Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа".
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы " Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_devochka_masha_i_kukla_natasha.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада на тему:
«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Девочка Маша и кукла Наташа»
Цель: развитие связной речи старших дошкольников.
Задачи:
- Активизировать словарь детей по теме «Зима» через игру «Нарисуй словами».
- Совершенствовать навыки словообразования.
- Дифференциация понятий «одевать» - «надевать».
- Продолжать учить детей озаглавливать текст, давать имена героям.
- Учить детей связно составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Оборудование и материалы: магнитная доска, магниты, вырезанные из бумаги снежинки с наклеенными на них текстами загадок, картинки; мяч; сюжетные картинки.
I. Организационный момент
Дети сидят полукругом на ковре.
Воспитатель: «Ребята! Сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила вот это. Что это? (конверт). Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочитаем».
Воспитатель загадывает загадки каждому ребёнку и отдает картинку – отгадку.
Ты откуда, ты откуда Красный нос, в руках метелка.
Прилетел к нам красногрудый? Проживает рядом с елкой.
Облетел я всю Сибирь, К холодам давно привык
А зовут меня… (снегирь). Наш веселый…(снеговик).
Белоснежная коса. Пробивался сквозь снежок,
Чудо – девица краса Удивительный росток.
Деда Мороза внучка. Самый первый, самый нежный,
Добрая…(Снегурочка). Самый бархатный цветок
(подснежник).
С неба падают зимою. На дорогу, поле, лес
И кружатся над землею. Звезды падали с небес.
Легкие пушинки. Собирал я их, ребята
Белые…(снежинки). Целый день большой лопатой.
(снегопад).
Он по снегу – не пешком, Чудо – дворник перед нами:
По сугробам - не бегом! Загребущими руками
Мчится он, а не идет. За одну минуту сгреб
А зовется…(снегоход). Преогромнейший сугроб.
(снегоуборочная машина).
Воспитатель: «Молодцы ребята! Давайте поместим картинки отгадки на доску, чтобы хорошо рассмотреть их» (помещаем картинки на доску, еще раз называют картинки, выделяя голосом корни слов).
Дети садятся на стулья.
-Ребята, как вы думаете, какое слово есть во всех этих словах? (ответы детей: СНЕГ).
-Правильно, во всех этих словах есть общая часть «снег». Это самое главное слово, от него образовались все остальные слова.
-Как мы назовем все эти слова? (родственные слова, слова - родственники).
II. Игра «Нарисуй словами»(Игра с мячом)
Воспитатель:«Ребята, скажите, когда бывает снег? (ответы детей:«Снег бывает зимой»).Что такое зима? (ответы детей:«Зима – это самое холодное время года»). Ребята! Давайте представим, что мы художники, но у нас нет красок и кистей. Как мы можем нарисовать зиму? Давайте встанем кружок и нарисуем зиму словами?».
Зима ранняя
Зима поздняя
Зима тёплая
Зима холодная
Зима злая
Зима морозная
Зима снежная
Зима вьюжная
Зима студёная
III. Активизация словаря
Воспитатель: «Давайте еще раз вспомним, какое сейчас время года? (ответы детей). Какая зимой погода? (на улице холодно, морозно, идёт снег, дует холодный ветер, может быть метель).
- Правильно! Что мы делаем для того, чтобы нам не было холодно на улице? (Мы надеваем зимнюю одежду).
- Вспомните, какую зимнюю одежду и обувь вы знаете? (шуба, тёплое пальто, шарф, варежки, валенки).
Физминутка
Воспитатель: «Давайте представим, что мы собираемся на прогулку. Идем в раздевалку (в кружочек).
- Надеваем шапки….
- Надеваем шубу…
- Надеваем валенки…
- Надеваем шарфик…
- Надеваем рукавички….
Имитация одевания: надевание шапки, шубы, варежек, шарфа, валенок.
IV. Составление рассказа
Воспитатель: «Ребята, смотрите, в конверте есть ещё что-то!!! Что это? (дети: картинки). Снегурочка нам отправила картинки с интересным рассказом о девочке Маше».
Беседа по вопросам:
- Когда это было зимой или летом? Куда вышла девочка Маша?
Как она была одета?
- Что Маша держала в руках? Куда Маша села?
- Кого Маша посадила на качели? Смогла Маша качаться? Почему?
- Какая была кукла, тяжёлая или лёгкая?- Кто тяжелее: Маша или кукла?
- Что Маша слепила? Куда Маша посадила снеговика?
- Какая девочка Маша? (умная, сообразительная).
Установление последовательности:
Воспитатель: «Чтобы составить рассказ, нужно картинки разложить по порядку. Помогите мне в этом!».
1 картинка: Это было зимой. Девочка Маша вышла во двор. С ней была её любимая кукла Наташа. Маша захотела покачаться на качелях.
2 картинка: Она посадила куклу на одну сторону качели, а сама села на другую. Кукла Наташа была очень лёгкой и Маша не смогла качаться на качелях.
3 картинка: Маша слезла с качелей, скатала комки снега и слепила снеговика.
4 картинка: Маша посадила снеговика рядом с куклой Наташей. Теперь можно было качаться на качелях.
НАПОМНИИТЬ ДЕТЯМ перед началом рассказа озаглавить текст: «Я хочу рассказать о девочке Маше и кукле Наташе».
V. Итог занятия
- От кого мы сегодня получили письмо? (Мы получили письмо от Снегурочки).
- Что она нам отправила?
- К какому слову мы подбирали родственные слова
- Что мы учились делать? (Мы учились сочинять рассказ).
- Что вам понравилось на занятии?
Составила воспитатель: Швецова Н.И.
Меня не растили Как называется машина, которая
Из снега слепили помогает убирать снег?
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Бел да не сахар
Ног нет, а идет.
Машина, которая сама
По снегу ходит (снегоход)
Дети зимой катаются не только
На санках и лыжах, но и на … (снегокатах).
Как зовут внучку Деда Мороза?
Как называется явление природы,
когда падает снег?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"
Данное занятие способствует закреплению лексики по теме «Части тела", дети учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь, согласовыват...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...
Конспект по развитию речи и творческой деятельности в старшей группе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Составление рассказа по серии сюжетных картинок....
конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж". Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно р...
конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж". Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно р...
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Тема: «На горке».
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Тема: «На горке»....
Технологическая карта занятия по развитию речевых умений дошкольников старшего возраста Составление рассказа по серии сюжетных картин
Технологическая карта занятия по развитию речевых умений дошкольников старшего возраста...