Характеристики развития связной речи дошкольников
статья по развитию речи
Отправной точкой в развитии речи являются первые слова ребенка, которые в речи взрослых выполняют функцию целых предложений.
Первый шаг в разработке предложения - объединить два слова. Предложения из двух слов появляются примерно через 1 год 7 месяцев и состоят из обозначения объекта и объекта действия. Особенностью этого этапа является особый порядок слов в предложении, когда метка действия ставится после имени объекта действия.
К 2 годам 5 месяцам в речи дошкольника начинает появляться форма придаточного предложения, раскрывающая причинно-следственную связь, служащую показателем развития мышления. Затем усваиваются предлоги и союзы, соединяется сложное предложение. Приоритетным направлением речевого развития на этом возрастном этапе является конструирование различных контекстных конструкций. Для младших дошкольников характерна простая форма диалогической речи, в которой ответ полностью повторяет вопрос или воспроизводит его часть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Характеристики развития связной речи дошкольников | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристики развития связной речи дошкольников
Отправной точкой в развитии речи являются первые слова ребенка, которые в речи взрослых выполняют функцию целых предложений.
Первый шаг в разработке предложения - объединить два слова. Предложения из двух слов появляются примерно через 1 год 7 месяцев и состоят из обозначения объекта и объекта действия. Особенностью этого этапа является особый порядок слов в предложении, когда метка действия ставится после имени объекта действия.
К 2 годам 5 месяцам в речи дошкольника начинает появляться форма придаточного предложения, раскрывающая причинно-следственную связь, служащую показателем развития мышления. Затем усваиваются предлоги и союзы, соединяется сложное предложение. Приоритетным направлением речевого развития на этом возрастном этапе является конструирование различных контекстных конструкций. Для младших дошкольников характерна простая форма диалогической речи, в которой ответ полностью повторяет вопрос или воспроизводит его часть.
Средний дошкольный период характеризуется разбросом интересов, появлением новых видов деятельности, речевые отклонения от непосредственного практического опыта. Детская речь начинает отражать логические взаимосвязи, практически исчезает бесконечная форма общения,
обязательно возникает новая форма речи - сообщение в виде монолога. Особенность монологической речи дошкольников - ситуативный характер изложения. Теперь вербальные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Дети в возрасте пяти лет развивают способность произносить относительно длинные предложения, содержащие до 15 слов.
В старшем дошкольном возрасте диалог - это действительно настоящее общение: происходит обмен информацией, есть логические рассуждения, возможен конфликт. Характер диалога зависит от сложности решаемых задач в совместной деятельности.
У старшего дошкольника постепенно переходит к связному монологу, отличающемуся более строгой логикой и последовательностью.
Старшие дошкольники осваивают особенности строения устной речи.
Когда они овладевают речью, мы учим детей грамотному использованию средств контекстной и ситуативной речи в зависимости от условий, содержания и характера общения.
А для этого вам нужно знать и применять критерии для разработки согласованных речь.
Критерии развития связной речи.
Для гармоничного воспроизведения художественного текста мы четко представляем ребенку предмет высказывания, учимся анализировать и описывать предмет, устанавливать связи и отношения между событиями.
Связный текст имеет две основные особенности - связность и целостность. Дополнительными особенностями связной монологической речи являются грамматическое оформление высказывания, лексическое разнообразие, звуковое оформление сообщения.
Связность.
Связность определяется как сочетание двух или более предложений (не более 7) с семантическим единством и логическим переходом от одной части предложения к другой.
Исходя из этого, критерии связности можно разделить на два: связность микротем и связность предложений.
Микротема - это элемент и соединение сюжета. Микротемы напрямую связаны с темой, связаны друг с другом напрямую и образуют общую логическую линию, которая проходит по всему тексту.
Целостность.
Целостность - смысловое единство в результате формирования структуры содержания определяется во всем тексте или на его отдельных, относительно полных по содержанию фрагментах.
Механизмы понимания текста начинают складываться в возрасте 4 - 5 лет, и детям этой возрастной группы сложно правильно передать содержание текста.
К старшему дошкольному возрасту заметно появление умения логично и гармонично передать текст, но детям этого возраста сложно:
- в самостоятельном выборе ядерного смысла текста, ключевых слов в произведении;
- при составлении рассказа - комментарий;
- при повествовании искаженного текста.
Грамматически правильная структура предложения.
Предложение имеет целостную структуру и характеризуется единством смысла.
В 5-6 лет дошкольники осваивают синтаксическую структуру родного языка в простых и сложных формах. В речи старших дошкольников предложения появляются с причастием и предложениями с участием. Дети используют средства для выражения субъективной оценки - вводные слова. Показателями ситуативной речи являются:
- предикативная речь (использование глаголов и подлежащее нельзя называть);
- использование жестов и мимики, полностью или частично заменяющих слова;
- использование заменителей - личных местоимений третьего лица, вводных местоимений, наречий, профсоюзных слов.
Минимальное присутствие ситуативных элементов в речи дошкольников - показатель нормы, но если мы встречаемся с ними в изложении, это часто свидетельствует о невозможности сформировать связное предложение монолога.
Разнообразие словесных средств.
Дети приобретают собственный, оригинальный стиль речи, это зависит как от разнообразия лексического фонда, так и от силы критического отклонения слов, не соответствующих тематике изложения. Словесная инерция, оговорки, неточности в использовании слов.
Понимание и употребление слов детьми в возрасте от 3 до 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько активно слова используются в окружающей речевой среде и от того, как организована дошкольная деятельность с соответствующими предметами.
С ростом словарного запаса развивается понимание содержания слов, и дети вместе с развитием содержательной стороны речи постепенно осваивают ее образные элементы. Дети 6-7 лет, рассказывая сказки, стараются не только последовательно и логично передать содержание произведения, но и сказать «красиво», используя антонимы, сравнения, образные выражения.
Недостаточное владение словарным запасом языка приводит к неточностям в речи, что особенно характерно для повествования, требующего высокого
произвол в выборе языковых средств.
Звуковое оформление высказывания.
Звуковое оформление высказывания носит интегративный характер и включает интонационную выразительность и беглость изложения.
Интонация - важный языковой инструмент. Одно и то же предложение, произносимое с разной интонацией, может иметь разные значения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Консультация предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений....
Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"
Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....
Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе комбинированной направленности («Технология развития связной речи дошкольников» Т.А Сидорчук, Н.Н.Хоменко))
Конспект занятия по развитию речи в средней группе комбинированной направленности («Технология развития связной речи дошкольников» Т.А Сидорчук, Н.Н.Хоменко)...