Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин
презентация по развитию речи

Ильяшенко Татьяна Владимировна

К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин

Слайд 2

Связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи — коммуникативная . Она осуществляется в двух основных формах— диалоге и монологе .

Слайд 3

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико: 1. от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика . 2. без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Слайд 4

Связная речь ребенка – итог его речевого развития. Базируется связная речь на: 1. обогащении и активизации его словарного запаса 2. формировании грамматического строя речи 3. воспитании её звуковой культуры.

Слайд 5

Одним из средств развития связной речи является картина . Учить ребенка рассказывать по картинам - это значит, формировать его связную речь.

Слайд 6

В дошкольном возрасте ставится задача учить детей самостоятельно составлять повествовательный рассказ по содержанию картины. Использование серий сюжетных картин, объединенных общим сюжетом, способствует: 1. формированию у детей умений развивать сюжетную линию 2. придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию 3. соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Слайд 7

Составление устного рассказа требует большой подготовительной работы. Педагогу необходимо помочь дошкольникам: -собрать, -систематизировать , -композиционно оформить материал, -обогатить лексический словарь детей новыми словами и синтаксическими конструкциями. Выполнению этих задач способствует работа с картиной. Красочная содержательная картина оказывает на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, обогащает его мыслями и чувствами, побуждает к высказыванию . К.Д. Ушинский писал: « Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно …»

Слайд 8

Дети учатся: 1. рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим. 2. овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец . Всеми этими умениям дети должны овладеть до поступления в школу.

Слайд 9

При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать: строгую постепенность , переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным.

Слайд 10

По своему содержанию картина должна : 1. соответствовать возрасту детей и уровню их развития. 2. предоставлять простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение . Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей.

Слайд 11

На занятиях по развитию речи можно использовать картины из серий: «Мы играем» (автор Е. Батурина ), «Наша Таня»(автор О.И. Соловьева ) «Картины для развития речи и расширения представлений детей» (автор Б.И. Радина и В.А. Езикеева ) и др.

Слайд 12

Наглядность - необходимое условие развития грамотной связной речи ребенка. Громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы , представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.

Слайд 13

В качестве дидактического материала, для развития связной речи, можно использовать : - сюжетные картинки; - диафильмы; - иллюстрации в книге; - диапозитивы; - собственные работы детей на заданную тему и т.д.

Слайд 14

Сочинения по картине делятся на три вида: - повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; - повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; - описание картины;

Слайд 15

Существует определенный порядок работы с сюжетными картинками : - рассматривание сюжетных картинок с целью усвоения содержания; - чтение воспитателем деформированного текста; - беседа, в которой выясняется, что предложенные педагогом предложения это не рассказ; - определение порядка следования предложений; - чтение педагогом текста в восстановленном виде.

Слайд 16

Рассматривая сюжетную картину, ребенок все время говорит. Педагог должен: -поддерживать этот детский разговор, -сам говорить с детьми -путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития

Слайд 17

Для развития связной речи рекомендовано проведение следующих видов занятий с сериями сюжетных картин: 1.Занятия с использованием заданий по серии сюжетных картин, на которых изображены несколько сценок с известным детям сюжетом; 2. Составление рассказов описательного характера по картинам с местом действия, предметами, событиями, изображенными на первом плане; 3. Составление рассказов по сериям сюжетных картинок, на которых подробно изображено развитие сюжета.

Слайд 18

В процессе работы с сюжетными изображениями используются следующие приемы : - зрительное выделение всех объектов на сюжетном изображении ; - восприятие картины по плану; - выделение первого, второго, третьего планов сюжетного изображения ; - детальное рассматривание одного объекта; - узнавание предметов в различных взаимозависимостях между ними; - определение взаимоположения объектов на картине и пространственных соотношений между изображёнными объектами ; - моделирование картины игрушками, предметными изображениями, силуэтами, схемами, фишками; - моделирование удаленности предметов в пространстве на подставках с прорезями и перфорированных досках; - « оживление» сюжетного изображения, моделирование картины детьми ; - нахождение несоответствий ; - установление причинно-следственных связей; - анализ сюжетного изображения с точки зрения восприятия изображенного различными анализаторами (слухового, тактильного, вкусового и обонятельного): узнавание объектов, изображенных на картине, по информативным признакам на полисенсорной основе ; - использование приёмов «вхождения» в картину (восприятие с подключением слуховых, тактильных, кинестетических ощущений ); - соотнесение натуральных объектов и их деталей, эталонов цвета, формы, величины, качества поверхности с объектами изображения ; - переведение объектов сюжетного изображения через кальку, по трафарету; - подбор идентичного объекта: наложи, положи рядом; − составление рассказов.

Слайд 19

В дидактических играх можно научить детей способам обследования предметов и их изображений, различения, узнавания и сравнения. Таковы игры “Подбери такой же, как на картине”, “Найди такого же цвета, как на картине”, “Узнай по вкусу тот предмет, который изображен на картине” и другие, в которых дети не только учатся анализировать признаки, но и дифференцировать объекты по сходству и различию, а это способствует обогащению словаря ребенка, формированию семантической стороны речи.

Слайд 20

Вниманию детей можно предложить дидактические игры, способствующие обогащению и систематизации представлений детей об объектах сюжетного изображения: « Четвертый лишний » « Найди сходства », «Что сначала, что потом ?» « Найди отличия » « Части целого» и др . В книжном и театральном уголках можно разместить плоскостные фигурки для моделирования картины на фланелеграфе , фигурки на штырьках для моделирования сюжета картины на перфорированной доске, мелкие игрушки для обыгрывания сюжета.

Слайд 21

Эффективность обучения умению составлять рассказ будет зависеть также от: - соблюдения принципов: систематичности и последовательности; -связи теории с практикой ; -доступности ; -непрерывности ; -организации процесса обучения (прохождение материала строится по -принципу : от простого к сложному, постоянно опираясь на усвоенные знания ); -своевременного выявления и устранения затруднений, которые испытывают дошкольники; - сформированности у дошкольников умения работать самостоятельно; -умения работать с серией картинок (правильно определять последовательность картинок, рассматривать, анализировать картину, подбирать заголовки к каждой картинке, понимать композицию картины, улавливать идею картины, умения составлять мини-рассказ по каждой картинке); -понимания детьми общей темы, которой объединены все картинки; -восприятия картинки как структурной части целого; -активной деятельности ребят; - сформированности мотивации; -умения воспитателя грамотно задавать вопросы и продумывать систему работы по формированию умения составлять рассказ; -умения создать благоприятные условия для использования разнообразных методов, приемов, средств, форм работы; -умения правильно организовать процесс усвоения теоретических сведений (все изучение строится на практическом уровне); -учета психологических особенностей детей дошкольного возраста и т.д.

Слайд 22

В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов. В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

Слайд 23

В младшем дошкольном возрасте ( 3-4 года ) при обучении связной речи : 1. широко применяются игрушки и предметы . Занятия по рассматриванию и описанию игрушек – одни из самых любимых и интересных занятий по родному языку . Обычно они проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживлённо. Дети рассказывают об игрушке и о действиях с ней . 2. рассказывание по картинке осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

Слайд 24

В среднем дошкольном возрасте ( 4-5 лет ) при обучении связной речи : 1 . на занятиях широко используются картины , изданные в качестве учебных наглядных пособий. Дети учатся описывать изображенное на картине. У них формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе. Появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами . 2. значительное место занимают рассказы детей о себе , о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей. Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы. 3. детей учат описывать игрушки, предметы , используя распространённые предложения или высказывания, состоящие из 2-3 предложений.

Слайд 25

В старшем дошкольном возрасте ( 5-6 лет ) при обучении связной речи : 1. ребёнок делает описание игрушек, уже начинает употреблять в своей речи сложные синтаксические конструкции, состоящие из двух простых предложений, связанных между собой сочинительной или подчинительной связью. Высказывания его приобретают характер рассказа. Интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее. Дети учатся описывать игрушки , предметы, проявляя все большую самостоятельность и активность . 2 . активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

Слайд 26

В старшем дошкольном возрасте ( 6-7 лет-подготовительная группа ) при обучении связной речи : 1. продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия – дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах – описаниях. На занятиях по описанию игрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется, следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети . 2. при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия, самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие . 3. продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи. Используются все разновидности рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ по одной картине или серии сюжетных картин . В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать "додумывать" предыдущие или последующие события.

Слайд 27

Дошкольники в процессе формирования умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок должны практически овладеть: - признаками текста (текст имеет тему, главную мысль; его можно разделить на части, озаглавить; предложения текста связаны общей темой); - речевыми средствами выразительности (темп, громкость, тон, логические паузы и ударения), а также о мимике, жестах – как невербальных средствах выразительности речи; - умением рассматривать, анализировать предложенные картинки; - умением видеть сюжетную линию в предложенной серии картинок, соотносить свой текст с содержанием картинок, отражать в своем тексте идею картинок; - умением озаглавливать рассказ по картинке, серию картинок и каждую в отдельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.     Своевременное и полноценное формировани...

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.Своевременное и полноценное формирование речи в дошкол...

«Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин»

Одним из средств развития связной речи является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит, формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представлени...

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок.

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. В связной речи реализуется коммуникативное  общение,  ярче выступает...

Индивидуальный план по самообразованию "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"

Индивидуальный план по самообразованию "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"...