Конспект занятия по ознакомлению рассказом И.Я.Яковлева "Автан" на чувашском языке
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект занятия в средней группе  по ознакомлению детей  с рассказом И.Я.Яковлева "Автан" на чувашском языке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 34 «Крепыш» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект занятия в  средней группе «Ознакомление детей с рассказом И. Я. Яковлева

 «Автан» на чувашском языке»

Разработала воспитатель

средней группы  «Гномики»

Артемьева Альбина Олеговна

Новочебоксарск – 2023.

Конспект занятия «Ознакомление детей средней группы с рассказом И.Я.Яковлева «Автан» на чувашском языке».

Задачи:

  1. Познакомить с историей чувашского букваря и его создателем – И.Я. Яковлевым.
  2. Повышать интерес к чувашскому языку, культуре, истории чувашского народа.
  3. Воспитывать чувство любви к своей малой Родине.
  4. Развивать умение слушать чувашскую речь.

Ход:

Под звуки чувашской народной песни воспитатель приглашает детей в круг.

- Послушайте, ребята, какая красивая песня  нас встречает. Как вы думаете, на каком языке звучит эта песня? (ответы детей)

- Правильно, на чувашском. Я думаю, что это неспроста, она зовет нас, чтобы мы  собрались вместе, и узнали что-то новое и интересное. А песня назывется  «Два петушка» ( «Икӗ пӗчӗк сар автан»). А вот и Петушок к нам пожаловал.

Давайте поприветствуем Петушка на чувашском языке.

Дети вместе с воспитателем здороваются с Петушком на  чувашском языке:

- Ырă кун пултӑр!

- В большой стране у каждого из нас есть свой родной уголок - город, деревня, где он родился, провел свои детские годы, ходил в детский сад, как вы, ребята. Это его маленький дом - его малая Родина. И где бы ни жил человек, он всегда с любовью и трепетом вспоминает ее. Скажите мне, ребята, а как называется ваша малая Родина? (Ответы детей).

- Правильно, город Новочебоксарск. И она входит в Чувашскую Республику. Значит мы с вам родились на Чувашской земле.

Есть одна  легенду про чувашскую землю.  И наш Петушок хочет, чтобы вы узнали ее. Хотите расскажу?

«Когда-то давно у  чувашского народа была  книга, которая учила добру, дружбе, трудолюбию.  Прошло время. Нежданно-негаданно напали на чувашский народ злые племена, хотели похитить  самое дорогое, что у них было – Золотую Книгу, но не нашли ее, потому что те, кто охранял эту книгу, положили ее в Золотую шкатулку и зарыли в землю, а сами погибли в бою. Верили наши предки, что родится на чувашской земле богатырь, который разыщет Золотую книгу родного народа и вернет ее людям. И вот нашелся такой человек – это И. Я. Яковлев».

-Посмотрите на портрет этого человека.

Этим человеком стал Иван Яковлевич Яковлев. Он ходил по деревням, собирал по крупицам у чувашских старцев пословицы, поговорки, легенды, притчи, истории. И записывал их в свою книгу, так слово за словом, пополнялась эта книга. А потом он составил Букварь. А что это такой букварь?

По букварю дети учатся читать и писать. Благодаря букварю Ивана Яковлевича Яковлева чувашский народ научился писать и читать на своем родном языке – на чувашском. А букварь, которую он создал назвали Золотой книгой Чувашии.

Поэтому И.Я. Яковлева называют просветителем чувашского народа.

Вот такая вот легенда.

Петушок с вами хочет поиграть. Игра так и называется «Петушок».

Давайте поиграем с петушком.

Воспитатель объясняет правила игры.

Дети становятся в круг и берутся за руки. Выбирают водящего – Петушка . Водящий становится в круг и изображает петушка.

-Тух-тух-тух- тух

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.(Дети идут по кругу).

Под окном стоит,

На весь двор кричит

(Петух машет крыльями)

Кто услышит, тот бежит

Ку-ка-ре-ку!

(Дети разбегаются, петух ловит детей).

В своем букваре Яковлев и про Петушка написал рассказ. Он назвавется «Автан», что переводится как петушок.

- А хотите я вам прочитаю рассказ, который называется «Автан».  Автан переводится на русский язык как петух. 

А вы послушайте рассказ и постарайтесь понять, о чем говорится в рассказе.

Воспитатель читает детям рассказ

« Пирĕн пĕр пысăк хĕрлĕ автан пур. Вăл тăр кăнтăрла урапа çине хăпарать те: «Кики-рик-ку!» - тесе авăтать. Сасси аван, хÿри илемлĕ, авăна-авăна тăрать. Кикирикки пысăк, тĕклĕ ураллă, качи вăрăм. 
Сирĕн автан çапла-и?»

-Ребята,  по тому, как я прочитала рассказ, по мимике, по интонации что вы поняли?

-О ком говорится в рассказе?

- А что петух умеет делать?

- Иван Яковлевич ругает петуха или хвалит, а может им он любуется. Как вы думаете?

А давайте проверим, вы, не зная чувашского языка,  постарались понять о чем говорится в рассказе.

Я теперь вам прочитаю перевод рассказа на русском языке.

Воспитатель читает

«Есть у нас большой красный петух. Каждый раз ровно в полдень взлетает он на телегу и громко поёт: «Кука-ре-ку-у!» Голос у него — прямо заслушаешься, хвост — загляденье, колесом. Гребешок у петуха большой, ноги мохнатые, шпоры длиннющие. Ваш петух тоже такой?..»

- Понравился вам рассказ?

-Правильно вы поняли, о чем говорится в рассказе, когда я вам прочитала на чувашском языке? (Ответы детей).

- А давайте вспомним, кто написал этот рассказ?

А  еще какими великими делами прославился Иван Яковлев?

А вот и наш Петушок рад, что помог нам узнать о И.Я. Яковлеве. И он хочет с вами проститься.

Сывӑ пулӑр.

Дети прощаются с петушком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога с детьми по обучению чувашскому языку. Тема: «В весеннем лесу».

Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы по обучению чуваскому языку...

Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" (обучение чувашскому языку) в старшей группе на тему "В гостях у бабушки"

Данный материал будет полезен воспитателям при обучении детей старшего возраста чувашскому языку...