Технологическая карта занятия по развитию речевых умений дошкольников старшего возраста Составление рассказа по серии сюжетных картин
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Технологическая карта занятия по развитию речевых умений дошкольников старшего возраста
Составление рассказа по серии сюжетных картин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_sostavlenie_rasskaza_po_serii_syuzhetnyh_kartin_1.docx | 472.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия по развитию речевых умений дошкольников старшего возраста
Составление рассказа по серии сюжетных картин
Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Тема занятия: «Расскажи, что случилось?»
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: составление рассказа по частям и целиком с опорой на серию сюжетных картинок.
Задачи занятия:
Обучающая: самостоятельно и с помощью воспитателя составлять описательный рассказ с опорой на серию сюжетных картинок: «Заяц и снеговик» , «Зимние забавы»
Развивающая: строить описательный рассказ грамотно, связно, последовательно.
Воспитательная: высказываться по очереди, не перебивать другого, слушать рассказы других внимательно.
Планируемые результаты занятия:
-дети самостоятельно и с помощью воспитателя составляют рассказ с опорой на серию сюжетных картинок «Заяц и снеговик», «Зимние забавы»;
-дети строят описательный рассказ грамотно, связно, последовательно;
-высказываются по очереди, не перебивают другого, слушают рассказы других детей внимательно
Подготовительная работа: составление описательных рассказов по дидактическим картинкам.
Материалы и оборудование: серия сюжетных картин «Заяц и снеговик» , «Зимние забавы»
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Заинтересовать детей на предстоящую речевую деятельность | Ребята, сегодня утром к нам в детской сад почтальон принес письмо. | Разговор воспитателя с детьми | Слушают воспитателя | Настраиваются на предстоящую деятельность |
2. Основной этап | ||||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Заинтересовать детей деятельностью через использование частично-поискового вопроса | -Давайте посмотрим что в нем! (Письмо от Лисички, в котором она пишет, что хочет принять участие в конкурсе рассказов. Но ей нужна помощь, чтобы составить самый лучший рассказ. В конверте еще лежат картинки). -Вы согласны помочь Лисички? -Что для этого надо сделать? | Словесный- разговор воспитателя с детьми, частично-поисковый вопрос Вопросы воспитателя к детям | Слушают воспитателя, отвечают на вопросы. -Да -Расставить картинки по порядку, рассмотреть каждую картинку, составить по каждой картинке несколько предложений, придумать название, составить рассказ по всем картинкам. | Проявляют заинтересованность в деятельности Предлагают свои варианты ответов |
2.2 2.3 | Этап ознакомления с материалом Этап решения проблемы | Обучающая: самостоятельно и с помощью воспитателя составлять описательный рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Развивающая: строить описательный рассказ грамотно, связно, последовательно. Воспитательная: высказываться по очереди, не перебивать другого, слушать рассказы других внимательно. Снять статическое напряжение Обучающая: самостоятельно и с помощью воспитателя составлять описательный рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Развивающая: строить описательный рассказ грамотно, связно, последовательно. Воспитательная: высказываться по очереди, не перебивать другого, слушать рассказы других внимательно. | Воспитатель выставляет картинки на магнитную доску не по порядку ( одна картинка не по сюжету). Внимательно посмотрите на картинки. -Что общего на этих картинках? -Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой?
-Какое время года изображено на первой картинке? -Чем заняты дети? Рассмотрите вторую картинку. - Что задумал сделать заяц? -Как он это решил сделать? Рассмотрите третью картинку. -Что придумал заяц после неудачного прыжка за морковкой? - Смог заяц дотянуться до морковки? Почему?
Рассмотрите четвертую картинку. - В каком настроении находится заяц? Почему? - Как вы думаете, что будет делать заяц дальше? Рассмотрите пятую картинку. - Что произошло со снеговиком? - Почему он растаял? -Какое настроение у зайца? Почему? Физкультминутка «Зимние игры» Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах), И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки). Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую) Стали лепить их и друг в друга кидать - («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь). Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения) —бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький) Весело зимой! Не хочется домой! А теперь поиграем с вами в игру « Продолжи рассказ». Повторение рассказа по картинкам. Один ребёнок начинает, другой - продолжает и так далее. Пересказ рассказа по частям (2-3ребенка); Пересказ рассказа целиком (1-2 ребенка). Ребята, я думаю, что составленный нами рассказ очень понравиться Лисички и она сможет победить на конкурсе. | Указание Вопросы Словесный: указание, вопрос Показ движений Словесный : указание Практический: составление рассказа по серии сюжетных картинок . | Дети слушают воспитателя и рассматривают картины Отвечают на вопросы воспитателя -На всех картинках одни и те же герои Ответы детей. -Зима -Лепят снеговика Ответы детей -Увидел снеговика и захотел съесть морковку -Подпрыгнул, а достать не может -Принести лестницу решил. И все равно достать морковку не смог. Потому что она короткая. -Загрустил заяц , так как даже лестница не помогла ему достать морковку. Заяц сел около снеговика -Снеговик медленно начал таять. Потому что припекло солнышко. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный заяц с удовольствием ее съел морковку Дети выполняют движения за воспитателем
Дети составляют и рассказывают по серии картинок рассказ.
Однажды, дети слепили снеговика во дворе. Он получился веселым, красивым, высоким. Дети ушли домой, а в это время из леса выбежал заяц. Увидел заяц снеговика, вместо носа у него была морковка. Захотел заяц съесть ее. Стал он подпрыгивать, не может достать морковку. Подставил лесенку, не достал, сел и пригорюнился. В это время солнышко стало пригревать. Заяц был умный и догадливый. Он стал ждать, когда снеговик растает. Солнце светило все ярче и ярче и снеговик растаял. Обрадовался зайчик, взял морковку и съел ее. | Дети расставляют картинки в правильном порядке поочередно Рассматривают картинки Объясняют образы, изображенные на картинках, отвечают на вопросы воспитателя Снимают статическое напряжение Дети составляют и рассказывают по серии картинок рассказ, сочиняют ему продолжение. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов занятия | О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого получили письмо? О чем нас просила Лисичка? Про кого составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось делать? | Словесный: вопросы воспитателя | Отвечают на вопросы воспитателя | Объясняют, что делали, какие рассказы получилось составить. |
Сюжетная картинка « Зимние забавы»
Серия сюжетных картин «Заяц и снеговик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин»
Одним из средств развития связной речи является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит, формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представлени...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей 4-5 лет«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Моя кукла».
Цель: способствовать развитию связной речи детей 4-5 лет посредством обучения их составлению рассказов по серии сюжетных картин. Задачи: - обучать детей внимательно рассматривать ...
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Тема: «На горке».
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Тема: «На горке»....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа".
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа"....
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему: "Составление рассказа по серии сюжетных картин "Клубок".
Главная цель научить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин "Клубок". В занятии использованы игры по формированию грамматического строя речи, артикуляционная гимнастика. В основе ...
Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин
К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шишка»
Цель: создание мотивационного настроя на предстоящую деятельность.Программное содержание: упражнять в образовании существительных - названий детенышей животных с помощью суффиксов -онок. ;образовывать...