Конспект ОД по речевому развитию "Вот какие осенние чудеса"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект ОД по речевому развитию "Вот какие осенние чудеса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по речевому развитию с использованием технологии
проблемного обучения в подготовительной к школе группе
Тема: «Вот какие осенние чудеса».
Подготовила и провела
воспитатель Давыдова Е.И.
г.Бугуруслан
Тема: «Вот какие осенние чудеса».
Цель: познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.
Задачи:
Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных,
уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.
Закрепить умение определять количество слогов в слове разной сложности.
Учить правильно употреблять предлоги под, на, между.
Упражняться в составлении предложений с помощью схем.
Развивать интонационную выразительность речи.
ХОД ОД
В группу заносится сундучок.
Воспитатель:
– Хотите узнать, что в сундучке? Надо закончить чистоговорку:
Чок-чок-чок-открывайся…(сундучок)
Сундучок открывается, и дети обнаруживают осенние листья.
– Ребята, осень на память о себе оставила осенние листья. Какие они?
(Разноцветные, пестрые, багряные…)
– Чем ещё нас обрадовала осень? (Красотой, листопадом, овощами, фруктами, грибами, т.е. урожаем).
– Ребята, в сундучке еще что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».
«Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав.
Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?
Ваш давний друг – Волшебница Осень».
Эвристические вопросы:
– Ребята, что вы услышали сейчас?
– Когда произошла эта история? Где?
– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, берёзовка)
– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)
– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?
– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?
– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).
– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.
– Во-первых, обратимся к схеме. – Что мы знаем об образовании слов?
– Как образуются слова?
– От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу? (берёза)
Поиск: (используется схема)
1) с помощью соединения двух слов;
2) уменьшалочка: березовка;
3) увеличалочка: берёзовище;
4) ласкательное слово: берёзовичок.
– А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте порассуждаем.
– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?
Показ слайдов: « Почему грибы так называются?»
- Боровик растет в бору.
– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку.
- Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и
образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».
- У масленка шляпка масленая, как будто намазана маслом.
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
- Сейчас я вам предлагаю поиграть со словами, ассоциирующимися со словом «лес» и определить количество слогов в этих словах.
Задание: Для выполнения задания мы будем использовать перфокарточки.
Необходимо «посадить» слово в соответствующий количеству слогов вагончик.
Игра «Найди грибок»
Задание: необходимо разместить грибы согласно предложенному, педагогом словосочетанием с употреблением предлогов под, на, между. Например: Опята растут на пне.
– А теперь давайте вернемся к нашему грибу.
– Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)
– На березе, под березой.
– Какое слово мы можем образовать с помощью частички «под» и слова?
(Подберезовик)
– Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно
образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.
– У нас получилось название гриба. Что оно обозначает? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)
Проверка в словаре: подберезовик.
«Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)
– Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?
– Мы обязательно сообщим им о нашем решении.
Физкультминутка
Шу-шу-шу –
Я листочками шуршу.
Су-су-су –
Под листочками грибы в лесу.
Разноуровневые задания:
- Сейчас я предлагаю вам построить предложения с помощью схем.
1 уровень – предложение из четырех слов.
2 уровень – предложение из шести слов.
3 уровень – составить небольшой рассказ.
Итог занятия
- Ребята, как вы считаете, помогли мы решить проблему друзьям Мише и Косте?
- Как правильно называется гриб, который растет под березой?
Я хочу вам показать, как оцениваю вашу работу сегодня (улыбаюсь).
- А как вы оцениваете свою работу? (показ с помощью мимики).
- Как можно еще показать, что вы работали хорошо? (показывают жестами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по речевому развитию "Какие бывают дома"
конспект занятия по речевому развитию для детей с зпр на тему "Какие бывают дома"...
Конспект занятия на тему "Ах, какая осень!"
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект ООД по речевому развитию «Дары осени»
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе ...

конспект занятия по речевому развитию " Золотая осень" ( средняя группа)
Цель занятия: учить детей рассматривать картинку с изображением осени; показать детям многообразие красок золотой осени; познакомить с поэтическим творчеством. Прививать любовь к окружающей природе. Р...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Осеннии чудеса ». Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с с
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Осеннии чудеса ». Цель: формиров...