Технологическая карта занятия по развитию речевых умений дошкольников старшего возраста Составление рассказа по серии сюжетных картин
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Донцова Наталья Петровна

Технологическая карта  занятия по развитию речевых умений дошкольников старшего возраста

                                                                            Составление рассказа по серии сюжетных картин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_sostavlenie_rasskaza_po_serii_syuzhetnyh_kartin_1.docx472.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  занятия по развитию речевых умений дошкольников старшего возраста

                                                                            Составление рассказа по серии сюжетных картин

Образовательные области:  «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Тема занятия: «Расскажи, что случилось?»

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: составление рассказа по частям и целиком с опорой на серию сюжетных картинок.

Задачи занятия:

Обучающая: самостоятельно и с помощью воспитателя составлять описательный рассказ с опорой  на серию сюжетных картинок: «Заяц и снеговик» , «Зимние забавы»

Развивающая: строить описательный рассказ грамотно, связно, последовательно.

Воспитательная: высказываться по очереди, не перебивать другого, слушать рассказы других внимательно.

Планируемые результаты занятия:

-дети  самостоятельно и с помощью  воспитателя  составляют рассказ с опорой на серию сюжетных картинок  «Заяц и снеговик», «Зимние забавы»;

-дети строят описательный рассказ грамотно, связно, последовательно;

-высказываются по очереди, не перебивают другого, слушают рассказы других детей внимательно

Подготовительная работа: составление описательных рассказов по дидактическим картинкам.

Материалы и оборудование:  серия  сюжетных картин «Заяц и снеговик» , «Зимние забавы»

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей на предстоящую речевую деятельность

Ребята, сегодня утром к нам в  детской сад почтальон принес письмо.

Разговор воспитателя с детьми

Слушают воспитателя

Настраиваются на предстоящую деятельность

2.

Основной этап

2.1

Этап   постановки проблемы

Заинтересовать детей деятельностью через использование частично-поискового вопроса

-Давайте посмотрим что в нем! (Письмо от Лисички, в котором она пишет, что хочет принять участие в конкурсе рассказов. Но ей нужна помощь, чтобы составить самый лучший рассказ.  В конверте еще лежат  картинки).

-Вы согласны помочь Лисички?

-Что для этого надо сделать?

Словесный- разговор воспитателя с детьми, частично-поисковый вопрос

Вопросы воспитателя к детям

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

-Да

-Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку, составить по каждой картинке несколько предложений, придумать название, составить рассказ по всем картинкам.

Проявляют  заинтересованность в деятельности

Предлагают свои варианты ответов

2.2

2.3

Этап ознакомления с материалом

Этап решения проблемы

Обучающая: самостоятельно и с помощью воспитателя составлять описательный рассказ с опорой  на серию сюжетных картинок

Развивающая: строить описательный рассказ грамотно, связно, последовательно.

Воспитательная: высказываться по очереди, не перебивать другого, слушать рассказы других внимательно.

Снять статическое напряжение

Обучающая: самостоятельно и с помощью воспитателя составлять описательный рассказ с опорой  на серию сюжетных картинок

Развивающая: строить описательный рассказ грамотно, связно, последовательно.

Воспитательная: высказываться по очереди, не перебивать другого, слушать рассказы других внимательно.

Воспитатель выставляет картинки на магнитную доску не по порядку ( одна картинка не по сюжету).

Внимательно посмотрите на картинки.

-Что общего на этих картинках?

-Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?

https://pandia.ru/text/80/454/images/img4_16.jpg

https://pandia.ru/text/80/454/images/img1_35.jpg

 

-Какое время года изображено на первой картинке?

-Чем заняты дети?

Рассмотрите вторую картинку.

- Что задумал сделать заяц?

-Как он это решил сделать?

Рассмотрите третью картинку.

 -Что придумал заяц после неудачного прыжка за морковкой?

- Смог заяц дотянуться до морковки? Почему?

 

Рассмотрите четвертую картинку.

- В каком настроении находится заяц? Почему?

- Как вы думаете, что будет делать заяц дальше?

Рассмотрите пятую картинку.

- Что произошло со снеговиком?

- Почему он растаял?

-Какое настроение у зайца? Почему?

Физкультминутка «Зимние игры»

Стали дети кататься  (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),

И снегу кувыркаться  (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать - («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)

—бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

А теперь поиграем с вами в игру « Продолжи  рассказ».

Повторение рассказа по картинкам. Один ребёнок начинает, другой - продолжает и так далее.

Пересказ рассказа по частям (2-3ребенка);

Пересказ рассказа целиком (1-2 ребенка).

Ребята, я думаю, что составленный нами рассказ очень понравиться Лисички и она сможет победить на конкурсе.

Указание

Вопросы

Словесный: указание, вопрос

Показ движений

Словесный : указание

Практический: составление рассказа по серии сюжетных картинок

.

Дети слушают воспитателя и рассматривают   картины

Отвечают на вопросы воспитателя

-На всех картинках одни и те же герои

Ответы детей.

-Зима

-Лепят снеговика

Ответы детей

-Увидел снеговика и захотел съесть морковку

-Подпрыгнул, а достать не может

 -Принести лестницу решил. И все равно достать морковку не смог. Потому что она короткая.

-Загрустил заяц , так как даже лестница не помогла ему достать морковку. Заяц сел около снеговика

-Снеговик медленно начал таять. Потому что припекло солнышко.  Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный заяц с удовольствием ее съел морковку

Дети выполняют движения за воспитателем

 

Дети составляют и рассказывают по серии картинок рассказ.

 

Однажды, дети слепили снеговика во дворе. Он получился веселым, красивым, высоким. Дети ушли домой, а в это время из леса выбежал заяц. Увидел заяц снеговика, вместо носа у него была морковка. Захотел заяц съесть ее. Стал он подпрыгивать, не может достать морковку. Подставил лесенку, не достал, сел и пригорюнился. В это время солнышко стало пригревать. Заяц был умный и догадливый. Он стал ждать, когда снеговик растает. Солнце светило все ярче и ярче и снеговик растаял. Обрадовался зайчик, взял морковку и съел ее.

Дети расставляют картинки в правильном порядке поочередно

Рассматривают картинки

Объясняют образы, изображенные на картинках, отвечают на вопросы воспитателя

Снимают статическое напряжение

Дети составляют и рассказывают по серии картинок рассказ, сочиняют ему продолжение.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов занятия

О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого получили письмо? О чем нас просила Лисичка? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать?

 Словесный: вопросы воспитателя

Отвечают на вопросы воспитателя

Объясняют, что делали, какие рассказы получилось составить.

                                                                                        Сюжетная картинка « Зимние забавы»

https://pandia.ru/text/80/454/images/img4_16.jpg 

                                                                                       

                                                                                        Серия сюжетных  картин «Заяц  и  снеговик»

 https://pandia.ru/text/80/454/images/img1_35.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин»

Одним из средств развития связной речи является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит, формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представлени...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей 4-5 лет«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Моя кукла».

Цель: способствовать развитию связной речи детей 4-5 лет посредством обучения их составлению рассказов по серии сюжетных картин. Задачи: - обучать детей внимательно рассматривать ...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Тема: «На горке».

Конспект НОД по развитию речи  для детей старшей группы  Составление рассказа по серии сюжетных картинок.  Тема: «На горке»....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа".

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа"....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему: "Составление рассказа по серии сюжетных картин "Клубок".

Главная цель научить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин "Клубок". В занятии использованы игры по формированию грамматического строя речи, артикуляционная гимнастика. В основе ...

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин

К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шишка»

Цель: создание мотивационного настроя на предстоящую деятельность.Программное содержание: упражнять в образовании существительных - названий детенышей животных с помощью суффиксов -онок. ;образовывать...