Технологическая карта непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» с использованием ТРИЗ-технологии "Лимерик".
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Соловьева Ксения Геннадьевна

Цель: Развивать у детей связную речь.

Образовательные

Развивающие

Воспитывающие

Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов; учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения; учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения; учить детей создавать варианты рифмующихся текстов.

 

Развивать связную и монологическую речь, умение говорить предложениями; развивать логическое мышление; обогащать словарный запас.

Воспитывать способность чувствовать художественную выразительность слова, его точность, образность; воспитывать любовь к родному языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие»

Ф.И.О. воспитателя

Соловьева Ксения Геннадьевна

возрастная группа

Старшая группа

Тема занятия:

«В поисках клада»

Форма организации:

групповое

Культурная практика

Сюрпризный момент, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, музыкальная деятельность, двигательная деятельность, речевая деятельность.

Культурно-смысловой контекст

Самовыражение детей, через сочинение собственных стихов; развивает речь, мышление.

Используемые технологии

Технология личностно-ориентированного обучения, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности, технология «ТРИЗ».

Цель:

Развивать у детей связную речь.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитывающие

Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов; учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения; учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения; учить детей создавать варианты рифмующихся текстов.

Развивать связную и монологическую речь, умение говорить предложениями; развивать логическое мышление; обогащать словарный запас.

Воспитывать способность чувствовать художественную выразительность слова, его точность, образность; воспитывать любовь к родному языку.

Материал и оборудование:

Конверт с письмом, разрезная картинка «Волшебник», магнитная доска, солнце, лучики от солнца, мяч, модель составления двустрочных рифмовок, схема составления рифмованного текста, модель составления лимериков, сундучок с кладом.

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Склад-несклад», «Загадки-добавлялки», «Кто больше подберёт красивых слов», «Отгадывание загадок», «Придумай рифмованные сточки», «Составь рифму», «Составляем лимерики», «Сочиняем разные лимерики».

Словарная работа:

Закрепление понятия «рифма»; активизация словаря; подбор существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Ход занятия:

Этапы занятия, методы и приёмы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

I этап  - Подготовительный – 5 мин.

Организационный момент: сюрпризный момент, мотивация к последующей деятельности.

Воспитатель показывает детям конверт с письмом. Предлагает собрать разрезную картинку, чтобы узнать от кого письмо.

Дети сидят на стульчиках.

На магнитной доске собирают картинку.

Настрой детей на совместную деятельность

II этап - Основной этап - 20 мин.

Словесный метод: беседа

Воспитатель загадывает детям загадку про солнце.

(Приложение 1).

Показывает на доске круг от солнца и разбросанные лучики. Сообщает, что лучики заколдовал волшебник и предлагает детям их расколдовать.

Для того чтобы расколдовать лучики воспитатель предлагает детям выполнить задания, написанные на лучиках.

Воспитатель предлагает дидактическую игру «Складушки-ладушки».

(Приложение 2).

Чтобы расколдовать второй лучик воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Составь рифмованные строчки».

(Приложение 3).

Воспитатель показывает детям схему составления рифмованного текста и предлагает вспомнить шаги сочинения рифмованных текстов.

(Приложение 4).

Дети отвечают.

Дети включаются в беседу и соглашаются помочь.

Дети включаются в деятельность.

Дети по очереди подбирают рифмы к заданным словам

Дети из двух рифмующихся  слов составляют предложения.

Дети перечисляют этапы составления лимерик и пробуют из двух пар рифмующихся слов сочинить стихотворение.

Умеют слушать воспитателя.

Готовы прийти на помощь.

Научатся искать рифмующиеся друг с другом слова

формируется умение составлять рифмующиеся строчки.

научатся из четырех слов сочинять стихотворные строчки и составлять стихотворение.

Практический метод: динамическая пауза

Проводит разминку под музыку «Солнышко лучистое любит скакать».

Дети вместе с воспитателем выполняют движения.

Отвлечь детей и отдохнуть.

Словесный метод: беседа

Воспитатель спрашивает у детей готовы ли они дальше помогать солнышку. 

Воспитатель показывает детям модель составления лимерик и предлагает выполнить задание «Сочиняем разные лимерики».

(Приложение 5).

Воспитатель сообщает детям, что остался последний лучик и на нем нарисована схема, как добраться до клада.

Дети отвечают.

Дети с помощью воспитателя составляют лимерик.

Дети продвигаются по группе следуя инструкции воспитателя.

формируется навык сочинения небольших стихотворений.

формируется умение ориентироваться в пространстве

III этап – Заключительный этап – 5 мин.

Итог занятия.

Рефлексия

Воспитатель подводит итог занятия, спрашивая у детей в каком увлекательном путешествии они были и кому помогали. 

Ответы детей.

Проявляют чувство радости от  совместно проделанной деятельности.

Приложение №1

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

Приложение №2.

Дидактическая игра: «Складушки - ладушки»

(игра с мячом – стоя в кругу)

В: Ребята, я буду называть слова, а вы будете подбирать рифму к заданному слову.

Снежок – пирожок

Кошка – окошко

Лук – жук

Ложка – лукошко

Баран – барабан

Муравей – воробей

Врач – грач

Картошка – гармошка

Мышка – пышка.

Рубашка - букашка

Приложение №3

Дидактическая игра: «Составь рифмованные строчки».

(стоя – опираемся на модель составления двустрочных рифмовок)

Воспитатель: Я покажу и назову  два рифмующихся между собой слова, а вы должны составить из них две стихотворные строчки.( Если дети затрудняются, то первую строчку подсказывает воспитатель.)

Клубок – колобок

Дети: Бабушка потеряла клубок,

От дедушки убежал колобок.

Мак – рак

Дети: В саду растёт красный мак,

Он по цвету, как, рак.

Конфета – ракета

Дети: В вазе лежит конфета,

На фантике нарисована ракета.

Кошка - ложка

Дети: Под столом сидит кошка,

На столе лежит ложка.

Приложение №4.

Дидактическая игра «Шаги сочинения рифмованных текстов».

(стоя вокруг стола – опираясь на схему составления рифмованного текста)

Воспитатель: Ребята, перед вами схема составления лимериков.

Для того, чтобы составить лимерик, первый шаг - какой?

Дети: Первый шаг: надо выбрать героя или (объект).

Воспитатель: Какой - второй шаг?

Дети: Второй шаг: надо описать какой, он?

Воспитатель: Какой - третий шаг?  

Дети:надо подобрать его «дела»

Воспитатель: Какой - четвёртый шаг?  

Дети: ещё нужна рифма, чтобы получилось складно

Воспитатель: Какой - пятый шаг?

Дети: своеобразный вывод

Воспитатель: Я назову две пары, рифмующихся между собой слов, а вы попробуйте составить стихотворение.

(Кошка – мошка, лежать - бежать)

Дети: Рыженькая кошка,

Как, маленькая мошка.

Любит подолгу лежать,

А потом быстро бежать                                                                                                            

Вот какая у нас кошка.

(схематизация стихотворения; 2-3 ребёнка повторяют с места)

Приложение №5.

«Сочиняем разные лимерики».

(сидя на стульчиках – опираясь на модель составления лимериков)

Воспитатель: Ребята, давайте сочиним небылицу про мышек.

Подберите к слову - «мыши», складное слово.

Дети: «мыши - крыши»

Воспитатель: «Наше стихотворение может начинаться со слов «Жил – был».

Дети: Жили-были мыши

У кота на крыше

Воспитатель: Что мыши могли делать на крыше?

Дети: жить, спать, есть, пищать……

Воспитатель: давайте придумаем рифму к слову «пищать».

Дети: спать, мешать……

Воспитатель: составляем следующую строчку со словом пищать.

Дети: Всю ночь они пищали

Воспитатель: что мешали мыши делать коту?

Дети: спать, играть….

Воспитатель: сочиняем следующую строчку

Дети: Спать ему мешали.

Воспитатель: и подведем итог.

Д: Вот такие не хорошие были мыши.

Воспитатель: ребята, давайте посмотрим что у нас получилось

Жили-были мыши

У кота на крыше.

Всю ночь они пищали -

Спать ему мешали,

Вот такие не хорошие были мыши.

Ребята как вы думаете получилось у нас сочинить лимерик? (ответы детей). Я тоже думаю что получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по физическому и речевому развитию с использованием здоровьеформирующего компонента «Зима»

Развивать логическое мышление, внимание (зрительное и слуховое), связную речь;  использовать здоровьеформирующий компонент НОД;Развивать глазомер, ловкость  при метании в горизонтальную цель...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по физическому и речевому развитию с использованием здоровьеформирующего компонента «Зима»

Продолжать расширять знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;Закреплять умение подбирать к существительным прилагательные, согласуя их в роде, числе, падеже.Продолжать формировать умения составлят...

Непосредственно образовательная деятельность по ФОП области «Речевое развитие» для детей средней группы по теме: «Путешествие в страну цветных карандашей»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Элементы используемых технологий: мнемотехника, здоровьесберегающая, игровая....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФОП области «речевое развитие» для детей средней группы

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Элементы используемых технологий: мнемотехника, здоровьесберегающая....

Непосредственно образовательная деятельность по ФОП области «Речевое развитие» для детей средней группы по теме: «Два жадных медвежонка»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Элементы используемых технологий: мнемотехника, здоровьесберегающая, игровая, И...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по речевому развитию с использованием ТРИЗ «Преображение снеговика» (подготовительная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по речевому развитию с использованием ТРИЗ «Преображение снеговика» (подготовительная группа)...