки - ладушки»
(игра с мячом – стоя в кругу)
В: Ребята, я буду называть слова, а вы будете подбирать рифму к заданному слову.
Снежок – пирожок
Кошка – окошко
Лук – жук
Ложка – лукошко
Баран – барабан
Муравей – воробей
Врач – грач
Картошка – гармошка
Мышка – пышка.
Рубашка - букашка
Приложение №3
Дидактическая игра: «Составь рифмованные строчки».
(стоя – опираемся на модель составления двустрочных рифмовок)
Воспитатель: Я покажу и назову два рифмующихся между собой слова, а вы должны составить из них две стихотворные строчки.( Если дети затрудняются, то первую строчку подсказывает воспитатель.)
Клубок – колобок
Дети: Бабушка потеряла клубок,
От дедушки убежал колобок.
Мак – рак
Дети: В саду растёт красный мак,
Он по цвету, как, рак.
Конфета – ракета
Дети: В вазе лежит конфета,
На фантике нарисована ракета.
Кошка - ложка
Дети: Под столом сидит кошка,
На столе лежит ложка.
Приложение №4.
Дидактическая игра «Шаги сочинения рифмованных текстов».
(стоя вокруг стола – опираясь на схему составления рифмованного текста)
Воспитатель: Ребята, перед вами схема составления лимериков.
Для того, чтобы составить лимерик, первый шаг - какой?
Дети: Первый шаг: надо выбрать героя или (объект).
Воспитатель: Какой - второй шаг?
Дети: Второй шаг: надо описать какой, он?
Воспитатель: Какой - третий шаг?
Дети:надо подобрать его «дела»
Воспитатель: Какой - четвёртый шаг?
Дети: ещё нужна рифма, чтобы получилось складно
Воспитатель: Какой - пятый шаг?
Дети: своеобразный вывод
Воспитатель: Я назову две пары, рифмующихся между собой слов, а вы попробуйте составить стихотворение.
(Кошка – мошка, лежать - бежать)
Дети: Рыженькая кошка,
Как, маленькая мошка.
Любит подолгу лежать,
А потом быстро бежать
Вот какая у нас кошка.
(схематизация стихотворения; 2-3 ребёнка повторяют с места)
Приложение №5.
«Сочиняем разные лимерики».
(сидя на стульчиках – опираясь на модель составления лимериков)
Воспитатель: Ребята, давайте сочиним небылицу про мышек.
Подберите к слову - «мыши», складное слово.
Дети: «мыши - крыши»
Воспитатель: «Наше стихотворение может начинаться со слов «Жил – был».
Дети: Жили-были мыши
У кота на крыше
Воспитатель: Что мыши могли делать на крыше?
Дети: жить, спать, есть, пищать……
Воспитатель: давайте придумаем рифму к слову «пищать».
Дети: спать, мешать……
Воспитатель: составляем следующую строчку со словом пищать.
Дети: Всю ночь они пищали
Воспитатель: что мешали мыши делать коту?
Дети: спать, играть….
Воспитатель: сочиняем следующую строчку
Дети: Спать ему мешали.
Воспитатель: и подведем итог.
Д: Вот такие не хорошие были мыши.
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим что у нас получилось
Жили-были мыши
У кота на крыше.
Всю ночь они пищали -
Спать ему мешали,
Вот такие не хорошие были мыши.
Ребята как вы думаете получилось у нас сочинить лимерик? (ответы детей). Я тоже думаю что получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по физическому и речевому развитию с использованием здоровьеформирующего компонента «Зима»
Развивать логическое мышление, внимание (зрительное и слуховое), связную речь; использовать здоровьеформирующий компонент НОД;Развивать глазомер, ловкость при метании в горизонтальную цель...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по физическому и речевому развитию с использованием здоровьеформирующего компонента «Зима»
Продолжать расширять знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;Закреплять умение подбирать к существительным прилагательные, согласуя их в роде, числе, падеже.Продолжать формировать умения составлят...
Технологическая карта по ФГОС ДО непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в первой младшей группе на тему: «Курочка Ряба»
Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» с использованием мнемоквадратов....
Непосредственно образовательная деятельность по ФОП области «Речевое развитие» для детей средней группы по теме: «Путешествие в страну цветных карандашей»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Элементы используемых технологий: мнемотехника, здоровьесберегающая, игровая....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФОП области «речевое развитие» для детей средней группы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Элементы используемых технологий: мнемотехника, здоровьесберегающая....
Непосредственно образовательная деятельность по ФОП области «Речевое развитие» для детей средней группы по теме: «Два жадных медвежонка»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Элементы используемых технологий: мнемотехника, здоровьесберегающая, игровая, И...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по речевому развитию с использованием ТРИЗ «Преображение снеговика» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по речевому развитию с использованием ТРИЗ «Преображение снеговика» (подготовительная группа)...